"Мёртвые" Ту-144

Реклама
В нынешнюю субботу музей посетили наши друзья с "Туполева" во главе с главным конструктором Ту-204 , а в прошлом - ведущим инженером по испытаниям Ту-144 В.Н.Поклад.
233488_900.jpg


Валерий Николаевич оказался человеком очень интересным. Он летал на многих Ту-144, включая наш 77106. Вспомнил много интересных подробностей, ответил на наши вопросы.

233893_900.jpg


Оранжевая обивочная ткань кресел "люкс" закупалась аж в Иране, чем занимался лично погибший в Парижской катастрофе В.Бендеров.

234070_900.jpg


Еще из интересного, оказалось, что штурвалы на нашем самолете вовсе не выведены из строя, как мы думали раньше. Усилия на них таковы, что с трудом удается сдвинуть с места двумя руками. Оказалось, это норма. Загружатели стоят во взлетном режиме.

234247_900.jpg


Удалось раскрыть тайну разношерстных панелей пола в 3ем салоне нашего 77106. Часть из них вместо обычных клееных с сотовым заполнителем, кустарно обшиты некрашенным дюралем. Причина оказалась проста - клееные композитные панели попросту не выдерживали циклических нагрузок, и ломались. Проблема эта остается по сей день, т.к. ничего нового до сих пор не придумали.

Также выяснилось, что жаропрочные панели на хвосте не титановые, а из нержавеющей стали, т.к. титан не выдерживал температурных циклов.

Ну а мы в оставшееся время, плодотворно поработали на борту.Починили еще три шторки.

234675_900.jpg


234803_900.jpg


Осталось восстановить всего несколько штук, но для них нет ткани. Оригиналы полностью утрачены. Будем искать наиболее близкую замену.

Сергей смонтировал короткие 15-Ваттные лампы в начале 3го салона. Теперь левый борт светится полностью, правый пока частично.

235090_900.jpg


235289_900.jpg


Мы стараемся как можем самолет реставрировать, а не переделывать. В частности, при монтаже ламп стараемся сохранить максимальную аутентичность. Сами лампы в светильниках установлены на штатные места и даже подключены к штатным клеммникам, где таковые сохранились. Использовались лампы, аналогичные штатным. Подводка на 220В выполнена параллельно оригинальным трассам с использованием авиационных проводов где это возможно. управление светом через контакторы выведено на штатные АЗС панели бортпроводников. Работает дежурное и основное освещение.

P.S. Неожиданно встретили у самолета съемочную группу телеканала Discovery. Оказалось, снимают новый документальный фильм о Ту-144. Будем ждать.
 
Sidewinder, подзапущена машинка...

ЗЫ. Про планшеты - поклеп. Андроид 4 с чем-то, Гугле-хром, клиент Е-тубы стоит. Билайновский мобилотырнет. В окне форума смотрится нормально - если полноэкранный режим не делать.
 
Вернулись зимние морозы. Но времени на ожидания тепла у нас нет, приходится продолжать работу невзирая на холод. В минувшую субботу, в частности, Сергей на борту доводил освещение правого борта в 3ем салоне, чтобы к ДОДу этот вопрос закрыть. Остается подключить всего несколько светильников.
235551_900.jpg



Мы с Женей в это время на улице начали наконец заниматься Внуковским трапом, без которого показывать весь Ту-144 на ДОД не получится.
Выбрали наиболее сохранившийся. У этого силовой набор лестницы еще цел, кое-где есть не сквозная коррозия. Внешнее состояние у всех 4х примерно одинаковое. Нужна рихтовка многих деталей, иные требуют замены. Ну и конечно, полный перекрас.

236095_900.jpg


Первым делом выкинули старые аккумуляторы. Их там аж 28 штук. Все ессно, давно мертвые, ржавые, и зарядной станции для них в любом случае нет. Нет смысла на руках катать лишний вес.

236363_900.jpg


Осмотрели силовой набор рамы, особенно балок, к которым крепится подъемный механизм и лестница. Все это изрядно проржавело, но швеллеры изначально толстые, запаса прочности должно хватить, если без фанатизма эксплуатировать.

236608_900.jpg


Никак не удается понять, каким образом крепятся огромные "поплавки", прикрывающие колеса. Они цельноклепанные алюминиевые, местами сильно помятые. На месте особо не отрихтуешь. Пока загадка.
С горем пополам отодрали по местам предыдущих колхозных ремонтов помятое заднее крыло.

236854_900.jpg


Состояние его удручающее. Все кое-как склепано-свинчено из заплат, зашпаклевано и закрашено множеством слоев. Унесли в ангар, высверлили разношерстные заклепки и винты, полностью разобрали. Штампованный элемент Женя отрихтовал молотком, остальное будем заново переклепывать из чистого листа алюминия. Заодно и потренируемся в клепке впотай. Но это уже в следующий раз. Дубак был жуткий, телефон разрядился, сфоткать уже ничего не удалось.
 
Первым делом выкинули старые аккумуляторы. Их там аж 28 штук. Все ессно, давно мертвые, ржавые, и зарядной станции для них в любом случае нет. Нет смысла на руках катать лишний вес.
Приличный вес понижает центр масс высокого трапа, может все таки имеет смысл, балласт уложить?
 
Приличный вес понижает центр масс высокого трапа, может все таки имеет смысл, балласт уложить?
Практика показывает, что устойчивости СПТ-114 без аккумов вполне достаточно. СПТ-154 тем более будет спокойно стоять. Трапы обязательно ставятся на аутригеры. Разумеется, не на голую землю. Так что оставлять аккумуляторы избыточно.
 
Никак не удается понять, каким образом крепятся огромные "поплавки", прикрывающ ие колеса. Они цельноклепанные алюминиевые, местами сильно помятые. На месте особо не отрихтуешь. Пока загадка.
С горем пополам отодрали по местам предыдущих колхозных ремонтов помятое заднее крыло.

236854_900.jpg


.
Так вот на снимке ИМХО и есть узел крепления. Торцы, эти самые крылья - не просто так съемными сделаны.
 
Респект.
У Монинского - вспомогательная силовая установка на месте, или демонтирована?
 
Реклама
Вижу на фото Амелюшкина. А чего ж про него ничего не сказали? :rolleyes:
Он не первый раз в гостях. Про него писали ранее. Например:
http://aviarestorer.ru/blog/news/19.html
http://aviarestorer.ru/blog/news/10.html
У Монинского - вспомогательная силовая установка на месте, или демонтирована?
Насколько я помню, на месте, однако вероятность её запуска в любом случае стремится к нулю по очевидным причинам. Очень сильно стремится к нулю, я бы сказал.
 
Не на месте, ее сняли при передаче в музей. Но даже если бы была, запуск это из разряда фантастики
 
Но даже если бы была, запуск это из разряда фантастики
как раз с точки зрения инженера, ТА-6(онаж стоит?) запустить относительно несложно, не от самолетных систем конечно. Другой вопрос, что без самолетных систем, этот гудящий двигатель, абсолютно бесполезен.
 
как раз с точки зрения инженера, ТА-6(онаж стоит?) запустить относительно несложно
Дело не в технике как таковой.
Самое главное - это ненулевая вероятность пожара этой самой ВСУ со всеми вытекающими последствиями в виде потери экспоната, а то и не одного. Самолёту уже под 50 лет и проверить всю электропроводку, трубопроводы, агрегаты не представляется возможным.
Но допустим даже всё проверили и починили. Запуск ВСУ (и любого другого двигателя на любом другом экспонате) сопряжён с рядом организационных проблем: нужно обслужить двигатель, нужны смазки, нужен керосин (это всё деньги и немалые), нужно вызывать пожарных и согласовывать всё с музеем.
Напоследок, надо сказать, что сейчас просто вообще не до запусков, надо спасать этот и другие экспонаты, чтобы они просто не рассыпались от старости.
Ну и, как вы верно заметили, без самолётных систем это просто игрушка.
 
Ну да, ТА-6 некоторой степени убитости у нас есть отдельно от самолета. Если Вы готовы ее обслужить, привести в порядок, добыть ГСМ и запустить отдельно на газовочной площадке с соблюдением всех пожарных мер, то это наверное можно организовать и согласовать с музеем. Но надо иметь в виду, любой несчастный случай с вероятностью 100% повлечет уголовную ответственность. Если есть смельчаки, то почему бы не попробовать?..
 
На борту Ту-144 тем временем, заканчивается запуск освещения 3го салона. Вчера заработали все без исключения лампы по обоим бортам. Осталось уложить все жгуты, убрать сопли, всю арматуру закрепить внутри плафонов и закрыть крышки. Это еще пара субботников.

237597_900.jpg


237328_900.jpg


Показывать самолет посетителям целиком от носа до хвоста теперь мешает только отсутствие второго пассажирского трапа. Именно поэтому, второй субботник мы посвящаем ремонту одного из подаренных нам списанных трапа СПТ-154 из Внуково. Вчера продолжали латать ему заднее крыло, которое было сильно помято и повреждено многочисленными ремонтами еще в эксплуатации. Для этого решили освоить клёпку впотай. Запустили наш старенький компрессор на 380В, подключили пневмомолотки, нашли поддержки, заклепки, сверла и простенький зенкер.

237875_900.jpg


238139_900.jpg


Поскольку опыт клепки у нас отсутствовал, полдня тренировались на кошках.

238427_900.jpg


238783_900.jpg


Заколотив пару десятков заклепок, решили взяться за "боевой" вариант. Благо, заднее крыло трапа сложно назвать ответственной деталью и это тоже своего рода тренировка.

238992_900.jpg


Вот что получилось в результате:

239291_900.jpg


239417_900.jpg


До профессионалов нам далеко, но по крайней мере, мы сделали первый шаг. Будем набивать руку дальше на второстепенных деталях, бороться с хлопунами, тщательнее и правильнее подбирать размеры заклепок. Очень нужны нормальные зенкеры, чтобы точно зенковать отверстия под шляпки заклепок. Если кто может помочь купить или передать в дар б/у, мы будем очень признательны.
 
Очень недурственно! Фактически освоен еще один непростой вид работ.
 
За два минувших субботника, Сергей закончил монтаж освещения в 3ем салоне, закрыл почти все плафоны (один предстоит отремонтировать, там поврежден замок). Теперь это выглядит так.
Дежурное освещение (27В):

239815_900.jpg


Основное освещение (220В):

240118_900.jpg


А еще мы начали готовить к возможной перекатке мелкие экспонаты, стоящие вокруг Ту-144. Для пробы начали с самого простого - Су-25. Как сообщалось ранее, у большинства давно стоящих самолетов спущены колеса, бескамерные шины деформированы и без специальных усилий их не накачаешь. На Су-25 одна основная шина после вывешивания самолета на подъемниках все-же накачалась, а вот со второй пришлось помучаться, обжимая ее удавкой из троса. Но в итоге, все получилось.

16339_a51d9205621b8dde44462131dc10bc95.jpg


16340_067ebab87a573ec2f803970f4bc3620e.jpg


16341_a0630817a8c8351f587acebdcd311fee.jpg


И это только начало.
К сожалению, до 9го мая, учитывая погоду, мы не успеем покрасить начатый в прошлом году носовой обтекатель. Очень хочется подогнать стремянку и посмотреть, как выдержала шпкалевка и грунтовка прошедшую зиму под брезентом...
 
Реклама
Вчера решили устроить воскресник.
На деньги от пожертвований с прошлого года, закупили ткань для шторок иллюминаторов в пассажирском салоне. Часть из них плностью уничтожена вандалами и требует замены. Вчера попробовали на коленке сделать одну шторку из новой ткани.
16369_63671d0b499caf85bdc85f543baeb7b9.jpg


16368_17a9c7031ee6afd29654847bc1d92328.jpg


16370_be6c55a5232e5044c5b116c61cc34e6f.jpg



Получилось неплохо, она очень похожа по фактуре, только чуть плотнее. Но этого почти не заметно, да и выбора особого уже нет. В перспективе запасемся портняжным инструментом и будем делать уже как следует. Женя oea_marst обещал напечатать новые ручки на 3d-принтере. Модель я нарисовал. Надеюсь, скоро мы их увидим, т.к. часть оригиналов сгнила в труху!
 
Назад