Авиация внутренних войск МВД СССР и России

Fencer

Старожил
НЕ ПУТАТЬ АВИАЦИЮ ВВ МВД СССР (РОССИИ) с АВИАЦИЕЙ МВД СССР (РОССИИ)! Это абсолютно разные структуры, с разными задачами и штатами. Авиация МВД СССР (России) – это милицейская авиация, которая не связана с военной авиацией ВВ МВД СССР (России) никак. У них даже звания милицейские, другие, меньшие оклады денежного содержания, хотя кадры летчиков и техников пришли, в основном, из военной авиации ВВ МВД СССР (России).
Внутренние войска – это одно из Главных Управлений МВД СССР, возглавляемое в те времена Начальником ВВ МВД СССР, впоследствии – заместителем Министра внутренних дел СССР - Главнокомандующим ВВ МВД СССР. В регионах были региональные управления ВВ МВД СССР, например: управление внутренних войск по Дальнему Востоку и Восточной Сибири в Хабаровске (УВВ по ДВ и ВС МВД СССР). Далее, Сибирское управление ВВ МВД СССР в Новосибирске, Уральское управление ВВ МВД СССР в Свердловске (Екатеринбурге), Средне-азиатское управление ВВ МВД СССР в Алма-Ате, Приволжское управление ВВ МВД СССР в Горьком (Н. Новгороде), Северо-западное управление ВВ МВД СССР в Ленинграде (С. Петербурге) и так далее. В каждом региональном управлении ВВ МВД СССР было по несколько дивизий, бригад и отдельных воинских частей. В УВВ по ДВ и ВС МВД СССР, например, было 4 дивизии (2 конвойных и 2 железнодорожных), отдельная бригада и до десятка отдельных воинских частей батальонного и ротного звена. Регион охватывал территорию от Тайшета до Находки; все Прибайкалье; всю Восточную Сибирь с Якутией, Колымой, Чукоткой; весь Дальний Восток с Сахалином, Камчаткой, Приморьем, Еврейской АО, Амурской областью; все Забайкалье. Поэтому, в конце восьмидесятых годов, этим региональным управлениям присвоили статус военных округов армейского ранга, то есть командующие этих округов имели права командующих армий, а не фронтов, как в МО СССР.
При Главном управлении ВВ МВД СССР в Москве был создан авиационный отдел (АО ГУ ВВ МВД СССР), при региональных управлениях ВВ МВД СССР – авиационные отделения (АО УВВ по ДВ и ВС МВД СССР в Хабаровске, и соответственно, в других региональных управлениях).
После придания статуса военных округов региональным управлениям ВВ МВД СССР, авиационный отдел при Главном Управлении ВВ МВД СССР стал управлением авиации ГУ ВВ МВД СССР (России), а его начальник стал заместителем Главкома ВВ МВД СССР (России).
В то же время некоторые региональные авиационные отделения, в которых было по две и более отдельных авиационных эскадрилий, либо сформированы авиационные полки – получили статус авиационных отделов. К таким относились: Восточный округ ВВ МВД СССР (России) – три ОАЭ в Хабаровске, Чите и Иркутске; Приволжский округ ВВ МВД СССР (России) – один авиаполк в Горьком (Н. Новгороде) и одна ОАЭ в Энгельсе; Северо-Кавказский округ ВВ МВД СССР (России) – один авиаполк в Ростове-на-Дону и две ОАЭ в Моздоке и Краснодаре; и, кажется, Северо-Западный округ ВВ МВД СССР (России) – две ОАЭ в Ленинграде (С. Петербурге), аэродром «Горловка», потом «Пушкино» и Сыктывкаре. Насчет Северо-Западного округа не уверен полностью. Региональные АО ВВ МВД СССР (России) имели увеличенные штаты личного состава и КП авиации округа.
Авиационные структуры других округов ВВ МВД СССР (России) остались на уровне авиационных отделений.
Авиационный полк в Обнинске («Ермолино») и 3 ОСАЭ СН («Новая деревня»), в которую входил самолетный авиаотряд на аэродроме «Чкаловский» с самого начала были авиационными воинскими частями непосредственного подчинения Главного Управления ВВ МВД СССР (России).

В Вашем списке по составу авиационных частей ВВ МВД СССР почти половина ошибочных записей. Постараюсь изложить в хронологическом порядке, насколько это возможно в моих условиях.
1). 3 марта 1978 года подписан Указ Президиума Верховного совета СССР по результатам совместного заседания с ЦК КПСС об организации охраны Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей силами ВВ МВД СССР. Для этого сформировать две железнодорожные дивизии ВВ МВД СССР: 101-ю и 102-ю. Для оперативного управления дивизиями, их боевого обеспечения и снабжения сформировать две авиационных эскадрильи и органы для их управления: авиационный отдел при Главном Управлении ВВ МВД СССР в Москве и авиационное отделение при региональном УВВ по ДВ и ВС МВД СССР в Хабаровске.
1-я ОАЭ (в/ч 3524) начала реально формироваться весной 1979 года в Хабаровске на аэродроме «Хабаровск «Большой» («Терек») и имела по штату 4 звена по 3 вертолета Ми-8Т, 1 самолет Ан-26Б, а так же ОБАЗ в Чите на аэродроме «Чита-I» («Черемушки») в количестве 4 вертолетов Ми-8Т.
2). 31 марта 1980 года подписано Постановление Правительства СССР о начале формирования 2-й ОАЭ (в/ч 3543) на базе 1-й ОАЭ в Хабаровске. В последующем 2-я ОАЭ должна была перебазироваться в Тынду, а её ОБАЗ – в Нижнеангарск (на севере Байкала). Штаты ее были такие же как и у 1-й ОАЭ, только самолет должен был быть Ан-72.
В 1980 году, после мероприятий по обеспечению безопасности проведения XX Олимпийских игр в Москве, на территории дивизии особого назначения им. Дзержинского (ОМСДОН) в Реутово (восточный пригород Москвы по Горьковскому шоссе), было посажено отдельное авиационное звено (ОЗ) при в/ч 3111 из 3 Ми-8Т под командованием Пшеничного Николая Андреевича. На аэродроме «Чкаловский» был посажен самолет Ан-72 из штатов 2-й ОАЭ, что положило формированию самолетного отряда. За период с 1980 по 1982 год из штатов 1-й и 2-й авиационных эскадрилий было изъято 5 звеньев и 1 самолет (3 звена и 1 самолет – из 2-й ОАЭ и 2 звена – из 1-й ОСАЭ).
3). Из этих звеньев и самолета была сформирована сводная 3-я ОСАЭ СН, или в/ч 3553, ОБАЗы которой базировались:
- в/ч 3553 «А» - в Москве («Новая деревня»), 4 Ми-8Т и самолетный авиаотряд на аэродроме «Чкаловский» Ан-72, Ту-134, Ту-154, командир - Борисенко Геннадий Николаевич;
- в/ч 3553 «Б» - в Новосибирске («Северный»), 4 Ми-8Т, командир Волнухин;
- в/ч 3553 «В» - в Свердловске («Арамиль»), 4 Ми-8Т, командир Рылеев Михаил Васильевич;
- в/ч 3553 «Г» - в Горьком («Стригино»), 4 Ми-8Т, командир Карпенко;
- в/ч 3553 «Д» - в Сыктывкаре («Сыктывкар»), 4 Ми-8Т, командир Волнухин;
- в/ч 3553 «Е» - в Алма-Ате («Бурундай»), 4 Ми-8Т, командир Тупицын, 1987 год;
- в\ч 3553 «Ж» - в Ростове-на-Дону («Центральный»), 4 Ми-8Т, командир ?, 1989 год.
Все эти ОБАЗы были сформированы в период с февраля по декабрь 1982 года (кроме особо указанных), а приказ о формировании 3-й ОСАЭ СН был подписан еще в декабре 1981 года. Количество вертолетов указывается по штату, но реально в наличии было от 1-го (в Алма-Ате) и далее по нарастающей: техники, летчиков и вообще личного состава не хватало. Так заканчивался советский период формирования авиации ВВ МВД СССР до 1991 года.
4). В постсоветский период переформирование авиационных частей получило новый толчек. Этому стали причиной алмаатинские события в 1986 году, резня армян азербайджанцами в Сумгаите в 1988 году, резня турок-месхетинцев узбеками в г. Ош в 1988 году, события в Нагорном Карабахе в 1989 – 1993 годах.
Все вышеперечисленные ОБАЗы 3-ей ОСАЭ СН в период 1992 – 1994 годы были реформированы в отдельные авиаэскадрильи. Были так же сформированы новые авиаэскадрильи и полки. Авиачасти получили разные статусы: отдельные авиационные эскадрильи (ОАЭ), отдельные смешанные авиационные эскадрильи и полки особого назначения (ОАЭ ОН, ОСАП ОН), отдельные авиационные эскадрильи специального назначения (ОСАЭ СН). Произошло перевооружение на новейшую для того времени модификацию вертолета Ми-8: Ми-8МТВ-2. Закуплены Ил-76, решался вопрос о приобретении боевых вертолетов Ми-24П и тяжелых транспортных вертолетов Ми-26. Список авиационных частей перед первой Чеченской войной выглядел так:
- 1-я ОСАЭ в/ч 3524 – в Хабаровске («Большой», он же «Терек»), 9 Ми-8МТ и МТВ-2, 1 Ан-26Б, в 1979 году Хлебников Вячеслав Гаврилович;
- 2-я ОАЭ в/ч 3543 – в Чите («Чита-1», он же «Черемушки») с 1987 года, 6 Ми-8МТВ-2, в 1981 году Шаломей Игорь Петрович;
- 3-я ОСАЭ СН в/ч 3553 – в Москве («Новая деревня» и «Чкаловский»), 4 Ми-8МТВ-2, Ан-72, Ту-134, Ту-154, в 1981 году Борисенко Геннадий Николаевич;
- 4-я ОАЭ в/ч 3797 – в Н. Новгороде («Стригино»), 4 Ми-8 МТВ-2, 4 Ил-76, в 1992 году Карпенко, в 1993 году развернут до полка (675 ОСАП ОН), 6 Ми-8МТВ-2, 6 Ил-76;
- 5-я ОСАЭ в/ч 3686 – в Ростове-на-Дону («Центральный»), 6 Ми-8МТВ-2, 4 Ми-24П, 1 или 2 Ми-26, 1 Ан-26Б, в 1991 году (…), в 1993 году развернут до полка (685 ОСАП ОН);
- 6-я ОАЭ в/ч 3692 – в Краснодаре («Краснодар»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1993 году, Погромский Григорий Иванович;
- 7-я ОАЭ в/ч - в С.Петербурге («Горелово», «Пушкино»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1993 году Асташкин Александр Николаевич;
- 8-я ОАЭ в/ч - в Энгельсе, 6 Ми-8МТВ-2, в 1994 году (…);
- 9-я ОАЭ в/ч 3732 – в Свердловске («Арамиль»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1992 году (…);
- 10-я ОАЭ в/ч 3733 – в Новосибирске («Северный»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1992 году (…);
-11-я ОАЭ в/ч 3734 – в Воронеже, 6 Ми-8МТВ-2, 1 или 2 Ми-26, передана из армейской авиации вместе с базой, личным составом, авиатехникой и прочим в 1993 году, первый командир Лихачев
- 12-я ОАЭ в/ч 3735 – в Иркутске («Иркутск»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1993 году, Семенов Павел Павлович, в 1997 году расформирована, личный состав переведен в статус ОБАЗа 2-й ОАЭ там же в Иркутске, командир Моськин Олег Николаевич, в 2007 году на базу этого подразделения перебазирована 2-я ОВЭ из Читы в Иркутск;
- 14-я ОАЭ в/ч 5592 – в Моздоке, до 14 Ми-8МТВ-2, 4 Ми-24П, Нелипович Николай Брониславович, в 1994 году, реформирован в ОСАП ОН (номера не знаю) в 2012 году.
- …... ОСАЭ в/ч 3656 – в Алма-Ате (Бурундай»), 6 Ми-8МТВ-2, 1 Ан-26Б, Хлебников Вячеслав Гаврилович, в 1987 году. В 1992 году отошла под юрисдикцию республики Казахстан. Личный состав ОСАЭ убыл в Россию и принял участие в формировании 6-й ОАЭ в Краснодаре.
- 70 ОСАП ОН в/ч 3694 – в Обнинске («Ермолино»), 6 Ми-8 МТВ-2, 4 Ми-24П, 3 Ми-26, несколько Ан-12 и Ан-26, 6 Ил-76, в 1991 году (…).
5). Далее, в Магадане никогда авиации ВВ МВД СССР не базировалось и не планировалось. Там базировалась (и сейчас базируется) ОСАЭ пограничных войск КГБ СССР, откуда вышел подполковник Пономарев Владимир Михайлович с должности командира части и принят в ВВ МВД СССР на должность начальника АО ГУ ВВ МВД СССР для формирования авиации ВВ МВД СССР. Фактически он ее со своей командой и сформировал на 99%. Уволился в начале 1994 года, когда все авиационные части наполнялись техникой и личным составом.
6). В Тынде и в Нижнеангарске должна была по плану расквартирования базироваться 2-я ОАЭ. Однако ее частично сократили, а оставшуюся часть перебазировали в Читу.
7). Вообще, Ереван – это Армения, а не Азербайджан. Но там никогда не базировалось и не планировалось развертывание авиационных частей ВВ МВД СССР (России).
8). Относительно воинских званий «подполковник» КК на Ил-76 в ОСАЭ Н.Новгород («Стригино»). Нет, не правда, но для этих же самых целей практиковались поочередные временные назначения КК на должности командира отряда или заместителя командира ОАЭ, а потом – и полка. Дело в том, что авиационные части специального назначения (СН) и особого назначения (ОН) по штату на многих должностях позволяли иметь воинские звания на ступень выше. Например, КК Ту-154 в 3-й ОСАЭ СН имел воинское звание «полковник». http://vertoletciki.forumbb.ru/viewtopic.php?id=27&p=3#p35061
 
Реклама
Спасибо, интересная статья! В большинстве своем все верно.
 
Ясно! Просто я тоже в этой системе, могу подтвердить сказанное.
 
Именно в 1991-1992 гг шло очень интенсивное развитие авиации ВВ МВД СССР: подписывались и утверждались новые штаты, разворачивались на базе ОБАЗов 3-ей ОСАЭ самостоятельные ОАЭ и ОСАЭ, создавались новые ОАЭ по всему СССР. Штаты то урезались, то расширялись. Были уже планы создания собственных полков. Шло перевооружение на новую авиатехнику. Практическое наполнение планов личным составом и авиатехникой часто шло в противофазе утвержденных планов. Вся авиатехника всех модификаций находилась в броуновском движении по всему Союзу: от Москвы до Хабаровска, от Алма-Аты до Ленинграда. Ее фактическое наличие в той или иной авиачасти не соответствовало ни планам, ни штатному расписанию. Я лично пять раз перегонял вертолеты своего звена в другие авиачасти через весь Советский Союз. В 1980 году - из Москвы в Читу и Хабаровск (1+2 ед. Ми-8Т), в 1981 году - из Казани в Читу (3 ед. Ми-8Т), в 1984 году - из Хабаровска в Сыктывкар (3 ед. Ми-8Т), в 1989 году - из Читы в Ростов-на-Дону (через Н. Карабах, повоевали немного - и в стойло, то бишь в Ростов - 2 ед. Ми-8Т). Были еще единичные перегонки из Хабаровска в Алма-Ату, из Горького в Н. Карабах и далее в Ростов. Это только мое авиазвено. Аналогичная картина была и в других звеньях всех трех эскадрилий. Плюс перегонки новой авиатехники с авиазавода в Казани в Хабаровск (в 1984 году в июле - 3 Ми-8МТ, в октябре еще 2 Ми-8МТ, в 1985 году в апреле еще 2 Ми-8 МТ, в 1990 году - 2 Ми-8 МТВ-2). Это все для 1 ОСАЭ. Все Ми-8Т собрали в Чите, где на базе 2-й ОАЭ организовали базу хранения, которую постепенно растаскивали в другие авиачасти, либо списывали по старости, авариям или боевым потерям в Н.Карабахе. В Свердловске и Новосибирске были организованы временные базы хранения для концентрации новой авиатехники для других авиачастей (Ми-8 МТВ-2). Авиачасти частенько формировали одни люди, а приходили командовать совсем другие. Например, в Сыктывкаре ОБАЗ формировал будущий зам по ИАС данной авиачасти Трофимов, а командир ОБАЗа, Волнухин, прибыл значительно позже, предварительно сформировав ОБАЗ в Новосибирске. Вообщем, сколько, где и когда было авиатехники, трудно восстановить даже по архивным формулярам авиачастей и формулярам авиатехники, тем более, что многие из них уже уничтожены установленным порядком.
Предлагаю за основу взять штатное количество авиатехники. Я уже выставлял выше пост на эту тему, но попробую повториться в связи с привязкой данных к 1991 году. Еще раз заостряю момент - по штатам на 1991 год.

1.) 1-я ОСАЭ в Хабаровске, в/ч 3524, аэродром "Хабаровск "Большой", он же "Терек". 9 вертолетов (7 Ми-8МТ, 2 Ми-8 МТВ-2) и 1 самолет Ан-24Б. Учреждена 3 марта 1978 года, начало формирования - весна 1979 года в Хабаровске.

2.) 2-я ОАЭ в Чите, в/ч 3543, аэродром "Чита-1", он же "Черемушки". 6 вертолетов (Ми-8Т) и база хранения авиатехники (внештатная) на 9-11 вертолетов Ми-8Т. Учреждена 31 марта 1980 года, начало формирования - май 1981 года в Хабаровске на базе 1-й ОСАЭ, перебазирование в Читу - лето/осень 1987 года.

3.) 3-я ОСАЭ СН в Москве, в/ч 3553 "А", аэродром "Чкаловский", площадка "Новая деревня", 4 вертолета Ми-8Т, 1 Ту-154, 1 Ту-134, 7? Ан-72. Учреждена на базе отдельного звена при в/ч 3111, начало формирования - с декабря 1981 года;
ОБАЗ в Новосибирске, в/ч 3553 "Б", аэродром "Новосибирск (Северный)", 4 вертолета Ми-8Т, начало формирования: февраль-декабрь 1982 года;
ОБАЗ в Свердловске, в/ч 3553 "В", аэродром "Свердловск (Арамиль)", 4 вертолета Ми-8Т, начало формирования: февраль-декабрь 1982 года;
ОБАЗ в Сыктывкаре, в/ч 3553 "Д", аэдродром "Сыктывкар", 4 вертолета Ми-8Т, начало формирования в 1984 г.

Всего в 3-й ОСАЭ СН 16 вертолетов Ми-8Т, 7? самолетов Ан-72, 1 самолет Ту-154, 1 самолет Ту-134.

4.) 5-я ОСАЭ в Ростове, в/ч 3686, аэродром "Ростов (Центральный)", 6 вертолетов Ми-8Т, 1 самолет Ан-26Б, начало формирования в 1991 году на базе ОБАЗа в/ч 3553 "Ж";

5.) 4-я ОСАЭ в Горьком, в/ч 3797, аэродром "Горький (Стригино)", 4 вертолета Ми-8Т, 4 самолета Ил-76, начало формирования в 1989 году на базе ОБАЗа в/ч 3553 "Г";

6.) ? ОСАЭ в Алма-Ате, в/ч 3656, аэродром "Алма-Ата (Бурундай)", 6 вертолетов Ми-8Т, 1 самолет Ан-26Б, начало формирования в 1989 году на базе ОБАЗа в/ч 3553 "Е";

Всего за авиацию ВВ МВД СССР по состоянию на конец 1991 года (по штатам):
- вертолетов Ми-8Т, МТ, МТВ-2 - 47 ед. (плюс до 11 внештатных Ми-8Т на базе хранения);
- самолетов Ил-76МД - 4 ед., возможно, были заштатные на перспективу развития до полка;
- самолетов Ан-26Б - 3 ед.;
- самолетов Ан-72 - 7? ед., но мне, кажется, меньше - 3-4 ед. Возможно, были заштатные на перспективу развития авиаотряда;
- самолетов Ту-154 - 1 ед.;
- самолетов Ту-134 - 1 ед.;

Самолеты Ту-154 и Ту-134 были уже 1982 году. Тогда же были 1 или 2 Ан-72. Узнаю точнее - сообщу.
Вертолеты Ми-24 и Ми-26 появились в 1994-95 гг перед самой Чечней. Ми-24 были в Ростове и Моздоке. Ми-26 - в Воронеже, Ростове и Обнинске (Ермолино).
http://vertoletciki.forumbb.ru/viewtopic.php?id=27&p=3#p35187
 
А что такое - "милицейская авиация", т.е. не авиация ВВ МВД СССР?
 
А что такое - "милицейская авиация", т.е. не авиация ВВ МВД СССР?
Совершенно верно,не авиация ВВ МВД СССР."Милицейская" авиация - это авиация МВД СССР,к примеру,на вертолетах "милицейской" авиации были надписи "Милиция" или "ГАИ".
 
А кому в советские времена принадлежали милицейские вертолеты - Аэрофлоту или Министерству внутренних дел?
 
Ничего подобного, вертолеты на которых было написано в частности "ГАИ" арендовались у Аэрофлота, более того, вместе с экипажами, экипажи на них летали аэрофлотовские и соотв. в аэрофлотовской форме, а милиционеры сидели рядом в качестве только наблюдателей и никогда этими вертолетами естественно не управляли!

Вот, например:

VertGAI2.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
А в МВД (как и ранее в НКВД) была только авиация ВВ МВД (ВВ НКВД СССР) для собственных нужд так сказать!
 
1-я осаэ авиации ВВ МВД России (в/ч 3524, Хабаровск)

Ми-8МТ б/н 22 желтый RF-34313? (заводской № 93686)
Ми-8МТ б/н 23 желтый (заводской № 93687) потерян в 1992 году
Ми-8МТ б/н 24 желтый RF-34314 (заводской № 93688)
Ми-8МТ б/н 25 желтый RF-34315 (заводской № 93758) потерян в 2013 году http://russianplanes.net/reginfo/10918
Ми-8МТ б/н 26 желтый RF-34316 (заводской № 93759) http://russianplanes.net/reginfo/66926
Ми-8МТ б/н 27 желтый RF-34317 (заводской № 93898)
Ми-8МТ б/н 28 желтый RF-34318 (заводской № 93899) http://russianplanes.net/reginfo/66932
Ми-8МТ? б/н 29 желтый (заводской № 93900?) потерян в аварии 29 декабря 1985 года
Ми-8МТВ-2 б/н 30 желтый (заводской № 94948) в 2006 году передан в 675-й осап он (Нижний Новгород) http://russianplanes.net/reginfo/66908
Ми-8МТВ-2 б/н 31 желтый RF-34319? (заводской № 94949)
Ан-26 RF-56306 (заводской № 0403) http://russianplanes.net/reginfo/25650
Ан-26Б RF-56310 (заводской № 11504) http://russianplanes.net/reginfo/25656
 
НЕ ПУТАТЬ АВИАЦИЮ ВВ МВД СССР (РОССИИ) с АВИАЦИЕЙ МВД СССР (РОССИИ)! Это абсолютно разные структуры, с разными задачами и штатами. Авиация МВД СССР (России) – это милицейская авиация, которая не связана с военной авиацией ВВ МВД СССР (России) никак. У них даже звания милицейские, другие, меньшие оклады денежного содержания, хотя кадры летчиков и техников пришли, в основном, из военной авиации ВВ МВД СССР (России).
Внутренние войска – это одно из Главных Управлений МВД СССР, возглавляемое в те времена Начальником ВВ МВД СССР, впоследствии – заместителем Министра внутренних дел СССР - Главнокомандующим ВВ МВД СССР. В регионах были региональные управления ВВ МВД СССР, например: управление внутренних войск по Дальнему Востоку и Восточной Сибири в Хабаровске (УВВ по ДВ и ВС МВД СССР). Далее, Сибирское управление ВВ МВД СССР в Новосибирске, Уральское управление ВВ МВД СССР в Свердловске (Екатеринбурге), Средне-азиатское управление ВВ МВД СССР в Алма-Ате, Приволжское управление ВВ МВД СССР в Горьком (Н. Новгороде), Северо-западное управление ВВ МВД СССР в Ленинграде (С. Петербурге) и так далее. В каждом региональном управлении ВВ МВД СССР было по несколько дивизий, бригад и отдельных воинских частей. В УВВ по ДВ и ВС МВД СССР, например, было 4 дивизии (2 конвойных и 2 железнодорожных), отдельная бригада и до десятка отдельных воинских частей батальонного и ротного звена. Регион охватывал территорию от Тайшета до Находки; все Прибайкалье; всю Восточную Сибирь с Якутией, Колымой, Чукоткой; весь Дальний Восток с Сахалином, Камчаткой, Приморьем, Еврейской АО, Амурской областью; все Забайкалье. Поэтому, в конце восьмидесятых годов, этим региональным управлениям присвоили статус военных округов армейского ранга, то есть командующие этих округов имели права командующих армий, а не фронтов, как в МО СССР.
При Главном управлении ВВ МВД СССР в Москве был создан авиационный отдел (АО ГУ ВВ МВД СССР), при региональных управлениях ВВ МВД СССР – авиационные отделения (АО УВВ по ДВ и ВС МВД СССР в Хабаровске, и соответственно, в других региональных управлениях).
После придания статуса военных округов региональным управлениям ВВ МВД СССР, авиационный отдел при Главном Управлении ВВ МВД СССР стал управлением авиации ГУ ВВ МВД СССР (России), а его начальник стал заместителем Главкома ВВ МВД СССР (России).
В то же время некоторые региональные авиационные отделения, в которых было по две и более отдельных авиационных эскадрилий, либо сформированы авиационные полки – получили статус авиационных отделов. К таким относились: Восточный округ ВВ МВД СССР (России) – три ОАЭ в Хабаровске, Чите и Иркутске; Приволжский округ ВВ МВД СССР (России) – один авиаполк в Горьком (Н. Новгороде) и одна ОАЭ в Энгельсе; Северо-Кавказский округ ВВ МВД СССР (России) – один авиаполк в Ростове-на-Дону и две ОАЭ в Моздоке и Краснодаре; и, кажется, Северо-Западный округ ВВ МВД СССР (России) – две ОАЭ в Ленинграде (С. Петербурге), аэродром «Горловка», потом «Пушкино» и Сыктывкаре. Насчет Северо-Западного округа не уверен полностью. Региональные АО ВВ МВД СССР (России) имели увеличенные штаты личного состава и КП авиации округа.
Авиационные структуры других округов ВВ МВД СССР (России) остались на уровне авиационных отделений.
Авиационный полк в Обнинске («Ермолино») и 3 ОСАЭ СН («Новая деревня»), в которую входил самолетный авиаотряд на аэродроме «Чкаловский» с самого начала были авиационными воинскими частями непосредственного подчинения Главного Управления ВВ МВД СССР (России).

В Вашем списке по составу авиационных частей ВВ МВД СССР почти половина ошибочных записей. Постараюсь изложить в хронологическом порядке, насколько это возможно в моих условиях.
1). 3 марта 1978 года подписан Указ Президиума Верховного совета СССР по результатам совместного заседания с ЦК КПСС об организации охраны Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей силами ВВ МВД СССР. Для этого сформировать две железнодорожные дивизии ВВ МВД СССР: 101-ю и 102-ю. Для оперативного управления дивизиями, их боевого обеспечения и снабжения сформировать две авиационных эскадрильи и органы для их управления: авиационный отдел при Главном Управлении ВВ МВД СССР в Москве и авиационное отделение при региональном УВВ по ДВ и ВС МВД СССР в Хабаровске.
1-я ОАЭ (в/ч 3524) начала реально формироваться весной 1979 года в Хабаровске на аэродроме «Хабаровск «Большой» («Терек») и имела по штату 4 звена по 3 вертолета Ми-8Т, 1 самолет Ан-26Б, а так же ОБАЗ в Чите на аэродроме «Чита-I» («Черемушки») в количестве 4 вертолетов Ми-8Т.
2). 31 марта 1980 года подписано Постановление Правительства СССР о начале формирования 2-й ОАЭ (в/ч 3543) на базе 1-й ОАЭ в Хабаровске. В последующем 2-я ОАЭ должна была перебазироваться в Тынду, а её ОБАЗ – в Нижнеангарск (на севере Байкала). Штаты ее были такие же как и у 1-й ОАЭ, только самолет должен был быть Ан-72.
В 1980 году, после мероприятий по обеспечению безопасности проведения XX Олимпийских игр в Москве, на территории дивизии особого назначения им. Дзержинского (ОМСДОН) в Реутово (восточный пригород Москвы по Горьковскому шоссе), было посажено отдельное авиационное звено (ОЗ) при в/ч 3111 из 3 Ми-8Т под командованием Пшеничного Николая Андреевича. На аэродроме «Чкаловский» был посажен самолет Ан-72 из штатов 2-й ОАЭ, что положило формированию самолетного отряда. За период с 1980 по 1982 год из штатов 1-й и 2-й авиационных эскадрилий было изъято 5 звеньев и 1 самолет (3 звена и 1 самолет – из 2-й ОАЭ и 2 звена – из 1-й ОСАЭ).
3). Из этих звеньев и самолета была сформирована сводная 3-я ОСАЭ СН, или в/ч 3553, ОБАЗы которой базировались:
- в/ч 3553 «А» - в Москве («Новая деревня»), 4 Ми-8Т и самолетный авиаотряд на аэродроме «Чкаловский» Ан-72, Ту-134, Ту-154, командир - Борисенко Геннадий Николаевич;
- в/ч 3553 «Б» - в Новосибирске («Северный»), 4 Ми-8Т, командир Волнухин;
- в/ч 3553 «В» - в Свердловске («Арамиль»), 4 Ми-8Т, командир Рылеев Михаил Васильевич;
- в/ч 3553 «Г» - в Горьком («Стригино»), 4 Ми-8Т, командир Карпенко;
- в/ч 3553 «Д» - в Сыктывкаре («Сыктывкар»), 4 Ми-8Т, командир Волнухин;
- в/ч 3553 «Е» - в Алма-Ате («Бурундай»), 4 Ми-8Т, командир Тупицын, 1987 год;
- в\ч 3553 «Ж» - в Ростове-на-Дону («Центральный»), 4 Ми-8Т, командир ?, 1989 год.
Все эти ОБАЗы были сформированы в период с февраля по декабрь 1982 года (кроме особо указанных), а приказ о формировании 3-й ОСАЭ СН был подписан еще в декабре 1981 года. Количество вертолетов указывается по штату, но реально в наличии было от 1-го (в Алма-Ате) и далее по нарастающей: техники, летчиков и вообще личного состава не хватало. Так заканчивался советский период формирования авиации ВВ МВД СССР до 1991 года.
4). В постсоветский период переформирование авиационных частей получило новый толчек. Этому стали причиной алмаатинские события в 1986 году, резня армян азербайджанцами в Сумгаите в 1988 году, резня турок-месхетинцев узбеками в г. Ош в 1988 году, события в Нагорном Карабахе в 1989 – 1993 годах.
Все вышеперечисленные ОБАЗы 3-ей ОСАЭ СН в период 1992 – 1994 годы были реформированы в отдельные авиаэскадрильи. Были так же сформированы новые авиаэскадрильи и полки. Авиачасти получили разные статусы: отдельные авиационные эскадрильи (ОАЭ), отдельные смешанные авиационные эскадрильи и полки особого назначения (ОАЭ ОН, ОСАП ОН), отдельные авиационные эскадрильи специального назначения (ОСАЭ СН). Произошло перевооружение на новейшую для того времени модификацию вертолета Ми-8: Ми-8МТВ-2. Закуплены Ил-76, решался вопрос о приобретении боевых вертолетов Ми-24П и тяжелых транспортных вертолетов Ми-26. Список авиационных частей перед первой Чеченской войной выглядел так:
- 1-я ОСАЭ в/ч 3524 – в Хабаровске («Большой», он же «Терек»), 9 Ми-8МТ и МТВ-2, 1 Ан-26Б, в 1979 году Хлебников Вячеслав Гаврилович;
- 2-я ОАЭ в/ч 3543 – в Чите («Чита-1», он же «Черемушки») с 1987 года, 6 Ми-8МТВ-2, в 1981 году Шаломей Игорь Петрович;
- 3-я ОСАЭ СН в/ч 3553 – в Москве («Новая деревня» и «Чкаловский»), 4 Ми-8МТВ-2, Ан-72, Ту-134, Ту-154, в 1981 году Борисенко Геннадий Николаевич;
- 4-я ОАЭ в/ч 3797 – в Н. Новгороде («Стригино»), 4 Ми-8 МТВ-2, 4 Ил-76, в 1992 году Карпенко, в 1993 году развернут до полка (675 ОСАП ОН), 6 Ми-8МТВ-2, 6 Ил-76;
- 5-я ОСАЭ в/ч 3686 – в Ростове-на-Дону («Центральный»), 6 Ми-8МТВ-2, 4 Ми-24П, 1 или 2 Ми-26, 1 Ан-26Б, в 1991 году (…), в 1993 году развернут до полка (685 ОСАП ОН);
- 6-я ОАЭ в/ч 3692 – в Краснодаре («Краснодар»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1993 году, Погромский Григорий Иванович;
- 7-я ОАЭ в/ч - в С.Петербурге («Горелово», «Пушкино»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1993 году Асташкин Александр Николаевич;
- 8-я ОАЭ в/ч - в Энгельсе, 6 Ми-8МТВ-2, в 1994 году (…);
- 9-я ОАЭ в/ч 3732 – в Свердловске («Арамиль»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1992 году (…);
- 10-я ОАЭ в/ч 3733 – в Новосибирске («Северный»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1992 году (…);
-11-я ОАЭ в/ч 3734 – в Воронеже, 6 Ми-8МТВ-2, 1 или 2 Ми-26, передана из армейской авиации вместе с базой, личным составом, авиатехникой и прочим в 1993 году, первый командир Лихачев
- 12-я ОАЭ в/ч 3735 – в Иркутске («Иркутск»), 6 Ми-8МТВ-2, в 1993 году, Семенов Павел Павлович, в 1997 году расформирована, личный состав переведен в статус ОБАЗа 2-й ОАЭ там же в Иркутске, командир Моськин Олег Николаевич, в 2007 году на базу этого подразделения перебазирована 2-я ОВЭ из Читы в Иркутск;
- 14-я ОАЭ в/ч 5592 – в Моздоке, до 14 Ми-8МТВ-2, 4 Ми-24П, Нелипович Николай Брониславович, в 1994 году, реформирован в ОСАП ОН (номера не знаю) в 2012 году.
- …... ОСАЭ в/ч 3656 – в Алма-Ате (Бурундай»), 6 Ми-8МТВ-2, 1 Ан-26Б, Хлебников Вячеслав Гаврилович, в 1987 году. В 1992 году отошла под юрисдикцию республики Казахстан. Личный состав ОСАЭ убыл в Россию и принял участие в формировании 6-й ОАЭ в Краснодаре.
- 70 ОСАП ОН в/ч 3694 – в Обнинске («Ермолино»), 6 Ми-8 МТВ-2, 4 Ми-24П, 3 Ми-26, несколько Ан-12 и Ан-26, 6 Ил-76, в 1991 году (…).
5). Далее, в Магадане никогда авиации ВВ МВД СССР не базировалось и не планировалось. Там базировалась (и сейчас базируется) ОСАЭ пограничных войск КГБ СССР, откуда вышел подполковник Пономарев Владимир Михайлович с должности командира части и принят в ВВ МВД СССР на должность начальника АО ГУ ВВ МВД СССР для формирования авиации ВВ МВД СССР. Фактически он ее со своей командой и сформировал на 99%. Уволился в начале 1994 года, когда все авиационные части наполнялись техникой и личным составом.
6). В Тынде и в Нижнеангарске должна была по плану расквартирования базироваться 2-я ОАЭ. Однако ее частично сократили, а оставшуюся часть перебазировали в Читу.
7). Вообще, Ереван – это Армения, а не Азербайджан. Но там никогда не базировалось и не планировалось развертывание авиационных частей ВВ МВД СССР (России).
8). Относительно воинских званий «подполковник» КК на Ил-76 в ОСАЭ Н.Новгород («Стригино»). Нет, не правда, но для этих же самых целей практиковались поочередные временные назначения КК на должности командира отряда или заместителя командира ОАЭ, а потом – и полка. Дело в том, что авиационные части специального назначения (СН) и особого назначения (ОН) по штату на многих должностях позволяли иметь воинские звания на ступень выше. Например, КК Ту-154 в 3-й ОСАЭ СН имел воинское звание «полковник». Авиация ВВ МВД РФ
много неточностей. полки формировались гораздо позже, кроме 70 осап(он). Первый Ту-154Б-2 появился в конце нулевые года (молдавский конфискат, длительный квр и переоборудование во Внуковском АРЗ)... КВС Ту154, Ту134, Ан72 (ст. командир экипажа) в 3 ОАЭ "подполковник", но всегда есть хитрости....
 
Назад