Аэродромы Ленинградского аэроузла 1941-1945 (Сосновка, Комендантский и др.)

maTT

LED
Предлагаю Петербуржцам (Ленинградцам) и не только им собрать здесь информацию про военные аэродромы, задействованные в защите Ленинграда и операциях, после снятия блокады.

аэродромы: Касимово, Агалатово, Левашово, Каменка, Бычье Поле, Комендантский, Смольная, Сосновка (какие еще?)

От себя хотелось бы начать с памятника погибшим летчикам, расположенного на месте бывшего аэродрома в парке Сосновка.

В этот пост буду подшивать ссылки на материалы по теме. Присоединяйтесь =)

Итак:

Фото памятника
первые несколько кадров
www.eGet.ru/avia/photo/1.JPG
www.eGet.ru/avia/photo/9.JPG

Примерный список похороненных:
http://www.soldat.ru/forum/frame.ht...%EA%E0&gb=&action=search&page=&referer_query=


продолжение следует...
 
Последнее редактирование:
Реклама
на форуме ленинградской области увидел вот такие снимки

http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=getfile&id=2197&private=0
по всей вероятности этот сделан неподалеку от Cуур-Мерийоки

http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=getfile&id=503&rid=738&S=5f83d8a3346033de7c01c4aa762cbe94
Где это сделан - непонятно


эти аэродромные кран-балки присущи аэродромам ВОВ? или это уже современное наследие?
 
чёт картинки не открываются, а в первом посте монумент где расположен? Сосновка в самом Питере или в области?
 
Slava, Сосновка находится на Северо-Западе Петербурга между 4-мя проспектами - Мориса Тореза / Северным / Тихорецким / Светлановским

картинки сейчас залью сюда
 
Последнее редактирование:
maТТ

Наверно, не все перечисленные аэродромы применительно времени блокады были на нашей стороне. По крайней мере Левашово - финский , Агалатово, тоже, наверное, Касимово был с той стороны кольца...
 
Левашово существенно ближе Белоострова, поэтому финским быть не может...
Агалотово тоже врядли. Может только Касимово, да и то не факт. Финам самолёты вдоль границы нужны не были.
 
Seagull_JL, :pivo:

касимово тоже наш должен быть - 10-12 км от города
белоостров ~ 20 (по прямой)

если же речь идет о том,ч то созданы были они во время ВОВ - то это надо уточнить - одно точно известно - все они были к 44году в руках Красной Армии и с них разворачивались операции в выборгкском направлении

а что по балкам-висилицам скажете? =)
 
Последнее редактирование:
Так финны старую границу не переходили, несмотря на требования бесноватого.
 
Эх, припозднился я однако, но лучше поздно, чем никогда)))! Левашовский и Агалатовский аэродромы были базовыми аэродромами дальней бомбардировочной авиации ВВС РККА. Под финнами никогда не были.
Про аэродром "сосновка" могу сказать, что это единственный аэродром (из недействующих), очертания которого довольно явственно угадываются и по сей день. Их (очертания) очень хорошо видно на спутниковых фотографиях карты Яндекса и ей подобных. На них видно, что сосновское спортивное стрельбище ничто иное, как северное окончание бывшей ВПП, которое сохранилось, благодаря именно этому самому стрельбищу. Кладбище, на котором захоронены погибшие в боях авиаторы находится на краю лётного поля, примерно в середине его протяжённости. Недалеко от могил, ближе к ВПП, я наткнулся на характерную (прямоугольной формы, примерно 4 Х 6 метров) просадку почвы (просадка около 20-30 сантиметров) которая вполне могла быть разобранным и засыпанным при обустройстве парка блиндажом, засыпной грунт в котором просел, чем и обусловил упомянутую просадку. Это, конечно, только мои соображения, но мне они кажутся вполне логичными, поскольку "блиндаж" находится в таком месте, что вполне мог бы быть командным пунктом. :)oops: Прошу прощения, но могилы находятся не рядом с обелиском, а на другом краю ВПП! :oops:)
Кроме упомянутых зачинщиком этой ветки филдов, могу назвать аэродромы:

Аэродром "Гражданка", называвшийся так по названию ближайшей к нему деревни Гражданка. В связи с ними обоими и получил своё название Гражданский проспект. Памятный знак об аэродроме установлен рядом с бывшим кинотеатром "Современник" (ныне казино "Гудвин") недалеко от метро "Академическая", если идти от него по проспекту Науки в сторону увеличения нумерации домов. Захоронения лётчиков перенесены оттуда в пос. Девяткино.К сожалению, как он был сориентирован мне установить не удалось:(.

Аэродром "Каменка". О нём не сохранилось никаких знаков - на его месте теперь пастбище. Находился он северозападнее н.п. Каменка. Захоронения авиаторов перенесены, но не далеко. Расположены рядом с дорогой на Каменку, напротив бывшего аэродрома.

Аэродром "Озерки". Его территория после войны была использована под строительство нескольких НИИ (каких - не помню, что-то "оборонное"), и кстати, его очертания тоже угадываются на спутниковых фотографиях, потому-что территория этих институтов почти в точности их повторяют. Расположен он был неподалёку от той же самой р. Каменка, но значительно ближе к н.п. Озерки. Сейчас хорошим ориентиром для его местоположения служит Шуваловский Карьер, образованный разливом Каменки. Филд находился севернее этого разлива, и был сориентирован как-бы вдоль него, с небольшим "наплывом" на западной его оконечности. Захоронения были пересены, но тоже близко - за проходящую неподалёку дорогу на Каменку, на берег небольшого лесного озерка, напротив так называемого "домика лесника" (там, по-моему, действительно лесник живёт :) ).

Был ещё аэродром "Пискарёвка", но точное его место я пока не установил. Есть у меня подозрения по его поводу, но это так...догадки...
ЗЫ. Кстати, Агалатовский аэродром сохранил свои очертания и по сей день! Даже рулёжка на том же месте осталась:).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Вот, комрады! Немного накопал об "Гражданке":
"...Взлетно-посадочная полоса пролегала по нынешнему проспекту
Науки, начинаясь от нынешнего Гражданского проспекта в направлении
железнодорожной станции «Ручьи». Это был полевой аэродром,
территория его не знала асфальта. Слева от нее (ныне район ул. Софьи
Ковалевской, Северного проспекта, ул. Карпинского) были вырыты
десятки капониров и рейфуг, служивших убежищем для самолетов
ПЕ-2, Яков и др., которые в целях маскировки опускались на полтора-
два метра ниже уровня земли. По южному берегу Муринского
ручья, на крутых склонах были вырыты окопы и ДОТы, которые
прибористы, радисты, электрики и оружейники частично
использовали под мастерские.
В районе нынешнего казино «Гудвин» тогда находилась общая
землянка для летного состава во время готовности к вылету. Южная
часть аэродрома «Гражданка» проходила по нынешней улице
Верности, где была проложена подъездная железная дорога-
однопутка для доставки на аэродром грузов. В современном
ландшафте Гражданки можно найти следы военной поры: в южной
части между Пискаревским мемориальным кладбищем и лесным
массивом можно увидеть искусственную насыпную горку — это
не что иное, как ДОТ, на вершине которого торчат железобетонные
остатки покрытия. Таких ДОТов по периметру аэродрома было
достаточное количество..."
Выложил эту инфу некто SamsMan на сайте "Санкт -Петербург", форум "Гражданка-Академическая". У меня есть небольшие сомнения относительно некоторых моментов (слишком уж обширной получается площадь аэродрома, если судить о ней из этого описания... хотя конечно, всё возможно ). Но насчёт сориентированности направления ВПП - совпадает с моими соображениями. Роза ветров там соответствующая, вот в чём дело. Основная направленность - аккурат восток-запад.
Будем копать дальше:)
 
Последнее редактирование:
Аэрофотоснимки финские.Кажется с какого то их сайта.Уже не помню.На фотках есть привязка.Есть ещё немного снимков полей в карелии(советской).
 
Последнее редактирование:
Интересные фото, спасибо.А по аэродрому недалеко от Рахьи ничего нет?
 
Реклама
Други, скажите пожалуйста. Вопрос про Комендантский Аэродром. Когда он действовал был ли у него какой нибудь код? Очень бы хотелось узнать какой.
 
Назад