Казанский авиазавод №22 / КАПО им. С.П. Горбунова
«Изделие 45-00»
Первый опытный Ту-22М выпускался в кооперации с ММЗ «Опыт» на КАПО. В 1969–1971 годах на КАПО было выпущено 10 Ту-22М0 (один для стат. испытаний). В феврале 1973 г. первые Ту-22М0 поступили в рязанский ЦБП и ПЛС ДА, где использовались для переучивания экипажей и наземного персонала на новую технику. Позже машины переданы в качестве учебных пособий в различные авиационные учреждения.
001● Ту-22М0 №156 (10.04.1969*)(п/п 30.08.1969 – ВЛИ В.П. Борисов, второй пилот Б.И. Веремей, штурман-навигатор Л.С. Сикачев и штурман-оператор К.А. Щербаков), КБ Туполева. В начале 80-х передан в Киевское ВВАИУ, получил №156, с 2003 г. в Киевском авиамузее. Фото 1970-е, 1987, чертёж
002● Ту-22М0 (п/п 1969 – Б.И. Веремей, Н.Е. Кульчицкий), в биографии Б.И. Веремея упоминается что в 1969 г. он поднимал опытный Ту-22М/2. Но существовал ли данный борт (#002)?
01-01● Ту-22М0 №101?, з/н 5019018, судьба неизвестна, возможно для статических испытаний (?);
01-02● Ту-22М0 №33, з/н 5019029, (п/п 23.03.1970 – Б.И. Веремей, Н.Е. Кульчицкий), с 23.03.1970 и до 15.01.1971 года на нём производили испытательные полёты. С марта по октябрь самолёт находился на заводе для доработки и замены двигателей "ФМ" на усиленные. Доработки же касались усиления фюзеляжа и установки тормозного парашюта. С 11.1971 года по 03.1974 года продолжили испытательные полёты. 13.03.1974 года на нем трижды получали вертикальные перегрузки от 2-х до 4-х единиц, после чего эксплуатация самолёта для учебных целей проходила только на земле. 25.02.1975 В.П. Борисов перегнал самолёт в Монино, в учебно-аэродромную базу академии имени Н.Е. Жуковского. Этот самолёт провёл в небе 127 часов 29 мин, выполнил 142 посадок. В октябре 1989 г. поступил в музей ВВС в Монино, позже получил №33;
02-01● Ту-22М0 – ?
02-02● Ту-22М0 №202, з/н 5020027 (п/п 02.10.1970), в дальнейшем получил №41, с двигателями НК-144-22, передан в Иркутское ВВАИУ, в 2009 г. при расформировании училища планировался к утилизации, но впоследствии оставлен для будущего авиационного музея. Фото 1970-е
02-03● Ту-22М0 – ?
02-04● Ту-22М0 – ?
02-05● Ту-22М0 – ?
03-01● Ту-22М0 №301, з/н 5031019, на испытаниях в ОКБ Туполева, позже переоборудован и использовался по программе Ту-22М2 (?), разрезан на металлолом на свалке в Жуковском в 1993-1994 годах. Фото 1993
03-02● Ту-22М0 – по воспоминаниям ветеранов, в феврале 1973 г. вместе с #03-03 прибыл в 43 ЦБП (Дягилево);
??-??● Ту-22М0 №55, 43 ЦБП (Дягилево), в дальнейшем передан в виде учебного пособия в Ачинское ВАТУ (впервые замечен там в 1987 г.), утилизирован после 1994 г.;
??-??● Ту-22М0 №51, 43 ЦБП (Дягилево), в дальнейшем передан в виде учебного пособия в Ачинское ВАТУ, где к б/н пририсовали единичку – №511 (впервые замечен там в 1987 г.), утилизирован после 1994 г. Фото 1988
??-??● Ту-22М0 №50, 43 ЦБП (Дягилево), оснащён УКУ-9К-502 с двумя ГШ-23Л, дальнейшая судьба неизвестна;
??-??● Ту-22М0 №53, оснащён УКУ-9К-502 с двумя ГШ-23Л (без комплекса вооружения ОБП-15). По сведениям ветеранов в 1981 году совершил последний полёт по маршруту Остров – Рига (Скулте), передан в виде учебного пособия РВВАИУ, с начала 90-х в рижском авиамузее. Фото 1988, 1988, 1988, 1993, 11.04.1994, 1997, 01.05.2010, 14.08.2012
«Изделие 45-01»
В 1971-1972 годах КАПО выпустил 10 Ту-22М1 (один для стат. испытаний). 28.07.1971 первый полёт Ту-22М1 (Б.И. Веремей). На этих машинах до конца 1975 года провели большой объем испытаний по доводке, испытаниям систем навигационного и прицельного оборудования, ракетного, бомбового вооружения и РЭП, проводились испытания доработанных двигателей. В августе 1973 г. в 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС ВМФ (Кульбакино) началось освоение Ту-22М1, в Центр поступило 5 бортов.
03-03● Ту-22М1 – ?
03-04● Ту-22М1 – ?
03-05● Ту-22М1 – есть версия что з/н 1032054 именно его.
04-01● Ту-22М1 – ?
04-02● Ту-22М1 – авария 22.10.1976 (ГНИИ-8);
04-03● Ту-22М1 – ?
04-04● Ту-22М1 – ?
04-05● Ту-22М1 – ?
05-01● Ту-22М1 №501, авария 26.11.1972 (КАПО);
05-02● Ту-22М1 №73 (1972), з/н 5052028, 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС, после передан на учебный аэродром ШМАС ВМФ в Выборге. На киле замечен номер №03. Утилизирован в 2016 г.
??-??● Ту-22М1 №72, 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС;
??-??● Ту-22М1 №??, авария 07.02.1972 (ГНИИ-8);
Эксплуатанты Ту-22М0/1:
◙ 1-е управление 8 ГНИИ ВВС (в/ч 18374)(Ахтубинск) – испытания с 1969 г.;
◙ 43 ЦБП и ПЛС ДА (в/ч 74386)(Дягилево) – Ту-22М0 (5), первые две машины поступили в феврале 1973 г., первые полёты в марте, на июль уже 5 Ту-22М0, в 1981 г. последние машины выведены из эксплуатации;
◙ 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС ВМФ (Кульбакино) – Ту-22М1 (5), опытная эксплуатация с августа 1973 г., первым самостоятельно вылетел подполковник А.С. Ващенко. Позднее на полигоне экипажем А.С Ващенко был произведён пуск ракеты Х-22М.
Страница обновляется по мере поступления новых данных. Ваша информация, дополнения, корректировки и комментарии приветствуются – они помогут нам вместе в освоении истории Ту-22М!
«Изделие 45-00»
Первый опытный Ту-22М выпускался в кооперации с ММЗ «Опыт» на КАПО. В 1969–1971 годах на КАПО было выпущено 10 Ту-22М0 (один для стат. испытаний). В феврале 1973 г. первые Ту-22М0 поступили в рязанский ЦБП и ПЛС ДА, где использовались для переучивания экипажей и наземного персонала на новую технику. Позже машины переданы в качестве учебных пособий в различные авиационные учреждения.
001● Ту-22М0 №156 (10.04.1969*)(п/п 30.08.1969 – ВЛИ В.П. Борисов, второй пилот Б.И. Веремей, штурман-навигатор Л.С. Сикачев и штурман-оператор К.А. Щербаков), КБ Туполева. В начале 80-х передан в Киевское ВВАИУ, получил №156, с 2003 г. в Киевском авиамузее. Фото 1970-е, 1987, чертёж
002● Ту-22М0 (п/п 1969 – Б.И. Веремей, Н.Е. Кульчицкий), в биографии Б.И. Веремея упоминается что в 1969 г. он поднимал опытный Ту-22М/2. Но существовал ли данный борт (#002)?
01-01● Ту-22М0 №101?, з/н 5019018, судьба неизвестна, возможно для статических испытаний (?);
01-02● Ту-22М0 №33, з/н 5019029, (п/п 23.03.1970 – Б.И. Веремей, Н.Е. Кульчицкий), с 23.03.1970 и до 15.01.1971 года на нём производили испытательные полёты. С марта по октябрь самолёт находился на заводе для доработки и замены двигателей "ФМ" на усиленные. Доработки же касались усиления фюзеляжа и установки тормозного парашюта. С 11.1971 года по 03.1974 года продолжили испытательные полёты. 13.03.1974 года на нем трижды получали вертикальные перегрузки от 2-х до 4-х единиц, после чего эксплуатация самолёта для учебных целей проходила только на земле. 25.02.1975 В.П. Борисов перегнал самолёт в Монино, в учебно-аэродромную базу академии имени Н.Е. Жуковского. Этот самолёт провёл в небе 127 часов 29 мин, выполнил 142 посадок. В октябре 1989 г. поступил в музей ВВС в Монино, позже получил №33;
02-01● Ту-22М0 – ?
02-02● Ту-22М0 №202, з/н 5020027 (п/п 02.10.1970), в дальнейшем получил №41, с двигателями НК-144-22, передан в Иркутское ВВАИУ, в 2009 г. при расформировании училища планировался к утилизации, но впоследствии оставлен для будущего авиационного музея. Фото 1970-е
02-03● Ту-22М0 – ?
02-04● Ту-22М0 – ?
02-05● Ту-22М0 – ?
03-01● Ту-22М0 №301, з/н 5031019, на испытаниях в ОКБ Туполева, позже переоборудован и использовался по программе Ту-22М2 (?), разрезан на металлолом на свалке в Жуковском в 1993-1994 годах. Фото 1993
03-02● Ту-22М0 – по воспоминаниям ветеранов, в феврале 1973 г. вместе с #03-03 прибыл в 43 ЦБП (Дягилево);
??-??● Ту-22М0 №55, 43 ЦБП (Дягилево), в дальнейшем передан в виде учебного пособия в Ачинское ВАТУ (впервые замечен там в 1987 г.), утилизирован после 1994 г.;
??-??● Ту-22М0 №51, 43 ЦБП (Дягилево), в дальнейшем передан в виде учебного пособия в Ачинское ВАТУ, где к б/н пририсовали единичку – №511 (впервые замечен там в 1987 г.), утилизирован после 1994 г. Фото 1988
??-??● Ту-22М0 №50, 43 ЦБП (Дягилево), оснащён УКУ-9К-502 с двумя ГШ-23Л, дальнейшая судьба неизвестна;
??-??● Ту-22М0 №53, оснащён УКУ-9К-502 с двумя ГШ-23Л (без комплекса вооружения ОБП-15). По сведениям ветеранов в 1981 году совершил последний полёт по маршруту Остров – Рига (Скулте), передан в виде учебного пособия РВВАИУ, с начала 90-х в рижском авиамузее. Фото 1988, 1988, 1988, 1993, 11.04.1994, 1997, 01.05.2010, 14.08.2012
«Изделие 45-01»
В 1971-1972 годах КАПО выпустил 10 Ту-22М1 (один для стат. испытаний). 28.07.1971 первый полёт Ту-22М1 (Б.И. Веремей). На этих машинах до конца 1975 года провели большой объем испытаний по доводке, испытаниям систем навигационного и прицельного оборудования, ракетного, бомбового вооружения и РЭП, проводились испытания доработанных двигателей. В августе 1973 г. в 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС ВМФ (Кульбакино) началось освоение Ту-22М1, в Центр поступило 5 бортов.
03-03● Ту-22М1 – ?
03-04● Ту-22М1 – ?
03-05● Ту-22М1 – есть версия что з/н 1032054 именно его.
04-01● Ту-22М1 – ?
04-02● Ту-22М1 – авария 22.10.1976 (ГНИИ-8);
04-03● Ту-22М1 – ?
04-04● Ту-22М1 – ?
04-05● Ту-22М1 – ?
05-01● Ту-22М1 №501, авария 26.11.1972 (КАПО);
05-02● Ту-22М1 №73 (1972), з/н 5052028, 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС, после передан на учебный аэродром ШМАС ВМФ в Выборге. На киле замечен номер №03. Утилизирован в 2016 г.
??-??● Ту-22М1 №72, 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС;
??-??● Ту-22М1 №??, авария 07.02.1972 (ГНИИ-8);
Эксплуатанты Ту-22М0/1:
◙ 1-е управление 8 ГНИИ ВВС (в/ч 18374)(Ахтубинск) – испытания с 1969 г.;
◙ 43 ЦБП и ПЛС ДА (в/ч 74386)(Дягилево) – Ту-22М0 (5), первые две машины поступили в феврале 1973 г., первые полёты в марте, на июль уже 5 Ту-22М0, в 1981 г. последние машины выведены из эксплуатации;
◙ 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС ВМФ (Кульбакино) – Ту-22М1 (5), опытная эксплуатация с августа 1973 г., первым самостоятельно вылетел подполковник А.С. Ващенко. Позднее на полигоне экипажем А.С Ващенко был произведён пуск ракеты Х-22М.
Страница обновляется по мере поступления новых данных. Ваша информация, дополнения, корректировки и комментарии приветствуются – они помогут нам вместе в освоении истории Ту-22М!
Последнее редактирование: