Восстановление Ил-14 "Пингвин"

Vulkan-Avia

Новичок
Тема ещё об одном нашем Ил-14 по имени Пингвин. Его состояние более хорошее, чем у Голубой мечты и мы надеемся в ближайшее время поднять его в воздух.


Пингвин на прогулке - первое руление на Ил-14 Одним из этапов в жизни каждого самолёта пробуждающегося от долгой спячки — является руление. Во время движения по перрону оценивается работа тормозов, гидросистемы и ряд других моментов. Для нас руление на Ил-14 это еще и обучение, потому что самолёт имеет свою специфику, с которой мы ещё незнакомы.

Поворотом переднего колеса управлять нельзя - оно самоориентируемое и при движении устанавливается в нужное положение. Управление при движении по земле осуществляется тормозами и моторами: например, для поворота налево надо зажать левую тормозную педаль или увеличить обороты правого мотора. Для тех кто не знаком с устройством самолётов, упомяну, что педали приводящие в действие тормоза находятся конструктивно внутри педалей управляющих рулем поворота (т.е. получаются педали внутри педалей).


Первое руление (фото Пкк)
attachment.php



Перетяжка закрылков и элеронов


Рули, элероны и закрылки у Ил-14 обтягиваются специальной тканью (встречаются доработанные Ил-14, у которых вместо ткани - металл). При длительной стоянке под воздействием солнца пропитка ткани начинает деструктировать. Помимо погодных воздействий ухудшению состояния ткани способствуют птицы, которые норовят проклевать в ней дырки и устроить внутри гнезда.

Изначально у нас были вопросы и сомнения по перетяжке, но сейчас они прояснены - к нашей команде присоединился Александр Сосенков, который осмотрел рулевые поверхности и вынес своё экспертное мнение, что требуется перетяжка. Александр поможет нам отремонтировать мягкие поверхности Ил-14. Зная, насколько крутой это специалист, мы весьма обрадовались.

Не откладывая дело в долгий ящик на первомайские праздники мы демонтировали закрылки и элероны с самолёта и отвезли в мастерскую CETUS AERO, где и работает Александр. Помимо прочего, эта компания является производителем самолётов марки RV в России. О полёте на RV-7 на пилотаж можно прочитать у Алексея lekseys.


Стоимость перетяжки закрылков и элеронов составит 130 000 руб. Это фактически цена материалов. Первые 10 тыс. руб нам подарил Алексей Колушев (ссылка на Facebook) из Самары.

Осмотр внутренней части закрылков и элеронов, открывшейся после снятия старой ткани показал, что они в отличном состоянии. Пока они будут в ремонте, нам нужно обслужить всю проводку управления (проверить состояние, смазать подшипники в роликах, отрегулировать натяжение тросов).

Проверка и обслуживание тормозов


Зимой у нас наблюдались потеки АМГ из тормозов. Мы заказали прессформу и сделали 50 новых манжет. Тем самым обеспечив и себя и всех остальные Ил-14 на некоторое время ремфондом.
В один из предыдущих выездов в Мячково левую стойку подняли штатным домкратом (его зовут "медвежонком"), скинули тормозной щит, разобрали и осмотрели цилиндр. Прочистили дренажные трубки, собрали обратно и на вывешенной стойке проверили тормоза.

Володя myth_043 и Алексей lekseys собирают тормозной щит

Руление


И вот в преддверии Дня Победы, 8 мая 2012г мы впервые почувствовали Ил-14Т "Пингвин" в движении. Утром, скинувшись по 2000 руб, мы купили 400л Аи-95. Также был куплен шашлык и соки. Погода благоприятствовала планирующемуся мероприятию. Самолёт был заправлен топливом и азотом, проверено кол-во масла, герметичность топливной системы под давлением, прокручены воздушные винты, все заняли свои места.
На Ил-14 руление без помощи с "землей" - затруднительно, поэтому с перрона посредством специальных жестов давали подсказки, а также давали понять что можно начинать осуществлять движение. Алексей изучил сигналы, надел жилетку, но в итоге руководил Петр Станиславович, который без суеты и спешки координировал нас.

Мы с Денисом n2367l сидели на креслах пилотов, Николай Васильевич занял место бортинженера (между пилотскими креслами устанавливается в специальные пазы сидение), Володя на месте радиста следил за электрикой, Сева и Андрей снимали видео в кабине.

Руки Николая Васильевича заскользили по тумблерам, сначала запустился левый мотор, вслед за ним был запущен правый. Двигатели пели.... Сейчас тепло и они быстро прогрелись, выполнили опробование. Мы готовы к рулению. Получив добро с земли снимаем самолёт со стояночного тормоза. Отпускаю тормоза и на оборотах 1100 об/мин Ил-14 плавно трогается с места.

Ощущение от управления, пусть даже на рулении, таким аппаратом - настолько сильны, что даже через 10 часов, когда я пишу эти строки, я нахожусь под огромным впечатлением.

Видео запуска, прогрева и руления: проигрывание начнется непосредственно с руления (общая продолжительность 21 минута).

Я чувствовал, что у меня в руках находится огромный лайнер. Привыкнув в маленькой Цессе, весом чуть больше 700 кг, совсем не ожидаешь такой проворности от самолёта весом около 15 тонн! С мощностью двигателей почти 4000 л.с.
Перрон в Мячково очень большой (в советские годы здесь был аэродром полярной авиации и на нём рядами стояли собратья нашего Пингвина) - места для руления предостаточно и мы описываем большую восьмерку.

Руление сводится к тому, что у тебя в распоряжении есть три варианта воздействия:
- руль направления
- раздельные тормоза
- разнотяг двигателей
При этом носовая стойка у самолёта самоориентирующася.
Комбинируя все три варианта воздействия самолёт может развернуться практически на одном месте. При размахе крыла почти 32м, и колее в 10м, радиус разворота составляет - 15м.
Катится самолёт по асфальту очень легко, быстро разгоняется. Гидравлические тормоза - мягкие, но в тоже время очень эффективные. Для плавного разворота самолёта достаточно только руля направления, если нужно более энергично развернуться - немного поддавливаешь тормоз. При крутом развороте на маленькой скорости и в ограниченном пространстве - сильнее задавливая тормоз, помогаешь разнотягом двигателей.
Находящиеся в кабине ребята отмечают, что руление на Ил-14 напоминает езду на автомашине - такое же плавное трогание и движение.

Скажу сразу - как только самолёт покатился, я моментально "забыл" о приборах контроля двигателей. Полностью растворившись в желании почувствовать динамику самолёта я каждой клеточкой пытался впитать - сколько надо дать ноги, сколько притормозить и как самолёт себя поведёт, насколько он повернёт. Я знал, что Николай Васильевич, сидящий рядом - не даст "убежать" температурам.

Помню, как у меня на первой гонке разбегались глаза, контролируя параметры одного двигателя. Как потом было сложно контролировать параметры сразу двух работающих моторов. Теперь же ситуация повторялась снова, а добавилась всего одна вводна - руление по земле. Да, непросто будет в первых полётах! Только столкнувшись с такой ситуацией, я отчётливо понял - насколько сложна и ответственна работа лётчика-испытателя, первый раз поднимающего новую машину в небо. Ведь её не просто нужно поднять, быстро почувствовать, уметь контролировать и запоминать множество параметров, но и быть готовым к разным нештатным ситуациям.

О впечатлениях Дениса n2367l от руления (он занимал место второго пилота) можно прочитать в его посте. Приведу цитату из него:
...Кабина плавно покачивается, режима в 1000 оборотов более чем хватает, самолет начинает ускоряться. Я поначалу думал, что будет легче опять разделить задачи между мной и Андреем, как мы делали это когда запускали впервые правый мотор на Пингвине. Тогда, чтобы по-первости хватило рук и глаз на все, мы разделились таким образом, что на мне лежал старт мотора, а на Андрюхе - все действия по установлению и контролю режима, и это действительно было актуально и сработало. Теперь же я ухватил РУДы и думал, что Андрей полностью сосредоточится на рулении, а я буду управлять двигателями и при поворотах обеспечивать должный разнотяг. Васильич против такого расклада не возражал, однако мы довольно быстро сообразили, что начинаем друг-другу противоречить: я даю несколько больший режим, Андрей пытается задавить чрезмерное ускорение тормозами, самолет замедляется, я еще добавляю, Андрей опять тормозит и т.д. Таким образом, после первых метров поняли, что для нормального руления все управление должно быть сосредоточено у кого-то одного - Андрей взял РУДы, и движение сразу стало гораздо гармоничнее.

Описываем первый круг - Андрюха со стороны выглядит вполне уверенно, как будто всю жизнь рулил на Ил-14. Но вот настает моя очередь попробовать управление самолетом - теперь все управление оказывается в моих руках и ногах. Какие ощущения! Натурально, корабль - чувствуются и масса, и инерция, и размеры. На педалях ощущаются движения огромного руля направления. Но должен заметить, что при всей своей массе и размерах самолет очень послушен - хотя и замечается малейшее движение педалей и тормозов и изменения режимов двигателей, реакция очень плавная и адекватная, можно сказать, совсем "не злобная", поэтому я достаточно быстро схватываю технику руления и начинаю получать удовольствие от процесса. На Ил-14 самовыравнивающася передняя стойка, поэтому руление выполняется раздельным торможением основных стоек и разнотягом двигателей: внешнему мотору при развороте необходимо добавлять режим, внутреннему - убавлять. С раздельным торможением я сталкивался на Як-18Т и Як-52 и немного опасался крутых разворотов на месте вокруг какой-либо из основных стоек шасси - на тех самолетах при этом можно было загнать переднюю стойку в повернутое положение, из которого потом достаточно сложно вывести. Здесь такие развороты можно выполнять совершенно спокойно - видимо сказываются два двигателя. Таким образом и я сделал свой первый круг на Ил-14 по перрону, проверил по просьбе Васильича тормоза на прямом участке. И настал заключительный этап - заруливание на место стоянки. Связь с землей через рацию, как обычно, работает нестабильно, и надо всегда поддерживать визуальный контакт. Так ребята далеко не сразу сообразили, что надо убрать стремянку, которую иначе мы непременно заденем или попросту сдуем при заруливании. Объясняться пришлось, в основном, жестами - кричать в форточку "Уберите стремянку!" было практически бесполезно. Далее начался процесс заруливания, рассчитанный так, что Пингвин в конце его встал точнехонько крыло к крылу с Южным Экспрессом.

Процесс этот был исключительно коллективный, и хотя все управление самолетом было у меня, сказать, что это я зарулил Пингвина на стоянку, было бы по меньшей мере лукавством. Я лишь исполнял команды, и, хотя исполнял их вполне адекватно, весь расчет лежал исключительно на Петре Станиславовиче и Николае Васильевиче, которые с пол-взгляда понимали друг-друга - Евлошевич на пару с Лехой ( lekseys) руководили процессом на земле, Мотовилов командовал мне, Андрюха контролировал левую консоль. Ил-14 в который раз показал нам свое расположение к коллективу: в команде и при слаженном взаимодействии возможно все, даже при нашей с Андрюхой "зелёности".


При рулении мы не забывали о конструктивных особенностях тормозов Ил-14, из-за которых пользоваться тормозами при рулении может только один пилот - нарушение этого правила может привести к поломке.

В отчете использованы фотографии Сергея Рябцева (pkk) fworx и Александра Маркина (Гек).


Посмотреть версию поста с фотографиями и видео >>>
 
Последнее редактирование:
Реклама
все что вы делаете нужно и полезно ради сохранения истории авиации России. Всех благ..
 
Думаю надо к Дмитрию Сухареву обратиться, он в свое время летал в Мячково на Ил-14?!
 
Sidor, большое спасибо! Но, если Вы автор - нельзя ли без музыки сделать? Мне кажется, было бы значительно интереснее.
 
Вид из кабины - пишет видео с ограниченным доступом.
Дайте поглядеть
 
Sidor, большое спасибо! Но, если Вы автор - нельзя ли без музыки сделать? Мне кажется, было бы значительно интереснее.
Увы, автор не я, и я даже не присутствовал при данном событии, я просто подписан на канал Андрея Иванова и слежу за обновлениями видео и вообще за проектом.
Да, второе видео автор теперь закрыл для просмотра, я тоже уже не могу его посмотреть. Надеюсь, позже откроют...
 
Реклама
Довелось в конце прошлого года побывать у ребят. Много был наслышан от одного из знакомых участника данной команды,но вот как говорится "судьба свела" и случайно оказался в Крутышках (Ступино). Сказать ,что ребята просто молодцы-значит несказать ничего. Выкладываю несколько своих фото.

zd5ybdZ1.jpg
zd5ybdZ2.jpg


zd5ybdZ3.jpg
zd5ybdZ4.jpg


zd5ybdZ5.jpg
zd5ybdZ6.jpg


zd5ybdZ7.jpg
zd5ybdZ8.jpg


zd5ybdZ9.jpg
zd5ybdZa.jpg


zd5ybdZb.jpg
zd5ybdZc.jpg
 
43.jpg
 
Один из самых ярких и известных экспонатов нашего "летающего" музея авиации - Ил-14Т «Пингвин» / бортовой номер СССР-91612 (заводской номер 147001640)

Самолёт построен 27 сентября 1957 г. на 30-м авиазаводе в г. Москве и эксплуатировался в ВВС СССР (в/ч 27827, Симферополь) в качестве летающей лаборатории для облёта радиотехнических систем ближней навигации (сокр. РСБН). В апреле 1987 года Ил-14Т был снят с вооружения и поставлен на хранение, а через 8 лет после ремонта на авиазаводе в Быково введён в эксплуатацию в Федерации легкомоторной авиации (ФЛА).

Долгое время самолёт стоял на аэродроме в Мячково. «Ил» был не в лучшем состоянии, птицы свили в нём гнёзда. Но он был комплектный и не пострадал от вандалов. Новая жизни машины началась после того, как в 2011 году её передали энтузиастам из группы авиалюбителей, входящих в @ilyushinil14restoring и @albatrosaero .

В процессе реставрации и восстановления до лётного состояния Ил-14Т получил специфичную окраску, характерную для самолётов полярной авиации, способствующую лучшей видимости. К яркой красно-серебристой ливрее вскоре прибавился рисунок пингвина на киле. Благодаря этой эмблеме самолёт моментально получил второе (неофициальное) имя – «Пингвин».

Весной 2012 года состоялось первое руление после реставрации, а 1 октября 2012 г. «Пингвин» вернулся в небо. В этот же день машина перелетела в Ступино. Спустя несколько лет самолёт снова сменил прописку, перебравшись на тверской аэродром Орловка. Окончательным местом постоянного базирования для нашего Ил-14Т стал аэродром «Орешково», куда самолёт перелетел 14 октября 2018 года. Сейчас это один из трёх самолётов данного типа в России, находящийся в лётном состоянии.
С 28 мая 2016 года самолёт носит имя Михаила Ростиславовича Фариха — легендарного полярного лётчика, внёсшего значительный вклад в Российскую Авиацию Общего Назначения.
 
 
Назад