Антимонопольное регулирование

Klass

Старожил
Разборки на высоте

Существует ли на самом деле сговор авиаперевозчиков, из-за которого полёт из Иркутска в Москву и обратно стал удовольствием не из дешёвых? Теперь ответ на этот вопрос будет искать суд. 30 октября в областном арбитраже состоялось предварительное слушание по делу четырёх авиакомпаний, требующих признать недействительным решение, вынесенное иркутскими антимонопольщиками в августе. Авиаперевозчики добиваются отмены предписания, которое обязывает их формировать цены на перелёты «исходя из объективных обстоятельств и вне зависимости от ценовой политики конкурентов».

Решение УФАС по Иркутской области, установившего, по мнению его представителей, факт нарушения четырьмя крупнейшими авиаперевозчиками (ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», ОАО «Уральские авиалинии» и ОАО «Сибирь», совершающее полёты под брендом «S7») требований пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», вступило в силу 16 августа. Ведомство признало существование соглашения между авиаперевозчиками в области установления или поддержания одного уровня цен (тарифов). Авиакомпании обязали ежемесячно информировать Иркутское УФАС России о количестве проданных билетов по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск в разрезе кодов тарифов с сентября по декабрь 2013 года. Делать это должны все четыре компании, обвинённые в сговоре.

Разбирательство ФАС было инициировано заявлением двух иркутян, которые посчитали цены на авиабилеты по маршруту до столицы слишком высокими. Теперь, когда авиакомпании в судебном порядке пытаются оспорить решение о доказательстве существования тайного договора, этих людей должны будут привлечь к судебному разбирательству в качестве третьих лиц. Но, несмотря на существование свидетелей, вопрос «был ли договор на самом деле?» остаётся открытым.

В качестве подтверждения своих выводов областное управление ФАС опирается на данные таблицы, составленной специалистами службы. Расчёты, по мнению представителей ведомства, наглядно демонстрируют синхронность действий компаний на иркутском рынке. Однако у самих авиаперевозчиков их правдивость и достоверность вызывает сомнения. «Анализ по тарифам изложен недолжным образом, – отмечает представитель «Аэрофлота» в суде. – Тарифы представлены в искажённом виде. Информация, предоставленная компанией, исследована не в полной мере, в частности неправильно построены графики: у нас практически все тарифы не имели динамики на протяжении 2012 года, а диаграмма, построенная ФАС, говорит о явном повышении тарифов у «Аэрофлота». Суду компания предоставила собственные графики.

У истцов имеются претензии к тому, по каким критериям сравнивали данные компаний. В своём отчёте ФАС провела сравнительный анализ цен на иркутском направлении с другими: красноярским, читинским и улан-удинским. Однако и это, по мнению представителей авиакомпаний, ложное доказательство, поскольку половина компаний-истцов вообще не летает по некоторым из направлений, поэтому совсем непонятно, «что там ФАС сравнивала». Те же перевозчики, которые совершают рейсы и в Читу, и в Улан-Удэ, утверждают, что сравнивать тарифы на этих направлениях бессмысленно, ведь они складываются из разных показателей. «Выводы в таблице ФАСа сделаны без установления причин. Сравнивают рейсы Чита – Москва, Москва – Чита, Улан-Удэ – Москва, но мы говорили, что данные рейсы финансируются из бюджета по решению правительства. Однако этот факт не нашёл никакого отражения в отчёте ФАС, его проигнорировали», – подчеркнула в суде представительница «Уральских авиалиний». Также она отметила, что доля бюджетных средств на каждое пассажирское место по направлениям к восточным соседям Иркутска оценивается на сумму 6200 руб. Иркутянам же приходится платить эти деньги из своего кармана.

И это только часть доводов, которые авиакомпании собираются представить в суде во время основного слушания.

Главная претензия авиаперевозчиков сводится к тому, что несомненных подтверждений сговора ведомство так и не предоставило. «Говорится о заключении соглашения между компаниями, – заявил представитель авиакомпании «Сибирь». – Причём факт заключения самого соглашения следует только из тех обстоятельств, что оно якобы фактически исполняется». То, что антимонопольная служба склонна считать доказательством договорённости между компаниями, юрист «Сибири» называет проявлением конкурентной борьбы, которая заставляет рыночных игроков поддерживать цены в одном диапазоне. Он отметил, что решение антимонопольной службы нарушает права самих перевозчиков в области предпринимательской деятельности, а также свободы установления рыночных цен. Поддерживают его заявления и юристы остальных авиакомпаний-истцов.

У антимонопольной службы есть месяц на обоснование своей позиции. Судебное разбирательство по делу о сговоре авиаперевозчиков назначено на 4 декабря.
 
Реклама
ФАС очень хочет порегулировать цены вместе с ФСТ. На самом деле там всё довольно тривиально, а в "доказательной базе" службы сквозит местами вопиющая экономическая безграмотность. Главный вопрос тут в том - зачем это ФАС понадобилось (эти истории плодятся одна за другой) и отдаёт ли ФАС себе отчёт в том, что этими шагами открывает ящик Пандоры?


---------- Добавлено в 11:21 ----------


Klass, если Вы не против - тема злободневная и я её вынес в отдельную ветку.
 
Fyodor,
А разве
Ведомство признало существование соглашения между авиаперевозчиками в области установления или поддержания одного уровня цен (тарифов).
, ежели таковое соглашение в действительности существует, не есть монопольный сговор?
 
MikVolg, как вы себе представляете "сговор" четырех- пяти-шести прямых конкурентов? О какой "монополии" в таком случае речь? Как могут договориться двое, я представляю. ФАС-сборище конъюктурщиков и дремучих непрофессионалов, как и Роспотребнадзор и пр. Им приятно демонстрировать рвение в "чистых цехах".
 
ежели таковое соглашение в действительности существует, не есть монопольный сговор?
Если существует, то конечно. Проблема в том что:
а) Очень трудно поверить в такой сговор, если знаешь ситуацию в отрасли изнутри
б) ФАС себя мало утруждает доказательствами в отношении сговора, считая достаточным основанием "одновременное" повышение тарифов.

Хорошо хоть за общий переход на зимнее расписание не начали штрафовать. А по доказательствам - например Пермский УФАС посчитал признаком сговора то, что авиакомпании ориентировались при установлении цены не на свои издержки (о том, как ФАС считает издержки а/к - отдельная история), а на цены конкурентов. Я несколько лет преподавал экономику и маркетинг и объяснял студентам 3-го курса, что метод ориентации на среднюю отраслевую цену - доминирующий способ в ценообразовании в мире. К сожалению, в ФАС не все учили экономику. Именно поэтому они игнорируют фактор спроса в своих рассуждениях. Т.е. стоят на позиции почти 200-летней давности. Практикующие марксисты.
ФАС-сборище конъюктурщиков и дремучих непрофессионалов, как и Роспотребнадзор и пр.
Тут я не соглашусь. ФАС, при оговорённых нюансах, на самом деле - одно из толковых и профессиональных (сравнительно с другими) ведомств в стране. И полезного они сделали немало. Другое дело, что как и везде, в условиях отсутствия какого-либо контроля и ответственности определённая эрозия институтов идёт и там.
 
Очень трудно поверить в такой сговор, если знаешь ситуацию в отрасли изнутри
Потому я и спрашиваю, а не утверждаю.
Я несколько лет преподавал экономику и маркетинг
И поэтому я спросил именно у Вас. :)
метод ориентации на среднюю отраслевую цену - доминирующий способ в ценообразовании в мире.
Но должен быть первый, поднявший цену, за которым потянутся остальные. А этот, поднимающий цену, должен быть уверен, что этот шаг не приведёт его к банкротству.
Что даёт ему такую уверенность, спрашиваю Вас, как знающего ситуацию изнутри?
Среди фигурантов названы не мелкие компании, способные демпинговать за счёт своего ресурса, имея целью выдавливание конкурентов, однако этого не происходит. Почему?
 
Но должен быть первый, поднявший цену, за которым потянутся остальные. А этот, поднимающий цену, должен быть уверен, что этот шаг не приведёт его к банкротству.
Что даёт ему такую уверенность, спрашиваю Вас, как знающего ситуацию изнутри?
Вокруг вас миллионы разных цен, и все они постоянно меняются. Конкуренты непрерывно мониторят цены друг друга, и при этом не боятся менять свои цены, по различным соображениям. Почему в авиаперевозках по-другому, откуда у Вас такие сомнения?
 
Как раз лучший способ борьбы с высокими ценами - дерегулирование. В данном случае - политика "открытого неба" хотя бы для отечественных перевозчиков.
 
Вокруг вас миллионы разных цен, и все они постоянно меняются. Конкуренты непрерывно мониторят цены друг друга,
Вокруг меня миллионы факторов, непонятных мне, потому я не стесняюсь спросить у людей знающих. ;)
Что я знаю точно, так это то, что на нашем Волгодонском рынке бабушку, ставящую цену ниже среднерыночной, ожидает жестокий, порой уголовный прессинг от местных перекупов чурков-месхетинцев....
Нет никакого преступления, на которое не пойдёт капитал за 200% прибыли. ;)
 
А этот, поднимающий цену, должен быть уверен, что этот шаг не приведёт его к банкротству.
Ну, во-первых, авиационный бизнес для крупного перевозчика таков, что одна линия разорить его не должна. Конечно, авиакомпании оценивают свои издержки, однако это довольно сложный комплекс, потому что прибыль от одного рейса может генерироваться на совершенно другом - это в случае с транзитными пассажирами. Как раз этого-то ФАС и не понимает, а точнее - отказывается понимать (они же умнее всех). Он рассматривает один рейс и один тариф как финальный продукт, что в корне ошибочно.

Что же до логики ФАС в ростовском деле - она убийственна. ФАС отметил, что после ухода с рынка дискаунтеров, компании подняли цены. Позиция ФАС сводится к тому, что делать они этого права не имели, т.к. на дешёвые билеты был спрос. ФАС (что замруководителя А. Голомолзин подтверждает открыто) не интересует, почему ушли с рынка Авианова и Скайэкспресс. То, что эти компании разорились именно потому, что не выдержали ими же заданную ценовую гонку Служба не рассматривает. Но она готова заставлять другие авиакомпании так же работать в убыток себе.

Политически это конечно беспроигрышное решение. Кто же не полюбит рыцаря на белом коне, который решил сделать мир если не лучше, то дешевле. Только вот ответственности и того, что принято называть "государственным мышлением" в такой позиции - ноль.
 
Реклама
Fyodor,
А существует ли, скажем при общении с той же ФАС, понятие экономически обоснованной цены? Топливо столько-то, аэропортовые сборы в РНД столько-то, з/п пилотам столько-то, норма прибыли столько-то. Всё конкретно, подтверждено договорами....
Или это недопустимое вмешательство государства в дела бизнеса?
 
MikVolg, посмотрите на вопрос под другим углом. Кажется, я где-то приводил ссылку на сравнение нашей ФАС и, к примеру, американской. Американская ФАС в разы меньше по численности персонала и ведёт на порядок меньше расследований. Наша же ФАС сегодня готова регулировать всё подряд. Обычная чиновничья логика - захапать побольше полномочий, чтобы иметь как можно больше рычагов влияния и прилагающихся к этому бонусов. Поэтому они сейчас готовы заниматься "антимонопольным расследованием" чего угодно, вплоть до того, сколько стоит попрыгать на батуте в парке. Как Вы думаете, стоит ли за этим реальное желание разобраться в природе цен на батуты? И ради этого ли мы, налогоплательщики, держим их на своей шее?
 
А существует ли, скажем при общении с той же ФАС, понятие экономически обоснованной цены? ... Или это недопустимое вмешательство государства в дела бизнеса?
Вопрос точки зрения. :) Со стороны ФАС - допустимое. С моей - недопустимое. Будучи сторонником неоклассической школы, я полагаю, что экономическое обоснование цены рождается в равновесной точке спроса и предложения.

Но жизнь она сложнее простых установлений. Цена не всегда формируется на конкурентном рынке конкурентными методами. В этом отношении у антимонопольных органов есть два обстоятельства, которые позволяют им говорить, что цена сформирована "нечестно":
1. Доминирующее положение компаний (само по себе оно законно, но в этом случае незаконно манипулировать ценами) - когда количество участников рынка ограничено (в нашем законе - 3 участника с совокупной долей более 70%), а доступ на рынок новых игроков невозможен или затруднён.
2. Сговор участников рынка (не допустим ни в каких вариантах)

В РФ действуют те же подходы, но нюанс заключается в практике правоприменения. А именно, что, на мой взгляд, ФАС не обосновано определяет доминирующее положение компаний (как в случае с Ростовом) - на самом деле нет ограничений по входу на данный рынок ограничений - любой перевозчик может спокойно договариваться в аэропортом. А там где доминирования не выходит (как в Иркутске или Перми) ФАС лепит клеймо о сговоре, хотя он ничем не доказан, кроме как тем, что компании в близкий срок поднимали тарифы. Практика сравнительного ценового метода (берётся маршрут на схожем расстоянии), которую ФАС хочет развить в основную, так же никуда не годиться - по причинам указанным выше - она не учитывает спрос. По мнению ФАС обстоятельства перевозок из Иркутска и Улан-удэ должны быть одинаковы, хотя это совершенно не так - во втором случае спрос много меньше. Так же в случае с Пермью и Екатеринбургом (все рейсы до Москвы).
 
экономическое обоснование цены рождается в равновесной точке спроса и предложения.
Причём, что самое интересное, этап поиска равновесия (а ведь это производная от понятия маятника), отсутствует чуть менее чем полностью. Нет колебаний цены, есть сразу синхронное повышение до определённого уровня. Причём для обывателя причины этого повышения сильно неочевидны. Курс доллара? Цена нефти? Вот на мой взгляд, всё не коррелирует. Нет, я безусловно в экономической теории не комильфо, но то, что рост цен на всё значительно опережает уровень инфляции, выраженный в отношении моего рубля к ихним долларовоевровым ценам, я ощущаю собственным кошельком.
Нет, всё красиво, но бл@@, где-то меня дурят..... :(
 
MikVolg, у нас 2014 год будет первым годом в новейшей истории, когда госмонополистам в виде Газпрома, ЖД и др. не согласовали ежегодное повышение цен на 10-20%, как обычно. Что не мешало Минфину и Центробанку всё это время бороться за инфляцию в пределах 5% :D
Нет, всё красиво, но бл@@, где-то меня дурят...
Вы не одиноки в своих ощущениях. Мне немцы жаловались, что после перехода с марки на евро цифры на ценниках стали те же, но в евро (т.е. раза в полтора дороже). Хотя никакой официальной инфляции.
 
рост цен на всё значительно опережает уровень инфляции
Так не бывает :) Инфляция и есть уровень роста цен.

То, что цены, после ухода дискаунтеров выросли - досадно очень. Мне это обошлось по году тысяч в 50-70. Проблема в том, что это естественно, т.к. предложение резко сократилось, а спрос быстро растёт. И тут кончено конфликт души и разума. Победа первой в экономике в итоге обходится ещё дороже. ;)
 
Реклама
Инфляция и есть уровень роста цен.
Согласен. Осталось определить показатель уровня инфляции (уровень роста цен).
Доллар? Нет вроде. Рост цен на товары массового спроса, включая скажем электроэнергию (а ведь это тоже товар? ;) ), опережает рост курса к рублю.
Картошка? Бензин? Что служит мерилом инфляции и какова она реально?
Экономисты, они такие экономисты.... :confused2:
Вы так и не ответили, как получается, что "баланс спроса и предложения" не балансирует, не идёт по убывающей синусоиде (а ля маятник), а просто вдруг скачкообразно переходит на следующий уровень? Причём фактически синхронно по рынку. Это что за баланс такой?
Причём на вопрос "А чем обусловлена именно эта цена?", заинтересованные лица всегда отвечают именно непроверяемой мантрой про баланс. Нет сказать, "Мои затраты столько-то, хочу прибыли столько-то, "а"+"в"= столько-то......
 
Назад