Эстонские регионалы в естественной среде обитания - 2010

Пан Атаман

Старожил
Годовщине нашего облета балтийских островов посвящается.

... Белый июльский зной, небывалый за последние два столетия, затопил город. Ходили марева над раскаленными крышами, все окна в городе были распахнуты настежь, в жидкой тени изнемогающих деревьев потели и плавились старухи на скамеечках у подьездов.
Солнце перевалило через меридиан и впилось в многострадальные книжные корешки, ударило в стекла полок, в полированные дверцы шкафа, и горячие злобные зайчики задрожали на обоях. Надвигалась послеполуденная маята - недалекий теперь уже час, когда остервенелое солнце, мертво зависнув над точечным двенадцатиэтажником напротив, просверливает всю квартиру навылет.

Стругацкие, как в воду глядя, точно предсказали сатанинское лето 2010, нашедшее свое отражение в ветке про глобальное потепление. К августу никаких жизненных сил в организме уже не оставалось, жить мы давно перебрались на дачу, 100 км в один конец каждый день пугали меньше, чем перспектива ночевать в квартире на последнем этаже, где прочно установились плюс тридцать четыре, по ночам издевательски опускающиеся до плюс тридцати двух. Мысль слинять куда-нибудь, где хоть чуточку попрохладнее, плотно завладела умами и неуклонно приближалась к реализации, не хватало только последней капли для принятия решения.
В этот сложный, но подходящий, момент в эфире нарисовался демон-искуситель в лице Юрьича, которому я незадолго до того похвастался отрытым в недрах Европы маршрутом, выполняемым на Дорнье-328. Юрьич высказался в том ключе, что Дорнье - это, конечно, рулез и зачОт, но вот тут, прямо под боком, оперируют вполне себе недурственные борта типа МД-87, Джетстрим-41 и бесспорная звезда арены Бриттен-Норман-Айлендер. И сдается ему, сейчас самое время обкатать сии подарки судьбы, ниспосланные нам ЭирБалтиком и эстонскими регионалами.
Организм встрепенулся. Перспектива выглядела слишком радужной, чтобы быть реальностью. Метеосайты показывали на балтийском побережье блаженные +25, перегретый мозг верить в это отказывался, но пошел на поводу у чувств, забив с Юрьичем стрелку в заведении с вайфаем дабы устаканить детали, состыковать рейсы и вообще распланировать мероприятие. Опустим детали планирования, добычи билетов и бронирования отелей, они не представляют особого интереса для масс. Подобает, разве что, упомянуть хитроумную изворотливость все того же Юрьича, обнаружившего, что перелет LPP-RIX-TLL стоит дешевле, чем прямой LPP-TLL, причем сегмент LPP-RIX выполняется на MD-87, а в Риге при этом организуется 13-часовая стыковка. Ну то есть, получалось погулять по Риге нахаляву, точнее, за счет ЭирБалтика. В целом же маршрут выглядел таким образом: Лаппеенранта-Рига (MD-87), Рига-Таллин(чо подадут, на том и полетим), Таллин-Кярдла(автобус+паром), Кярдла-Таллин(Jetstream-41), Таллин-Курессааре(SAAB-340), Курессааре-Рухну, Рухну-Пярну(Britten-Norman), Пярну-Таллин(автобус), Таллин-Лаппеенранта(Fokker-50). Завидно, да? Слюнки текут, да? Мы обзавидовались сами себе, считая дни до отправления.
Во-о-о-от наконец настал тот час, Когда я здесь и вижу Вас, Уже надеясь на взаимно-о-о-ость. Темной и душной августовской ночью экипаж авиаманьяков выдвинулся в сторону финской границы.
На часах 2 ночи, в доме традиционные +32, не спится. Звоню Юрьичу, говорю: поехали нафиг, все равно не заснуть, а в машине хотя бы есть кондиционер. Коллега согласен, выезжаем. Забираем Юрьича и Аню, выруливаем на пустую Скандинавию, где кроме нас только такие же редкие маньяки движутся в попутном направлении. По мере приближения к границе заметно падает температура наружного воздуха, да так заметно, что на Брусничном снаружи уже всего +16, и мы заметно подмерзаем, проходя пограничные формальности. Брусничка в 5 утра пуста, поэтому формальности занимают считанные минуты, как на нашей стороне, так и на финской. Но от неожиданных +16 все реально мерзнут, кто бы мог подумать об этом всего 4 часа назад. Испив для сугрева кофейку в круглосуточном ABC, прибываем в аэропорт, заползаем на парковку, до отлета еще часа три. Девушки пытаются спать в машине, мы с Юрьичем шлындаем вдоль забора, прикидываясь споттерами, благо, уже рассвело.




Тем временем в порту наблюдается оживление, заметны признаки разумной жизни на вышке, открывают регистрацию на наш рейс. Регистрируемся, перемещаемся в терминал, зорким глазом поглядывая на ВПП. И вот она, ласточка наша, знакомьтесь — MD-87 EC-KSF, 1991 года выпуска, числится в непонятной гешпанской компании IMD Airways, а по жизни выполняет рейсы AirBaltic.
 
Реклама
Забираемся в самолетку. Внутреннее убранство салона такое интересное. Чем-то похоже одновременно на 737 и Ту-154. Отдельный прикол — кухня не в самом хвосте, а малость до него не доходя, а за ней еще несколько рядов. Это разведал любознательный Юрьич, не поленившийся облазать аэроплан, меня скосил недосып и связанная с ним аццкая лень отрывать попу от кресла. Самолетка запускается... да, это не Ту-154. Сидя в передних рядах только по легкой вибрации понимаешь, что двигатели, собссно, уже работают. Выруливаем на rwy 24, взлетаем, курс — RIX. Путешествие можно официально считать открытым.

Полет недолгий, где-то минут через 40 аэроплан идет вниз, под крылом проплывают пляжи Юрмалы, и еще через пару минут мягко садимся на rwy18 рижского аэропорта. Добываем в банкомате местных денег, разживаемся проездными на транспорт (одна поездка стоит 70 центов, если брать у водителя, 50, если в киоске, а проездной на день 1.70). Едем бродить по городу.


Есть анекдот, что-то типа, жена мужу говорит, завтра 8 марта, а тот — о, точно, пора елку вынести. У рижан с чувством юмора, видимо, все нормально, потому как рождественская елка на площади Латышских Стрелков (хрен ее знает, как она нынче называется, я, где помню, оперирую топонимами советской эпохи), так вот, елка до сих пор на базе. Возникает мысль поводить хоровод, но нас не хватает, чтоб замкнуть кольцо, а народу вокруг еще маловато.

На улочках старой Риги обнаруживается реклама Ютэйра, гнусно загороженная мусоркой. Мы приходим к выводу, что это происки конкурентов из ЭирБалтика, на что кагбэ намекаэ зеленый цвет мусорки. А что оттенок не тот — дык чтоб никто не догадался. Но нас-то не проведешь!

День прошел в шатаниях по туристическим тропам. Я, как местный (все же до 14 лет жил в Вентспилсе), выступал в роли проводника. Облазали весь центр, забрались на колокольню св. Петра, как же без нее, неоднократно приземлялись в уличных кафешках, погода благоприятствовала изумительно, пиво в Риге вполне съедобное, равно как и закуски. Нащелкали фоток, вот только одна фигня — в старом городе повсюду натянуты провода. Снять какую-нибудь финтифлюшку на крыше, коих тут великое множество, и чтоб при этом в кадр не попал хоть один провод — нереально. А зафотошопить их потом ни разу не легко :)




Ближе к вечеру поехали в Лидо, где и обожрались до совершеннейшего изумления. После чего организм, наконец, вспомнил, что предыдущую ночь не спал, и настойчиво потребовал перевести его в горизонтальный полет. Пришлось провести разъяснительную работу насчет того, что до горизонтального полета еще надо долететь на аэроплане, потому как мы еще в Риге, а койка для горизонтального полета в Таллине. Организм со скрипом смирился и позволил отвезти себя обратно в аэропорт, где и погрузиться в классический 737-300 YL-BBS. Взлетели курсом на север, под крылом проплыл ныне пребывающий в анабиозе аэропорт Спилве. А когда-то я сюда регулярно прилетал из Вентспилса на АН-24, особенно клевым был заход с разворотом почти над центром города, практически цепляя колесами шпили соборов. Ну то есть это мне, мелкому, так тогда казалось. Говорят, есть планы по реанимации аэропорта, во что пока верится с трудом, учитывая состояние местной экономики, но хоть сносить его и застраивать поляну, вроде как, передумали. Это радует. Уж больно там вокзал был красивый.
 
О, прорезался, коллега! Дык, излагай, чо! Я что помню по прошествии года, о том и пою. :)
 
Пан Атаман, Дык тут не "что помню", а "что придумал". :)

Ладно. Рассказываю, как на самом деле было дело...
 
Seagull_JL, суммарно на все про все, включая выпивку, закусовку и зрелища, на четыре туловища получилось 86 тыщ. Выделить чисто транспортно-коечную составляющую можно, но потребует мал-мала времени :)
 
На самом деле было так:

Прошлый отпуск мне хотелось провести как-нибудь спокойно - повязать макраме там или заняться на худой конец паркуром (а что? Всего день занятий - и 4 недели в постели обеспечены). Но, как всегда, меня сбили с панталыку. Не надо, надеюсь, говорить, что это произошло во время распития лёгких алкогольных напитков.

Короче... Было решено опробывать Бриттен-Норман-Айландер на остров с красивым названием Рухну. Ну, и заодно посетить эстонскую глубинку - острова Сааремаа и Ху... Хе... Хий-умаа (блин! с детства не могу выговарить с первого раза).

Кто не знает, что такое БНА и Рухну, то тем вот фото самолёта
1501357.jpg

и портал острова http://ruhnu.ee/ Да! Не удивляйтесь, портал. Ибо островитяне в количестве 34 почтовых ящиков, что соответствует 60-70 человек, ведут офигительно активную деятельность в интернетах.

В общем, первое действие, которое нужно было сделать - это купить билеты на перелёт Курессааре-Рухну-Пярну. Объясняю как это делается:
1) Заходишь на http://www.lendame.ee/. Методом нехитрых аналогий понимаешь, что там написано по-эстонски.
2) Звонишь по контактному телефону и бронируешь те даты, где ещё остались свободные места.
3) Осуществляешь перевод денежных средств на счёт организации.
4) Билеты будут ждать тебя в аэропорту вылета.
...
5) Профит!

Местным перелёт в один конец стоит где-то 10 уёв, неместным - 25 уя.

В результате всех этих хитрых манипуляций с получением первых навыков понимания эстонского текста, открытия того, что бронирующий говорит по-русски и клятвенных заверениях о том, что я не перевожу свои честно украденные 205 долларов (в прошлом году Эстония не вступила ещё в зону евро) для того, чтобы наколоть наше славное российское государство или устроить жестокую подставу своему банку, у нас в активе появились слова дядечки о том, что нас посадят в самолёт до Рухну, а через часов 5 посадят в тот же самолёт до Пярну.

Ту би континуед.

---------- Добавлено в 12:50 ----------

О! Сам уже придумываю... 205 евро, а не долларов стоило.
 
Последнее редактирование:
От оно как, Михалыч! А сам-то, сам-то, врунишка! Фотка-то самолета ни разу не на Рухну сделана, а вовсе даже на Кихну, гыгыгы. Но в обчем, да, затравкой она послужила.
И, кстати, для местных OW не 10, а 4 евро.
 
Для интересующихся финансовой составляющей:
94164769.jpg

Юрьич и Пан_Атаман - это на самом деле по 2 персоны каждый. Всего потратили где-то по 30 тыщ на человека. Авиабилеты, естественно, в самой верхней части. Остальное - совместные траты. Если платил за себя сам со своего кармана - в таблице таких трат нет. Но их то совсем мало - мороженка там или сувенир какой.

Пан Атаман, кстате... Проездной то в Риге рупь девяносто стоил, а не рупь семсят. ;)
 
Реклама
Интересно, это какая-то софтина такой отчёт формирует?
И ещё, тут указано, что расхот 50+килорублей на человека, а вы пишите 30+
 
Последнее редактирование:
Seagull_JL, нет. Исключительно голова, записная книжка с карманом для счетов и файл, который модифицируется при очередной поездке гамузом куда-либо.

А по поводу трат... (голосом управдома Мордюковой): "Я Вас не удивлю, если скажу, что Юрьич и Пан Атаман тайно посещали Прибалтику... с женщинами".
 
Покуда Юрьич выстраивает Исторически Верную И Политически Грамотную Версию Событий, я тут малость пофлудю далее.
Итак, YL-BBS доставил наши, порядком уставшие, тушки в Таллин. Требовалось переночевать, а наутро был намечен выезд наземно-морским транспортом на остров Хийумаа, тот самый, что никак не дается в произношении Юрьичу. С целью погулять и вернуться обратно на Джетстриме. Соответственно, одним из важнейших факторов выбора ночлежки был фактор географическо-транспортный, сиречь, легкая досягаемость аэропорта и автовокзала. Исходя из этой вводной, в качестве промежуточной точки базирования был выбран отель Юлемисте. И, надо сказать, не подвел. От дверей аэропорта до дверей отеля пешим ходом добираться менее 10 минут. До автовокзала те же 10 минут, но на автобусе. В отеле на рецепшен можно зарегистрироваться на рейс. Завтрак с полседьмого, но если утром ранний вылет, то можно попросить и накроют пораньше. В 100 метрах от отеля ТЦ, работающий до 22, источник выпивки и закусовки.

Ценник за это щастье 52 евро с завтраком, 44 без оного. Внутри твердая троечка (***, в смысле). По совокупности факторов отель признан хорошим, годным.
 
Вторым активом должны были стать перелёты с земли чухонской в землю эстляндскую.

Не соблазнял я Пана Атамана таким самолётом, как МД-87. Вот те крест! Рассказываю, как было на самом деле.

А было то, что куплен был перелёт через Ригу на удобные рейсы в удобный день недели вторник (кто питерский, тот поймёт чем это хорошо) и на сладкие самолёты Даш-8-400, только что появившийся у АирБолтик, и антикварно редкий Фоккер-70, которых то и осталось в Европе, что у КЛМ и одной малоизвестной балканской авиакомпании, у коей, собственно и был он тем же АирБолтком арендован. И за 4 билета было проплачено где-то 520 уёв. Это без страховок, отказов и прочих чемоданов. В общем, как говорилось в одном фильме "Это без усилителя...".

Но АирБолтик не был бы АирБолтиком, если бы он
А) Не поиздевался бы над пассажиром:
- "Ваш рейс вылетит на 5 минут позже, а прилетит в прежнее время. Принимаете изменения?"
Б) Не заменил бы Даш-8-400 и Ф-70 на фиг знает что такое МД-87 и банальнейший Б-737.

Так что только то, что мы до этого не летали на 87-ом (Вот вам вот принципиально важно, что вы не летали на Б-767-200-УМП-12?), хоть как-то спасало от уныния в связи с таким жестоким кидком балтийской авиакомпании.

---------- Добавлено в 17:04 ----------

Ну а дальше на сайтах производителей были куплены предметы третьей, четвёртой, пятой и прочих необходимостей - Кярдла-Таллин от "Авиес" по 19 евро с носа и Таллин-Курессааре от "Эстониан Эйр" по 16.

В результате план поезки получился насыщенный как я не знаю кто. Жена, заценив свалившееся на неё счастье, сказала: "Если не хочешь слышать стенаний "этасволочьдевочкунашубеднуюнебережётнасилуетперелётамиежедневныминааппаратахдьявольских" официальная версия будет такая - 6 дней в Таллине и больше никуда ни ногой".

А поездка началась именно так, как Пан Атаман сказал. Тут он нисколечки не соврамши.
 
Да, точняк так и было, во память-то у человечища! Впрочем, по мне так и МД-87 хорош, меня на другие МД как-то не заносило, а на Дэшке-8-400 я прокатился уже этим летом, но по другим островам, и это совсем другая история. :)
Но продолжим.
Утром прибыли на автостанцию, где погрузились в автобус Таллин-Кярдла. Несмотря на то, что часть пути выполняется по морю на пароме, автобус такой существует, его попросту грузят на паром вместе с паксами, а там он сползает с парома и едет дальше. При этом отдельного билета на паром (как, уверен, неминуемо сделали бы у нас ибо проще устроить геморрой пассажиру чем договориться о взаиморасчетах между перевозчиками) покупать не надо. Если уж быть совсем точным, то конечная остановка у автобуса не Кярдла, а какая-то уже совсем непроизносимая пердь в дебрях Хийумаа. Ну, в общем, погрузились, поехали.
Поелику автобус, типа, дальнобойный, то первая остановка в пути у него ажно в Хаапсалу, километров за 100 с хвостиком от Таллина. Небольшой городок с симпатичным ж/д вокзалом, используемым как музей рельсовых повозок. Пассажирское сообщение с Таллином уже лет несколько как прекращено.



Стоянка короткая, поэтому изучение экспонатов музея пришлось отложить на когда-нибудь потом, ежели нас сюда еще раз ненароком занесет. Поехали дальше, и вскорости прибыли на паромный терминал Хельтермаа (во, зато я помню все эти языколомные названия). Минут 20 подождали начала погрузки на паром, потом автобус вместе с нами загнали на автомобильную палубу и паксам предоставили полную свободу в пределах корабля. А корабль-то очень и очень. Несмотря на местечковость линии, типа, Ломоносов-Кронштадт, но ить не сравнить же ж с теми ведрами, что ходили у нас ажно до прошлого года. Тут, правда, подольше идти, часа полтора.












Естественно, воздали должное ассортименту местного пива и закусок. В процессе изучения корабля обнаружили рекламу конкурирующего перевозчика.



Хотя, конечно, никакие они не конкуренты. Эстонцы активно позиционируют свои острова как место для, типа, экологического туризма. Повсюду натыканы гостевые дома, в каждой деревне по кемпингу, ну и прочая такая хрень. Экологические туристы, ясное дело, пруцца на машинах, везут с собой скарб и запас провизии, плюс вЕлики, лодки, кемперы, у кого чо есть, короче. 20-местный самолетик для них плохое, негодное средство транспорта. А поток машин реально немаленький, несмотря на рабочий день паром был заполнен.
 
Дальше было прибытие на Хийумаа, загрузка в автобус и продолжение поездки. Тут уже автобус заезжал в каждую деревню по пути. Подивились тотальной интернетизации эстонской глубинки

и вскоре прибыли в точку "Кярдла".
Городок как городок, ничего особенного. Зато тишина ну просто какая-то нереальная. Воздух тоже ничего... свежий. Решили двинуться в сторону моря. По пути попалась автостанция, где в расписании местных дилижансов обнаружились рейсы в аэропорт.

Все бы ничего, вот только рейсы эти отправлялись за полчаса до отлета аэроплана. Как-то стало подозрительно, я предпринял рейд в тылы противника, то бишь внутрь автовокзала, где нашел эстонскую бабушку, единую в трех лицах - кассира, справочной и продавца газет/журналов. Возник коммуникативный диссонанс, произрастающий оттого, что в эстонской глубинке русского и при коммунистах почти не знали, а аглицкого за 20 лет независимости выучить не сподобились. Особенно старшее поколение. Однако ж бабушкин мессидж про то, что все ништяк, я уловил. Ништяк так ништяк, решили потом зайти в местный турофис, который уже успели засечь глазом на центральной площади, и уточнить.
Дальше было посещение местного пляжа, повергшее меня в задумчивость. Я-то, старый прибалт, привык, что балтийский пляж - это километры белого песочка с дюнами и соснами и зеленое море. А тут вместо зеленого моря зеленый лужок, доходящий до самой воды, а вода желтая на вид и пресная на вкус. Правда, характерный йодистый запах присутствует.
И чего-то такая лень настигла всю команду, что прям никаких сил бороться. Ну а чо, собссно, солнышко, тепло, тишина и благолепие, вода почти морская и почти теплая. В обчем, валялись и бездельничали пока не заявила о себе голодуха. Но и тут предусмотрительные эстонцы постарались - в 100 метрах функционировал ресторанчик-теремок. Опосля трапезы, дабы утрясти принятое предприняли все же пешую прогулку по городу.














Уточнили в турофисе насчет автобусов в аэропорт - все в порядке, на самолет успеете. Побродили еще и зависли на автостанции ждать дилижанс.
И скажу я вам, ох и сыкотное это дело, сидеть ждать автобуса когда до отлета 35 минут. А его, гада, нету. А кирпичи потихоньку откладываются. Ужо думали на всякий случай изыскать такси - так нет ни одного поблизости. Правда, слегка успокоило появление местной парочки, судя по сумкам, собирающейся туда же. А тут и автобус объявился, впрочем, какой у них в деревне автобус, видимость одна, Форд-Транзит, даже не удлинненный.
 
До аэропорта домчались за несколько минут, приехали аккурат к началу регистрации. Народу, считая нас, на рейс набралось человек 15, хорошая загрузка, я считаю :) В порту все по-взрослому, регистрация, посадочный, досмотр. Вокзальчик симпатичный такой, домашний.


И птичка наша тоже радует глаз.

Погрузились. До чего ж люблю, грешник, маленькие самолетики. Весь прям такой игрушечный, просто зайка. И жужжит при запуске умилительно :) Замечательная машинка.


И полетели. Фыркнули, пробежались, подпрыгнули и лихим виражом пошли на Таллин.

Думал, может, какая турбулентность невеликая по дороге попадется, увлекательно ж на мелкой авиетке на американские горки попасть - так фиг там. Не шелохнувшись летела, аки Джамба какая. Аж обидно :)
На заходе поглядели на несчастного поляцкого 26-го, разложившегося той зимой на Юлемисте, а на перроне обнаружился вчерашний знакомый BBS, торчащий, по всей видимости, на чеке.


Отель, выпивка и закусовка за время нашего отсутствия никуда не исчезли, для завершения удачно проведенного дня оставалось употребить, закусить и завалиться.
===
ЗЫ: Продолжение будет малость попозжа, седня отбываю на МАКС на некошерном, не к ночи будучи помянутом РЖД. По возвращении продолжим, там, впереди самое интересное :)
 
При этом отдельного билета на паром (как, уверен, неминуемо сделали бы у нас ибо проще устроить геморрой пассажиру чем договориться о взаиморасчетах между перевозчиками) покупать не надо.
Паром Кавказ-Крым пассажирами автобусов не оплачивается ;)
 
Реклама
Назад