катастрофа 08.07.1983г в районе а/б "Белая"

Invision

Новичок
Проезжая недалеко от авиабазы "Белая" сельской дорогой наткнулся на памятник с двумя фамилиями - Цибулин В. И. и Трофимов В. Ю. с пометкой "Погибли при исполнении служебных обязанностей". Поиск информации по катастрофе в интернете к результатам не привел. Хотелось бы узнать подробности. Номер машины - красный 52. Заранее спасибо, если тема не к месту - прошу переместить. При необходимости фото памятника могу вложить.
 
Реклама
Поиск информации по катастрофе в интернете к результатам не привел. Хотелось бы узнать подробности. Номер машины - красный 52. При необходимости фото памятника могу вложить.
8 июля 1983г. катастрофа самолета Ту-22М, КК замполит АЭ к-н Цибулин В.М.
Метеоусловия: НПМУ, облачность 7 баллов, высота нижней границы облаков 1000м, видимость 10км, ветер слева под 80°, 2 м/сек. Экипаж выполнял взлет на маршрут. После отрыва (через 7 с) на борту сработала сигнализация «Вибрация велика» левого двигателя. Удостоверившись в этом по стрелочному индикатору, командир корабля уменьшил режим работы левого двигателя, а затем перевел его на малый газ. Так как сигнал «Вибрация велика» не снимался, командир корабля в режиме набора высоты на высоте 140м и скорости 480км/ч выключил левый двигатель, о чем доложил руководителю полетов. При этом летчик, очевидно, непроизвольно на время около 14 сек. уменьшил режим работы правого двигателя до 0,7 номинала, а затем по команде РП установил ему максимально форсажный режим.©
http://forum.a.evvaul.com/index.php?topic=1023.30
Продолжая набор высоты с вертикальной скоростью 2–3м/с, летчик отвлек внимание на контроль вибрации и на высоте 215м и скорости 450км/ч вывел самолет на критический угол атаки по УАСП. Остальные члены экипажа контроль за скоростью полета упустили. Дальнейшее уменьшение скорости до 380км/ч с набором высоты 250м привело к выходу самолета на режим сваливания. Самолет перешел на энергичное неуправляемое снижение с переменными кренами от +20 до минус 70° и через 18с столкнулся с землей, имея положительный угол тангажа 15° и правый крен 8°, поступательная скорость при этом составила 350км/ч, Vy снижения – 30м/с. Из 4-х членов экипажа погибли КК и ПКК. Ввод в действие катапультируемого кресла командира корабля совпал с началом разрушения самолета. ПКК средствами аварийного покидания не воспользовался. Штурман-оператор первым принял решение (самостоятельно) и покинул самолет на высоте 120 – 150м и скорости 355км/ч при левом крене самолета до 25° и вертикальной скорости 30 м/с. ШК покинул самолет на высоте 100 – 120м при левом крене до 60°. Полное наполнение купола произошло под воздействием взрывной волны. Приземление произошло в 15м от взорвавшегося самолета.
Опасность сложившейся аварийной ситуации командир корабля своевременно не определил. Много времени (около 10с) потратил на доклад РП о непонятном положении самолета. Команду на покидание самолета не дал, решение на катапультирование принял на высоте 50 – 70м (за 2 – 3с до столкновения самолета с землей) и только после получения команды на катапультирование от командира, взлетевшего за ним, и наблюдавшего падение Ту-22М.
Причины: поспешные и несообразные с обстановкой действия командира корабля при срабатывании аварийной сигнализации об опасной вибрации двигателя, потеря экипажем контроля за режимом полета при возникновении особого случая, что привело к выходу самолета на режим сваливания. Причиной ложного срабатывания сигнализации «Вибрация велика» явился отказ одного из элементов аппаратуры измерения вибрации ИВ-144. Ложное срабатывание системы привело к дезинформации летчика и выключению им двигателя в полете.
 
По описанию получается что они находились в воздухе пару десятков секунд, однако место падения находится совсем недалеко от полосы (я нашел на гугл картах местоположение памятника).

Invision, 450 км/ч это 125 м/с. получается, борт в воздухе пробыл около минуты.
 
Здравствуйте! Мне тогда было почти 6 лет, сослуживцы отца, в память отчётливо врезалось утро следующего дня. Как ребенок я чутко улавливал душевное состояние отца. Он постоянно повторял: - Цибулин разбился, Цибулин разбился...
Отчётливо помню похороны, как шли провожая в последний путь, большие закрытые гробы с чёткими геометрическими линиями, так мне врезалось в память. Помню испуг от воинского салюта перед КПП напротив общежития, впервые слышал выстрелы, помню
солдат с автоматами в белых парадных ремнях, и как пацаны постарше кинулись собирать гильзы, я тоже дернулся, но все гильзы уже были собраны.
Помню дядю Вову, ровесник отца, веселое улыбчивое лицо. Помню что он был холост и что он детдомовский. По моему коренастый. Трофимова не помню, не знал.
Отца перевели в другую часть страны и мы уехали оттуда когда мне было 10 ,летом 87го, и с тех пор я там не был. В 22 году так сложилось, что ехал с Дальнего Востока на Урал и путь шёл через Белую. Конечно заехал в городок и к памятнику. В детстве ездили к нему на день полка. Почему то мне казалось, что они оба или кто то из них там и захоронен, но выяснил что нет. Отец ушёл из жизни в 21 году.
 
IMG_20221103_103518.jpg
 
Назад