Катастрофа Ту-104 №42444 17.03.1979 в а/п Внуково. Как это было.

Иными словами, ситуация вышла за пределы человеческих возможностей.
Думаю именно так. Выше я писал, что если бы погода была бы в пределах минимума, Виктор посадил бы самолет. Он был очень хорошим пилотом.

Что значит диспетчер "дал команду довернуть", дал команду "увеличить вертикальную"? Не помню я таких команд. Всегда считал, что на глиссаде борт принимает решения. Диспетчер может дать команду "горизонт" или "заход по схеме", но и то, это не те команды, что требуют слепого и буквального исполнения, а как бы настоятельная рекомендация, аварийное предупреждение - мол, иначе кранты, ребята. Я, конечно, могу ошибаться, четверть века прошло.
Команды я не помню дословно, я о сути.
 
Реклама
Дык, NGС и подкиньте идею, мне кажется, они могут и заинтересоваться.
Сейчас этот канал все равно уже, похоже, у большей части заинтересованной аудитории есть.

Как я уже однажды здесь сказал, мой дядя (муж сестры моей матери) был б/и на Ту-154Б-1 который разбился на ВПП в Омске в октябре 1984г.

Так вот, в 2008г. я связался с ребятами в Канаде которые делают программы "Air Crash Investigation" для NGC. Они меня очень внимательно выслушали и очень заинтересовались этой катастрофой. Но сразу же спросили если выводы госкомиссии не засекречены. Я понятия об этом не имею, но сказал что там секретного ничего не должно быть, так как был открытый суд, и т.д. и т.п. (Кстати, там всякие суды длятся до сих пор...) Чувак там вообще разговорился со мной и сказал что их ещё очень интересует Донецкий Ту-154. Мне пояснили, что они не могут делать фильм на догадках если есть официальное заключение о причинах катастрофы и записи чёрных ящиков. А в СССР многие из них были засекречены. Второй нюанс, если есть выжившие - кто-нибудь должен говорить в фильме. Третий, должна быть драма, а она есть почти во всех случаях. В случае Ту-104 многоуважаемого Геворговича там вообще можно многого надраматизировать...

Но всё дело в том что Российские власти похоже не очень хотят ворошить прошлое и показывать всему миру грязное бельё Советских времён... Вот такие вот дела...

Огромное спасибо Геворговичу за рассказ!
 
Кстати, очень хотелось бы увидеть съемку взлета из штурманской кабины, о которой упоминалось в конце рассказа, она сохранилась? есть возможность отцифровать?
Видео очень плохого качества, но, по многим просьбам, я его добавил.
 
http://video.rutube.ru/4d7ee9844149229a1e4444917704c14e"></PARAM><PARAM name="wmode" value="window"></PARAM><PARAM name="allowFullScreen" value="true"></PARAM><EMBED src="http://video.rutube.ru/4d7ee9844149229a1e4444917704c14e" type="application/x-shockwave-flash" wmode="window" width="470" height="353" allowFullScreen="true" ></EMBED></OBJECT>
 
Прочитала статью Виктора Ованесяна О катастрофе ТУ-104 17марта 1979года и поняла,что я должна также дополнить
ее и своими воспоминаниями.Он давно подталкивал меня к этому.Но до этой статьи я отмахивалась от подобной мысли,
думая,что это касается только нас,участников тех событий,и вряд сейчас это может быть кому- нибудь интересным.
К этому меня также подтолкнула встреча наших стюардесс, моих бывших коллег.Меня просто потрясла их верность и
память тем горестным событиям 32х летней давности.А они ежегодно встречаются и вспоминают,несмотря на то,что
давно на пенсии и у каждого есть своя жизнь и личные заботы.
Виктор уже многое написал про катастрофу,детально и как профессионал своего дела.
Немного о себе.Я как и многие в наше время тоже была влюблена в небо и мечтала летать.В нашем городе жила
Антонина Худякова и мы,слушая ее рассказы,тоже мечтали...Поэтому неудивительно,что я вышла замуж за штурмана.
Однажды,когда он был рейсе,я прошла медкомиссию и по возвращению обрадовала его.Взяли меня на летний сезон,а
по осени сократили.В то время не очень жаловали жен летного состава.И только на следующий год меня оставили на
постоянную работу.О совместных рейсах с мужем нечего было и мечтать,часто встречались в других а/п.Но мы оба
любили свою работу и не роптали.Мы были молоды и вся жизнь была впереди...
На тот рейс мы попали вместе,потому что мой экипаж не прилетел и вызвали другой из резерва.Сейчас думаю,что
только мне была уготована такая участь,а остальные оказались там случайно.Но пути Господни неисповедимы.Прилетели
во Внуково,переночевали,а утром начались испытания.Все летающие знают мартовскую погоду-может быть и снег и дождь,
и мороз и грозы.Экипаж приходит уже на вылет,а мы с утра в самолете,то сажают пассажиров, то высаживают.А чтобы
они меньше возмущались,нам поменяли пассажиров с другого рейса,во Внуково находился еще один Одесский рейс.И нам
приходилось их всячески ублажать,потому что весь свой гнев и негодование за задержки доставались стюардессам.Мы с
Тамарой летали редко,она дружила с Наташей Щелоковой и обычно они летали в паре.Но поскольку мы еще летали на ЯК40,
то не всегда попадали со своей парой.Тамара была вторым номером и отвечала за багаж,а я утрясала конфликты с пас
сажирами.Время шло к вечеру,всем хотелось домой,рабочее время заканчивалось.Очень были рады,что вылет разрешили.
Технические детали Виктор описал подробно,а я только помню,как несколько раз выбегал бортмеханик и все смотрел на
крылья ничего не объясняя.Тревоги не было,в непогоду всегда ситуация напряженная.Иногда бывали ситуации,когда
понятна опасность и бывало страшовато.Здесь этого не было,мы не успели испугаться.Виктор писал о нашем героизме,
но его не было.Героизм или мужество тогда,когда тебе самой страшно,а ты вынужденна поддерживать и успокаивать
других.Героизм проявили и экипаж и ботпроводники ТУ-154 в Ижме,они видели и понимали реальную опасность.И я очень
рада,что они живы и достойно награждены.
Последнее,что я помню:бортмеханик сказал,что идем на вынужденную посадку и я пошла проверить,пристегнуты ли ремни
у пассажиров.А один уже помчался на перекур.Я и пошла за ним,чтобы усадить на место.И в этот момент был первый
удар. Дальше все знаю со слов пассажиров.По нашему случаю писалось несколько статей,все больше выдумок.Пришла в
себя в больнице,а вокруг меня мои пассажиры,я в недоумении.Они пытались мне объяснить,что произошло.Они рассказали
мне,что выбирались сами из обломков,и когда приехали пожарники,часть людей вытащили сами пассажиры.При ударе меня
накрыло оторванной дверью,и по этой двери выползали все,кто был способен.Тут кто-то заметил из под двери торчащие
ноги,так меня извлекли и посадили в снег под березами.Говорят я шла и все спрашивала,что со штурманом.Я всегда
знала,что в нашей тушке самое опасное место у штурмана,и поэтому даже находясь в неосознанном состоянии, беспокои
лась о нем. Самолет был на крыше,с оторванным крылом и кабиной.От разгерметизации некоторых вырывало с креслами.
Позже я ездила во Внуково смотрела на обломки нашего самолета и удивлялась,как некогда такая мощь превратилась в
груду металла,а обшивка болталась как фольга.
Осознала себя в больнице,через сутки,было ощущение,что я сумашедшая,так на меня смотрели окружающие.А у меня лицо
было сплошной синяк,ч/м травма,ушиб головного мозга,голова зашита,нос перебит.Жена Бори Дедикова позже рассказыва
ла:ходить не может,лица нет,а ей подай зеркало и губную помаду.Я смотрела на себя и думала,у всех переломы и травмы
в приличных местах,одна я изуродована.
Нас развозили по разним больницам-я оказалась на Коломенской,а экипаж на Вернадского,поэтому думала,что
они погибли,а мне врут.
Конечно тут сразу начались проверки из органов,не верили,что я ничего не помню.Потом приехали родители.И отец
Виктора сказал,что его сын умрет,если я не поеду к нему.И я выписалась под расписку.Еле ходила,спать не могла без сильных
снотворных.Позже выяснилось,что у меня еще и травма позвоночника,но врачам запрещали говорить правду.Старались
убедить меня,что мои травмы относятся к легким.Конечно,по сравнению с командиром и со штурманом они действительно
были легче.Похождения по ВТЭК- самое мерзкое воспоминание.3гр инвалидности мне дали по настоянию Виктора,а через
два года сняли.Я родила дочку вопреки их запретам и они сочли меня здоровой.В 1994году я решила больше не ходить
на эти унизительные процедуры,доказывая то,что и так очевидно.И мне оставили пожизненно 10% возмещения ущерба
здоровью,в денежном эквиваленте это 105грн или около 400руб.Вот такая сумма ущерба моему здоровью.
А то,что в 25 лет я должна была привыкнуть,что многое мне уже не под силу,никого не интересовало.К этому добавля
лось недружелюбное отношение коллег,кто-то придумал,что я спряталась в кабине пилотов,как жена штурмана,многие
верили этому,и я должна была чувствовать себя виновной,что осталась жива.Экипаж тоже обвиняли,а я была женой
штурмана,а значит тоже виновна.Экспертизы и суд все разъяснили,но как говорят,осадок остался.
Вот такой мой неудачный роман с небом.
Со временем какая-то боль утихла,какая-то периодически дает о себе знать,но я благодарю Бога и за то,что Он спас
меня,за то ,что у меня целы руки и ноги,и видят глаза...
Виктор писал,что мы через 9лет,расстались,он женился,а через несколько лет и я вышла замуж.Мой нынешний муж-врач,
и по его словам я его пациентка на всю жизнь.Встречаяясь с одноклассниками я шутила,что после первого мужа-штурма
на мне понадобился муж-врач.
Сегодня у меня есть хороший,заботливый муж, замечательная дочь,(кстати тоже уже врач)а теперь и чудный внучок.
И все это счастье.
Во все событиях присутствует мистика,не все мы можем объяснить.Мне тоже снились накануне плохие сны,но я хочу рас
сказать о том,что призошло 25 лет спустя:17марта 1994г. я сообщила своим близким,что теперь у меня новый отсчет
времени,мой второй день рождения-мне снова 25лет.А через полтора месяца я разбилась на машине,машина пострадала,а
я отделалась легким испугом,и тогда я поняла,что на мои 25лет было нечто непонятное и необъяснимое запланировано-
я опять должна была погибнуть.Но снова оказалась жива.Теперь я не шучу по поводу возраста,и живу в реальном времени
и возрасте.
Буду рада, если для кого-то это окажется интересным. Конечно,в моем рассказе больше "лирики",но он немного дополнит воспоминания штурмана.
 
кто-то придумал,что я спряталась в кабине пилотов,как жена штурмана
Да, фантазеров в то время хватало. Типа - она спряталась в самом опасном месте - в кабине. Обо мне придумали, что жена стюардесса спрятала меня в последнем ряду за сидениями. Помню, ехал с костылями из санчасти, а сосед по сидению мне рассказывал, как падал самолет в Москве и люди, что бы спасти, разбивали иллюминаторы и выбрасывали в них своих детей. Мне было и смешно и грустно.
 
Люба, действительно удивительная история спасения....! Дай Бог Вам здоровья и долгих лет!
 
Как я уже однажды здесь сказал, мой дядя (муж сестры моей матери) был б/и на Ту-154Б-1 который разбился на ВПП в Омске в октябре 1984г
Точно так, 11 октября, в 6 ч. 11 мин. местн. вр. Тогда тоже весь экипаж выжил, когда я приехал на место катастрофы, самолет еще догорал. Пришлось принимать участие в расследовании. А Вашего дядю опрашивал вместе с другими членами экипажа в гостинице "Маяк", где их разместили.
 
Точно так, 11 октября, в 6 ч. 11 мин. местн. вр. Тогда тоже весь экипаж выжил, когда я приехал на место катастрофы, самолет еще догорал. Пришлось принимать участие в расследовании. А Вашего дядю опрашивал вместе с другими членами экипажа в гостинице "Маяк", где их разместили.

... Он (вернее его жена, моя тётя) рассказывал что их допрашивали все, люди в чёрном, люди в сером, люди в синем, и на последок люди в белом... И не только в "Маяке"...
Аэрик, Bы из каких были...? :)
С "Борей с пистолетом" тоже разговаривали?
 
Последнее редактирование:
Аэрик, Bы из каких были...?
С "Борей с пистолетом" тоже разговаривали?
Обратите внимание - не допрашивал, а опрашивал (я написал). Это разные вещи. А что тут такого, ведь надо же было разобраться в ситуации, столько людей погибло. Все, кроме одного пассажира (инвалида). Разобрались, экипаж оказался невиновен. Виновных посадили. Но эту процедуру надо было пройти. Если "Боря с пистолетом" был членом экипажа, то тоже разговаривал (кстати, кто он такой?). По Вашей классификации ,видимо, я был человеком "в черном" (ГБ).
 
Реклама
Обратите внимание - не допрашивал, а опрашивал (я написал). Это разные вещи. А что тут такого, ведь надо же было разобраться в ситуации, столько людей погибло. Все, кроме одного пассажира (инвалида). Разобрались, экипаж оказался невиновен. Виновных посадили. Но эту процедуру надо было пройти. Если "Боря с пистолетом" был членом экипажа, то тоже разговаривал (кстати, кто он такой?). По Вашей классификации ,видимо, я был человеком "в черном" (ГБ).

Спасибо за ответ и за поправку! Точно, опрашивали.

"Боря с пистолетом" (выражение не моё) - это КВС, Борис С.....ов (не называю фамилии т.к. не знаю если можно давать их имена на форумах).

Кстати, из всех опрашивающих самыми надоедливыми были "люди в белом" - психологи... Но это было необходимо...
 
Прочитал в интернете много об этой катастрофе, к сожалению, в том что написано много неточностей, а то и просто выдумки. Я был штурманом на этом самолете, хочу написать, как это было на самом деле.
Это как раз то, о чем я написал в самом начале. Можете обратить внимание, насколько богатая фантазия у журналиста, написавшего о катастрофе со слов одного из пассажиров. А встретится с членами экипажа? А с кем то из летчиков, членов комиссии? Да хотя бы просто прочитать решение суда по этой катастрофе? Нет, для этого ума не хватило. Вот пример, как работает желтая пресса. :mad:
 
Это как раз то, о чем я написал в самом начале. Можете обратить внимание, насколько богатая фантазия у журналиста, написавшего о катастрофе со слов одного из пассажиров. А встретится с членами экипажа? А с кем то из летчиков, членов комиссии? Да хотя бы просто прочитать решение суда по этой катастрофе? Нет, для этого ума не хватило. Вот пример, как работает желтая пресса. :mad:

Можно вопрос? Вы согласны с тем, что изложено здесь http://www.airdisaster.ru/database.php?id=61 ? В частности, вот с этим:

"На удалении 3 900 м самолет пересек линию посадочного курса с последующим уклонением вправо на 180 м. В процессе бокового уклонения диспетчер неоднократно давал команды на исправление курса. При устранении бокового уклонения экипаж не уменьшал вертикальную скорость снижения 9 м/с вплоть до столкновение с землей. При достижении высоты принятия решения диспетчер неоднократно давал команды на прекращение снижения. За 2,5 сек. до конца полета экипаж вывел двигатель на взлетный режим и взял штурвал на себя, но эти запоздалые действия не обеспечивали благополучного исхода полета."
 
Вопрос нормальный, просто из штурманской кабины не видно действий со штурвалом и РУДом. Я знаю, что обледеневший и перегруженный самолет был почти не управляем, и пилоты сделали все, что могли для спасения самолета. Они боролись и за свою жизнь. А насчет "запоздалых действий экипажа", нужно было найти виноватых. Мне говорили, что испытателям предложили смоделировать наш полет в нормальных условиях, под шторкой, на одном двигателе и с перегрузкой в 10 тонн. Они отказались, слишком рискованно. А ведь еще было обледенение, попутный ветер, темень и погода ниже минимума.
 
Вопрос нормальный, просто из штурманской кабины не видно действий со штурвалом и РУДом. Я знаю, что обледеневший и перегруженный самолет был почти не управляем, и пилоты сделали все, что могли для спасения самолета. Они боролись и за свою жизнь. А насчет "запоздалых действий экипажа", нужно было найти виноватых. Мне говорили, что испытателям предложили смоделировать наш полет в нормальных условиях, под шторкой, на одном двигателе и с перегрузкой в 10 тонн. Они отказались, слишком рискованно. А ведь еще было обледенение, попутный ветер, темень и погода ниже минимума.

Спасибо за ответ.

Заход действительно выполнялся по ILS в директорном режиме, как написано в тексте, или по приводам?
 
Реклама
Виктор Геворгович, спасибо Вам большое за рассказ, здоровья Вам и долгих лет жизни! У меня в то время отец работал на КДП рассказывал об этой катастрофе, выезжал на место, жутко говорит. Я вот теперь тоже во "Внучке" работаю вот и написал в Википедии
статью об этой катастрофе правда конечно тогда информации было мало... Еще раз Вам спасибо за информацию из первых уст!

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%92%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE
 
Последнее редактирование:
Назад