Летаем Оренбуржьем (Ан-2/Ми-8 в степях)

brab

Старожил
Я большой любитель теплых, ламповых самолетов. В 2007 посчастливилось полетать на ныне закрытом рейсе Кострома-Боговарово (http://aviaforum.ru/threads/kostroma-sharja-bogovarovo-an-2.15902/), на Мальте летал на поплавковом Оттере. Поэтому когда в родной Оренбургской области кому-то амбиции ударили в межушный промежуток и были открыты полеты на Ан-2 - стало понятно - лечу.

Летал я 3 января 2014. С тех пор не многое поменялось, так что можете рассматривать этот пост как источник информации для повторения - ведь с закрытием Костромы Орск это пожалуй самый простой и бюджетный вариант полета на рейсовом Ан-2.

Лично мне в этот раз было интересно не столько полетать - сколько понять - зачем это все. Есть ли у этих рейсов экономический или социальный смысл - или это аттракцион ради удовлетворения чьих-то амбиций и распила дотаций. Поэтому всю дорогу я пытался примерить на себя шкуру человека которому надо в Кваркено или Орск, считал деньги и сравнивал альтернативы...

1. Подготовка.
В отличии от Костромы с её хардкорными кассами в аэропорту никаких проблем купить билет на Оренбуржье нет. Абсолютно все билеты продаются в интернете - но далеко не на любых сайтах. Лично я знаю только один - www.bilet.aero. Билет электронный, ничего печать/забирать не нужно. Ценник дармовой и с 2014 изменился слабо - Оренбург - Кваркено стоит 1070, в 2014 стоил 950. Орск - Кваркено стоит 435.

Но я немного забежал - надо рассказать о самих рейсах. Полеты на Ан-2 выполняются только из Орска, хотя были грандиозные планы запуска рейсов из Оренбурга (хотели летать в Первомайский), но при этом в 2014 рейсы подстроены под рейсы из/в Оренбург. Т.е. Л-410 вылетал из Оренбурга в 8:40, в Орске пересадка на Ан-2. Дальше два Ан-2 вылетали с разницей минут в - один летел треугольником Орск - Адамовка - Кваркено - Орск, второй летел в Светлый. После прилета в Орск в Оренбург улетал тот же Л-410.

Что поменялось - теперь рейсы по деревням вечером, а самолет улетает в Оренбург следующим утром - так что прокатится полностью на авиа одним днем из Оренбурга не получится. Причем самолет ночует в Кваркено - и улетает оттуда только следующим утром (опять через Адамовку).
Рейс в Светлый превратился в линию Орск - Домбаровский - Светлый - Домбаровский - Орск - опять же с ночевкой в Светлом. Это конечно сильно осложняет покатушки - от орска до орска больше не пролетишь (хотя в теории в светлом могут быть гостиницы.)


2. Летим в Плохой город.

В теории в аэропорт ходил от ЖД вокзала автобус. Я очень хотел пройти весь квест бюджетно как обычный пассажир - но настолько рано 3 января ну никак не встать. В итоге поехал на такси (500р). Аэропорт светится новым годом (часть фоток с древнего хуавея, уж простите)

IMG_20140103_073212.jpg

Посадочный дают только до Орска, хотя билет до Кваркено

IMG_20140103_074639.jpg

Дальше досмотр, накопитель... И вот тут странное - на поле (а в оренбурге его хорошо видно) нет "живых" Л-410 - но задержку не объявляют. На чем полетим - непонятно. Не на 737 оренэйра же - но больше не на чем! На всем поле пара элок - но они зачехлены - а нас зовут на посадку. Садимся в ПАЗик, едем... И приезжаем к третей большой везухе с заменами в моей жизни (до этого меняли Эмбраер на Як-40 и Ан-140 на Ан-74) - к Ми-8. Это RA-24026 - "губернаторский" вертолет лохматого 1980 года. С чем связана замена и насколько часто такое происходит - не знаю. Возможно дело в исправности Л-410 - но в любом случае рейс получается золотой, летный час восьмерки насколько я понимаю значительно дороже чем у элки.

VIP место выглядит вот так - в обычном рейсе на него просто сажают двух человек

IMG_20140103_103611.jpg

Взлет меня удивил. Я никогда не летал на вертолетах - и думал что после запуска двигателей они немного покрутятся на холостых - а потом мы взлетим со стоянки. Но сначала движки долго молотили на месте, потом мы вырулили на ВПП, потом ещё дольше гоняли движки там. В какой-то момент тяга увеличилась и вертолет стал немного "подпрыгивать" - разгружая и снова загружая шасси. И только после всего этого - взлетели.

Фотографировать возле Оренбурга было нечего - темно, облачность. Я быстро уснул и проснулся от резкой смены звука двигателей - показалось что обороты у них просто обвалились. Один из пассажиров встал и ушел в кабину общаться с пилотами - а я задумался об уровне сервиса - можно сходить, узнать что с движками.. Впрочем вертолет как летел так и летел - и я стал немножко фоткать

Например никогда не знал что на оренбургской железке есть туннели

IMG_9073.jpg

Потянулся Медногорск

IMG_9077.jpg

Вокзал Медногорска

IMG_9082.jpg

Кудвандык-Медногорск это уже не степи - а какие-никакие горы

IMG_9093.jpg

Индустрия. Справа дырка, слева отвал из этой дырки

IMG_9098.jpg


Мордор

IMG_9113.jpg

Посветлело, немножечко можно снять Орск

IMG_9111.jpg

Орск - но дааалеко не целиком. По площади Орск один из самых больших городов РФ (7й), он больше Новосибирска или Екатеринбурга.

IMG_9114.jpg

Посадка в Орске на ВПП, рулим на стоянку. И вот наконец-то можно поснимать и сам аппарат и окрестности. А нас встречает симпатичная сотрудница и не менее симпатичный ЛАЗ (который старше её наверное раза в 2).


IMG_20140103_103707.jpg


IMG_20140103_103741.jpg


IMG_20140103_103825.jpg


IMG_20140103_105513.jpg

А вон наши Ан-2 - у них пока никого

IMG_20140103_103759.jpg

Сам аэропорт Орска типовой, пустой, целиком из 70х. Быстро регистрируют тех кто летит дальше, прогоняют через досмотр - и на том же ЛАЗе везут к Ан-2


IMG_20140103_140615.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
3. Лыжню!

А вы летали когда-нибудь на самолете с лыжами? Не, А380 рано или поздно будут как 742 в пору расцвета трансов - чартерными скотовозами - а вот на лыжах? Эксклюзив! И к этому эксклюзиву меня привезли.

Тут заодно выяснилось чего это так свободно пассажиры ходили общаться с пилотами ми-8. Оказалось что это пилоты Анов. Видимо они не живут в Орске и под рейс летят вместе с пассажирами. Можно посмотреть как сбрасываю чехлы с двигателя, как чем-то тяжелым стучат по примерзжей лыже. Наконец рассаживаемся - всего летит человек 5. Заводят и греют двигатель - а дальше раскачкой рулем поворота пытаются отодрать лыжи. Наконец - получилось!

IMG_9123.jpg

Само руление и взлет не по основной ВПП, а по грунтовому (зимой снежному) квадрату выше неё. Взлетает Ан-2 шустро, набирает судя по GPS метров 200-300. Под крылом как верно заметил тов. Понтий Пилат в другой теме - великое и сплошное Ничего

IMG_9127.jpg

Это та самая целина, степи. Тут и сейчас между поселками ничего нет, так что возможно сейчас есть смысл выбрать треугольник Орск-Домбаровский-Светлый - там хоть позиции РВСН, возможно получится снять что-то секретное и продать супостату :)

Иногда пейзаж разбавляется живностью. Как я понимаю это лошади которых предпреимчивые крестьяне выгнали ЖРАТ самостоятельно. Температура при этом хорошо за минус 20.


IMG_9131.jpg

Лесозащитные полосы

IMG_9135.jpg

Интересно - многие догадаются что это? (напомню что фотки кликабельны до оригинального размера)


IMG_9138.jpg

Салон. В отличии от костромского топора тут нет

IMG_9137.jpg

Подлетаем к Адамовке. Когда-то это был ПГТ, теперь просто село. Кстати только разбирая фотки к этому посту я понял что снял аэропорт. Попробуйте его быстро найти :)

IMG_9145.jpg

Вот он целиком


IMG_9157.jpg

Садимся. Посадка на лыжах по ощущениям для пассажира мало чем отличается. Только что нет звука тормозов, самолет и без них быстро устанавливается. Пилот и пассажиры топают в здание аэровокзала - а я остаюсь снимать Ан. Кстати к рейсу пригоняют пожарку и приезжает милиция.


IMG_9160.jpg

Чем пожарка поможет лично я без понятия. Снега до жопы и как-то не верится что по целине этот зил куда-то доедет. Лыжи отлично держат Ан - а вот человека наст не всегда и можно провалится по колено


IMG_9168.jpg


IMG_9164.jpg


IMG_9161.jpg


IMG_9162.jpg

Следы старых посадок. Это 11 часов дня - но солнце зимой низкое..

IMG_9167.jpg

Стоит страшный дубак, -25 в голой степи с ветром обдирают морду как наждак. Самое время запилить лук

IMG_9166.jpg

Воздушная гавань

IMG_9175.jpg

Ну вдруг кто не знает серийный

IMG_9176.jpg

А вот это уже мы рулили

IMG_9182.jpg
 
Костыль почему-то глубже проваливается

IMG_9183.jpg


IMG_9185.jpg

Меняется пара пассажиров - взлетаем. Вот граждане на уазиках едут в никуда

IMG_9197.jpg

Вот это самое никуда

IMG_9199.jpg

Элеватор в голой степи выделяется куда больше чем здания Сити в Москве

IMG_9202.jpg


IMG_9206.jpg

Всегда было интересно - нафига 450 на указателе скорости? У Ан-2 на такой скорости крылья не отвалятся? Сам полет стабильно шел на +-150

IMG_9210.jpg

Кваркено, почему-то лучше я его не снял. Названо в честь пролива в Швеции где воевали местные казаки

IMG_9217.jpg

Это была конечная точка билета. Т.е. нужно было дойти до "аэробудки", зарегистрироваться, пройти досмотр и обратно в самолет. Было интересно что будет если на это забить и остаться в ан-2 - будут ли меня выгонять пинками, однако решил соблюсти формальности.

Это было тяжко. Дело в том что в Кваркено под аэропорт размахали какую-то совершенно нее...ческую территорию, на которой при желании сядет 747 (на брюхо конечно). Ан останавливается очень далеко от будки, идти к ней пешком - по снегу. Там где держит наст - еще нормально. Но вот наст ломается, нога уходит по колено - и так метров наверное 200-300. Никто в будке меня не досматривал, выписали посадочный от руки - и я отправился обратно. Как там досматривают тех кто пришел с другой стороны забора - без понятия. На фотке сам аэровокзал, пожарные, менты - все как положено. С бумагами в руке - наш второй пилот.


IMG_20140103_125010.jpg

Снова полосы. Врать не буду - но возможно это те самые сталинские мега-полосы

IMG_9225.jpg

Скоро начинается Орск

IMG_9235.jpg


IMG_9240.jpg

Какой-то район на выселках

IMG_9248.jpg

Аэропорт Орска, перед третьим разворотом. Нам садиться правее в конце полосы

IMG_9252.jpg

Весь перрон. Второй Ан уже вернулся из Светлого


IMG_9261.jpg

После посадки случилась накладка - на рулении уткнулись лыжой в бетонный куб, обозначающий границу грунтовой полосы (или чего-то еще, фиг его знает). Выгрузились, уперлись в край крыла и раскачивая разворачивали Ан чтобы он смог объехать это препятствие. Так что я не только полетал - но и еще и потолкал самолет


IMG_9263.jpg

Нас уже увозят на том же ЛАЗе - а самолет по командам пилота заруливает на стоянку

IMG_9265.jpg

Обслуживают второй Ан, зачем-то сняли хвостовую лыжу

IMG_9268.jpg
 
Последнее редактирование:

IMG_9272.jpg

А вот восьмерка. На ней можно улететь обратно в Оренбург - но я остаюсь смотреть Орск


IMG_9276.jpg



IMG_9277.jpg

Собственно авиачасть закончена.


4. Кому, кому это было нужно?!

Спрашивал герой фильма "День выборов" пытаясь понять зачем он не пил 5 дней. Ну а я пытаюсь понять смысл этих рейсов.

Обратно из Орска я ехал на автобусе - так что могу сравнить эти два способа на плече Оренбург-Орск.

IMG_20140103_174953.jpg

Оренбург - Орск

По деньгам самолет даже при таких тарифах проигрывает - 750 против 300 рублей. Причем это автобус идет из центра в центр, с самолетом же нужно добраться ещё и в/из аэропорт. Это стоит 500р в Оренбурге и 300 в Орске.

По времени самолет вряд ли что-то даст. Маршрутка идет чуть больше 3х часов, отправляются каждый пол-часа. Часто можно уехать не на автобусе - а с бомбилами за примерно те же деньги. Самолет с учетом дороги в аэропорт и ожиданием рейса выйдет в те же 3 часа.

Орск - Адамовка - Кваркено

Вобщем-то аналогично. Расстояния не такие большие (120 до адамовски и 160 до кваркено), с учетом дороги в аэропорт не получается не сильно быстрее ни дешевле. Сами дороги были достаточно нормальные, восток оренбуржья это все же не такой медвежий угол как Боговарово в Костромской.

Оренбург - Адамовка или Оренбург - Кваркено.

А вот это пожалуй единственный маршрут который имел смысл в 2014 для пассажира. С учетом небольшого времени стыковки получалось хорошее время от двери до двери - да и Л-410/ан-2 наверное все же немножко покомфортнее газелек.

Да и с другими рейсами Оренбуржья (не говоря уже про аэрофлот) рейс Орск-Оренбург не стыкуется. Зато маршрутка проходит прямо мимо аэропорта - и за лишние 100р подвезет прямо к терминалу.

Но при этом не очень понятно зачем пассажирам нужно именно в Оренбург. В Костромской области все логично - до Костромы от Боговарово 470 км, при этом Кострома единственный большой город, ведь Шарья мелкий городок в котором всего 20К жителей. Орск же достаточно большой город (230К, Кострома немногим больше - 280К) в котором есть практически все что и в областном центре, включая собственный рейс на Москву.

И если смысл для пассажиров для меня остался загадкой - то затраты куда более очевидны и они впечатляют. Ан-2 жрет авиабензин - тут многие писали что его стоимость чуть ли не 100р за литр. Но это лишь малая часть расходов - понадобилось оборудование 4х аэропортов, их ограждение, там работают несколько человек, ремонтируются и обслуживаются 2 ан-2 и так далее и далее. И все это ради того чтобы 6 раз в неделю можно было перевести 48 человек между 4 поселками и Орском. На эти 48 человек нужно 2 самолета, по 140 литров авиабензина на час полета, 4е пилота, человек 8 постоянного наземного персонала, пожарные, милиция, много чего еще что знакомо тем кто занимается авиаперевозками но неизвестно мне... Судя по новостям общие вложения области в Оренбуржье 144 млн. рублей. - что при объеме перевозок в 100 тысяч в год дает доплату в 1000р на пассажира - и это только региональные субсидии.
Есть ощущение что на десятую часть этих денег можно было бы каждому из этих поселков купить мерседес-спринтер и гонять его целый день нон-стоп. Ну или возить на такси - причем возможно тоже на мерседесах :)

Рано или поздно деньги на аттракцион закончатся - летайте пока есть возможность!
 
На самом деле, на востоке Оренбургской обл., как ни странно, уйма любопытных мест. В том же Адамовском районе можно побывать на месте гибели Комарова 24/04/1967. Правда, мы в своё время добирались туда не из Адамовки, а из Новоорска, ночуя по пути в гостинице для механизаторов в центральной усадьбе какого-то колхоза. Нам председатель даже повариху прикомандировал, в целях организации завтрака.

Очень интересно и проехать из Светлого в Восточный, а оттуда прогуляться пару часов по степи до скалы Верблюд (причём, не ехать туда автотранспортом, а именно прогуляться пешком - по пути можно встретить барсуков! Это восторг!

Рядом с Восточным - единственный КПП на всей протяжённости госграницы с РК, где РФ на юге, а Казахстан на севере. Притом, ежли вы идёте в Казахстан пешком, реку Тобол надобно переходить вброд! Часто ль вы пересекали госграницы вброд? Мы ещё и взятые у кого-то из пейзан резиновые сапоги перебрасывали потом обратно через госграницу. :kurultai:

Сам Орск до недавнего времени был интересен ещё и двумя изолированными трамвайными системами (с десяток лет тому назад их соединили в одну) и аутентичными автобусами "Сармат" производства ОЗТП. Оттуда же весело нелегально уезжать в кабине тепловоза с грузовым поездом в Актюбинскую обл. по полусдохшей линии на Кандагач, где с началом разгула демократии разобрали второй путь и убили пасс. сообщение.

При полёте внутриобластным рейсом Чкалов - Орск мы заходили на посадку над территорией соседней Актюбинской обл. (хорошо было видно казахстанский КПП Алимбетовка), что тоже необычно.

А сводить потенциально интереснейшее путешествие до пошлых покатушек туда-обратно на определённом типе ВС - ничем не лучше, чем кататься "по кругу".
 
Последнее редактирование:
Ув. А. Копцев, ну зачем же так? Для людей, влюблённых в небо даже простые, как Вы выражаетесь, "покатушки"-само по себе уже праздник. Конечно, ещё лучше, если есть возможность совместить это дело с посещением каких-нибудь интересных мест. Но это не всегда удаётся, да и интересы у всех разные.
Мне очень понравился рассказ тов. brabа. Это ведь замечательно, когда у человека есть страсть и способности интересно поделиться ею с окружающими.
 
brab, а Вы не знаете, есть ли автобусное сообщение между Орском и Адамовкой с Домбаровским? Не хотелось бы задерживаться там на ночь - кто знает, где там искать ночлег...
 
Не хотелось бы задерживаться там на ночь - кто знает, где там искать ночлег...


В любом подобном пгт идите к главе сельской администрации. :pivo:

Кстати, упоминавшаяся мной выше скала Верблюд, геоморфологический памятник природы областного значения, показана в картине гр. Федорченко А. С. "Железная дорога" с музыкой тов. Пантыкина А. А. (2007). В этой же картине можно увидеть паровоз Эр795-16, который сейчас стоит в локомотивном депо Орск.

В данной записи скала Верблюд на 46:36:



Паровоз на съёмках не шёл своим ходом, его толкал тепловоз. Съёмки картины также проходили на востоке Оренбургской обл. (режиссёр родом оттуда). Гр. Федорченко недостаточно твёрдо стоит на классовых позициях (а порой и просто конъюнктурщик), но его интерес к финноугровенгроведению, явленный сразу в нескольких картинах, мне очень близок.
 
Последнее редактирование:
Реклама
В любом подобном пгт идите к главе сельской администрации
Не, такие экспромты я не люблю. Моя тема-на всё готовенькое :). Вот порылся в интернете и нашёл в Адамовке аж 4 гостиницы - "Колос", "Отель", гостиница администрации и ещё одна без названия на ул. Майской. Телефоны имеются. Так что, проблема, похоже, решаема. Думаю лететь именно в Адамовку, это, похоже, самое цивилизованное место из всех, куда летают Ан-2 из Орска. Но, скорее всего, буду пытаться вернуться в Орск тем же вечером. Последний автобус из Орска идёт в Адамовку в 16.30, время в пути 2,5 часа. Возможно, он же потом поедет обратно, так что есть возможность успеть на него с самолёта. Планирую где-нибудь в мае замутить такой маршрут: Москва - Оренбург - Орск - Адамовка - Орск - Актобе - Алма-Ата - Барнаул - Бийск - Горный Алтай - Барнаул - Москва. На Оренбуржье - Ан-2, в Алма-Ате - родня, Горный Алтай - божественная природа. Так что, грамотной логистикой более-менее бюджетно убиваем сразу трёх зайцев.
 
Думаю лететь именно в Адамовку, это, похоже, самое цивилизованное место из всех, куда летают Ан-2 из Орска.


Когда будете заходить на посадку в Орске с запада, обратите внимание на интересный казус: ДПРМ находится за пределами РФ, уже в РК. Новый аэропорт Орска начинали строить ещё при Союзе, когда граница была административной. Точь-в-точь как в Ужгороде, где полоса упирается прямо в границу, и даже БПРМ уже в Словакии. Редкий случай. Даже в Мюлузе, например, ДПРМ стоит ещё на французской территории.

Похожие куриозы в Магнитогорске, где аэропорт вообще находится за пределами Челябинской обл., в соседней Башкирии; да ещё в пакистанском Пешаваре, где полосу пересекает железная дорога (!).
 
Последнее редактирование:
Хочу развить начатую тов. brab тему. С тех пор, как примерно с год назад я прочёл его рассказ о невероятном полёте над заснеженными степями Оренбуржья на легендарных воздушных колесницах Ми-8 и Ан-2, во мне накрепко засело желание самому совершить нечто подобное. Ведь для любого авиалюбителя тот же Ан-2 – эпическая машина, и полетать на нём – дело чести. Проблема, однако, в том, что ныне проще сыскать иголку в стоге сена, чем Ан-2 в расписании какой бы то ни было российской авиакомпании, а разные суррогатные варианты с ДОСААФом в расчёт не берём, как недостойные настоящего авиафаната. Насколько мне известно, по эту сторону Уральских гор осталась только одна – «Оренбуржье», после того, как несколько лет назад прекратило обслуживание местных линий Костромское авиапредприятие. Наверное, есть какие-то небольшие авиаперевозчики в Сибири и на Дальнем Востоке, но лететь туда только ради полёта на Ан-2 очень накладно.
К путешествию подготовились загодя. Билеты и бронь гостиницы были у нас на руках уже в октябре-ноябре 2016 года – за 4 месяца до поездки. Правда, если ув. brab летел сложным маршрутом из Оренбурга через Орск в Адамовку и Кваркено, то я решил выбрать путь попроще. Во-первых, что там делать, в кваркенах-адамовках? Музеев и театров там нет, развалин тоже, если только развалин местных предприятий животноводства. Во-вторых, в отличие от прежних лет, вернуться в тот же день было нельзя, а это значит, что надо было искать какой-то ночлег. Мне этим заниматься не хотелось. Да и ночевать в этой глуши – тоже. А самое главное, как оказалось, «Оренбуржье» тоже практически совсем свернуло свою местную маршрутную сеть, и в наличии остался только рейс Оренбург – Орск, на котором прежние Л-410 заменили на Ан-2. Это нам полностью подходило, так как позволяло поездить на Ан-2 по цивилизованным местам, заодно осмотрев их, там же переночевать, а на другой день вернуться обратно, не устраивая себе суточного родео в салоне, чего греха таить, не самого комфортабельного аэроплана в мире. Тем паче, зимой.
Маршрут у нас составился такой. 10 марта Москва (Шереметьево) – Оренбург «Нордвиндом» за 7069 р., 11 марта Оренбург – Орск на Ан-2 «Оренбуржья» за 1770 р., и 12 марта через Домодедово домой «Саратовскими авиалиниями» за 13000 р. на «Эмбраере». Последняя цифра вызывает законное негодование этими бесчеловечными нулями, особенно если её сравнить с тарифом «Северного ветра» – при почти одинаковом расстоянии – почти вдвое дороже. Итого 21839 р.
Весна в Москве в этом году ранняя, и день отлёта выдался тёплым и солнечным, хотя и немного ветреным. Юля отправилась в Шереметьево ещё днём из Химок на автобусе, а мне, чтобы успеть с работы в аэропорт, не отпрашиваясь у начальства, пришлось купить билет на аэроэкспресс. Если приобретать его на сайте «Аэроэкспресса», как я и сделал, не только экономишь 80 р. и лист бумаги (думаем об экологии), но и не нужно потом с этой бумажкой шататься по всей Москве, достаточно скачать свой билет на телефон из интернета. По прибытии в аэропорт просто прикладываешь экран телефона с изображением QR-кода билета к считывающему устройству терминала и всё!
Между прочим, по пути в Шереметьево я видел на запасных путях Савёловского вокзала два новых состава аэроэкспресса. Красивые, двухэтажные, с похожими на пулю локомотивами – ничего общего со старыми поездами, кроме окраски.
Уже пройдя регистрацию и досмотр, мы узнали, что наш рейс 729 до Оренбурга задержан на 25 минут, до 20.50 «в связи с поздним прибытием самолёта». Ну ладно, полчаса – немного, а торопиться нам особо и некуда – стыковочный рейс до Орска только утром, в 9.30, а ждать его всё равно в аэропорту, куда ещё ночью деваться?
Правда, из-за этой задержки мы чуть не опоздали на самолёт. Никаких новых вводных в течение этого времени слышно не было, уже, по всем расчётам, подошло новое время посадки, а её саму упорно не объявляли. До вылета оставалось уже 30 минут, когда я, почуяв неладное, попросил Юлю сходить к нашему выходу (его тоже тем временем поменяли) и разведать обстановку.
Вернулась она минут через пять чуть не бегом и, смешно ругаясь в адрес местных диспетчеров, и потащила меня за собой.
- Представляешь, там весь самолёт уже сел! Хорошо, изнутри вышел мальчик и спросил, кто ещё на Оренбург.
Действительно, хотя на табло у выхода значилась посадка на наш рейс, за стойкой не было ни души. Сотрудники за соседней стойкой на наш вопрос «куда, собственно?», махнули рукой на дверь и сказали, чтобы мы сами шли туда. Внутри сидел тот самый мальчик, видимо, ожидая опоздавших пассажиров.
Я, вообще-то, думал, что даже в случае задержки рейса всё равно должны объявлять о начале посадки в соответствии с новым временем вылета, а заодно и искать опаздывающих пассажиров. В ожидании вылета каждые пять минут слышишь подобные объявления. Но про нас почему-то забыли. Вот урок на будущее – в случае задержки рейса надо сидеть у своего выхода.
Нам и ещё парочке таких же раззяв подали микроавтобус и повезли к самолёту. У трапа уже, естественно, никого не было, хорошо хоть сам трап вместе с самолётом ещё были здесь. Водитель микрика попался душевный – пожелал нам счастливого пути, и с этим напутствием мы заскочили по трапу в салон.
Что за дела! В салоне – шаром покати! Самолёт был заполнен на треть, не больше, в хвосте вообще пусто. Может быть, остальные тоже остались ждать, когда объявят посадку? Смех смехом, но я долго потом ещё злился на Шереметьево, представляя, как, вместо того, чтобы лететь самолётом на Оренбург, мы едем автобусом обратно в Москву.
В полёте ничего примечательного, за исключением скудного ужина, не произошло. Стоит упомянуть ещё только вышки газоносных скважин «Второго Баку», хорошо видных на подлёте к Оренбургу. В ночи далеко было видно россыпь их мерцающих, как светлячки, факелов. Кто-то даёт стране угля, а Оренбуржье – нефть и газ.
Приземлившись в Оренбурге, мы сразу обратили внимание на резкий погодный контраст с Москвой. В столице степного края стоял трескучий мороз -16, в то время как два часа назад мы улетали из столицы России при +6. На Оренбург влияние Гольфстрима, и в Москве уже весьма слабое, не распространяется вовсе, отсюда и такая разница, даже несмотря на то, что Москва лежит намного севернее.
Тут уместно будет сделать небольшое отступление о названии города. Мало кто задумывается над тем, что топоним «Оренбург» в случае с Оренбургом, выглядит как некий курьёз и даже более того, издёвка над здравым смыслом. Это всё равно, как если бы Волгоградом назвали не всем известный город-герой, а, скажем, какую-нибудь Пензу. Почему?
Суть этой историко-лингвистической абракадабры в том, что название Оренбурга означает всего лишь «Город на Ори» в немецкой транскрипции, весьма популярной в России XVIII века, когда был основан город. Царь Пётр I был, как известно, большим любителем неметчины, да и его преемники тоже не отставали, не говоря уж о том, что в Россию тогда понаехали тьмы тевтонских гастарбайтеров, потихоньку полностью онемечивших даже венценосную фамилию. Шпрехать на дойче тогда считалось так же престижно, как теперь спикать на инглише. Вот и стал русский город не Орьградом, а Оренбургом.
Но дело вообще не в этом. Мало, что ли, у нас всяких «бургов»? А дело в том, что Оренбург стоит на Урале, а не на какой-то там Ори. На Ори стоит Орск, а от впадения Ори в Урал до Оренбурга – несколько сот вёрст. Виной всему большая чехарда, сопровождавшая основание Оренбурга. Заложили его сначала как раз-таки на Ори, на месте нынешнего Орска, но затем перенесли намного ниже по течению, туда, где Орью уже даже и не пахнет. Да только по российскому нашему разгильдяйству забыли поменять название. А может, не забыли, а просто не посчитали нужным. Так и остался он Оренбургом.
При Советской уже власти кто-то дюже умный решил, что будет здорово, если назвать город в честь погибшего в 1938 г. народного лётчика-героя Валерия Чкалова, после чего Оренбург 19 лет был Чкаловым. Светоч просвещения 2.0, Википедия, по этому поводу осторожно зубоскалит, мол, коммуняки совсем ку-ку, ведь Валерий Павлович не только не уроженец этого города, но даже ни разу там не был. Однако, молчит, собака, про то, что апостолы Пётр и Павел, к примеру, тоже никогда не были ни на Камчатке, ни в степях Казахстана, и родились в совсем других палестинах, однако это не помешало православным активистам назвать в их честь аж два города.
Наш «Боинг» встал на стоянку всего в тридцати метрах от аэровокзала, но за нами всё равно прислали автобус, так что замёрзнуть мы даже не успели. Большинство прибывших быстренько получили свои баулы и так же быстренько испарились вместе с таксистами, составлявшими подавляющее большинство встречающих, а у нас появилась возможность спокойно заняться изучением местного аэровокзала. Чем мы и занимались на протяжении следующих 8 часов.
Аэровокзал в Оренбурге вполне приличный. Как и во многих других городах нашей страны – здание ещё советской постройки, которому грамотное и рачительное руководство смогло дать вторую жизнь. Чисто, аккуратно, современно. Есть магазины, кафе, залы ожидания с большими ЖК-панелями, современные туалеты, даже почта.
Залы ожидания несколько странные. Охрана поочередно выгоняла нас сначала из одного, а потом и из другого, находящихся внизу, пока мы не устроились в самом меньшем из всех на втором этаже, где нас, наконец, оставили в покое. Кафе тоже работают странновато. Хотя в обоих по-русски было написано «работает круглосуточно», но одно наглухо закрылось вместе с залом ожидания на первом этаже, а другое, на втором этаже, открылось только утром.

Зал вылета на 1-м этаже оренбургского аэропорта.JPG

Новый облик аэровокзала в Оренбурге.

Удивительно, но в местном аэропорту ночью довольно оживлённо, так как в это время отсюда друг за другом отправляются несколько рейсов в Москву, Петербург и Худжанд. По сути, отсюда больше никуда особо и не улетишь.
Всем известно, что Оренбург – центр одного из самых знаменитых русских народных промыслов – оренбургского пухового платка, и в оренбургском аэропорту обнаружились сразу два магазина, торгующих этими роскошными сувенирами. Даже ночью.
Понятное дело, мне не пришлось дважды спрашивать Юлю, хочет ли она себе такой подарок. Выбор в магазине был очень богатым и разнообразным – тёплые шали, невесомые паутинки в форме платка и палантина самых разных расцветок, все – ручной работы. Нам потребовалось около получаса, чтобы с помощью очень приветливой девушки-продавца выбрать себе платок по вкусу и возможностям. Остановились на палантине, он и подешевле платка (просто потому, что меньше), и жене такой фасон понравился больше, хотя я ей настоятельно советовал именно платок.

My Orenburg downy shawl (2).JPG

Оренбургские кружева.

Естественно, не обошлось с нашей стороны без тэста на качество. Все, наверное, знают, что есть главный критерий, отличающий настоящий оренбургский платок – можно ли его пропустить через обычное обручальное кольцо. В Википедии ещё сказано, что он должен помещаться в гусином яйце, но как-то так вышло, что мы забыли его дома. Честно говоря, я вообще плохо себе представляю саму технологию такого «яйцового» испытания. Это что, нужно сначала выпить его содержимое, что ли? Ну ладно, а потом? Заталкивать платок в грязное яйцо через дырочку?
В отличие от яиц, с кольцами у нас проблем не было. Платок плавно проскользил сквозь моё обручальное кольцо и мы, без малейшего сожаления отдав 2500 р. и совершенно счастливые таким редким приобретением, отправились обратно в зал ожидания, где несколько часов пытались всунуть свои тела в прокрустово ложе изуверских кресел в зале ожидания.
За этим бесплодным занятием мы и встретили рассвет. Так как круглосуточные кафе всё ещё не работали, мы решили прогуляться на улицу, чтобы осмотреть снаружи аэропорт и его окрестности, а заодно и здешний музей авиации. На улице было под минус двадцать, но, благодаря тихой, безветренной погоде и низкой влажности, мороз почти не ощущался. Красота кругом была неописуемая. В Москве снега уже почти не осталось, а здесь он был повсюду, и такой чистый и белый, какого я, наверное, ещё нигде не видел. Мороз сковал покрытые белыми шапками деревья, небольшими островками разбросанные там и сям, хрустальным инеем, который в нежно-розовых лучах утренней Авроры окрасил их фантастическими красками.

Оренбург. Аэропорт им. Гагарина.JPG

Аэропорт г. Оренбурга им. Гагарина.

Заснеженный лес рядом с аэропортом.JPG

Зимнее узорочье.

Однако любоваться долго этим зрелищем в нашей, рассчитанной на московскую погоду, одежонке, было холодно, и мы обратили свои взоры на музей. Увы, попасть туда нам не светило, так как открывался он в 10 утра, а сейчас было только начало девятого, и через полтора часа мы уже должны были лететь в Орск. Пришлось глазеть на экспонаты через высокий забор, за которым местное начальство упрятало свою коллекцию.
Зато, в отличие от Воронежа, где одинокий и всеми забытый Ту-134 позорно влачит жалкое существование, придавленный к земле тоннами слежавшегося снега и чиновничьего равнодушия, здесь все летательные аппараты содержатся в идеальном порядке. Всего их там шесть, в порядке удаления от аэропорта – Ту-154Б-2 RA-85603, Ту-134А-3 RA-65049, Ан-24Б RA-46388, Як-40 RA-87352, Ан-2 RA-62706 и Ми-2 RA-15699. Выстроившись рядком, стоят они вдоль дороги, ведущей к аэропорту. До музея от аэровокзала не больше 300-350 метров, так что даже будучи в Оренбурге очень коротким транзитом, всегда можно сходить и посмотреть на этих красавцев. Главное, попасть туда днём.

Музей ГА оренбургского аэропорта (2).JPG

И на земле они служат людям. Музей ГА в оренбургском аэропорту.

Рядом с музеем находится здание управления бывшей авиакомпании «Оренэйр». Примечательно оно тем, что один из его подъездов выполнен в виде самолёта. Пришлось тоже запечатлеть.

Аэропорт Оренбурга. Управление Orenair.JPG

Управление бывшего "Оренэйр" с тематическим подъездом.

Приближалось время начала регистрации на рейс, и мы поспешили обратно в аэропорт. Регистрацию объявили ровно за час до вылета, попросив пассажиров пройти в сектор 1. Зона регистрации в Оренбурге любопытная, раньше я такой не видел – из общего зала ожидания внутрь ведёт узенький коридорчик, где сначала, слева у входа из-за стойки тебя тормозит милиционер и, проверив твой паспорт, пропускает дальше. Через пару метров за столом сидит пара сотрудниц, которые выписывают посадочный талон, причём, тут же и отрывая его.
Потом без лишних разговоров нас сразу отправили на прохождение досмотра, достаточно демократичного, надо сказать, возможно, из-за специфики рейса. Так, у меня с собой была литровая бутылка с водой, которую в любом другом аэропорту однозначно забрали бы. Однако я, видя, что здесь порядки немного другие, вежливо поинтересовался, нельзя ли мне взять эту воду с собой, для наглядности отхлебнув оттуда. Секьюрити, правда, этот глоток не совсем убедил в том, что жидкость безобидна, и он попросил меня открыть бутылку и понюхал содержимое. И то правда, какой-нибудь нитроглицерин или эфир я бы вряд ли глотнул, а вот спирт мог бы. Убедившись, что бутылка абсолютно безопасна, мне разрешили взять её с собой.
Всё остальное было вполне по-взрослому и, пройдя все положенные рамки и детекторы, мы снова очутились в том самом зале ожидания, в который попали сразу по прилёту и откуда нас вскоре вытурили. Тут открылось и круглосуточное кафе. Меню там так себе, в основном, одни бутерброды, но для завтрака сойдёт. К тому же, кроме чая, есть и пиво, и вино, и более крепкие напитки. Притом, цены вполне разумные, никакого сюра типа шереметьевского кофе за 300 или внуковских пирожков за 400 рупий.
Народу на наш рейс набралось не очень много. Откровенно говоря, я до последнего думал, что кроме нас двоих, в самолёте вообще никого не будет. Однако тут забулькал динамик: «Гыр-гыр-гыр, такая-растакая бегом на посадку!» Появилось юное создание. Я подумал: «Вот! Возможно, ещё один любитель авиации». Увы, девушка оказалась на редкость мутной, моя робкая попытка наладить контакт окончилась полным провалом. Впрочем, может она решила, что я – старый, пожилой извращенец.
Едва мы успели поесть, как началась собственно посадка. Сотрудница аэропорта вежливо пригласила следовать за ней на улицу. Я был почти уверен, что, учитывая количество пассажиров и статус рейса, нас погонят через лётное поле пешком. Не тут-то было! У выхода поджидал микроавтобус, так что второй раз подряд нас повезли к самолёту как каких-нибудь жирных випов.
Одно слегка омрачало мне праздник. В расписании-то в качестве воздушного судна значился Ан-2, ради которого и был задуман весь этот вояж. Тут ещё люди с нашего форума сказали, что на этой линии летает Л-410, но что ещё хуже – этими самыми «элками» был забит весь перрон перед аэровокзалом и, хоть ты тресни, ни одного «кукурузника». Только ещё пара Ми-8, что лично меня устраивало ещё меньше.
Как белые люди мы расселились в микрике, и водитель повёз нас по лётному полю вправо от аэровокзала, держа курс на стройную шеренгу «элок». Я почти смирился с полётом на чешском самолёте, в конце концов, тоже не самый плохой вариант, как заметил, что мы проехали уже мимо их стоянок. Снова робко затеплилась надежда, что может быть, где-то в дальнем углу, нас терпеливо ждёт наша «аннушка». Не успел я додумать эту мысль, как автобус проскочил белый Ми-8, и за ним во всей красе предстал ветеран советской авиации с бортовым номером RA-70765, постройки 1971 г. (!), вокруг которого деловито, как пчёлы, суетились техники.
Для справки: ресурс руссианпланес.нет уверенно заявляет, что данный пепелац находится на хранении.

Аэропорт Оренбург. Ми-8 авиакомпании Оренбуржье.JPG

Винтокрылая техника Оренбуржья.


Аэропорт Оренбурга. Наш Ан-2 (2).JPG

Вот он, наш, красавец!

Аэроплан был на колёсном шасси, никаких лыж. Да и к чему они самолёту, летящему из одного крупного аэропорта в другой, где есть прекрасные ИВПП? Наверное, ни к чему.
Автобус остановился у самолёта, и наша провожатая попросила нас на выход. Камень свалился у меня с плеч, стало ясно, что вся эта затея оказалась не напрасной. Само собой, мы обфотали наш самолётик сколько смогли и здесь, а потом ещё и в Орске, а вот наша спутница не проявила к «Ану» никакого интереса. Не споттерша. И не авиалюбитель. Вот и славно, не будет путаться под ногами в полёте, пока я буду ходить с камерой по салону. Чего она вообще полетела? До её Новотроицка и проще, и в разы дешевле было добраться наземным транспортом. И по времени вышло бы не дольше, это точно, учитывая приличные расстояния до аэропортов что в Оренбурге, что в Орске. Лично я на её месте так и сделал бы.
Как я уже говорил, при регистрации нам выдали самые что ни на есть настоящие посадочные талоны, с местами 3Б и В, однако, в этом полёте заниматься такой формалистикой никто не собирался. Нам сказали, что мы можем сидеть, где нам заблагорассудится. Мы, правда, сначала было сели на наши законные места, но потом весь полёт шатались туда-сюда по всему салону.
Только юное создание никуда не шаталось. Сидело полтора часа на своём месте, как приклеенное. Точно не споттерша.
Помимо двух лётчиков, уже сидевших в кабине, когда мы поднялись на борт, с нами летел ещё один товарищ – молодой парень с каким-то бумажным планшетом в руках. Он довёл до нас информацию о полёте:
- Мы будем лететь на высоте 600 метров, время в пути один час двадцать минут
А потом сел на первом ряду, и больше до самой посадки мы его не слышали. По всем приметам выходит, что бортпроводник, вот только какой такой бортпроводник на Ан-2?
Пока мы ещё не взлетели, я с интересом изучал салон маленького лайнера. Вполне прилично для самолёта, построенного, когда мне было всего два года. Мягкие кресла, покрытые цветастыми чехлами, по схеме 1+2, общим числом двенадцать; большие, круглые иллюминаторы с матерчатыми шторками; сетчатые полки для багажа; краники вентиляции – просто, функционально и гармонично. С любовью и заботой и о технике, и о пассажире. Туалета, правда, нет. Так что, если приспичило, считай, тебе не повезло.
Зато в кармашках каждого сиденья нашлись такие вещи, как инструкция по безопасности и гигиенический пакет. Короче говоря, нормальный пассажирский самолёт, даром, что «кукурузник». Вторая деталь бортового эквипмента меня особенно обрадовала, ибо я прежде часто слышал и читал о жуткой тряске, сопровождающей любой полёт на Ан-2. Тут же я вспомнил и о плотном завтраке из богомерзкого фастфуда и горько пожалел о своей недальновидности и жадности. К счастью, пакет мне не понадобился. Более того, без всякой натяжки скажу, что более приятного и спокойного полёта я вообще не припомню.
Наконец, началось самое интересное. Наш «стюард» втащил в салон приставную лесенку, по которой мы карабкались в самолёт, потом захлопнул дверь и закрыл её на банальную щеколду. И потом я услышал ЭТО:
- От винта! – крикнул наш командир, и секундой спустя Ан-2 кашлянул, затарахтел своим бензиновым движком и покатился на взлёт. Точно по расписанию.
Вот это авиация! Братья Райт, тот же Чкалов и прочая. Жаль, всякие «боинги» и «эрбасы» убили всю романтику воздухоплавания.
Не успел я сосчитать и до десяти, а самолётик уже, продолжая нещадно тарахтеть, уже неспешно набирал высоту. Вот я говорю «тарахтел, тарахтел», а он и тарахтит-то приятно для слуха, не то, что Ан-24 или Ил-18, от надсадного гула которых просто выносит мозг.
В течение всего полёта дверь в кабину пилотов была настежь открыта, и я мог не только наблюдать за действиями экипажа, но и читать показания большинства приборов, благодаря чему я узнал, например, что летим мы со скоростью 205 км/час.

Рейс УЭ103 Оренбург-Орск. В салоне нашего Ан-2 (4).JPG

Салон нашего Ан-2.

С высоты 600 метров перед нами открылась поразительная по красоте картина. Внизу стелилась широкая лента скованного льдом Урала, которая, словно нить Ариадны, так и вела нас до самого Орска. Оба берега реки там и сям были покрыты большими и маленькими рощами и лесочками, а дальше в обе стороны без конца стелилась покрытая чистым, белым снегом казахская степь. Это был один из самых красивых пейзажей, что я видел в своей жизни. А поскольку я не большой любитель зимы, представляю, какие божественные пасторали здесь летом.

Рейс Оренбург-Орск. Гора Дюяташ у с. Донское (2).JPG

Гора Дюяташ (Верблюжка) и река Урал в окрестностях с. Донское. Похожа ли на верблюда? Каждый решает сам.

Но Оренбуржье – это не только живописные ландшафты. Это земля, на которой творилась большая история. Оренбургские степи издавна были той незапертой дверью, через которую с востока на запад шли волны номадов грабить жирную, но гниловатую Европу. Гунны, авары, печенеги, половцы, монголо-татары – все они проходили этим путём. Отсюда пошли в свой последний, западный поход венгры. Есть все основания полагать, что здесь была общая родина древних индоевропейцев, откуда они ушли в Малую Азию, на Балканы, в Россию и на юг – в Индию и Иран.
Здесь, только уже в другом направлении, в степи и горы Казахстана, медленно влачились по пыльным ухабам повозки столыпинских горемык-переселенцев из России и Украины в Казахстан и Сибирь, среди которых были и родители моего отца, сменившие донецкие степи на Семиречье.
 
Последнее редактирование:
Даже путешествуя на поезде, не увидишь мир в такой полноте и цельности. Слишком быстро всё мелькает за окном.
Вскоре горизонт на севере стал ломаться, морщиться складками и, мало-помалу, к реке вплотную подступили Уральские горы, а вскоре слева по курсу возникли слегка обезображенные индустриальным пейзажем прямые кварталы Новотроицка. Чуть дальше был виден и Орск. Два города практически слились в объятиях и дружно коптили небо из высоченных труб. Ничего не попишешь, здешние места, как и весь Урал – кладезь различных богатств, в данном случае никеля, хрома и меди, да и много чего ещё.

Рейс Оренбург-Орск. Губерлинские горы у Орска.JPG

Губерлинские горы близ Орска. На самом деле, это горы наоборот, скорее, овраги, т.к. ущелья лежат ниже уровня окружающей местности.

Город Новотроицк (2).JPG

Новотроицк.

Город Орск.JPG

Это не Белград после авиаударов НАТО. Это - Орск.

Когда восточные окраины Орска отступили назад, справа показался аэропорт. Самолёт заложил крутой правый вираж и плавно приземлился на длиннющую полосу, после чего мы ещё долго ехали сначала по ней, а потом по единственной рулёжке к зданию аэровокзала.
После того, как двигатель, кашлянув напоследок для верности, затих, наш «стюард» поднялся со своего места и объявил:
- Полёт закончен. Можно выходить.
Красота – здесь не нужно делать двадцать манипуляций высокотехнологичными рукоятками, чтобы открыть дверь, ждать, когда к тебе подъедет лестница или кишка телетрапа. Всё под рукой – одним движением руки откидывается щеколда на тщедушной двери, другим – выбрасывается наружу стремянка, и пассажиры могут выметаться. На больших самолётах они ведь так страстно ждут этого момента, что начинают вскакивать с мест и хвататься за свои пожитки, когда лайнер ещё рулит по перрону. Здесь всё не так. Уходить из этого уютного самолётика не хотелось. Я подошёл к пилотам и сказал пару простых, но искренних слов:
- Большое спасибо за полёт, товарищи лётчики! Вы нас довезли по высшему разряду, даже лучше, чем на лайнере!
Скромные труженики неба повернули к нам свои довольные, улыбающиеся лица:
- И вам спасибо! Приезжайте ещё!
- Постараемся! – насколько мог, искренне, ответил я и выпрыгнул на задубелый перрон орского аэродрома.
Однако, не пройдя и десяти шагов, развернулся и снова запрыгнул в самолёт – забыл перчатки, свалившиеся на пол. Как говорится, оплошность по Фрейду – где-то подсознательно не хотелось прощаться с этим замечательным самолётом.
В Орске к нам не проявили того должного уважения, с которым к нам отнеслись в областном центре. Никакого транспорта, топайте пешком ребята. Могли бы быть и повнимательнее, учитывая, какое жалкое существование влачит местная воздушная гавань. Думаю, что в тот день мы были здесь единственными пассажирами. Но это так. Шутка юмора. Идти было метров сто пятьдесят, и было приятно прогуляться по бодрящему морозцу после восьмидесяти минут полёта.
Аэровокзал производит безрадостное, гнетущее впечатление. Кроме нескольких сотрудников аэропорта и нас, трёх пассажиров с оренбургского рейса, здесь больше никого не было. Сам аэропорт – типовое двухэтажное здание советской постройки – вызвал во мне приятные воспоминания о том славном времени, когда все воздушные гавани Советского Союза кишмя кишели людьми, летящими во все уголки большой страны. Здесь почти ничего не изменилось с тех пор, если не обращать внимания на ЖК-мониторы и камеры наблюдения.

Аэропорт Орск. Зал вылета (1).JPG

Аэровокзал Орска. Призрачная фигура в окне - это не привидение, это тот самый таксист.Вблизи производит нехорошее впечатление.

А ещё, теперь сюда почти никто не летает. Да и отсюда тоже. Один регулярный рейс в Оренбург и один в Москву, ну, ещё пара-другая в летний сезон на черноморские пляжи, вот и вся местная маршрутная сеть. Нет, это не Рио-де-Жанейро, это – гораздо хуже.

Орск, аэропорт. Карта полётов ак Оренбуржье.jpg

С такой стюардессой я бы даже в Кваркено полетел.

Даже выбраться отсюда в город – большая проблема. Общественного транспорта нет. Местные виновато сообщили нам, что единственный вариант – это такси, но как его вызвать? Это уже ваши проблемы. В аэровокзале, стены которого были увешаны рекламными плакатами самого разного содержания, не было ни одного телефона местных таксомоторов. Зато в одном из огромных оконных проёмов, за стеклом, маячила какая-то зловещая фигура. Осторожно приблизившись, я увидел, что это всего-навсего манекен щеголеватого таксиста в полном обмундировании. Какое послание хотели отправить люди его поставившие, я не знаю.

Орск. Фигура таксиста в аэропорту.jpg

Даже не знаю, как подписать.

Конечно, с нынешними средствами коммуникации, нам не составило бы труда по телефону через родственников или друзей выяснить контакты местных таксистов, как тут случайно выяснилось, что наша попутчица заранее заказала машину и теперь ждёт, когда она подъедет. Чужая душа потёмки, но лично я не понимаю таких людей. Она одна, нас – двое, ехать – по пути, почему не подвезти? Не за её же счёт? Ну ладно, только скривилась, когда шофёр спросил, не возражает ли она против попутчиков. И на том спасибо. Просто, как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.
До города – далеко, километров двадцать, не меньше, до нашей гостиницы в центре Орска мы ехали больше получаса. Цена вопроса – 400 рублей за двоих. Обратно ехали на заказном такси за 380. По-божески.
Пока такси петляло по городу, успели немного его рассмотреть. В общем, тот же аэропорт, только в другом масштабе. Обычный советский город в состоянии средней гибернации. Из общественного транспорта – только ржавые трамваи и облезлые маршрутки, автобусов и троллейбусов нет. Разбитые дороги. Полное отсутствие жилищного строительства. Туризм? Нет такого. Про аэропорт уже сказано, больших гостиниц, кроме нашей, не видел. Очевидно, если и есть, то только такого же плана – маленькие семейные отельчики. Ну, может, есть ещё пара советских ровесников аэропорта.
В общем, налицо все приметы упадка и разложения. Но несмотря ни на что, Орск мне понравился. Парадокс? Да нет. И интересные места здесь имеются. И люди по большей части нам попадались неплохие. Вдобавок, хороший, здоровый климат. Красивая природа. Ну зимой холодно, и что? Зато солнце светит круглогодично, у людей вырабатывается витамин Д, и они улыбаются, несмотря ни на что. Работают на том, что ещё не успели распилить эффективные, учатся, растят детей. Да, город больной, но люди-то, в основном, здоровые, а значит, и город ещё можно вылечить.
Заселились в неказистую с виду гостиницу с уморительно-помпезным названием «HollywoodInn» на улице Макаренко в самом центре Нового города. Ну а что название? Как говорится, хоть горшком назови, только в печь не ставь. То же и с экстерьером. Нам стрелять с неё, что ли? Внешне – как две капли с той, что была у нас в Воронеже. Караван-сарай. Даже мойка тоже есть на первом этаже! Зато номер – натурально хоромы, хоть в мяч гоняй. А ту мойку мы и вовсе не слышали. И цена очень гуманная – всего 1700 р. за ночь.
Разобравшись с ночлегом, пошли знакомиться с местным общепитом. Тут же недалеко нашлось миленькое семейное кафе с несколько вульгарным названием «Кухня». Цены, однако, там были совсем не такие миленькие. Под прикрытием семейных ценностей местные безбожно грабят голодных приезжих. 1000 р. за обычный обед, даже без алкоголя, разве не грабёж для такого места как Орск?
После обеда мы приступили к выполнению культурной программы. Времени было в обрез –завтра рано утром уезжать, а световой день в марте ещё короток, поэтому Старым городом, до которого было довольно далеко, в значительной мере пришлось пожертвовать в пользу Нового города.
Такая дихотомия – одна из основных особенностей Орска. По сути – это два разных города. Они различаются стилистически. Уже по названиям примерно понятно, чем именно. В Старом городе преобладает частный сектор и более старая застройка, Новый город выглядит посовременнее. Но, главное, между ними, вдоль реки Урал, простирается обширный пустырь в 1-2 км. Таким образом, город, словно этакий российский Стамбул, находится сразу в двух частях света – и в Европе, и в Азии. Что, конечно, уже само по себе примечательно и заслуживает внимания туриста.
Некоторые путеводители пишут о каком-то своеобразии Нового города, который был задуман «как система промышленно-жилых комплексов на основе новаторских градостроительных идей, как будущий город-сад, группой немецких архитекторов под руководством Ганса Шмидта, и что по сложности планировочной структуры Орск не имеет аналогов на Урале».
Я лично ничего такого за Новым городом Орска не обнаружил. Ни новаторских градостроительных идей, ни сложной планировочной структуры. Обычный индустриальный центр, каких в России немало. В той же Москве полно таких мест, где вперемешку с жилыми кварталами идут безобразные промзоны, так что, спрыгни туда с парашютом с завязанными глазами, и не догадаешься, где ты, в Орске, в Москве, или в Челябинске.
Зато, что действительно бросается в глаза в Орске, так это обилие на улице людей с азиатской внешностью. И это не какие-нибудь таджики или узбеки, приехавшие на заработки. Это, в основном, казахи, а также башкиры, в большом количестве компактно проживающие в Оренбургской области. Ведь, по сути дела, Оренбуржье и исторически, и географически является частью казахской степи, чисто случайно оказавшейся ныне в составе России. В 20-е годы прошлого века Оренбург даже был несколько лет столицей Казахстана. Естественно, я не призываю отдать его южному соседу, просто таковы факты.
Начали с того, что за 10 минут дошли пешком до центра города – Комсомольской площади с обязательным Ильичом. Нам повезло – как раз в это самое время здесь бушевал митинг, участники которого клеймили позором каких-то жуликов из местных властных структур. Структуры, кстати, могли бы видеть манифестацию из окон расположенной тут же горадминистрации и дрожать от страха перед народным гневом, если бы были на работе, что вряд ли, так как была суббота.
«Бушевал», конечно, громко сказано, ибо активистов было так мало, что один из них периодически забегал за Ильича за новыми плакатиками, стопкой сложенными у пьедестала. Не хватало активистов на все плакатики. Степень презрения властей к этому майдану демонстрировало полицейское оцепление, осуществлявшееся силами аж двоих стражей порядка, один из которых даже был женщиной. Мы сделали пару снимков, причём полиция не обратила на это ни малейшего внимания.

Орск. Комсомольская площадь (2).JPG

Ильич тоже начинал с таких междусобойчиков. Что было дальше, мы знаем.

Тут же на площади, кроме городской администрации, находится Орский драматический театр имени Пушкина. К сожалению, в отличие от своих таких же провинциальных собратьев в Нижнем Тагиле или Воронеже, архитектурно совершенно тривиальный. Но хорошо уже то, что в городе вообще есть такой, настоящий, театр, а не какая-нибудь «передовая» театр-студия в подвале-клоповнике.
Ещё 5 минут пешком, и мы оказались у дверей другого очага местной культуры, краеведческого музея. Конечно, экспозиция здесь не такая обширная и интересная, как, скажем в Екатеринбурге или даже в Сочи, но собрана и хранится она с большой любовью и заботой, а пожилые женщины-работницы музея были нам так рады, что это тоже не могло нас не тронуть. Цена билета чисто символическая – 70 р., ещё полтинник мы с радостью отдали за разрешение на фотосъёмку.

Здание Краеведческого музея на пр-те Ленина.JPG

Культура в Орске максимально приближена к народу. Музей - прямо в жилом доме. И всё равно не ходят!

При таких финансовых затратах на приобщение к своей истории и культуре особенно тяжело было видеть (в выходной день!) пустые залы музея, особенно после забитого праздным людом семейного кафе, где толстые розовощёкие дети смотрят по зомбоящику каких-нибудь фиксиков и пьют пепси-колу на радость таким же розовощёким родителям. Однажды, первый и последний раз в их жизни, какой-то упёртый историк приводит их в музей, где потом в книге благодарностей остаются записи вроде: «Спасибо за интиресную икскурсию».
Ещё музей запомнился тем, что занимает первый этаж обычной жилой сталинки. Немудрено, музей маленький, всего с полдюжины крохотных зальчиков, посвящённых разным периодам истории Орского края от каменного века до советских времён.

Орск, музей. Оружие и одежда народов Оренбуржья.JPG

Коллекция предметов быта коренных народов Оренбуржья.

- Приходите ещё, скоро у нас будет пополнение коллекции, - сказали нам, прощаясь, местные женщины.
Пришлось не совсем искренне пообещать, чтобы не расстраивать хороших людей.
Дальше наш путь лежал к площади Гагарина, куда мы добрались на трамвае. Данный вид транспорта в Орске представлен довольно-таки страхолюдными КТМ-5М3, к тому же, как попало размалёванными в рекламных целях всякими йогуртами и трусами. А как ещё депо зарабатывать деньги при цене билета в 12 рублей? Грохот и тряска в салоне, по причине раздолбанности подвижного состава и городских магистралей, как на вибростенде, но, как по мне, это всё равно в сто раз лучше вонючей маршрутки с мигрантом без прав за рулём. К тому же, какая-никакая, а экзотика.

Орск. Площадь Гагарина (2).JPG

Общественный транспорт.
 
Последнее редактирование:
Главное, ради чего мы оказались на площади имени первого космонавта – памятник легендарному самолёту, реактивному фронтовому бомбардировщику Ил-28. Краснозвёздная машина опирается на постамент в виде пятиконечной звезды, сделанный из белого металла, один из лучей которой словно запускает её в небо. Красивый памятник и содержится в отличном состоянии, правда, сама площадь какая-то несколько неухоженная и абсолютно безлюдная, что слегка подпортило впечатление. Зато в объективе никто не маячил.

Орск. Самолёт Ил-28 на пл. Гагарина (1).JPG

Ил-28 на площади Гагарина.

Тут же, на площади, имеется ещё одна достопримечательность – здание ДК Строителей, а также ничем не примечательный автовокзал. И, конечно, как я мог забыть – большая красная задница в центре необыкновенно оригинальной надписи «Я ж…па Орск».

Орск. Площадь Гагарина и ДК Строителей.JPG

Дом культуры и ж...па.

Отсюда наша трамвайная экскурсия продолжилась. Мы намеревались совершить бросок на азиатский берег Урала и доехать до улицы С. Разина, чтобы, поднявшись вверх, посмотреть на частично дореволюционный Преображенский храм. Однако, слегка ошиблись в расчётах и, проскочив одну остановку, вышли на улице 9 января. Сразу за ней начинается сад имени Малишевского, также упоминающийся во всех путеводителях по Орску, как чуть ли не любимое место отдыха орчан, поэтому мы решили рассмотреть его поближе.
Ни одного отдыхающего мы там не встретили, зато сразу бросился в глаза находящийся в плачевном состоянии памятник красноармейцам, защищавшим город от белых в 1918 г. От гипсовых фигур защитников города местами отвалились куски гипса, постамент испачкан мазнёй местных райтеров.
Мы уже не успели, как намеревались изначально, добраться до железнодорожного вокзала, поэтому я не знаю, как выглядит остальная часть Старого города, но эта произвела не лучшее впечатление. Представленная на карте привлекательной, стройной решёткой прямоугольных кварталов, на поверку эта местность оказалась обычной деревней, местами утопающей в непролазной грязи. По этой грязи мы с большим трудом дошлёпали до Преображенской церкви, примечательной своей колокольней. Всё здание – новодел, за исключением этой колокольни, построенной в XIXвеке. По сведениям, опять же, путеводителей, в годы Гражданской войны красные использовали её в качестве наблюдательного пункта, а христолюбивые белые воины лупили по ней из пушек, так что там даже остался след от снаряда. Подтверждаю, есть. Лупили со стороны Урала, целясь в проём колокольной площадки. На снимке его видно.

Орск. Преображенский храм (2).jpg

Старо-новый храм на Преображенской горе.

Сама церковь находится на холме, близ того места, где располагалось историческое ядро города. Оттуда открывается великолепный вид на окрестности, наверняка ещё более захватывающий с высоченной колокольни, но на неё мы не попали. Кстати, чуть ниже Преображенского собора, на ул. К. Маркса стоит небольшой старинный дом, замечательный тем, что в первые годы Советской власти здесь работал татарский поэт Муса Джалиль.
Отслушав вечернюю службу в Преображенском соборе, мы поняли, что ехать дальше уже поздно и пора возвращаться в Голливуд. Но по дороге в гостиницу вышли из трамвая на одну остановку раньше – на площади им. Т. Г. Шевченко, всего в паре сотен метров от нашей улицы Макаренко. На краю площади, на низком, но массивном гранитном постаменте сидит, о чём-то задумавшись, бронзовый Кобзарь, а за его спиной радует глаз совершенством классических форм здание бывшего ДК Машиностроителей с великолепной двойной дорической колоннадой. Антаблемент колоннады по всем канонам моего любимого сталинского ампира украшен оптимистической скульптурной группой на тему мирного, созидательного труда советского народа.

Орск. Бывш. ДК Машиностроителей на пл. Т. Шевченко.JPG

Храм Меркурия. Бывший ДК.

Всё хорошо, только теперь бывшее культурное учреждение превращено в торгашеский вертеп. Идейные наследники Геббельса в нашей стране давно борются с подобными пережитками проклятого прошлого и, похоже, побеждают.
Собственно на этом и закончилось наше краткое знакомство с Орском. Прочитав то, что сам же понаписал выше, можно подумать, что в Орске вообще мало хорошего и совсем нечего делать. Пожалуй, тут я перегнул палку. Куда деваться, так уж устроен человек – норму он считает чем-то само собой разумеющимся, и потому не обращает особого внимания, а вот всякие отклонения от неё хлебом не корми, дай посмаковать. Потому-то и не отлипают россияне от всякой чернухи вроде «Дома-2» или «Пусть говорят». Но сам я просто зверею, когда вижу, как дом культуры превращают в Черкизон, а в музее, кроме его сотрудников, больше никого нет.
На следующее утро, ни свет, ни заря, мы погрузились в такси, и уже в пять утра снова были в аэропорту. До вылета оставалось больше двух часов, и у нас появилось время, чтобы как следует изучить воздушные ворота Орска.
Планировка аэровокзала типична для аэропортов, построенных в 80- е годы прошлого века. Два этажа, на первом – стойки регистрации, медпункт (действующий), буфет и столовая (действующие), зал ожидания для вылетающих пассажиров. Второй, на который ведут две типовых боковых лестницы, правда, почти целиком закрыт и используется для размещения служебных помещений. Пока мы сидели в зале ожидания на первом этаже, я поднялся на второй и обнаружил там вместо вип-лаунджа, как я думал, всего лишь большой актовый зал.

Аэропорт Орск. Буфет и столовая.JPG

Комнаты приёма пищи. Слева - буфет, справа - столовая.

По доброй традиции 70-80-х есть ещё и цокольный этаж, где размещаются туалеты и всякие подсобки.
Я упомянул буфет и столовую. В день нашего прилёта они были наглухо закрыты, зато в день отлёта внезапно широко распахнули свои двери для всех голодающих. В пять утра. И если с буфетом это было понятно – там была буфетчица и товары, то зачем открыли столовую, я не понял. Там не было ни работников, ни еды. Абсолютно пустые прилавки выглядели явным глумлением на фоне огромного плаката «Приятного аппетита» с красиво нарисованными яствами. Довершали жестокую картину два одиноких задубелых беляша, любовно уложенных на тарелочку на стойке возле кассы.

Аэропорт Орск. Столовая (1).JPG

Такого спартанского меню я даже в 1991-м не встречал, зуб даю.

Согласно расписания, столовая должна была быть ещё закрыта. Но и буфет по расписанию тоже открывался только в 9 утра. Может быть, открыли для того, чтобы люди в ожидании самолёта не ели на коленках, а сидели по-человечески за столом? Один стол как раз был занят несколькими мужиками, разложившими на нём свою снедь.
В буфете можно было кой-чего съесть, исключительно в виде мороженого и шоколадок, и запить всё это газировкой, кофеем или даже пивом, но лично у меня такое желание напрочь отбили тамошние цены и злющая, как ведьма, буфетчица. Наверное, она работала там ещё со времён антиалкогольной компании, и поэтому так злобствовала.
Увидев на витрине «Жигули» по 118 р. за бутылку, я сначала не поверил своим глазам, но следующий диалог убедил меня в том, что это не сон.
- Дайте, пожалуйста, бутылкочку пива, - скромно и вежливо попросил пожилой, толстый казах.
- Какого пива? – враждебно поинтересовалась буфетчица.
- Покрепче какого-нибудь, - струхнул аксакал.
Глаза ведьмы метнули молнии, а глотка изрыгнула:
- Какого какого-нибудь? Вы не видите, сколько у меня тут сортов?! От 118 до 500 рублей! Надо ясно говорить, чего Вам нужно, или я угадывать должна, что ли?!
Дедушка как-то сразу осунулся и сжался, как будто его ударили палкой (да оно, собственно, так и было), молча положил на прилавок несколько заскорузлых, мятых полтинников и вышел. Я поспешил следом, ибо у меня в голове не укладывалось, как в таком месте, как Орск, даже в буфете аэропорта, пиво «Жигули» может стоить 118 р., да ещё из рук такого чучела.
Мы вернулись в зал ожидания. Народу там было, как муравьёв. В находящуюся тут же авиакассу выстроилась приличная очередь желающих улететь этим рейсом. И не страшно людям приезжать в пять утра за тридцать вёрст по степи, чтобы, возможно, узнать, что билетов нет? У «Саратовских авиалиний» есть вполне работоспособный и продвинутый сайт, где без проблем можно купить билеты на любой рейс, не выходя из дому.
Регистрация началась всего за полтора часа до вылета, как и полагается в любом нормальном советском аэропорту, после прохождения которой все пассажиры имели возможность попасть в зал ожидания, отгороженный от первого этажа той самой перегородкой с историей развития орской авиации. Ждать посадки в этом зале было нескучно – здесь был ЖК-телевизор, по которому крутили MTV с целлюлитными негритосками, а совсем весело стало, когда из буфета сюда подтянулась уже знакомая нам мегера. Здесь, оказывается, тоже был буфет. Кроме того, тут же имелся ещё и вип-зал, но ни одного випа среди пассажиров так и не нашлось, и мне даже краем глаза не удалось разглядеть, что там внутри.

Аэропорт Орск. Зал ожидания на посадку на 1-м этаже.JPG

Зал ожидания для улетающих.

За 25 минут объявили посадку. До самолёта, который стоял на том же самом месте, куда вчера прирулил наш Ан-2, шли пешком. Видимо, автобусы в Орске отсутствуют в принципе, раз даже на такой статусный, по здешним меркам рейс, не нашлось ни одного. Впрочем, я не в обиде – так и веселее, и интереснее, можно пофотографировать. Опять же, вспоминаешь детство, как ходил вот так же пешком по лётному полю где-нибудь в Колпашеве или Чите.
На рейсе из Орска в Москву у «Саравиа» стоит «Эмбраер Е-195», на котором я прежде не летал, и который был целью №2 после «ан второго». Прошлой осенью «Белавиа» разрушила наши надежды, коварно подменив своего бразильца уже давно приевшимся американцем, так что нынешняя поездка стала очень удачной, позволив испытать сразу два редких типа.

Наш E-195 VQ-BRX перед вылетом из Орска в Москву.JPG

Наш "Эмбраер".

В общем, бразильский самолёт произвёл неплохое впечатление. Несмотря на его 9-летний возраст, салон выглядит достаточно свежо, сиденья удобные и широкие, шаг кресел вполне приличный. Только всё равно, если сравнить с таким же по классу «Суперджетом», наш самолёт мне нравится больше. Можете считать меня патриотом.

На борту нашего Е-195, рейс 6В 702 Орск-Москва.JPG



У «сушки» салон просторнее, про туалет и говорить нечего – в «Эмбраере» он просто очень тесный. Шум в полёте меньше, кроме того, я сидел над крылом и за два часа имел возможность неплохо его изучить. Крыло «Суперджета» такое гладкое и аккуратное, что комар носа не подточит. Зато, когда смотришь на крыло Е-195, создаётся впечатление, что его делали на коленке подручным инструментом вроде кувалды. Стыки неровные и нечёткие, смазанные, местами видны какие-то заплаты. Не знаю, как там с экономикой, но чисто внешне на фоне SSJ-100 он выглядит как «Запорожец» рядом с «Жигулями».
Про бортпитание сказать особо нечего – обычный набор из напитков и сэндвича. Зато обратил на себя внимание тот факт, что стоместный самолёт был забит битком, что говорит о высокой заинтересованности восточного Оренбуржья» этим маршрутом. Вполне возможно, что если бы было кому летать в Орск, помимо саратовских, были бы востребованы и другие направления, а значит и аэропорт быстренько привели бы в надлежащий вид.
Резюмирую. Несмотря на краткость, всего два дня, поездка в Оренбуржье получилась очень интересной и полезной. Три по два – два новых типа воздушного судна, два новых аэропорта, две новых авиакомпании. А бог троицу любит. И ещё незабываемые пейзажи казахских степей; восторг, испытанный от полёта на рядовом «кукурузнике»; город на стыке Европы и Азии; оренбургский пуховый платок на память об этом путешествии. Разве плохо?

Аэропорт Орск. Зал ожидания на посадку на 1-м этаже.JPG
 
Последнее редактирование:
Товарищи модераторы, прошу удалить самую последнюю фотку, случайно загрузил её два раза. У самого почему-то не выходит.
 
На краю площади, на низком, но массивном гранитном постаменте сидит, о чём-то задумавшись, бронзовый Кобзарь

837303_3a89b2a78a890c687ea4697930062931.JPG


На вашем снимке можно узреть у постамента заметный букет или венок. Учитывая, что снимок сделан вами 11 марта, несложно догадаться, что орские любители поэзии отметили накануне одну из памятных дат, связанных с жизнью самого известного поэта, из всех, что когда-либо бывали в Орске: 9 марта - день его рождения, а 10 марта - день его смерти.

Шевченко без малого год томился и кручинился в орской ссылке. Именно на орском плацу его муштровали отцы-командиры. Поэтому, вполне объяснимо, отчего скульптор избрал такой задумчивый образ.

Я, кстати, большой любитель сравнивать памятники Шевченко. Находил памятник Шевченко даже в парагвайском Энкарнасьоне. И орский, на мой искушённый взгляд, очень неплох. Непровинциален.

Обесчещенный торжищем ДК на заднем плане - типовой. Очень распространённый проект. Навскидку, ДК Герасимова в Нарве и ДК Горького в Асбесте - точно такие же.
 
что орские любители поэзии отметили накануне одну из памятных дат, связанных с жизнью самого известного поэта, из всех, что когда-либо бывали в Орске: 9 марта - день его рождения, а 10 марта - день его смерти.
Видимо, раз уж Тарас Григорьевич так удачно родился и умер, скорее даже, отметили обе.
Навскидку, ДК Герасимова в Нарве и ДК Горького в Асбесте - точно такие же
Местные мракобесы их тоже, небось, отчеркизонили?
 
Реклама
Местные мракобесы их тоже, небось, отчеркизонили?


В Нарве он руинирован. В Асбесте используется по прямому назначению. Через дорогу - обычный жилой дом на ул. Уральской, где с 1957 по 1961 год жил Л. М. Каганович (в ту же развесёлую пору, когда Г. М. Маленкова внезапно отправили в Казахстан поработать директором ТЭЦ). Я даже квартиру Кагановича находил.
 
Назад