Определения

Тема в разделе "Безопасность полётов", создана пользователем xoid, 6 сен 2009.

  1. xoid

    xoid Старожил

    Сообщения:
    8.262
    Адрес:
    MOW
    #1 6 сен 2009
    Уважаемые форумчане!

    Во избежание путаницы и неверных трактовок, выкладываю определения, которые напрямую касаются данного раздела.

    Оределения взяты из Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации от 2 декабря 1999 г.

    Авиационные события подразделяются на:
    а) авиационные происшествия;
    б) авиационные инциденты;
    в) чрезвычайные и наземные происшествия.

    Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

    Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.

    Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

    авиационное происшествие - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.
    Воздушное судно считается утраченным, когда:
    произошло полное разрушение воздушного судна;
    местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
    эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
    восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.
    Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
    Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
    Решение о целесообpазности восстановления воздушного судна, получившего повpеждение в процессе эксплуатации, пpинимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации;

    авария - авиационное происшествие без человеческих жертв;

    авиационный инцидент - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

    катастрофа - авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного человека в течении тридцати суток с момента происшествия.

    наземное происшествие - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;

    серьезный авиационный инцидент - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;

    серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна - авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.
    К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;

    чрезвычайное происшествие - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:
    утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
    гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
    гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в pезультате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
    утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.
     
  2. A.F.

    A.F. take-off.ru

    Сообщения:
    1.671
    Адрес:
    Москва
    #2 20 мар 2011
    Произошли какие-то изменения в ПРАПИ и прочих нормативных документах??
    Почему прошлогодние события с B735 VQ-BAC а/к ЮТэйр 16.01.2010 (выкатывание в ВНК с поломкой ПОШ), с Ан-24РВ RA-47360 а/к Якутия 04.02.2010 (преждевременная уборка шасси на взлете в Якутске) и Ан-12БК RA-11376 Хабаровских АЛ 21.07.2010 (выкатывание на взлете на Чукотке) в официальных документах (в т.ч. в окончательных отчетах МАК по расследованию) названы АПБЧЖ, а не инцидентами? По крайней мере VQ-BAC и RA-47360 успешно и довольно быстро восстановлены и летают (есть фотки на анете и т.п.)!
     
    Последнее редактирование: 20 мар 2011
  3. Pit

    Pit Старожил

    Сообщения:
    2.608
    Адрес:
    Свыше 3000 вёрст от МКАДа
    #3 20 мар 2011
    Нет, ПРАПИ вроде пока не корректировали, только письма были разъяснительные, про то что один экземпляр отчёта надо в КБ не забывать посылать и про порядок расследования инцидентов, связанных с организацией воздушного движения. Что же до приведённых Вами примеров, то их похоже записали в АПБЧЖ в связи с тяжёлыми повреждениями ВС. В любом случае решение, как классифицировать событие, выносит комиссия. А тут как председателю захочется, так и будет. Могут и "утяжелить".
     
    Последнее редактирование: 20 мар 2011
  4. Fyodor

    Fyodor Летающий фотограф

    Сообщения:
    6.331
    #4 20 мар 2011
    Интересно - у меня в учебнике по безопасности на ВТ, авария трактовалась как АП с повреждением ВС. Три основные градации давались: АП, авария, катастрофа.
     
  5. Spotter

    Spotter Старожил

    Сообщения:
    1.584
    #5 23 мар 2011
    Работая с делами в Отделе расследования авиапроисшествий (ОРАП) МАК, я встречал другие градации: катастрофа, авария (АПБЧЖ, ВС списано) и поломка (АПБЧЖ, ВС подлежит ремонту). Именно поэтому в делах о расследовании АП наряду с выражениями "потерпел катастрофу" и "потерпел аварию" можно было встретить и выражение "потерпел поломку". Дальше по нисходящей - инцидент, или ПАП (предпосылка к авиапроисшествию), а также ПВС (повреждение воздушного судна, стоящего без экипажа).

    Помнится, Иван Герасимович Фалеев (земля ему пухом) в ОРАП МАК вёл "простыни" учёта аварийности по типам (там были только авиапроисшествия, без учёта инцидентов). Так вот, там АП для удобства были помечены цветом: красным - катастрофы (кровь пролилась), зелёным - аварии (типа, самолёт списан и зарос травой), синим - поломки (самолёт восстановлени и вернулся в синее небо). Потом он бросил вести эти "простыни", потому что АП стало слишком дофига.
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2011
  6. A.F.

    A.F. take-off.ru

    Сообщения:
    1.671
    Адрес:
    Москва
    #6 23 мар 2011
    Оказывается, существуют некоторые отличия в классификации АП и инцидентов в госавиации, терминологию которой по ПРАПИ в государственной авиации 1999 года привел выше уважемый xoid, и в гражданской авиации.
    Вот основные термины и определения по интересующей теме из "Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации" (ПРАПИ-98), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 854)

    полный текст ПРАПИ ГА РФ-98 можно найти, например, тут: http://www.sibnavigator.ru/mod/php/downloads.php?ids=92

    Таким образом, если я правильно понимаю, в госавиации случай серьезного повреждения конструкции (без человеческих жертв), если ЛА удалось восстановить и вернуть к полетам, авиационным происшествием (аварией) не является, а считается инцидентом (по-старому - предпосылкой), в то время как в ГА - это уже при любом раскладе АПбЧЖ (авария), т.к. прежней градации АП без жертв на собственно аварии и поломки уже нет.
    Тогда мои вопросы про выкатывание ЮТэйровского Б737 и просадку на "брюхо" якутского Ан-24 снимаются.
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2011
  7. Бенг

    Бенг Новичок

    Сообщения:
    64
    Адрес:
    Моск.обл.
    #7 29 ноя 2011
    А может кто-то может выложить правильную форму (англоязычн.,хотелось бы)
    т.н. "no accident/incident report"?
    Как вообще такая форма пишется,хотя бы на русском? Произвольно?
    Может,какая ссылка есть? Спасибо.
     
  8. Sys

    Sys Гость

    #8 4 янв 2012
    Добавлю определений из Приложения 13 ИКАО Расследование авиационных происшествий и инцидентов

    В тех случаях, когда нижеуказанные термины употребляются в Стандартах и Рекомендуемой практике по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, они имеют следующие значения:
    Авиационное происшествие. Событие, связанное с использованием воздушного судна, которое, в случае
    пилотируемого воздушного судна, имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт
    воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули
    воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно
    готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения
    основной силовой установки и в ходе которого:
    а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате:
    – нахождения в данном воздушном судне; или
    – непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна; или
    – непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя,
    за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин,
    нанесены самому себе, либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены
    безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам
    экипажа; или
    b) воздушное судно получает повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
    – нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного
    судна и
    – обычно требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента,
    за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда повреждены только один двигатель
    (включая его капоты или вспомогательные агрегаты), воздушные винты, законцовки крыла, антенны,
    датчики, лопатки, пневматики, тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовые
    стекла, обшивка воздушного судна (например, небольшие вмятины или пробоины), или имеются
    незначительные повреждения лопастей несущего винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения,
    вызванные градом или столкновением с птицами (включая пробоины в обтекателе антенны радиолокатора);
    или
    с) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно
    невозможен.
    Примечание 1. Только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется ИКАО как телесное повреждение со смертельным исходом.
    Примечание 2. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены официальные поиски и не было установлено местонахождение обломков.
    Примечание 3. Информация о типе беспилотной авиационной системы, в отношении которой необходимо проводить расследование, содержится в п. 5.1.
    Примечание 4. Инструктивный материал по определению повреждений воздушного судна содержится в дополнении G.
    Инцидент. Любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна,
    которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации.
    Примечание. Типы инцидентов, представляющих основной интерес для Международной организации
    гражданской авиации с точки зрения изучения путей предотвращения авиационных происшествий, перечислены в дополнении С.
    Предварительный отчет. Сообщение, используемое для незамедлительного распространения сведений,
    полученных на начальных стадиях расследования.
    Причины. Действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному
    происшествию или инциденту. Определение причин не предполагает возложения вины или установления
    административной, гражданской или уголовной ответственности.
    Расследование. Процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и/или сопутствующих факторов, и, если необходимо, выработку рекомендаций по обеспечению безопасности.
    Рекомендация по обеспечению безопасности. Предложение полномочного органа по расследованию происшествий, сделанное на основе информации, полученной при расследовании, с целью предотвращения авиационных происшествий или инцидентов, которое ни при каких обстоятельствах не ставит своей целью определение вины или ответственности за авиационное происшествие или инцидент. Помимо рекомендаций по обеспечению безопасности, вытекающих из результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов, рекомендации по обеспечению безопасности могут вытекать из различных источников, включая исследования по обеспечению безопасности полетов.
    Серьезный инцидент. Инцидент, обстоятельства которого указывают на имевшую место высокую вероятность
    авиационного происшествия в связи с использованием воздушного судна, который, в случае пилотируемого
    воздушного судна, происходит с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с
    намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно,
    или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться
    с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой
    установки.
    Примечание 1. Разница между авиационным происшествием и серьезным инцидентом заключается только в последствиях.
    Примечание 2. Примеры серьезных инцидентов приводятся в дополнении С.

    ---------- Добавлено в 20:29 ----------

    Смотрите Приложение 13 и Doc 6920 РУКОВОДСТВО ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
    АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.
     
  9. Санжар

    Санжар Новичок

    Сообщения:
    2
    #9 5 июн 2014
    Подскажите, пожалуйста Определение безопасный высоты по QNH
     
  • Поделиться этой страницей