Ту-104 - воспоминания очевидца

Пассажир Ту-144

Местный
Да, господа, товарищи... Прошу прощения у ВСЕХ за свое молчание. Так получилось... Спасибо всем, кто откликнулся по судьбе 77109... Очень надеюсь, что напишу воспоминания о тех двух полетах на сверхзвуковом... Не знаю, почему, каждый год вспоминаю 28 ноября 1976 года. Наверное потому, что поступил на 1-й курс МИИГА, и та катастрофа рейса Москва-Ленинград Ту-104 СССР-42471 стала для меня неким символом причастности к общей беде, к тому горю, что коснулась многих... Наверное, потому, что в январе 1979 г. судьба заставила пролететь тем же маршрутом, Ленинград-Москва на Ту-104 СССР-42416... Помню, как я не хотел брать билет на Ту-104... А теперь на всю жизнь в глазах осталась картина: благополучно приземлившись в Шереметьево, мы сели в автобус, и он везет нас от самолета к залу прилета Ш-1, построенному к Олимпиаде-80, а сзади стоит подсвеченный прожекторами СССР-42416. Спасибо тебе, дружище! Ты возродил воспоминания детства своим мощным, ни с чем не сравнимым гулом турбин РД-3М-500... Это был мой последний полет на Ту-104. Через 1,5 месяца произошла та известная трагедия с бортом Ту-104 СССР-42444 во Внуково... Господи, помяни их всех во царствии Твоём!!!
 
Реклама
Так 104 или 144?
Ничего не понял
Нет-нет. Про Ту-144 - отдельная тема, см. мое сообщение аж от 2012 года (Судьба Ту-144 СССР-77109), за что и прошу у всех прощения...... А про Ту-104 - это совершенно иная тема - ПРОСТО ПАМЯТЬ....
 
iЛетун,
Батюшка Летун, про Ту-144 СССР-77106 в Монино знаю... Напишите, пожалуйста, счет (номер карты) в Сбербанке - переведу, сколько могу... Без обид...
 
Пассажир Ту-144, Вы можете подробно написать свои воспоминания и впечатления о полете на Ту-104? Интересуют все подробности
 
Да, конечно, постараюсь это сделать. Только «кусочками», как время позволит. Вот начало.
В детстве родители почти каждый год возили нас с братом в свой отпуск на Черное море. Любимым местом отдыха была Абхазия, район Нового Афона. И если в одну сторону мы как правило ехали поездом, то в другую – летели самолетом. Первое время обратно, потом чаще туда. Первый и последующие мои полеты в 1960-е были на Ил-18. Летали во Внуково или из Внуково. На юге самым близким к месту назначения был аэропорт Сухуми (Бабушера), и билеты брались в основном туда, благо он принимал тогда немало рейсов. А вот в аэропорт Сочи (Адлер) мне довелось попасть позже, уже в 70-е. А еще пассажирские рейсы выполнялись в Гудауту, на военный аэродром Бомбоара, правда, всего несколько лет – с 1965 по 1968 (1966,1967 – летал оттуда в Москву). Это было еще ближе к месту нашего отдыха. Про Гудауту тема отдельная, будет возможность, расскажу.
И вот в однажды в начале лета отец объявил, что взял билеты на Ту-104. Мы с братом очень обрадовались, так как никогда не летали на «полностью реактивном». Хотя видели Ту-104-е в полете сотни раз – у нас была дача на маршруте захода во Внуково, и когда работала правая полоса «20» (теперь она называется «19»), днем и ночью стоял гул от идущих на посадку Ил-18, Ту-104 и Ан-10… Иногда в носовом фонаре Ту на мгновение можно было разглядеть мелькнувшую серо-голубую рубашку штурмана. На 20-ю полосу тогда садились «правой» коробкой, по часовой стрелке (а не левой, как сейчас) – пересекая Москву-реку в районе Ильинского моста - запретных зон с той стороны, по крайней мере в их нынешнем виде, не было.
Наступил день полета – 20 июня 1970 года. Рейс выполнялся рано утром, около 7 часов. В аэропорт ехали на такси. Построенный в начале 60-х новый терминал Внуково, который назывался «зал № 2», имел на втором этаже большой открытый смотровой балкон, обращенный к летному полю, и все время перед посадкой в самолет мы старались провести там. Выход пассажиров на летное поле к автобусу происходил тоже со второго этажа, по двум крытым наклонным галереям. Позднее при переделке аэровокзального комплекса к Олимпиаде-80 эти галереи были снесены, и со стороны летного поля появился новый терминал с круглыми окнами, существовавший до недавней реконструкции. Все залы были объединены внутренними переходами. А бывший балкон сохранился, оказавшись в замкнутом «дворике» между залом № 2 и «Олимпийским» терминалом, и был навсегда закрыт.
Итак, мы спустились к автобусу. К самолету он вез нас довольно долго. Если стоянка базовых Ил-18, на которых мы летали в Сухуми раньше, была прямо против зала № 2 и чуть левее, то добираться до Ту-104-го, стоявшего где-то далеко справа, почти напротив бывшего АТБ, пришлось кружным путем. Сначала отъехали перпендикулярно терминалу вглубь летного поля, потом по часовой стрелке обогнули правые стоянки (кажется, там в 70-80 годы ставили транзитные борта), потом медленно маневрировали между самолетами. Наш Ту-104 стоял носом влево параллельно терминалам, и автобус подъехал к нему сзади. Мы вылезли и стали вертеть головами во все стороны. Удивительная картина – сейчас даже не верится: рядом с нашим Ту-104 стояли два Ил-14. По сравнению с Ту они вызывали меньше любопытства - уже тогда, в детстве, казалось, что это устаревшая техника… Эх, сейчас бы побывать на том летном поле…
Посадка в самолет осуществлялась через заднюю дверь. Трап показался ужасно высоким, а оперение самолета – огромным. Хорошо помню черные цифры бортового номера, конечно в памяти осталась «четверка» или «сорок два», но что потом – увы. С верха трапа успеваю рассмотреть выходное отверстие левого двигателя с прячущимися в полумраке лопатками. Салон. Судя по всему, это был Ту-104Б – у нас места в переднем салоне, и там рядов 5-6: слева 2, справа 3 кресла. У нас ряд 3 или 4 справа – окно расположено очень удобно, не всем рядам так повезло. Кресла, в отличие от Ил-18, с более толстыми спинками и подушками, одеты в светло-серые чехлы. Маленькая неприятность: в кармане спинки предыдущего ряда не убран использованный гигиенический пакет… Стюардесса убирает и извиняется… На подносах разносят традиционные в те годы конфеты «Взлетные» - обычно пассажиры берут по 2-3 штуки перед взлетом, а потом ждут, когда еще столько же можно будет взять перед посадкой.
Конечно, первый полет на Ту-104 запомнился только отдельными деталями. Звук двигателей мощный, со свистящими нотами, совершенно другой, чем у басовито-гудящего турбовинтового Ил-18. Разбег показался довольно долгим. Может потому, что мы сидели в первом салоне, отрыв произошел почти незаметно – край полосы с травой вдруг стал отдаляться. Подъем был некрутым, очень плавным, но устойчивым. Ну, а дальше… Конечно, все внимание тому, что в иллюминаторе.

(продолжение … по мере возможности).
 
Расскажите про предполётный досмотр в то время. Насколько он был строгим?
О каком досмотре может идти речь, если на фото перронов в аэропортах 50-60 годов заборчик по пояс (часто обычный штакетник) с открытой на распашку калиткой. Максимум взвешивали ручную кладь и багаж. "Строгости" начались после гибели Надежды Курченко 15 октября 1970 года.
 
Почитал воспоминания Пассажир Ту-144 о его полёте на Ту-104 и решил поделиться и своими, раз люди интересуются этим делом. Может и мои кого-то заинтересуют. То, о чём уже рассказали, повторять не буду, внесу только свои детали. Я на этом типе летал много и часто (по тем временам), фактически каждый год в июле-августе, начиная с 1971-го, когда меня, двухлетнего тогда спиногрыза, родители впервые взяли в отпуск. Точнее, к тому времени я, по их мнению, уже подрос настолько, что уже не был совсем уж непроходимым тормозом, чтобы съездить в гости к родственникам на далёкую "историческую родину". Беда только в том, что лет мне тогда было ну уж очень мало, поэтому более-менее связные образы я сохранил уже от последних моих полётов на этой машине-в 1976-1977 гг.
Точно знаю и помню, что летали мы на Ту-104 всегда из Хабаровска в Алма-Ату и обратно с промежуточными в Чите и Новосибирске, а также пару раз в 1973 и 1976-м годах из Новосибирска в Алма-Ату, возможно тоже хабаровскими рейсами. Но тут не уверен, это могли быть и иркутяне. С большой долей вероятности думаю, что летал и из Владивостока, где мы, собственно и жили, в Хабаровск и назад, такие рейсы были. Не запоминал по малолетству, не говоря уже про бортовые номера, хотя авиацией уже тогда интересовался.
Но пора уже и к конкретике переходить. Довольно хорошо помню, как летели из Новосиба в Алма-Ату в 1976 г. Не знаю, почему-то именно тот полёт запомнил, хотя в том же году ещё возвращались из Алма-Аты в Хабаровск и в следующем ещё полный цикл туда-обратно из Владика. С этого и других рейсов запомнились отдельные детали, которые можно свести к какой-то единой картине. Помню слова бортпроводницы: "Рейс выполняет экипаж Дальневосточного управления гражданской авиации... Наш полёт проходит на высоте 9000 м со скоростью 800 километров в час." Вот точно запомнил, что именно эти скорость и высоту всегда объявляли. Помню забавные чёрные резиновые трубочки на концах крыла (тогда я ещё не знал, что это стекатели статического электричества). Ещё помню, что в салоне кресла, как минимум однажды, были по схеме 3+3, да и вообще, мы чаще всего сидели в тройном блоке, т.к. обычно летали втроём. Кресла, в принципе, похожи на те, что стояли потом на ранних Ту-154Б в 70-80-е годы, с обивкой серо-зелёного цвета, откидными столиками и пепельницами в подлокотниках. Кармашек с задней стороны впередистоящего кресла был сетчатый, из верёвочек с крупными ячейками, там постоянно лежали всем известные зелёные аэрофлотовские пакеты для сами знаете чего. Кстати, на Ту-104 они были весьма нелишней для меня вещью, т.к. регулярно тошнило на взлёте и посадке. Как только мы пересели на Ту-154, всё сразу прекратилось, уж не знаю почему. Может быть, дело в системе кондиционирования, может взлёт-посадка на этих самолётах производились по-разному, а может просто организм окреп с возрастом.
Иллюминаторы на Ту-104 были интересные-круглые, с серо-зелёными или серыми же матерчатыми шторками, и грома-аадные, не чета нынешним окошечкам. Вот только размещены они были через довольно большие промежутки, поэтому иногда, даже сидя у окошка, приходилось тянуть коротенькую шею либо к переднему ряду, либо изворачиваться назад.
Ещё, как мне кажется, помню Ту-104 с надписью у кабины пилотов Ту-104В. Я не знаю, были ли действительно машины с такой маркировкой типа на борту, но ведь существовала же на самом деле такая модификация, если не ошибаюсь, это были уплотнённые до 100 мест Ту-104А. Может, это был какой-то Ту-124, виденный мной на лётном поле, но были ли 124-ки с такой маркировкой и мог ли я их видеть в Хабаровске, Чите, Новосибирске, Алма-Ате и Владивостоке? Ведь там Ту-124 вроде не летали.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Очень извиняюсь, если не туда лезу, но есть такой коротенький фильм про легендарный ТУ-104


И еще вопрос: а почему самолеты ТУ , ТУ-104 в частности, перестали делать?? Хорошие же самолеты были!
p.s. И обидно как-то, когда говорят, что Конкорд-единственный в мире реактивный гражданский самолет:((
[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
Построенный в начале 60-х новый терминал Внуково, который назывался «зал № 2», имел на втором этаже большой открытый смотровой балкон, обращенный к летному полю, и все время перед посадкой в самолет мы старались провести там.

Помню этот балкон! Когда мне было года 3 - 4, мне дедушка придумал развлечение: поехали во Внуково смотреть на самолёты! Смотрели как раз с этого балкона.

Потом услышали объявление: Желающих отправиться вертолётом в Быково приглашаем за билетами в кассу № ХХ! Побежали в кассу и с шиком прокатились на вертолёте в Быково. Впечатления на всю жизнь.
 
to maru
Вы когда-нибудь слышали как взлетает ТУ-104? Стекла на старте трясло как на вулкане, а от шума ничего не было слышно. Говорят, что куры дохли в районе аэродрома и жители написали жалобу Генеральному секретарю КПСС и он своим решением запретил полеты ТУ-104. Хотите верьте хотите не верьте.
 
И еще вопрос: а почему самолеты ТУ , ТУ-104 в частности, перестали делать?? Хорошие же самолеты были!
p.s. И обидно как-то, когда говорят, что Конкорд-единственный в мире реактивный гражданский самолет:((

Делают. Для госструктур (сейчас в основном версии спецназначения 214 для военных/президентстского авиаотряда, хотя на авиакоре даже выскребают остатки задела по 154 по 1-2 штуке раз в пару лет).
Про коммерческих заказчиков на 204 - все очень плохо, хотя до 2008-2010 еще наскребали понемногу. Несколько лет назад полетела модернизированная версия 204СМ, но с учетом состояния производства и опоздания к столу - реальными коммерческими заказами не пахнет. Можно про перспективы немного просветлится тут http://aviaforum.ru/threads/tu-204sm.27676/

Про 104 - вы бы еще спросили, почему перестали делать летающие лодки - лайнеры, или там Super Constelation. Их делали всего лет пять. Даже по тогдашним временам для пассажирских перевозок не сильно экономичные, да и с безопасностью тот еще швах (хотя по тем годам относительно приемлемая), так что еще хорошо, что свое вылетали по большей части, дожили до стыка 70-х и 80-х.

Хотя там с современниками все интересно - остатки DC-8 находятся где-то в районе летного состояния, английские Кометы мутировали в противолодочные Нимроды (сняты с вооружения в 2011), у американцев летает прорва KC-135 (близкий родственник Боинга 707). А у китайцев основной стратегический бомбардировщик - Xian H-6, он же лицензионный Ту-16 (из которого как раз Ту-104 и сделали).

PS Кто говорит?! Про "сверхзвуковой гражданский" еще понятно - но 144 таки с пассажирами полетать успел, правда, совсем немного.
 
И обидно как-то, когда говорят, что Конкорд-единственный в мире реактивный гражданский самолет:((
Кто ж эту чушь говорит?
Может Вы имели в в виду свехзвуковой пассажирский самолёт? Конкорд действительно долгое время был на реальных коммерческих авиалиниях. Ту-144, к сожалению, нет. В этом случае разница. И поэтому Конкорд наиболее известен, тк его видели и знали. Конкорд летал по всему миру, помимо регулярной эксплуатации, и на чартерах и в для рекламы.
 
Даже по тогдашним временам для пассажирских перевозок не сильно экономичные
Ну, при желании могли впихнуть ТРДД. Но понятно, что ради менее чем 200 бортов париться никто не стал бы.
Пассажирская "Комета" (не в UK) летала же ещё в 1980-ых.
безопасностью тот еще швах (хотя по тем годам относительно приемлемая)
Да и по современным тоже. Катастрофу потерпели 11% парка. У 737, например, столько же или больше.
 
Ну, при желании могли впихнуть ТРДД. Но понятно, что ради менее чем 200 бортов париться никто не стал бы.
Пассажирская "Комета" (не в UK) летала же ещё в 1980-ых.

Да и по современным тоже. Катастрофу потерпели 11% парка. У 737, например, столько же или больше.
737 Original ;) Важное дополнение. Там что-то около 16% Правда с поправкой на то, что они еще во всяких енях продолжали летать. Если после 2000-го года и то 15 штук побилось минимум (причем в Африке и Азии, поправка на местную специфику актуальна)
 
Последнее редактирование:
737 Original ;) Важное дополнение. Там что-то около 16%
И "классик" тоже. А в целом по семейству/бренду так и получится ~10%. 200-ки, доработанные до Adv, летают до сих пор, т.ч., сравнение корректное.
Не только там. -200-Adv летали на Аляске и в Канаде, как минимум, до середины нулевых. А, может, и сейчас летают.

Возвращаясь к 104-му — уровень аварийности у него был в пределах общемировых значений. А с грамотными доработками он бы снизился. самолёт как самолёт, не хуже "Кометы".
 
Возвращаясь к 104-му — уровень аварийности у него был в пределах общемировых значений. А с грамотными доработками он бы снизился. самолёт как самолёт, не хуже "Кометы".
Нафдлудили до "104 и его конкуренты" :)

Не хуже "Кометы" - с учетом ее ввода в эксплуатацию попахивает оскорблением :) Вроде к моменту списания некоторые 104 уже тысяч по тридцать набили, вполне себе достойный возраст. Не сказать, что не захотели возиться, как с ан-10 или ту-114 было. С учетом подборки типов, которые МГА вывело в 1976-1979, четко кажется, что просто решили - хватит пытаться довести до ума типы сделанные на базе военных, если 134/154 уже в крупной серии (ну и по большому счету кроме ан-10 скорее всего так и было).

737 по семейству - ща посмотрим (брал hull loss и выпуск из википедии):

Потеряно Поставлено %
Orig 184 1144 16,08%
Clas 50 1988 2,52%
NG 14 5530 0,25%
248 8662 2,86%
Не наберутся 10% потерянного списка.

Хотя по списку катастроф 104 таки видно характерное распределение - половина в первые пять лет эксплуатации, потом "обычные" пара катастроф за пять-шесть лет, потом в 71-73 несколько неудачных попыток похищения/подрывов, а потом привет советскому союзу из 70-х - валом пошел человеческий фактор/начали биться из-за общей перегруженности всего и вся.
 
Реклама
Нафдлудили до "104 и его конкуренты" :)
Хорошо. Ставим на а/у. (Хотя, один фиг, он не работает, но наша совесть чиста :) ).
Не хуже "Кометы" - с учетом ее ввода в эксплуатацию попахивает оскорблением :)
Этого не понял.

Не сказать, что не захотели возиться, как с ан-10 или ту-114 было. С учетом подборки типов, которые МГА вывело в 1976-1979, четко кажется, что просто решили - хватит пытаться довести до ума типы сделанные на базе военных, если 134/154 уже в крупной серии
Ну, в ГА, да, Ту-104 делать было уже нечего, я про военных, ведомственных (включая всякие ЛЛ).

Orig 184 1144 16,08%
Clas 50 1988 2,52%

Не наберутся 10% потерянного списка.
OK, пусть будет только Org+Cl. :)

[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
Назад