Эх, далеко не все ладно с испытаниями на Северах. Местный журналист пишет, мол, много стояли и не летали. Температура опускалась в этот период ниже 46гр. но когда это было, не ясно, не ясно что в этот момент происходило.
Итак, сама статья:
(ссылку пока еще можно найти в кэше Яндекса).
Статья из выпуска газеты "Индустрия Севера" за 03.02.06 (весь номер)
Актуально
С места события
В конце января в Нерюнгри приземлились два новых самолета АН-148. Крылатый российско-украинский проект испытывали здесь в условиях северных холодов.
Самолеты АН-148, пожалуй, самый масштабный проект отечественного авиастроения последних десяти лет. Только год назад первые турбореактивные АНы поднялись в украинское небо. С тех пор самолеты испытывали в разных климатических зонах: в Архангальске в условиях естественного обледенения, в горах Армении и на узбекской жаре. Теперь пришла очередь Якутии! В конце декабря прошлого года два самолета АН-148 впервые совершили посадку в аэропорту столицы республики. Здесь в течение месяца им предстояла проверка работы двигателей и бортовых систем в условиях Крайнего Севера. Но, как оказалось, российско-украинские крылатые машины на якутской земле встретили не только морозы до -46 градусов, но и более чем странное поведение ответственных московских чиновников.
АН-148 - самолет нового поколения. По словам руководителя испытательной экспедиции конструкторского бюро Антонова Николая Онопченко , в этих машинах были воплощены самые передовые идеи мирового самолетостроения. В зависимости от комплектации салона новые АНы могут взять на борт до 75 пассажиров. Максимальная дальность полетов этих крылатых машин составляет 4,7 тыс. км. При полной загрузке АН-148 в состоянии выполнить перелет на расстояние до трех тысяч километров. Высокая посадка двигателей позволяет использовать машины на грунтовых аэродромах, что особенно ценно в условиях Якутии. Заместитель председателя правительства республики Артур Алексеев, по долгу службы внимательно следивший за испытаниями, дал высокую оценку новым АНам. По словам ответственного чиновника, если в этом году новые самолеты получат сертификаты качества, Якутия готова рассмотреть вопрос об их приобретении.
Необходимо отметить, что крылатые машины, поднятые в небо киевскими самолетостроителями, уже получили высокую оценку специалистов. Вся потребность в АН-148 оценивается в 800 машин, половина из которых будет работать в странах СНГ. Первыми о намерении приобрести новые машины заявили 'Красноярские авиалинии'. Вслед за ними интерес к этим самолетам проявили питерские и казахские авиаторы. По мнению Николая Онопченко , Ан-148 просто не заменим и в якутском небе. Самолет в состоянии покрыть наши расстояния, при этом он отличается высокой вместимостью и экономичными двигателями.
Двигатели - это, наверное, единственное, что перешло в новые самолеты из машин старых типов. При этом проведена модернизация агрегатов. В остальном АН-148 - принципиально новый пассажирский лайнер. Как рассказал нам руководитель испытательной экспедиции Николай Онопченко , его бортовые системы созданы с учетом ведущего мирового опыта. Кабина АНа - это пульт управления со множеством жидкокристаллических мониторов. Командир корабля и его помощник чувствуют себя в креслах пилотов весьма комфортно (проверено на себе). Позаботились авиастроители и о пассажирах. На каждые два ряда кресел в салоне установлены телевизоры, способные транслировать по выбору три программы.
Николай Онопченко - испытатель с многолетним стажем. Еще в начале 70-х годов он прилетал в Якутию с тогда новыми АН-24. С тех пор Онопченко испытывал в условиях Крайнего Севера все машины КБ Антонова. По его словам, АН-148 - уже пятый тип машин этого конструкторского бюро, которые проходили испытания в Якутии при его непосредственном участии. Все прежние самолеты поначалу были весьма чувствительны к холодам. Так, гидравлика машин не выдерживала морозы и приходилось постоянно докачивать масло в систему. Кроме того, по утрам на крыльях машин появлялись розовые следы - показатель разгерметизации гидравлических систем. АН-148 в аналогичных условиях показал себя прекрасно, так что с подобными проблемами нынче испытатели в Якутии не сталкивались.
Строго говоря, испытательная программа новых АНов в условиях Крайнего Севера не была завершена. Два экспериментальных самолета (пока единственные) и сопровождающий их АН-74 зачастую были вынуждены простаивать на земле. Так, девять дней машинам запрещали взлет в Якутске. Когда по метеоусловиям этот аэропорт стал непригодным для полетов, машины перевели в Нерюнгри. Но и здесь московские чиновники не давали АНам полностью проявить все свои качества. Фактически программа испытаний здесь ограничилась одним днем, когда две экспериментальные машины кружили в небе в течение трех с половиной часов. На следующий день экипажу одного самолета приказали вернуться на аэродром сразу после взлета, а вторую машину завернули еще на полосе:
Прибыв в аэропорт Нерюнгри, мы долго ждали Николая Онопченко , который вел многочасовые переговоры с московскими чиновниками. Именно из столицы страны должен был поступить приказ на взлет. Но Москва молчала. Новые АНы сиротливо стояли на аэродроме, держа двигатели на прогреве. Вместе с ними на земле оставались и 45 украинских граждан - члены испытательной экспедиции. Вышедший к нам Николай Онопченко не скрывал своего раздражения. Опытный конструктор готов был сорвать план летных испытаний и вернуться в Киев. По его словам, нынешние министерские проволочки привели к установке своеобразного рекорда: никогда раньше сразу два самолета не испытывались в одних условиях более месяца! Нынешняя программа была рассчитана на 25 дней. Но из-за запрета на полеты она была продлена.
Странная ситуация вокруг испытаний российско-украинского самолета в якутском небе, вероятнее всего, сложилась из-за газового скандала и споров вокруг гидрографических объектов в Крыму. Похоже, запрещая взлет, московские чиновники каким-то образом пытались оказать давление на своих украинских коллег. Но такой способ выяснения отношений, мягко скажем, нелогичен: ведь новый АН больше российский, чем украинский. 57 процентов деталей самолета были произведены в нашей стране. И на долю России приходится 69 процентов стоимости самолета. Планируется, что АН-148 будут выпускать в Киеве и Воронеже, что приведет к появлению в России сорока тысяч новых рабочих мест! Согласитесь, с такой перспективой самолету нужно давать 'зеленую улицу', а не блокировать его на земле.
'Таких сложных испытаний в моей практике никогда не было, - рассказывает Николай Онопченко . - Мы не имеем никакого отношения к захватам ялтинских маяков, но фактически вынуждены отвечать за действие украинских властей. Наверное, России все-таки нужно решать сложные вопросы в межгосударственных отношениях как-то по-другому:'
Досада начальника экспедиции вполне понятна. На следующее утро после нашей встречи Москва все же дала разрешение на взлет новых самолетов. Но испытания на Севере на этом были уже завершены: АНы взяли курс на Якутск, откуда перелетели в Красноярск. Здесь один из самолетов остался для работы в 'Красноярских авиалиниях'. Второй, вместе с машиной сопровождения, вернулся в Киев. Самолету предстоит сертификация, после которой он будет поставлен на поток и сможет работать на пассажирских маршрутах. Прежде, конечно, их салоны должны быть переоборудованы: из них необходимо убрать всю научную аппаратуру. Пока же два единственных АН-148 больше похожи не на пассажирские лайнеры, а на крылатые лаборатории.
Начальник Онопченко отзывается об этих машинах весьма восторженно. Высокую оценку им дали и украинские летчики. Впрочем, вряд ли стоило ожидать чего-то иного: Но с теплотой об АН-148 говорят и российские авиаторы. Так, начальник Нерюнгринского аэропорта Александр Агранович в приватной беседе назвал новые самолеты прекрасными машинами. Николай Онопченко уверен, что уже в этом году АН-148 получит соответствующий сертификат и путевку в большую летную жизнь. А это значит, что в скором времени эти крылатые машины смогут вновь появиться в якутском небе, но теперь уже не в качестве испытательных лабораторий, а в роли пассажирских лайнеров, отличающихся комфортом, экономичностью и надежностью!
Сергей СУМЧЕНКО.
Если честно, я поражен тем, как легко и просто проходил, вернее простоял Ан-148 все испытания. при этом ССЖ температуру минус 53гр не зачли. Зато в случае с Ан-148 зачли много, сразу и авансом.