Вопросы коммерческой деятельности пассажирских перевозчиков

С точки зрения дикого капитализма образца второй половины 19 века - однозначно прав. А так

In the United States, price fixing can be prosecuted as a criminal federal offense under section 1 of the Sherman Antitrust Act.

Ну и у нас есть такая штука как ФАС - вроде не спроста, не так ли?

Топливо, сборы, доллар, инфляция... Кто авиакомпанию кормить будет? Ну не отменили бы они дешевые тарифы, а подняли бы цены - и что бы изменилось?
К тому же есть мнение, что дешевые тарифы никуда не делись. Просто с уходом конкурентов разлетаться они стали в разы быстрее.
 
Реклама
Если бы им предъявили ценовой сговор, и разговора бы не было. Им же предъявили, что они не захотели продавать задешево, хотя спрос на дешевые билеты был. Странно, действительно? Есть спрос на дорогие билеты и на дешевые. Почему, гады, не продаете подешевле?
Я зп в авиакомпании не получаю, но мне такой подход кажется противоестественным.
 
Дорогой доступный билет

Для того, чтобы разобраться в хитростях ценообразования, связи стоимости билетов и себестоимости перевозок, нужно принять предположение, что гражданская авиация – это бизнес, деятельность, направленная на извлечение прибыли. Подчиняясь законам рынка, цена услуги становится функцией спроса и предложения: каждая авиакомпания старается продать билет подороже, тогда как пассажиры в большинстве своем стремятся купить их подешевле. Именно эти простые и противоположные интересы формируют картину рынка авиаперевозок и в России, и в подавляющем большинстве стран мира.

Миф о росте цен

Популярный миф связан с постоянным ростом цен на авиаперелеты. Подтверждений этой гипотезы, основанных на сколь-либо обширных и долгосрочных наблюдениях, авторы не встречали. В то же время наши экспертные оценки говорят о совершенно обратной тенденции. Чтобы подтвердить свою позицию (рисунок 1), рассмотрим изменение в 2000—2011 годах двух показателей: средней стоимости авиаперевозки и ее доступности для населения.

Для получения средней стоимости авиаперевозки мы разделили выручку российских авиакомпаний от пассажирских операций на число пассажиров, перевезенных в течение года (вся статистика здесь и далее предоставлена Росстатом и Транспортной клиринговой компанией, являющейся официальным агентом по сбору статистических сведений). В результате, мы получили среднюю стоимость одного полетного сегмента – перевозки между каждыми двумя аэропортами на маршруте. Ее не следует путать с средней стоимостью авиабилета (который может включать в себя до 16 полетных сегментов, включая пересадки и полет в обратном направлении), но в статистических целях этот показатель более корректен. Итак, с одной стороны, с 2000 по 2011 годы доход от перевезенного пассажира в текущих ценах вырос с 2880 до 7060 рублей. С другой стороны, если мы примем во внимание инфляцию и приведем доходы к базовым ценам 2000 года, окажется, что за 11 лет средняя стоимость авиаперевозки снизилась на 25%. Картина в 2012 году будет немного отличаться (скорее всего, будет небольшой рост стоимости авиаперелета), но полные данные за прошлый год всё еще недоступны, а использовать частичные было бы некорректно.

Локального российского чуда не произошло. Вот уже несколько десятков лет мировая гражданская авиация последовательно снижает стоимость услуги, «мигрируя» от элитарного спроса к массовому. С 1960 года средний тариф между Нью-Йорком и Лондоном снизился более чем в 10 раз в постоянных ценах. Отечественные минус 25% за десять с лишним лет на этом фоне не кажутся из ряда вон выходящими.

Второй показатель связан с изменением платежеспособного спроса населения на перевозки воздушным транспортом. В данном случае нам важнее динамика, чем абсолютные значения, поэтому мы взяли простой в расчете коэффициент: число авиаперевозок, которое «помещается» в среднемесячную заработную плату. С 2000 по 2011 годы он вырос в 4,3 раза, достигнув значения 3,3 единиц.

Разумеется, это не означает, что среднестатистический работающий россиянин (то есть «целевая аудитория» воздушного транспорта) может позволить себе теперь 3,3 односторонних авиаперелета каждый месяц. Но это означает, что авиаперевозки за прошедшее десятилетие стали более чем в четыре раза доступнее – и это самое важное. Дополним, что рост количества перевезенных российскими авиакомпаниями пассажиров вполне подтверждает гипотезу о повышении доступности полетов: если в 2000 году отечественные авиаперевозчики обслужили 21,8 млн пассажиров, то в 2012 уже свыше 74 млн. Продолжился динамичный рост и I квартале 2013 года.

Миф о дешевых билетах

Возникновению мифа о дороговизне билетов российских авиакомпаний мы обязаны не только поветрию о том, раньше сахар был слаще, а вода мокрее. Прежде всего, это следствие отказа от фиксированных тарифов, к которым обыватель привык со времен СССР по опыту пользования общественным транспортом. Так называемое динамическое ценообразование, которое с разной степенью глубины и успешности применяют почти все авиакомпании, является одним из важнейших условий выживания на современном рынке. Но его побочным эффектом является недоверие со стороны потребителей, которые считают себя обманутыми: ценообразование не является прозрачным.

Задача авиакомпании – максимизировать выручку с каждого рейса. Решать ее приходится в многофакторной среде, балансируя между эластичностью потребительского спроса и ценовой политикой конкурентов. Есть и вторичные факторы, связанные с числом стыковок (прямой рейс должен стоить дороже трансферного, поскольку обладает большей ценностью в глазах пассажира), аэропортом (в Лондоне одни и те же направления из Хитроу традиционно дороже, чем из Гэтвика), классами обслуживания (наличием туристического, стандартного экономического, премиального экономического, бизнес и первого классов и соотношением между ними в числе кресел). О таких тонких материях сейчас мы говорить не станем, но вернемся к основному вопросу – какую стоимость перевозки потребитель (потенциальный пассажир) видит в момент обращения на сайт авиакомпании или к агенту.

В капиталистической экономике производственные мощности редко задействованы на 100%. Это относится и к гражданской авиации, где коэффициент занятости пассажирских кресел хотя и вырос довольно заметно за предыдущие 10—15 лет, но и сейчас составляет около 80% в среднем по миру. Считается невозможным достижение системной загрузки свыше 85—90%, поскольку спрос имеет выраженные колебания, связанные с сезоном года, днем недели и временем суток. Авиакомпаниям нецелесообразно ни удовлетворять полностью пиковые потребности, ни снижать провозные емкости до уровня минимального спроса. Таким образом, виртуально присутствует некоторый блок кресел, который можно продать ниже себестоимости, но выше переменных издержек, уровень которых обычно незначителен (в их числе собственно оформление билета, ряд аэропортовых сборов, бортовое питание). «Целевая аудитория» для них – высокочувствительные к цене потребители, положительное решение которых о поездке напрямую связано с затратами на нее. Решение принимается в связи с удачно появившейся возможностью купить недорогие билеты, а преобладающие цели – посещение родственников и друзей, а также короткий отдых продолжительностью от 2—3 дней до одной недели.

Важно не смешивать предложения для таких групп потребителей, связанные с заполнением виртуально пустых кресел, с продажей билетов, приносящих авиакомпании прибыль. Как правило, на такие тарифы выделяется небольшая квота (до 10—15% от количества кресел на рейсе, а в высокий сезон этой квоты может не быть вовсе), вводятся искусственные ограничения (обязательное пребывание в пункте назначения в воскресенье, запрет на задержку в промежуточном пункте, запреты на обмен и возврат билетов без штрафных санкций и так далее). Продажа билетов по этим тарифам либо связана со специальными акциями – сезонными распродажами и маркетинговыми предложениями, либо ведется в порядке «живой очереди», когда в продажу предлагается некоторое число мест по низким тарифам, и когда их раскупают, доступными остаются только более дорогие тарифы. За несколько дней до вылета RMS авиакомпании должна «закрывать» продажу по таким тарифам (даже если квота не выбрана), поскольку наступает время спроса со стороны тех потребителей, которым лететь надо в любом случае – а значит, они готовы отдать за билет заметно выше его себестоимости.

После банкротства бюджетных авиакомпаний «Скай Экспресс» и «Авианова» на ВВЛ исчезли тарифы «по 500 рублей». В отсутствие конкуренции «снизу» разброс тарифной сетки крупнейших авиаперевозчиков стал меньше, что создало у потребителей иллюзию заметного повышения цен, тогда как фактически средний тариф в лучшем случае вырос лишь на несколько процентов. К примеру, в декабре прошлого года Ростовское УФАС оштрафовало «Аэрофлот», S7 и «ЮТэйр» за то, что авиакомпании в течение года вдвое уменьшили долю билетов по самым низким тарифам.

В несправедливости тарифов винить RMS

Стоит отметить, что авиакомпании, как правило, оперируют достаточно широкой тарифной сеткой. Продемонстрируем это на примере тарифов ОАО «Аэрофлот» на линии Москва – Санкт-Петербург, загруженных в глобальной дистрибутивной системе (таблица 1). Только в экономическом классе существует девять различных тарифов, а самый высокий и самый низкий различаются почти в пять раз. Сборы на этом маршруте составляют всего 160 рублей и ощутимого влияния на финальную стоимость авиабилетов не оказывают. Тарифы бизнес-класса также варьируются от 21 до 60 тысяч рублей в одну сторону.

Таким образом, в большинстве случаев тариф, который пассажир увидит на сайте авиакомпании или агента, может быть как значительно выше, так и значительно ниже среднего. Очевидно, что он будет мало связан с себестоимостью перевозки, а больше будет зависеть от момента обращения. Если момент будет «удачным» (например, задолго до перелета или в период распродажи) – наблюдатель будет приятно удивлен, но вряд ли напишет об этом в блог или в газету. Если же момент выбран неудачно (например, завтрашний вылет в Сочи в пятницу вечером в июле), то неприятно удивленный потребитель привычно помянет жадность авиакомпаний, а также напишет гневные письма в ФАС и Администрацию Президента. Чтобы не ходить далеко за примерами, стоимость «пиковых» рейсов «Аэрофлота» в дни Петербургского международного экономического форума (SU26 19 июня и SU27 23 июня) за три дня до вылета первого рейса составляла 28 320 руб. за «туда и обратно». Немало для перелета на 600 км. Но «аномальный» спрос сделал свое дело: дешевые тарифы либо уже выбраны, либо закрыты системой управления доходами RMS в целях повышения доходности.

Мы дважды упомянули программно-аналитический комплекс RMS (Revenue Management System), так как это важнейшее средство управления доходами авиакомпании. RMS анализирует ход текущих продаж посредством сравнения динамики бронирований на конкретный рейс с историческими данными. Такая оценка позволяет сделать вывод о большем или меньшем спросе по сравнению с традиционным. В зависимости от обнаруженной ситуации, могут открываться или закрываться для продажи наиболее дешевые тарифы или изменяться квоты мест по ним. Система дает возможность заполнять максимум мест, и в то же время не позволяет совершать ошибку: продавать билеты дешево, когда спрос позволяет реализовать их заметно дороже. Ограничения на реализацию по низким тарифам могут вводиться и вручную (к примеру, на пиковые дни недели, праздники, большие спортивные события) – мы это наблюдаем на примере сочинской Олимпиады.

Появление RMS первого поколения, оценивавших ситуацию на линии между двумя городами, сломало логику потребителей, согласно которой цена является исключительно функцией себестоимости, а себестоимость зависит прежде всего от протяженности маршрута. В последующем появились более сложные математические модели, позволяющие оптимизировать доходы в целом по маршрутной сети авиакомпании. Результат их работы неспециалисту понять вовсе невозможно: порой составной маршрут с пересадкой может оказаться ощутимо дешевле, чем прямой, а тариф при таких перевозках вовсе не равен сумме тарифов двух или более включенных в него сегментов. Однако эти парадоксы объясняются спецификой трансферного ценообразования, «перекрестного субсидирования» ближнемагистральных направлений дальнемагистральными и другими особенностями продаж в гражданской авиации. RMS появились более 20 лет назад, а сейчас их использование является необходимостью не только для крупных авиакомпаний со сложной маршрутной сетью, но и для небольших перевозчиков.

Сложилась на первый взгляд парадоксальная практика, когда цена авиабилета и очевидно связана с себестоимостью, и одновременно не зависит от нее. При установлении «коридора тарифов» на каждое регулярное направление учитывается, что совокупная выручка должна обеспечивать заданную рентабельность (или хотя бы безубыточность) выполнения рейсов. Другое дело, что это определяется на большом временном интервале (обычно – год, для сезонных рейсов – период их выполнения), в результате чего убыточными могут быть не только отдельные рейсы или дни недели, но даже сезоны (например, зима – планово-убыточная, а лето – планово-прибыльное). К сожалению для авиакомпаний, жесткая конкуренция не позволяет все билеты продать дорого. В результате, пусть пассажир в какой-то конкретный момент обнаруживает лишь дорогие тарифы, авиакомпания по итогам года в строке рентабельность финансовой отчетности увидит число, в лучшем случае, 2-3%.

В оригинале - с графиками и таблицами
 
На мою любимую тему.

Невозвратные тарифы – более значимая инициатива, тем более, что они присутствуют в практике подавляющего большинства авиакомпаний в мире, как традиционных, так и низкобюджетных. Впрочем, и здесь есть много «но». Во-первых, фактический ущерб для перевозчика возникает лишь в том случае, если загрузка рейса составляет под 100%, что случается совсем нечасто. Кроме того, авиакомпании давно научились бороться с «блокированием» мест в результате сдачи билетов перед вылетом (таковых меньше 8% по оценкам одной из ведущих авиакомпаний) или no-show (неявки на рейс) путем овербукинга – продажи большего числа билетов, чем кресел. В результате, введение «невозвратных» тарифов скорее преследует цель заработать на изменившихся планах пассажиров, нежели компенсировать недополученную выручку.

Во-вторых, законодательство о защите прав потребителей прямо устанавливает право потребителя отказаться от оказания ему услуги с возмещением поставщику фактически понесенных затрат. Сейчас российские авиакомпании взимают при возврате штрафы, составляющие до 35 евро за билет у «Аэрофлота» и «Трансаэро», что в разы выше себестоимости операций по оформлению и отмене билета в глобальных дистрибутивных системах и банковских транзакций. К тому же прецедент с авиабилетами может повлечь цепную реакцию в других отраслях, уже охватившую РЖД (по той логике, что они тоже «не рыжие»). Находится ли это в интересах российских потребителей?

В-третьих, действительный эффект «невозвратных» тарифов не в них самих, а в повышении добавленной стоимости «возвратных» тарифов. Иначе говоря, «невозвратные» тарифы – не самоцель для авиакомпаний, а лишь средство увеличения продаж «возвратных» тарифов, величина которых прямо зависит от ценности продукта для потребителей. Особым преимуществом такой услуги (получается, что «возвратность» – это дополнительная услуга, которую пассажир может приобрести добровольно) является то, что вся добавленная стоимость остается внутри авиакомпании. Существенно сэкономить на «невозврате» у авиакомпаний получится вряд ли, поэтому снижение цен на такие билеты если и произойдет, то за счет увеличения доходов от «возвратных» тарифов, которые приобретают большую привлекательность из-за заметных различий от самых дешевых, ставших вдруг невозвратными. Возможно, что от разрешения «невозвратных» тарифов сам «Аэрофлот» выиграет значительно больше, чем его возможная низкобюджетная «дочка».

http://www.vedomosti.ru/feature/avia/newsline/6081
 
Klass, статья говорит не о кризисе. а о снижении темпов роста. Крайние несколько лет перевозки в России растут на 1/4-1/3 каждый год, понятно, что это не может продолжаться так бесконечно. Для кого-то это перерастет и в кризис, потому что все АК в ожидании роста поназаказли себе самолетов, и когда рост закончится - "Боливар не вынесет двоих", чьим-то приходящим бортам места не достанется. Но это будет не кризис перевозок, как таковых, а отдельные проблемы оказавшихся слабыми в пищевой цепочке
 
ФАС уличила в ценовом сговоре «Аэрофлот», «Ютэйр», «Сибирь» и «Уральские авиалинии»

Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (УФАС) завершило расследование ценового сговора «Аэрофлота», «Ютэйр», «Сибири» и «Уральских авиалиний» на маршруте Иркутск — Москва — Иркутск и признало их виновными, сообщается на сайте ведомства.

Жалобы на дорогие билеты авиакомпаний на этом маршруте поступили в региональное УФАС от пассажиров. Улететь в Москву из Иркутска оказалось значительно дороже, чем из Читы, Улан-Удэ или Красноярска. Соглашение между компаниями о максимальных тарифах на билеты действовало, как установило ведомство, с января по декабрь 2012 г. и в январе 2013 г. «Эксперты пришли к выводу, что, несмотря на то, что эти авиакомпании имеют разные затраты, разную маршрутную сеть, на направлении из Иркутска в Москву и обратно все они предлагали практически одинаковые — максимальные — тарифы на билеты. Другие маршруты этих же перевозчиков существенно отличаются по ценам», — говорится в сообщении.

В результате ценового сговора спрос на билеты московского направления переместился в Улан-Удэ и другие регионы. «Например, у авиакомпании “Сибирь” пассажиропоток до Москвы из Иркутска увеличился в минувшем году только на 10%, в то время как перелеты из бурятской столицы выросли до 15%. “Уральские авиалинии” из Иркутска стали возить пассажиров в столицу всего на 2% больше, а из Читы — на 21%», выяснила ФАС.

Сейчас ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» направлено предписание остановить действие ценового соглашения и предоставить подтверждение, что нарушение было устранено. Руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина добавила, что планируется применить к четырем компаниям штрафные санкции.

Злой ФАС мешает авиакомпаниям выживать и зарабатывать (сарказм)
 
Я конечно понимаю что Олег Пантелеев хороший журналист но с математикой и логикой явно не в ладах в данной статье! и самое главное это задает начало отсчета в статье!

Популярный миф связан с постоянным ростом цен на авиаперелеты. Подтверждений этой гипотезы, основанных на сколь-либо обширных и долгосрочных наблюдениях, авторы не встречали. В то же время наши экспертные оценки говорят о совершенно обратной тенденции. Чтобы подтвердить свою позицию (рисунок 1), рассмотрим изменение в 2000—2011 годах двух показателей: средней стоимости авиаперевозки и ее доступности для населения.

Для получения средней стоимости авиаперевозки мы разделили выручку российских авиакомпаний от пассажирских операций на число пассажиров, перевезенных в течение года (вся статистика здесь и далее предоставлена Росстатом и Транспортной клиринговой компанией, являющейся официальным агентом по сбору статистических сведений). В результате, мы получили среднюю стоимость одного полетного сегмента – перевозки между каждыми двумя аэропортами на маршруте. Ее не следует путать с средней стоимостью авиабилета (который может включать в себя до 16 полетных сегментов, включая пересадки и полет в обратном направлении), но в статистических целях этот показатель более корректен. Итак, с одной стороны, с 2000 по 2011 годы доход от перевезенного пассажира в текущих ценах вырос с 2880 до 7060 рублей. С другой стороны, если мы примем во внимание инфляцию и приведем доходы к базовым ценам 2000 года, окажется, что за 11 лет средняя стоимость авиаперевозки снизилась на 25%. Картина в 2012 году будет немного отличаться (скорее всего, будет небольшой рост стоимости авиаперелета), но полные данные за прошлый год всё еще недоступны, а использовать частичные было бы некорректно.

Для получения средней стоимости авиаперевозки мы разделили выручку российских авиакомпаний от пассажирских операций на число пассажиров, перевезенных в течение года. В результате, мы получили среднюю стоимость одного полетного сегмента – перевозки между каждыми двумя аэропортами на маршруте.

-Во первых ни о какой стоимости средней здесь не корректно ибо речь идет о выручке то есть о доходе (не прибыли)!
-Во-вторых если выполнить выше перечисленные действия то получим средний доход с 1PAX ! Но это не о чем не говорит (разве что сравнить аналогичный показатель, если он конечно существует например с ЕС США или Китаем).
-В третьих если этот показатель привести к полетному времени в минутах т.е. ДОХОД/1PAX поделить На все время полетное то получим приведенный коэффициент и каждый кто пользовался услугами перевозки может оценить сколько он заплатил за конкретный перелет путем умножения на соответствующее время полета! И где он выше или ниже среднего дохода? или он с какой стороны перекрестного субсидирования!
И в четвертых сделайте анализ по годам и с мифами будет покончено!
НУ и еще одна цитата "Задача авиакомпании – максимизировать выручку с каждого рейса. Решать ее приходится в многофакторной среде, балансируя между эластичностью потребительского спроса и ценовой политикой конкурентов."
Только все как то все наизнанку все что выше изложено - это верхний пресс а нижний это "точка безубыточности рейса" так что приходиться балансировать между ними.
 
Реклама
Можно ещё раз поднять тему рядом вопросов:

1) Как отразится фактическое закрытие египетских курортов на летающих туда, в первую очередь NordWind, Оренбургские, Уральские?

2) Потребует ли Олимпиада в Сочи из-за привлечения дополнительных ВС на перевозку принимающих участие органичений на каких-то направлениях у того же Аэрофлота?

3) Башкортостан уже почти умер. Кто следующий в очереди на выбывание, не считая фактически реорганизовавшихся Владивосток-Авиа и Ак Барс?

4) Как ударит продолжающаяся относительная либерализация в межправительственных соглашениях на европейских направлениях по российским перевозчикам?

5) Превысит ли Трансаэро свой показатель прошлого года в Москве с учётом метаний между ДМД и ВНК?
 
Последнее редактирование:
Можно ещё раз поднять тему рядом вопросов:

1) Как отразится фактическое закрытие египетских курортов на летающих туда, в первую очередь NordWind, Оренбургские, Уральские?

2) Потребует ли Олимпиада в Сочи из-за привлечения дополнительных ВС на перевозку принимающих участие органичений на каких-то направлениях у того же Аэрофлота?

3) Башкортостан уже почти умер. Кто следующий в очереди на выбывание, не считая фактически реорганизовавшихся Владивосток-Авиа и Ак Барс?

4) Как ударит продолжающаяся относительная либерализация в межправительственных соглашениях на европейских направлениях по российским перевозчикам?

5) Превысит ли Трансаэро свой показатель прошлого года в Москве с учётом метаний между ДМД и ВНК?
1) Никак, перебросят объемы на другие рейсы... Туристу по большому счету пофиг где отдыхать, Анталья до начала ноября терпимо...
2) Рискну предположить что нет, февраль - низкий сезон, наверняка снимается куча сезонных рейсов и снижается налет ВС, найти самолетов для 5-7 дополнительных рейсов труда не составит
3) Башкортостан никогда не был независимой компанией, поэтому и не рождался и не умирал... ВИМ создал его для определенных целей, которые сейчас абсолютно неактуальные (например, доить бюджет Башкортостана), поэтому можно от него и отказаться, чтобы убрать никому не нужные накладные расходы...
4) Никак... Никакой либерализации по сути нет.... Пара направлений - это сущие копейки... Ну чуть меньше будут трансфером на Люфтганзе и Эйр Берлин летать разве что...
5) Конечно превысит, только непонятно причем тут метания??? И почему ни слова про метания из Шереметьево в Домодедово??? Которые по объему сопоставимы с метаниями из Домодедово во Внуково???
 
http://www.aex.ru/docs/2/2013/10/17/1905/ (Искусственная реальность)

Невозвратные тарифы не сколько способ снизить издержки, сколько увеличить доходность: за счет изменившихся планов пассажиров и повышения стоимости «возвратных» тарифов (их ценность в глазах покупателей увеличивается!). Причитания перевозчиков про убытки от нынешних полностью возвратных тарифов рассчитаны больше на уровень бабушек у парадной. Во-первых, убытки становятся реальностью только если забронировано 100% мест, и вы уже не можете продать билеты на те кресла, которые внезапно освободятся – из-за возврата – незадолго до вылета. Но описанная ситуация встречается очень нечасто, а кроме того, лечится грамотным овербукингом. Во-вторых, перевозчик вправе устанавливать при возврате сбор, покрывающий транзакционные издержки, а при возврате менее чем за 24 часа до вылета – еще и удержать 25% от тарифа. Причем размер штрафа может не иметь ничего общего с реальными издержками (например, 35 евро у «Аэрофлота»), и низкобюджетная авиакомпания за этот счет может не просто минимизировать убытки, но даже неплохо заработать. К слову, у «Скай Экспресс» 25% выручки от дополнительных услуг поступали именно от штрафов за изменение или отмену бронирования, и эта статья доходов находилась на первом месте

Но мы же с вами знаем, что это не так. Что только из-за отсутствия невозвратных тарифов авиакомпании РФ вынуждены держать такие цены, только чтобы обеспечивать себе небольшую прибыль, "на грани выживания".
 
Во-первых, убытки становятся реальностью только если забронировано 100% мест, и вы уже не можете продать билеты на те кресла, которые внезапно освободятся – из-за возврата – незадолго до вылета. Но описанная ситуация встречается очень нечасто, а кроме того, лечится грамотным овербукингом.
Ну это спорно, мягко говоря...

Мне в статье более разумными кажутся другие рассуждения.

"Там, где воздушный транспорт безальтернативен, субсидирование – социальная обязательство государства. Но почему другие налогоплательщики должны оплачивать отнюдь не бедным людям удовольствие летать из Казани в Самару?"

"К слову, во время кризиса в 2009 году 50% европейских аэропортов снизили (sic!) ставки сборов, а в 2010 году это сделали 17% аэропортов. Вы хоть один такой российский аэропорт помните?"
 
"Там, где воздушный транспорт безальтернативен, субсидирование – социальная обязательство государства. Но почему другие налогоплательщики должны оплачивать отнюдь не бедным людям удовольствие летать из Казани в Самару?"
Я не уверен, что авиация имеет какое-то отношение к "собесу". Т.е. я могу понять "социальное" дотирование рейсов в отдельных районах крайнего севера (там, где присутствие людей, которым необходимо летать на большую землю - так же имеет общественное значение). Но субсидирование дальнемагистралки - это уже нонсенс. В части же субсидий регионалки - то оплачиваются по ней не удовольствие перелёта, а пустые места. Т.е. обеспечение безубыточности на период раскатки рейса. Это инфраструктурный проект, причём намного более эффективный и бюджетный, чем зарывание денег во всякие ВСМ.
 
В части же субсидий регионалки - то оплачиваются по ней не удовольствие перелёта, а пустые места. Т.е. обеспечение безубыточности на период раскатки рейса. Это инфраструктурный проект, причём намного более эффективный и бюджетный, чем зарывание денег во всякие ВСМ.
Только сейчас увидел ответ, пишу.

Fyodor, а давайте представим себе одну простую вещь - рейс не раскатался. И что? Кто ответит за ошибку? За зря потраченные деньги?

Думаю, ответ очевиден. Никто ни за что не ответит. И вся эта ситуация превращается в простой попил денег. Наших налогоплательщецких денег. И будет этот попил продолжаться, пока деньги не кончатся. Причём в течение всего этого времени перевозчик не имеет никаких стимулов реально вкладываться в раскрутку маршрута (сам бы он не стал столько денег вбухивать в раскрутку, а пока ему платят за пустые места - какой смысл и стараться? Осваивай деньги, пока дают, и всех делов).

Так что, когда деньги кончатся, все просто дружно скажут "Ну не шмогла я..." и разойдутся.
 
И что? Кто ответит за ошибку? За зря потраченные деньги?
Допустим Вы финансируете разработку новой очень научной программы. А её результаты оказываются не расчётными. Кто ответит за ошибку? Правильно, давайте не будем финансировать науку вообще.

Я уже слышал этот аргумент от г-д Соколова и Окулова. Правда был он высказан в поддержку "собесной" модели - т.е. благости катать самолётом бедных. Мне кажется именно это и есть зря потраченные деньги. А в коммерческих проектах (каковым и должна являться авиация) риски неизбежны. И то, что власть, которая, в частности, несёт прямую ответственность за уродливую централизацию в экономике (пусть это и грехи прошлых управителей), берёт часть рисков на авиационном рынке на себя - мне кажется довольно логичным.

Я не сторонник субсидирования чего либо вообще. Однако в экономике, увы, часто приходится принимать решения, сторонником которых ты стратегически не являешься. Но они бывают оправданы тактически.
 
Все это было бы хорошо, если б в нашей стране существовало хоть подобие долгосрочной перспективы в субсидировании. Чтоб перевозчик мог более-менее уверенно брать самолеты, готовить персонал, и т. п. В условиях же, когда государство вертит своими обещаниями, как хочет, строить перевозки на субсидиях глупо.
Негативный пример из жизни. Предлагал двум авиакомпаниям работать на регулярке. Два рейса в день, ВС занято полдня. Направления перспективные, все исследования, расчеты сделаны, способы раскрутки готовы. Но... "Очень интересное предложение, но мы пока ждем программы субсидирования на 2014 год, давайте вернемся к этому вопросу, как будет с ней ясность".
 
Реклама
Fyodor, сравнивать науку и коммерческие перевозки - это слишком большая натяжка. В науке неизвестно что выстрелит. В 20 веке больше всех выстрелил Эйнштейн, научную деятельность которого на этапе открытия теории относительности вообще никто не финансировал.
А какой смысл в "инфраструктурном финансировании" рейса Самара - Казань? Между ними железных дорог нету? Автобусов? Чащи непролазные?
 
Назад