05.02.2009 г. ATR-42-320 VP-BPK ОАО а/к "ЮТэйр" а/п Омск (Центральный).
Командир воздушного судна при выполнении процедур перед выполнением карты и в процессе выполнения контрольных проверок (Normal Checklist), раздел "Before taxi" (перед рулением) пункт "Propeller Brake" (тормоз винта) не снял воздушный винт с тормоза, но подтвердил снятие винта с тормоза, (фактически винт продолжал оставаться на тормозе), чем нарушил технологию работы экипажа ATR 42/72 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". Экипаж приступил к рулению с использованием РУДов обоих двигателей, однако винт двигателя №2 находился в положении "Prop Brake", не вращался и соответственно не создавал тяги. При выполнении выруливания второй пилот в соответствии с технологией работы экипажа ВС АТР 42/72 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" убедился в том, что зона выруливания справа свободна, но не обратил внимания, что винт двигателя № 2 не вращается, В процессе руления второй пилот в нарушение технологии не обратил внимания на работающий светосигнализатор "Prop Brake", свидетельствующий о том, что винт двигателя находится на тормозе. При выполнении процедур перед выполнением карты контрольных проверок (Normal Checklist), раздел "Before take off1 (перед взлетом), второй пилот не обратил внимания на отсутствие сигнализации "LOW PITCH" (минимальный угол) двигателя № 2 (на центральной приборной панели). Данная сигнализация говорит о том, что винт двигателя вращается и находится на минимальном угле установки.Экипаж, получив разрешение на взлет, установил РУДы (Power Levers) на взлетный режим, установку которого не проконтролировал (сигнализация по выводу двигателя с заторможенным винтом на взлетный режим на ATR-42 не предусмотрена) и не обратил внимания на то, что параметры двигателя № 2 не соответствуют нормальным. В процессе разбега, с нарастанием скорости, заторможенный винт двигателя № 2 начал вращаться и на скорости 97 км/час (52 узла) и оборотах винта 69% (согласно данным расшифровки) произошло разрушение тормоза винта. Данное разрушение тормоза не привело к срабатыванию какой-либо сигнализации. На скорости 170 км/ч (92 узла) обороты винта двигателя № 2 достигли нормальных значений (Np-100%) и сохранялись согласно данным расшифровки вплоть до момента выключения двигателя. Через 2-3 сек. после скорости принятия решения, которая была 96 узлов, сработала сигнализация "Master Warning" и сигнализация "PROP.BRAKE" на САР (панель сигнализации отказов). Так как скорость принятия решения была пройдена, экипаж продолжил взлет и согласно технологии работы никаких действий до высоты 400 футов (120 метров) не предпринимал. После высоты 400 футов, в процессе набора высоты 2000 футов (600 метров) экипаж оценил ситуацию и, обнаружив, что винт двигателя № 2 находится в
положении "Prop Brake" (не снят с тормоза) принял решение на выключение двигателя. После выполнения соответствующих процедур при выключении двигателя экипаж выполнил полет по кругу на одном двигателе. Заход на посадку и посадка в аэропорту Омск без отклонений.
Выключение двигателя № 2 произошло по причине срабатывания сигнализации "Master Warning" и сигнализации "PROP.BRAKE" на САР (панель сигнализации отказов) на этапе взлета из-за не снятия экипажем воздушного винта с тормоза СУ № 2. Событие произошло в результате сочетания следующих факторов:
- несоблюдение командиром воздушного судна технологии работы экипажа ВС ATR42/72 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", и слабый контроль за действиями второго пилота при выполнении проверочного полета;
- формальное отношение экипажа к выполнению карт контрольных проверок (Normal
Checklist);
- отсутствие у второго пилота необходимого опыта выполнения полетов на ВС ATR 42, а также перерыв в работе более четырех месяцев привели к нарушениям в выполнении технологии работы экипажа и формальному выполнению карт контрольных проверок.