"Дешевый" отчет (LJU-STN)

Barrsuk

Старожил
Приветствую почтеннейшую публику!
По горячим следам спешу поделиться впечатлениями о короткой вылазке в Лондон с easyJet.

Это был мой первый полет лоу-костом, а также первый визит в Англию. В общем и целом - на фоне совершенно поразительного (в самом хорошем смысле) Лондона сама "дорога" несколько отошла на второй план. Но все таки заслуживает подробного описания, в отличие от "приевшихся стандартов" Lufthansa и Austrian.

EasyJet начал летать из Лондона в Любляну с прошлого года, практически "заполонив" наш небольшой городок британскими туристами. И вот, наконец-то, пришла и моя очередь узнать - что такое лоу-кост и как им пользоваться :)

Надо сказать борьба двух "китов", Изиджета и Райанэйра, за словенский рынок идет полным ходом - на "джамбо-плакатах" по всему городу, радио, тв и пр. Райанэйр в общем и целом выглядит несколько дешевле, но летает только из Клагенфурта или Триеста (по часу езды из Любляны), тогда как Изи оккупировал Люблянский аэропорт (20 минут от центра). По сумме параметров (один из которых - более веселая раскраска :) ) я выбрал Изиджет. Для начала, так сказать :) (Кстати эта конкуренция имеет самые позитивные результаты для потребителей. Национальный перевозчик, Адрия, теперь постоянно устраивает распродажи до Лондона и Парижа по вполне сопоставимым ценам (от 50 евро return)).

Покупка билетов на сайте Изи никаких вопросов не вызывает. Удобен просмотр всей недели с необходимой датой с ценами. Все сразу указывается со всем сборами, просто и понятно. Неожиданно для меня было то, что после покупки билета, "залогинившись" на сайт в любое время можно поменять как _дату_ вылета, так и _имя_ на билете. Заплатив вполне приемлемые 20 евро за каждое изменение. Очень даже удобно, на мой взгляд. Кроме того, интересно то, что количество ручной клади не ограничено по весу - лишь бы вы были "в состоянии без посторонней помощи поместить ручную кладь на полку", ну и размер, разумеется должен быть соответствующим.

В пятницу вечером (расписание очень удобно для "уикенд-экскурсий"), прямо с работы, спешим в аэропорт с распечаткой резервации. Распечатка никого не интересует - как в Любляне, так и в Стэнстеде достаточно паспорта (наверное код резервации нужен при полном совпадении имени и фамилии :) Правда тут же тетушка на регистрации, почему-то с нескрываемым скарказмом объявляет о "большой задержке" (почему-то хитро улыбаясь, я даже думал, что это она так шутит). "Большая задержка" была конкретизирована в 1,5 часа. Т.к. мы приехали буквально за 5 минут до конца регистрации, то в принципе ожидание в баре с видом на летное поле прошло совершенно незаметно.

Тем более, что оно "ознаменовалось" прибытием НАТОвского С-17 и последовавшими странными маневрами по полю, буквально в 50 метрах от террасы с баром. Гигантский (для малюсенького аэропорта) самолет с опознавательными знаками USAF зарулил на на площадь прямо перед терминалом. Из самолета высадились какие то люди в штатском, преимущественно афроамериканцы, а также большая рыжая собака, надо полагать породы "американский авиатерьер". Подошли несколько других людей, примерно такого же этнического состава, абсолютно все в штатском, одетые на редкость пестро - никаких униформ или костюмов, скорее как для пикника :). После хаотичного перемещения этих людей (вместе с собакой) по всей "парковке" около открытой двери ВС осталось человек пять, чего-то ожидающих - остальные скрылись кто внутри самолета, кто внутри терминала (куда девалась собака, я, к сожалению, не заметил). Пилоты все это время находились на своих рабочих местах (терраса бара расположена точно вровень с кабиной аппарата). Подождав чего-то минут 20, самолет вдруг начал запускать двигатели, люди скрылись внутри, и последний стал закрывать дверь-трап. К сожалению, с первого раза ему это сделать не удалось, т.к. нижние ступеньки откидной двери не сложились до конца и он ощутимо долбанул ими по обшивке над дверью. После устранения "недочета" уже по сути "на ходу" самолет пополз в сторону ВПП. Никто из обслуживающего персонала аэропорта за все время к самолету не приближался. Для повествования было бы интереснее, если бы он тут же и улетел, но правда требует сообщить, что самолет просто перерулил своим ходом на дальний конец перрона и остался там. Все это время никакого воздушного движения в аэропорту не было, на перроне было лишь 2 самолета. Как только великан освободил пространство, то, словно только этого и ждали (?), "повалили" прибывающие рейсы, в т.ч. и наш оранжево-белый А319.

Посадка в самолет организована на редкость неорганизованно :) На регистрации полчаешь стандартный посадочный талон с надписью FREE там, где обычно номер места, а также с буквой "группы" - A, B, C, D ... Кто раньше пришел - тот получает первые буквы и т.д. Посадка, по идее, производится в этой очередности. На деле же все напоминает "штурм Зимнего". Пригласили группы А и Б. Толпа стала напирать со всех сторон. Практически все 150 человек выстроились в огромную кучу перед двумя выходами. Дело в том, что в отличие от "обычных" рейсов, на этом 100% пассажиров настоящие туристы, многие из них исключительно редко летающие и боящиеся "опоздать" и т.п. Постоянно возникали "затыки" из-за какой-нибудь бабули с билетом в группе D, которая сунулась пораньше, и тетушкам, отрывающим купончики (именно так, руками, несмотря на наличие считывающей "машинки", которая обычно используется при посадке) приходилось долго объяснять ей, что надо подождать и куда идти потом. В итоге на распорядок групп быстро плюнули и народ стал ломиться как попало. В итоге это привело к тому, что многим парам не удалось получить места рядом - вошедшие раньше рассаживались, естественно, хаотично, при этом зачастую пытаясь "забить" весь блок на двоих. Приходилось договариваться "не могли бы вы пересесть/поменяться" и т.д., что еще больше затягивало процесс. По субъективным ощущениям посадка в самолет таким образом заняла минимум в 2 раза больше времени, чем обычно.

Чтобы не повторяться при описании обратного рейса, сразу скажу, что в Станстеде все было еще более "хаотизировано". После 3 изменений гейта, с последующим перемещением всей толпы из конца в конец терминала, процесс посадки пару раз "затыкался" уже в "рукавах" и на лестницах (несмотря на наличие телетрапов, они не использовались). Начали запускать первые группы только в заднюю дверь. После того как на перроне собрались все 150 человек, кто-то решил, что запускать через переднюю тоже можно, в итоге последние группы "ворвались" в салон гораздо раньше, вызвав вздохи разочарования и стенания о несправедливости среди первых. Уже при входе в самолет в обоих случаях нужно было показать посадочный талон бортпроводнику (!). Т.к. я (и не я один) тут же после прохода на посадку засунул его куда то (ведь даже номер места на нем не написан), то потом был вынужден лихорадочно шарить по карманам, создавая пробку.

Без багажа, после пива и никуда не опаздывая, на весь этот процесс в можно смотреть даже с весельем :) И в общем-то это, есс-но, не отобъет у меня желание снова полететь этой авиакомпанией или в этот аэропорт, но то, что организовано все на удивление глупо - факт неоспоримый.

Спешка в итоге оказалась излишней. Еще минут 20 мы стояли с открытыми дверьми, ожидая исправления каких-то там "небольших технических проблем", о которых нам авторитетно сообщил командир (к сожалению, я так и не научился хорошо понимать этот чертов британский акцент! :( :) )

Самолет А319 был с иголочки и отличался наличием двух аварийных выходов над крылом с каждой стороны. Компоновка салона "от двери до двери" без всяких шторок, перегородок и кухонь, как ни странно произвела очень приятное впечатление. Дает ощущение простора. Шаг кресел (при моем росте 175 см) не вызвал нареканий (всего, если не ошибаюсь, 26 рядов). Бригада бортпроводников (на обоих рейсах) состояла из 1 "взрослого мужчины", 1 женщины и 2 молодых людей на вид 16-18 лет от роду. Очень подробные инструкции по безопасности, с демонстрацией "живьем" даже одевания спасательного жилета. Командир в обоих случаях очень активно общался с пассажирами. На пути назад даже попросив "кабинный экипаж подготовить кабину к приземлению" заранее, т.к. на снижении будет сильная болтанка.

Во время полета на эшелоне кабинный экипаж превращается в работников торговли и занимается продажей напитков (цены по _лондонским_ меркам вполне приемлемые), чипсов, духов и билетов на поезд. Инфлайт журнал раздают после взлета и потом _собирают_ перед посадкой (при этом его, разумеется, можно оставить себе). Зачем это делается - загадка (предположение - чтобы стюардам было чем заняться, т.к. при отсутствии питания и довольно низком спросе на платные услуги, делать им вчетвером по сути нечего (а количество, надо полагать, необходимо по требованиям безопасности).

Заход в Станстед отличался длительностью (около получаса маневрирования над зелеными полями) и включал в себя go-around с довольно большой (метров 300 на глаз) высоты, как объяснил командир, из-за самолета на полосе. Приземление в обоих случаях - на отлично. Кстати, обращает на себя внимание возраст летного экипажа - в обоих случаях как f/o, так и captain были очень молодыми людьми - не старше 30 лет на вид.

Аэропорт произвел, опять таки "хаотичное" впечатление. По сравнению с немецкими Франкфуртом и Мюнхеном - настоящий бедлам. При этом траффик, по субъективным ощущениям, не больше чем, например, в Шереметьево.

К сожалению, мы опоздали на зарезервированнй и оплаченный заранее через Инет автобус компании Terravision до города "подешевке" (как утверждалось на веб-сайте), а следующий был только в 23 часа. В итоге нам пообещали, что резервация будет действительна на обратную дорогу. И мы уехали на National Express, купив билеты по 10 фунтов на месте. При этом return у них стОит 15 фунтов, что всего на фунт дороже, чем у Terravision, только вот частота гораздо выше. Так что не ведитесь на баннер на easyJet.com. Поездка до центра длится по идее 1 час, но даже поздним вечером были пробки, так что отправляясь в аэропорт лучше выехать на "предыдущем" автобусе, чтобы не рисковать. Ну или на поезде - Stansted Express идет от Liverpool street ровно 45 минут. Правда, несколько дороже автобуса.

Ну и еще пару общих заметок.
При вылете из Лондона почему-то полностью отсутствовал паспортный контроль. При прилете он присутствовал, причем очень хорошо и быстро организованный.
Как ни странно, в самолете "автоматически" начинает хотеться есть и пить :) Это наверное уже такой безусловный рефлекс выработался. Так что рекомендую взять напитки и сендвичи/"что нибудь погрызть" :) (В поезде/автобусе при сравнимых по времени поездках я такого за собой не замечал не замечал).

Ну а в общем и целом - все очень даже хорошо. При всех недочетах сочетание цена/качество - на уровне. Конечно же, этими рейсами не летают "по работе". Конечно, в сумме все выйдет вовсе не бесплатно. Но то, что лоу-косты пробили психологический барьер под названием "цена авиабилета" - это факт. Сколько бы это не стоило, я теперь точно знаю, что я еще не раз слетаю в Лондон и Берлин на выходные и при составлении "бизнес-плана" этих "вылазок" я не буду заморачиваться ценой билета - я знаю, что он мне доступен. Также большинству небезработных людей. Времена, когда цена перелета составляла существенную часть стоимости путешествия прошли. Спасибо Изиджету и иже с ними :)
 
Реклама
Ну-ка попробую картинки вставить...
Ага! Получилось! Урря!! :)

Итак, мой первый фото-опыт. Помещается сюда сугубо в качестве иллюстраций, с полным пониманием термина "кривые руки" и лозунга "учиться, учиться и учиться..."

Вот такой довольно редкий пепелац в люблянском аэропорту, опознавательный знак испанских ВВС, если не ошибаюсь.


А вот и толстяк-красавец:




продолжение следует ...
(жалко что нельзя сразу кучу аплоадить) :confused2:
 
продолжаем...

собаке срочно понадобилось выйти? ;)



погуляли и хватит



а это уже Stansted, данная машина летит куда-то на юг Франции


конкуренты не дремлют


исключительно удобный зал ожидания в Стэнстеде :) для измученных туристов. Ковровое покрытие и вправду просто супер!


пара видов Англии, в т.ч. побережья из окошка



почти прилетели - город Klagenfurt (он же Celovec по-словенски) и Woerthersee в Каринтии (Kaernten) в дымке, всего 60 км по прямой от Любляны. Если присмотреться - видна ВПП аэропорта.


к сожалению в такой же дымке Ljubljana Brnik International Airport


Вот такие дела :)
 
Barrsuk сказал(а):
Ну а в общем и целом - все очень даже хорошо. При всех недочетах сочетание цена/качество - на уровне. Конечно же, этими рейсами не летают "по работе".
Еще как летают. На рейсе Прага-Лондон (Гэтвик) была целая толпа людей в-костюмах-при-галстуке-без-багажа-зато-с-ноутбуком. И обзор где-то я видел на эту тему: Easyjet привлекателен для бизнесменов тем, что летает часто и везде, а не только между крупными аэропортами.
 
Реклама
Обормот, быть полезным для таких "зубров" - для меня большая честь :)

:pivo:
В порыве гордости, а также для исправления некоторых неточностей, выскажу свои мысли по поводу лоу-костов уже на "холодную голову".

В отчете допутил ошибку - при покупке билета на сайте цена указывается без аэротортовых сборов. Но сборы фиксированные (около 23 евро за return), и их легко "иметь ввиду".

Лучшим же доказательством того, что все описанное в итоге было _здорово_ является то, что я уже купил билеты на сентябрь и октябрь! Проведу еще два "удлинненных уикенда" в Лондоне! Ну посудите сами, как не провести, если билет "туда и обратно" стОит меньше аэропортовых сборов - 22 евро!

Если быть более точным, то билетов "туда и обратно" у Изи нет. Все они - в один конец. Просто покупаешь сразу два билета, один туда, другой обратно (или больше, на большее кол-во человек). На большее кол-во сегментов в одной "сессии", кажется, нельзя. Кроме того, при оплате кредиткой берется какой то там сбор, что-то около 5 евро. Но этот сбор не взимается при оплате картой типа Visa Electron! Это досадно, т.к. в Словении почему-то нельзя получить такую карточку :confused: (Зато для России - самое оно!) Правда этот самый сбор до сих пор так со счета и не сняли ни за прошлый, ни за будущие билеты - может "забудут"?

Еще несколько замечаний (может быть будет полезно?):

- совсем "бесплатных" (от 0 до 5 евро) билетов я не видел, хоть они и рекламируются. Если они и бывают, то наверное их единицы и сразу же заканчиваются. Билет за 5 евро у Райана найти - не проблема. У Изи не проблема найти билет от 10 евро.

- обычно существует такой вот финт - билеты "туда" (куда бы то ни было) доступны по 5 евро, но на эту же и следующую неделю "обратно" все как назло - по 30-40... "как будто специально!" ;) в итоге при покупке действительно "туда и обратно" в течение недели легче найти комбинацию 10 + 15 евро. 5 + 5, похоже, нереально.

- очень сильно действует реклама на Изи-сайте, предлагающая тут же забронировать и автобус. И это действительно удобно! Хотя в этот раз я уже не буду резервировать его заранее, рука так и тянется кликнуть.

- билеты на "высокий сезон", а также "на завтра" стоят по 100-200 евро в один конец! Но раз они так стоят, и в самолете не было замечено свободных мест, то, наверное, есть такой спрос... это к тому, что средняя цена вовсе не бесплатно.

И еще несколько ламерских мыслей, раз уж начал писать, больше подходящих в тему про Аврору :) но пусть уж будут тут. Может свежий взгляд со стороны окажется полезным...

- контора получает от клиентов бабки на "аэропортовые сборы" уже за несколько месяцев вперед. Причем это суммы, сравнимые со стоимостью билетов. А платит она аэропортам, так или иначе, я думаю, близко к "по факту". Возможно, в это еще один, разумеется небольшой, но "процент", из которых лоу-косты черпают возможности для снижения расходов...

- в Любляне у Изи есть свое "окошко" в аэропорту, билеты можно купить и там, не обязательно через интернет. Если кто-то не доверяет.

- народу, во всяком случае сейчас, абсолютно все равно, какой в самолете салон, какой entertainment, обслуживание и т.п. Когда вы едете на автобусе в Подольск, вы же не задумываетесь о шаге кресел? Или вы реально задержитесь на час, чтобы дождаться автобуса с телевизором? Вряд ли...

Это я к тому, что контингент, во всяком случае _здесь_, летающий на лоу-костах, _практически_совсем_ не пересекается с контингентом "мейджоров". Или еще "не испорчен" ими. И такие вопросы как еда, тв и прочее даже в голову пассажирам не приходят... Они скорее настолько excited самим полетом (кстати не маленьким, почти полных 2 часа) и предвкушаемым destination, что им этого совершенно достаточно. А когда они налетаются настолько, что станут обращать на это внимание, то уже привыкнут к тому, что полет такой и есть. Так же как мы воспринимаем междугородный автобус (с рейсом 1-3 часа).

- стенания о том, что дескать, от Стэнстеда (Хана, Шарлеруа, ...) ехать дорого и далеко - неправда. Да, ехать час, но это всего на пол-часа больше, чем от "Хитрово", и всего на 2-4 фунта дороже. Это для _туристов_ абсолютно несущественно.

- места в самолете, ИМХО, нужно выдавать при регистрации (а еще лучше, дать возможность выбрать их при покупке билета, без гарантиии, разумеется (на случай замены типа борта). Ведь посадочные талоны все равно печатают и выдают, лишнего времени это не займет, и рука у регистрирующего не отвалится, а при посадке в самолет люди будут вести себя гораздо организованнее. Тем более, можно все также приглашать на посадку "ряды 15-30" и прочие группы по очереди, как это и делается в некоторых случаях у "обычных авиакомпаний".

- в общем, основная мысль, навеянная хоть и небольшим, но опытом и прочтением веток по теме такова (это я на Обормота все "косюсь", хоть он и без меня все знает :) ):
Лоу-косты не конкурируют за пассажиров с мейджорами, и не будут.
они конкурируют прежде всего с автобусными и ж/д компаниями! И их главное и непобедимое преимущество - скорость. Все остальное - так, рюшечки :)

Ну вот, если что вспомню, добавлю


:D
 
Назад