82-й завод и троллейбусы (ОСНЗ)

Aleck

Старожил
Вопрос знатокам истории отечественной авиации 40-х годов.

Как известно, Тушинский завод №82 в 1946-1950 гг. помимо самолётов, производил ещё и троллейбусы типа МТБ-82. И сделал их немалое количество – 1400 штук. Вроде бы история известная, да, оказалось, есть и в ней чёрные пятна. Первые вопросы возникли после фильма из серии "Тайны забытых побед. Легенды Российской авиации, с.5. Трагедия русского чуда». В нём говорится, что авиаконструктор Наум Черняков «принимает решение тайно создать троллейбус» и «Московские власти, прознав про "заговор", сначала всполошились, а потом дали начинанию конструкторов зеленый свет». Что само по себе очень странно: мог ли конструктор в те времена попытаться сделать что-либо тайно и при этом не загреметь за свою самодеятельность в ГУЛАГ? Что-то здесь не стыкуется.
Второй вопрос возник у меня после разговора с одним очень уважаемым в среде историков городского транспорта человеком. Он очень неохотно говорит на эту тему, но, по его словам, «выпуск троллейбусов был нужен для наработки некоторого опыта и "прикрытия" совсем других работ».

Собственно и вопрос у меня к знатокам такого плана: какие такие проекты настолько секретного характера могли отрабатываться на троллейбусе, что даже шестьдесят пять лет спустя люди говорят об этом неохотно?
Спасибо!
 
Реклама
Собственно и вопрос у меня к знатокам такого плана: какие такие проекты настолько секретного характера могли отрабатываться на троллейбусе, что даже шестьдесят пять лет спустя люди говорят об этом неохотно?
Сколько человек максимально можно втиснуть в самолёт?
 
Aleck, может просто реальное назначение завода прикрывали? У нас же делали ракеты в Сельскохозяйственных институтах .
А насчет тайно созданных троллейбусов - нагнетание красок, сгущение обстановки :confused2: наверное
 
Сколько человек максимально можно втиснуть в самолёт?
Прикольная версия. :D Но завод производил военные самолёты, а не гражданские. Если я правильно понял, у троллейбуса было какое-то специфическое электрооборудование.

---------- Добавлено в 10:47 ----------

svv, не подходит. До 1945 года неприкрыто выпускали истребители, потом вдруг исключительно троллейбусы и трамваи, а с 1950 года вдруг городской транспорт забросили и стали заниматься Ту-2, а впоследствии люди этого КБ разрабатывали Т-4.
Сгущение красок - это, согласен, похоже на трёп. Но зачем? На маразм не похоже. И опять же, "секретную троллейбусную версию" поддерживает уважаемый историк городского транспорта, не верить которому, по крайней мере мне, сложно.
 
Aleck, читаю мемуары Чертока - как раз описывает чехарду с заводами в тот период, скакали от министерства к министерству. Соответственно и продукция так же разнилась, многие заводы после войны переходили на гражданскую продукцию, а потом опять возвращались в ОПК в связи с недостатком производств
 
Наверное так нет?

Сайт ТМЗ сказал(а):
Завод также участвовал в восстановлении городского транспорта столицы. По государственному заказу на заводе осуществлялся ремонт старых троллейбусов ярославского производства с деревянным кузовом. В начале 1946 года завод приступил к производству кузовов автобусов. Кузов автобуса был выполнен по монококовой безрамной схеме, для чего требовалось его изготовление на основе плазово - шаблонного метода. На базе этого кузова, после конструкторской доработки и соответствующей адаптации КД, заводом было начато производство троллейбусов МТБ-28 и трамваев. К 800-летию Москвы (1947) была выпущена первая партия цельнометаллических трамваев и троллейбусов МТБ-82.
К маю 1950 года завод изготовил 1 400 троллейбусов и 520 трамваев. В течение пяти лет троллейбусы поставлялись не только в Москву, но и во все крупные города и столицы союзных республик, а также в столицы социалистических стран Будапешт, Прагу, Софию и другие.
В соответствии с приказом министра авиапромышленности, 3 мая 1950 года производство гражданской продукции было прекращено, и завод приступил к освоению производства самолетов-бомбардировщиков Ту-2, а в июле 1951-го года началась подготовка к производству ракет системы В-300 и ее модификаций.

(с)http://www.oao-tmz.ru/node/12
 
Последнее редактирование:
Но завод производил военные самолёты, а не гражданские. Если я правильно понял, у троллейбуса было какое-то специфическое электрооборудование.
Про электрооборудование я тоже думал, но это было бы слишком скушно и нерационально. (если надо погонять релюху, дешевле сделать стенд, а не разворачивать производство троллейбусов)
А как раз военным интересно попробовать запихнуть максимум людей в минимум объёма. Как щас помню...:mad:

ПС Всех людей на планете можно с комфортом уложить в куб со стороной 1000 метров.
 
Последнее редактирование:
ПС Всех людей на планете можно с комфортом уложить в куб со стороной 1000 метров.
Вы для абсурдопедии статьи не пишете? :D


---------- Добавлено в 13:43 ----------


он же давно был освоен, или имеется ввиду что конкретно для получения опыта заводом?
Запросто....
 
Наверное так нет?

Это всё давным-давно известно. Авиационные технологии пришли на "гражданку". Я вопрос про обратное задал: могло ли быть в производстве троллейбусов что-то такое, что в дальнейшем бы использовалось для авиапромышленности?


---------- Добавлено в 15:58 ----------


Вот чуть более расширенная статья, с моими сокращениями, а то слишком объёмно получится:

О судьбе авиаконструктора Н. С. Чернякова — одного из создателей троллейбуса МТБ-82
Особое задание - Москва вся в разрушенных троллейбусах, - вспоминает конструктор. - Транспорта нет. Во всех троллейбусах окна забиты фанерками. В войну с этим никто не считался, это никого не интересовало.
Тогда министр авиационной промышленности получил задание от председателя Советского правительства восстановить парк московских троллейбусов. Всем московским авиазаводам дали задание поставить на колеса по два-три десятка машин. Нужно было просто демонтировать старый деревянный кузов, а на его место поставить такой же точно, только новый, покрасить и отправить в Москву. Дело нехитрое.

- А почему такое задание дали именно авиастроителям?

- Потому что авиации нечего было делать, - улыбается Еремей Семенович. - Война-то окончилась.

И вот привезли 20 троллейбусов, Столяры принялись за дело. А нам-то делать нечего, конструкторам. Главный конструктор Наум Черняков принимает решение тайно создать троллейбус. Только уже металлический. Деревянный как-то несерьезно.
МТБ - настоящий GMC Сказано - сделано. Еремей Лейферов и Абрам Гуревич, начальники конструкторских бригад, отправились в местечко Лихоборы на автобазу трофейной автобусной техники. Ходили, смотрели кузовы и положили глаз на американский автобус GMС. Сорвали обшивку, с ног до головы его осмотрели и начали собирать свой. Творили днями и ночами чертежи и штампы, адаптировали кузов к старому ярославскому шасси.
Московские власти, прознав про "заговор", сначала всполошились, а потом дали начинанию конструкторов зеленый свет.
В ту пору потребовались спецы-авиаторы в КБ Лавочкина. Наум Черняков перешел туда и увел с собой большую часть конструкторов из Тушино. Еремея Лейферова оставили главным конструктором, сказав, что его позовут попозже. Пришлось ему доводить до ума бескрылую машину.
- Троллейбус действительно вышел неплохой, и меня сразу хотели представить к Сталинской премии. Но премию никому не известному выходцу из Харькова не дали, а перевели на усиление в город Киров начальником конструкторского отдела 32-го завода. У меня была семья: жена и двое детей, после войны мы остались без всего, терять было нечего, и я подчинился.
В начале 1946 года завод приступил к производству кузовов автобусов. Разработка конструкторской документации на автобус на первом этапе была выполнена коллективом ордена Ленина Государственного завода № 292. Начало работ -6 июня 1945 года. Обязанности директора исполнял Бойцов (в дальнейшем начальник НИАТ, затем директор комитета Госстандарта), главный конструктор -начальник СКО Арсон…

…На базе этого кузова, после конструкторской доработки и соответствующей адаптации КД, заводом № 82 было начато производство троллейбусов МТБ-82. Все конструкторские разработки, плазы, шаблоны и прочее объемное оснащение обеспечивало КБ под руководством главного конструктора Наума Семеновича Чернякова (в дальнейшем - главный конструктор в ОКБ С.А.Лавочкина и П.О.Сухого, главный конструктор легендарного самолета Т-4). Конструкторами и плазовиками были Клавдия Михайловна Смирнова, Антонина Федоровна Федотова, Нина Ивановна Лепилина, Антонина Сергеевна Степанова, Людмила Георгиевна Кириевская и другие. Руководителем технологического сопровождения был заместитель главного технолога, начальник отдела Максим Климентьевич Герциков.
С августа 1945-го по май 1950 года предприятие выпускало троллейбусы и трамваи…
 
Реклама
С августа 1945-го по май 1950 года предприятие выпускало троллейбусы и трамваи…
Да, в 1945 г. на ГАЗ- 82 построили 444 Як-9У
С 1946 по 1950 г включительно ни одного самолёта на ГАЗ- 82 не построено.
В 1951 г. начали выпускать Ту-2, но за два года сделали только 25 самолётов.

Следующая попытка случилась лишь в 1993 г...

А вот ГАЗ-292 без работы не оставался: в 1946 г. он плавно перешёл с выпуска Як-3 на Як-11, а в 1950 г. - на МиГ-15.
 
Крамольная мысль.. А может дело только в том, чтобы конструкторы и завод были заняты хоть чем-то?
 
lion405, думаю, именно так. Конверсия в 1945 г. была очень быстрой и жёсткой. Много заводов осталось без работы, при нулевой мобильности населения.
 
Крамольная мысль.. А может дело только в том, чтобы конструкторы и завод были заняты хоть чем-то?
Врядли, работы в послевоенной России хватало, тем более по линии ВПК...
У меня другая мысль - после войны Россия получила от Германии в качестве контрибуции кучу производственного оборудования и новых технологий. Что скрывать? Отечественный космос начался по сути благодаря Германскому заделу. Вполне возможно, в качестве пуско-наладки, отработки технологий плазово - шаблонного метода, поставили на производство автобусы и троллейбусы.
 
Врядли, работы в послевоенной России хватало, тем более по линии ВПК
Очень содержательное утверждение.

2 кв. 1945г., производство самолётов в СССР: 9585
4 кв. 1945г.: 1909

Падение в 5 раз.
Да, перешли на односменную работу, но всё-равно половина заводов осталась без работы.
 
Врядли, работы в послевоенной России хватало, тем более по линии ВПК...
У меня другая мысль - после войны Россия получила от Германии в качестве контрибуции кучу производственного оборудования и новых технологий. Что скрывать? Отечественный космос начался по сути благодаря Германскому заделу.
не серьезно - вооружения наклепали на Бог знает сколько вперед. Оборудование вывозили, но только попозже, емнип пик на 46-47 годы. Отечественный космос начался тоже по большому счету с 47 года, до этого сбор спецов, создание на территории Германии институтов по изучению технологий, анализ немецких наработок . Для производств первые 2 года были провальны, переход на гражданскую продукцию, восстановление и пр.
 
Откопал вот такой документ:

Постановление Совета Министров СССР от 29.08.1946 г.№ 1947

1) утвердить для серийного производства на 1946–1947 гг. представленный Министерством Авиационной Промышленности образец пассажирского цельнометаллического троллейбуса производства завода № 82
2) обязать Министерство Авиационной Промышленности устранить отмеченные в акте комиссии дефекты в троллейбусе МТБ-82
3) обязать Министерство Авиационной Промышленности организовать проектирование опытного образца пассажирского троллейбуса на 40–45 мест для постановки на серийный выпуск в 1947 г.

Председатель Совета Министров Союза ССР И.СТАЛИН
Управляющий Делами Совета Министров СССР Я.ЧАДАЕВ
То бишь, версия о т.н. «частной инициативе» авиаконструкторов по созданию троллейбуса, отпадает. Инициатива эта шла с самого верха.
Вероятно, версия о том, что на базе троллейбуса должны были обкатываться некие секретные технологии, скорее всего, тоже «утка». ;)
 
Назад