Когда-то Совгаванский район входил в Приморскую обл. (ныне Прим. край). После постройки ж/д, район отошёл Хабаровскому краю. Приморье стало более компактным. Сейчас Хабаровский край, так же, как когда-то Приморье, сильно вытянут на север. Если бы из Охотска был хотя бы зимник на Магадан или с выходом на Колымскую трассу, Охотский район тоже бы отошёл Магаданской области. Но сейчас, фактически, Охотский р-н - это остров, принадлежащий Хабаровскому краю. Со своей спецификой, отличной от "материкового" Хаб. края. Генеральные грузы завозятся в короткую навигацию. Перевозчик ломит немалые цены. Муниципальные службы даже были вынуждены перегонять себе спец.транспорт для коммунального хозяйства (на базе КАМАЗов и УРАЛов) своим ходом через Югорёнок, с Якутии, по льду Юдомы на Охотск, по пути первопроходцев XVII века. Снабжение района идёт из Ванино, Находки и Владивостока. Но всё равно, коммерсанты возят бензин с Магадана на каких-то баржах. Продукты везут АНами-24 с Хабаровска. Цены в местных магазинах такие, что магаданцы ахнут. А охотчане, была бы дорога, мотались бы в Магадан закупаться. И ещё и радовались бы дешевизне.
Что касается полётов. Действительно, у всех местных родня в Хабаровске, Биробиджане или Комсомольске. Рейсы в Хабаровск ежедневные и при этом билет фиг достанешь. При населении тысячи три, сюда и суперджета мало. Ибо остров. Кроме самолёта - никак не выберешься и не заедешь. Думаю, на Магадан с Охотска был бы уместен Ан-28 или DHC-6. А вот Охотск - Якутск, уже что-то побольше. Ан-24, или DHC-8. Несколько лет назад, пока на Якутск ещё были рейсы, местные ими активно пользовались. Очень удобно было летать на Запад с пересадкой в Якутске, а не Хабаровске. Потому как на Хабаровск билет ещё купить надо было постараться, всё разметалось.
С Северо-Курильским районом похожая история. Он ближе к Камчатке, чем к Сахалину. Но тут уже политика. Дотации северным территориям, распределение финансов труженикам Крайнего Севера. Никто не хочет отдавать свои территории соседям.