А когда появилась первая ИНС? (ОСНЗ)

    Экзот

    Элефантерия
    NAV сказал(а):
    был для своего времени
    А нынче? Появилось более точное что то? Или похерили развитие вместе с ГЛОНАСС и РСБН?

    Прицел сказал(а):
    Я, правда, не штурман, но использование одного ДИССа не обеспечивает решение задачи навигации.(...)- инерциально-доплеровский (основными датчиками информации являются ИНС и ДИСС)
    Ну, т.е., сам по себе ДИСС, как единственный источник инфы, требует "подпорки" от второго источника?
     

    Ranger_avv

    Молодой гироскопист
    Экзот,
    ДИСС выдает только скорость относительно Земли, а для навигации ещё нужен ИК.
    Так что второй источник информации необходим.
    ДИСС вроде всё ещё используется, т.к. это достаточно точное средство коррекции ИНС по скорости, причем автномное в отличие от радиосистем и спутниковых систем.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Ranger_avv сказал(а):
    ДИСС выдает только скорость относительно Земли, а для навигации ещё нужен ИК.
    Это понятно. Но, ведь можно засечь ИК при полёте между близкорасположенными радиомаяками и от этого танцевать?

    Ranger_avv сказал(а):
    ДИСС вроде всё ещё используется
    А то! :) Ту-154 продолжает летать; Ан-12, Ил-18 (у вояк) — тожеж... :)
    Судя, по условным обозначениям в правилах заполнения ФПЛа, допплеровское оборудование применяется и на Западе.
    А то на другом форуме разговорились с одним парнем, певшим дифирамбы ДИССу впротивовес АРК и другим; я обнаружил очередную брешь в ерундиции. :) + :( "нутром чую, что литр! А обосновать — не могу". :) "Нутряной логикой" чувствую, что одним ДИССом сыт не будешь, но по-человечьи сказать не получается. :) А тут к слову пришлось.
     

    Прицел

    Местный
    Ну, т.е., сам по себе ДИСС, как единственный источник инфы, требует "подпорки" от второго источника?
    Информация от ДИСС на борту, как правило, используется для коррекции составляющих путевой скорости, а также для вычисления угла сноса (подчеркиваю, для вычисления угла сноса, сам он этот угол не измеряет :) , хотя из названия сего прибора следует другое). Более точного автономного устройства для определения путевой скорости на борту нет. Но у него как и у всех устройств, есть определенные недостатки: точность зависит от рельефа подстилающий поверхности, от углов крена и тангажа, а также от высоты полета. Для вояк еще один недостаток, как только начинает работать ДИСС, то ЛА сразу становиться ну очень "радио контрастной целью".
    Почему он требует "подпорки"?
    Как, правило, задача навигации решается в сферических координатах (на "больших" ЛА), а ДИСС работает в прямоугольных, поэтому и нужна "подпорка" в виде информации о курсе, углах крена и тангажа.
    певшим дифирамбы ДИССу впротивовес АРК
    А в каком смысле?
     
    Последнее редактирование:

    Экзот

    Элефантерия
    Прицел сказал(а):
    Цитата:
    певшим дифирамбы ДИССу впротивовес АРК
    ***
    А в каком смысле?
    В буквальном. :)
    Дескать, имея на борту ДИСС, АРК и отсальные становятся лишь вспом.средствами. :)
    Аргументы вида:
    Прицел сказал(а):
    зависит от рельефа подстилающий поверхности, от углов крена и тангажа
    ...в голову приходили, но сам я ДИСС не изучал, а в "сетевых источниках" мои сомнения не подтвердились.

    Прицел сказал(а):
    Информация от ДИСС на борту, как правило, используется для коррекции составляющих путевой скорости, а также для вычисления угла сноса (подчеркиваю, для вычисления угла сноса, сам он этот угол не измеряет , хотя из названия сего прибора следует другое).
    Ну, вот, а мне в ответ писали, что бортовые ср-ва (речь шла на базе Ту-154Б) вычислят всё остальное.
     

    Прицел

    Местный
    Дескать, имея на борту ДИСС, АРК и отсальные становятся лишь вспом.средствами.
    Товарищ погорячился. ЛА, на борту которых стоят АРК, но нет ДИСС, знаю. А вот наоборот, не знаю.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Ну, разумеется, стоят АРК. Но, по его мнению, это уже вспомогательные средства; устаревшие.
     

    NAV

    Старожил
    Да уж!
    Расшифруем название "ДИСС" - Доплеровский Измеритель Скорости и Сноса (угла сноса) . ДИСС имеет определенное предназначение - определение направления и скорости ветра (индикация - угол сноса), и как следствие "путевой скорости ВС", т.е. скорости ВС относительно земли. Доп. функция - коррекция соотв. приборов. ДИСС - один из приборов, входящий в состав приборов, обеспечивающих комплекс самолетовождения. (сказать, что достаточно одного ДИСС для обеспечения задач навигации = сказать, что левое заднее колесо обеспечивает перевозку груза автотранспортом) . После того же АН-24, где ветер по углу сноса определяется по локатору "Гроза-24", ДИСС, как отдельный, удобный и простой прибор - большое подспорье штурману.
    Естеств. в современных ВС, особенно западных, где все задачи СВЖ решают FMS, необходимость как в ДИСС, так и в АРК (не во всех случаях, но во многих) отпала. Там другие приборы обеспечивают необходимые СВЖ данные, хотя Доплеровский эффект - он как был, так и остался, как многие физические явления, на которых базируется работа всех авиаприборов, независимо от своей новизны.
     

    backfire

    Старожил
    а вот говорил мне бывший летчик Су-24 что тамошний ДИСС над морем не работал.
    не знаю относится ли это к Су-24М и ДИССам как классу...
     

    Ranger_avv

    Молодой гироскопист
    Прицел,

    Со своей инерциальной колокольни... :) немножко поправлю.

    Прицел сказал(а):
    Как, правило, задача навигации решается в сферических координатах (на "больших" ЛА), а ДИСС работает в прямоугольных, поэтому и нужна "подпорка" в виде информации о курсе, углах крена и тангажа.
    Как правило задача навигации решается в географической системе координат.
    Информация снимаемая с датчиков на ЛА приводится к - опроному горизонитрованному трехграннику(вполне ортогональный), для чего и нужны углы крена и тангажа.

    З.Ы. представил съем данных в сферической СК- улыбнулся (оси чувствительности гнутые под кривизну земной поверхности) :D
     

    Ranger_avv

    Молодой гироскопист
    backfire,
    Это общая проблема ДИССов, большая зависимость от подстилающей поверхности, для компенсации этого вводились различные режимы работы Вода-Равнина-Горы, но точность измерений приэтом скакала в разы, если не в 10-15 раз...

    З.Ы. Сам я ДИСС изучал только как средство коррекции ИНС по литературе и в качестве кортокого раздела в соответсвующем курсе.
     

    NAV

    Старожил
    backfire,
    Не знаю, как на Су-24, а на Ил-18 (ДИСС-13) над океаном замечательно работал по 9-10 часов только воды, но подгорал иногда, о чем я уже говорил раньше.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Я всегда думал, что над морем как раз проще: однородная, в смысле отражения, поверхность. Нет?
     

    Прицел

    Местный
    Как правило задача навигации решается в географической системе координат.
    Термин "сферическая" был использован для того, чтобы не углубляться в детали, но раз пошла такая ...
    Ranger_avv, Вы не подскажите на какой геометрической фигуре задают местоположение объекта географическая геоцентрическая, ортодромическая геоцентрическая система координат?
    Кстати, есть еще и географическая геодезическая система координат.
    представил съем данных в сферической СК
    :) О чем речь то?
    backfire
    а вот говорил мне бывший летчик Су-24 что тамошний ДИСС над морем не работал. не знаю относится ли это к Су-24М и ДИССам как классу...
    За точность этой информации не ручаюсь, но они не работают (в смысле выдают не точную информацию), когда на море штиль.
     

    backfire

    Старожил
    Экзот,
    так если море ровное - (высота волны меньше длины волны ДИССа) - то отражаться будет как от зеркала - только вперед(назад), а я так понимаю что ДИСС не может измерять скорость посылая луч перпендикулярно поверхности - нужна горизонтальная составляющая. Вот как от зеркала отразится и в прииемник не придет. Другое дело - что это зависит от длины волны-уменьшаем и все будет нормально, по идее...
     

    Экзот

    Элефантерия
    backfire сказал(а):
    так если море ровное - (высота волны меньше длины волны ДИССа) - то отражаться будет как от зеркала - только вперед(назад),
    Это понятно. Но, всё ж, абсолютно ровное море это абстракция. :) Даже в мёртвый штиль.
     

    backfire

    Старожил
    Экзот,
    так критерий абсолютности - длина волны
    если неровности меньше длины волны - все. абсолютно гладкая=неразличимые неровности
     

    Экзот

    Элефантерия
    backfire сказал(а):
    так критерий абсолютности - длина волны
    если неровности меньше длины волны - все. абсолютно гладкая=неразличимые неровности
    Ну, в общем то, да... :) Но всё равно абстракция. :)
    "Склон" волны (незвависимо от её хар-ик) это, разве, не отражатель для любой волны, независимо от её длин?
     

    backfire

    Старожил
    Экзот,
    нет, если неровность меньше длины волны - оно не отражатель. Такие неровности просто неразличимы получаются. какие-то эффекты там присутствовать будут - но думается уже совсем других порядков...
    грубо говоря - если мы смотрим на поверхность испуская-принимая волны с некоей длиной волны - ничего меньше этой длины волны мы не увидим. А значит для нас его нет :)
     

    NAV

    Старожил
    Экзот,
    Не, от моря должен хуже работать, типа отразиться толком не от чего, это в всех книжках про него написано, но работал и на том спасибо ему.