Вопрос: С.В.Собко: Спасибо, Борис Вячеславович.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Под патронатом Президента и Председателя Правительства была создана "Объединенная авиастроительная корпорация", которая обещала выпустить 850 современных магистральных и региональных самолетов, и в том числе 430 - до 2012 года.
Производственные планы "ОАК" ежегодно срываются, хотя бюджетные обязательства государство выполняет в полном объеме. "Ил-96" предлагается исключить из плана, и за этим, видимо, последует закрытие Воронежского завода. "Ан-148" не запущен в серию. Поставка "Суперджет-100" сдвигается более чем на 2 года. "МС" не прошел даже стадию эскизного проекта. Россия начинает отставать даже от Бразилии, Канады и Китая.
Какие меры Правительство и Вы лично предполагаете принять для выхода из создавшейся ситуации и предотвращения закрытия авиационных заводов? И собираетесь ли Вы принять организационные меры в отношении тех руководителей государственных авиастроительных корпораций, действия которых привели к подобному положению дел?
Ответ: В.В.Путин: Сергей Васильевич, думаю, Вы не будете со мной спорить, что создание "Объединенной авиастроительной корпорации" было правильным решением, наверное, единственно правильным, потому что все, что мы видим в этой сфере в мире, связано с объединением. Это касается EADS в Европе, это касается крупных американских компаний.
Сейчас на мировом авиастроительном рынке гражданской авиационной техники, наверное, три игрока максимум. То, что мы в гражданском авиастроении находимся чуть сзади наших основных конкурентов - это общая вещь, давно известная.
В Советском Союзе должного внимания развитию гражданской авиации не уделялось, что мы с вами хорошо знаем. Да, к сожалению, так, потому что наши гражданские самолеты - это то, что было переделано, первоначально это были военные самолеты, потом их спокойно переделали. Они являются у нас, к сожалению, сегодня неконкурентоспособными.
Знаете что, я сам требую от наших перевозчиков: "берите наши". Они говорят: "сам бери". Потому что они неконкурентоспособны на линиях. Вот в чем все дело. А если бы не создали авиастроительную корпорацию, еще было бы 50. Почему? А потому что на каждом месте, как только перешли в рынок, все схватились за свои маленькие или большие или средние предприятия, и никто не хотел думать о будущем авиапромышленности России. Все сидели: "хватать и не пущать", как милиционеры на своих местах.
Потребовалось несколько лет, чтобы перейти к современным системам управления. Несколько лет. Все говорили: да, надо. И с мертвой точки никого было не сдвинуть несколько лет. Понимаете?
Есть определенные процедуры. Мы вынуждены были их проходить - эти процедуры связаны с акционированием. Сейчас, слава Богу, это завершено. Всё, что требуется от государства, исполняется. Мы и в этом году оставили целиком, как и запрашивало Министерство промышленности, 19 миллиардов рублей на авиационную отрасль.
Что касается "Ан-148". Насколько я себе представляю, никто не снимает этих планов. То же самое касается "Ил-96" и МС-21. Всё это остается. И Воронежский завод тоже никто не собирается закрывать. Я таких планов не знаю. Всё это будет делаться. Будем поддерживать авиацию.
Более того, я глубоко убежден в том, что в этом будущее инновационного развития России. Без всяких сомнений. Знаете, я вам даже скажу больше. Даже если неэффективно будет на каком-то этапе, все равно будем поддерживать. Хотя, наверное, публично мне не стоило это говорить, потому что, как только скажешь, начинают просто: дай, дай, дай. И все планы по реструктуризации и по снижению издержек забываются.
Мы будем, конечно, добиваться реализации этих планов. Будем настойчиво работать над развитием гражданского самолетостроения. Обязательно.