Адаптивное крыло

    Экзот

    Элефантерия
    http://www.aviaport.ru/digest/2015/11/18/369895.html
    Источник: сайт «N+1»
    Американская компания Aviation Partners заключило с FlexSys партнерское соглашение о сертификации и коммерциализации технологии адаптивного крыла FlexFoil для гражданской авиации. Как пишет Aviation Week, такая технология позволяет изменять форму крыла на разных режимах полетов. При этом, благодаря установке FlexFoil, масса самого крыла снижается за счет отказа от большого количества приводов и выпускаемых многосекционных элементов.
    Сертификация новой технологии будет проводиться в Федеральном управлении гражданской авиации США. Консорциум Aviation Partners и FlexSys рассчитывает начать продажи уже сертифицированной технологии адаптивного крыла через полтора-два года. По оценке Aviation Partners, установка вертикальных законцовок крыла на более чем 5,4 тысячи пассажирских самолетов Boeing позволила авиакомпаниям сэкономить более пяти миллиардов галлонов топлива. FlexSys позволит увеличить этот показатель на 1,7 процента.
    После начала продаж FlexFoil система адаптивного крыла будет устанавливаться по желанию заказчика как на уже летающие самолеты, так и на перспективные лайнеры. Компания-разработчик утверждает, что новая технология позволяет улучшить аэродинамические показатели крыла при разных коэффициентах подъемной силы - от 0,1 до 1,2. При этом уровень собственных аэродинамических шумов планера во время полета снижается примерно на 40 процентов.
    По оценке разработчиков, FlexFoil не будет стоить дорого, а ее использование в авиации быстро окупится. Кроме того, система не будет требовать частого ремонта. По итогам наземных испытаний, разработчики выяснили, что ресурс FlexFoil в пять раз превышает ресурс пассажирских самолетов. Это достигается, в частности, за счет распределения летных нагрузок по всему адаптивному крылу, что уменьшает скорость возникновения усталости.
    Летные испытания FlexFoil проводились на модифицированном бизнес-джете Gulfstream III совместно со специалистами NASA. В общей сложности система провела в воздухе 50 часов. На этом самолете привод отклоняемых носков и закрылков осуществлялся при помощи гидравлической системы. Разработчики утверждают, что управлять аэродинамическими плоскостями можно и при помощи электродвигателей. Во время испытаний закрылки FlexFoil отклонялись на величину от девяти до 40 градусов. Время полного выпуска составляло 30 секунд.
    На опытовом самолете Gulfstream III стандартные закрылки были заменены подвижными продольными аэродинамическими плоскостями длиной 5,5 метра, концы которых плавно сопряжены с самим крылом гибкими обтекателями.
    (...)
    в отличие от обычных закрылков, FlexFoil позволяет точнее регулировать подъемную силу в зависимости от условий окружающей среды.
    (...)
    Закрылки имеют ряд недостатков. В частности, выпуск этих элементов управления увеличивает аэродинамическое сопротивление, отнимая при этом часть тяги двигателей при взлете. Кроме того, при выпуске закрылков изменяется продольная балансировка самолета и возникает пикирующий момент, из-за чего осложняется управление летательным аппаратом.

    Первый заход на адаптивное крыло в "новейшей истории" авиации состоялся в 1980-ых годах на Ф/А-111. Тот, о котором идёт речь в цитате -- второй или уже n-ый?
    Так же, не совсем понятно как собираются обойтись без увеличения площади. Насколько я понимаю, отклоняемые задние кромки не будут выдвигаться, а лишь отклоняться как нещелевой закрылок. Одного увеличения кривизны для современных скоростных самолётов мало.