В настоящий момент, по сведениям РИА «Новости», «Неустрашимый» и сопровождавший его в походе танкер «Ельня» проследовали Суэцким каналом и находятся в средней части Средиземного моря, курсом на Гибралтар. Однако другие информационные агентства сообщают, что корабль имеет серьезные неисправности: из восьми дизель-генераторов, снабжающих судно энергией, в настоящее время работают только два. Отказ генераторов, помимо выхода из строя боевых и навигационных систем корабля, ухудшения условий обитаемости экипажа (вся располагаемая мощность направляется на поддержание работоспособности систем, ответственных за живучесть, – прочие отключаются) может вызвать полную потерю хода. Дело в том, что перекачка топлива из емкостей и подача его к силовым установкам осуществляется с помощью электрических насосов. В случае их отказа корабль, даже полный топлива, становится неуправляемым дрейфующим «поплавком» полностью во власти ветра и волн – ситуация, хуже которой представить трудно. Для спасения аварийного корабля требуется дорогостоящая спасательная операция, посылка мощных морских буксиров, а иногда и эвакуация экипажа и затопление неуправляемого «утюга», способного наделать немало бед в районе интенсивного судоходства.
Хотя, по сведениям источника РИА «Новости», «экипаж продолжает выполнять задачи по плану похода, техника и вооружение функционирует нормально», можно предположить, что проблемы на корабле все-таки есть, и серьезные. Действительно, согласно планам, ранее озвученным помощником главкома ВМФ России капитаном 1-го ранга Игорем Дыгало, возвращение корабля в базу первоначально планировалось на конец января. Затем его отложили на середину месяца, а теперь называется дата 9 февраля. Такое смещение дат можно объяснить снижением скорости хода: оставшиеся работоспособными насосы могут перекачивать топливо в ограниченном объеме и функционируют не постоянно, что заставляет экономить горючее в расходных танках, снижая мощность силовой установки и, следовательно, скорость.
Косвенно о версии неисправности свидетельствует и срочный выход из главной базы Балтфлота одного из самых быстрых кораблей океанской зоны российского ВМФ – БПК «Адмирал Чабаненко» по проекту развивает 32 узла на полном ходу. Грузоподъемность корабля позволяет быстро доставить терпящим бедствие значительный объем запчастей и оборудования, а также специалистов-ремонтников. Посылка боевого корабля, да еще и с экипажем, не восстановившимся после дальнего похода, – мера в любом случае экстренная, но вынужденная – быстроходных транспортов снабжения сегодня у российских моряков фактически нет.
В Средиземном море и у берегов Сомали имеются как минимум два универсальных морских буксира-спасателя, которые даже 15–18-узловым ходом могли бы подойти к «Неустрашимому» быстрее, чем фрегат, и оттащить его в дружественный порт, сирийский Тартус, где функционирует пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ, или в один из ливийских. Однако это означало бы спасательную операцию, что не самым лучшим образом отразится на престиже страны. Ремонт на ходу кажется в этом случае более предпочтительным, кроме того, не факт, что в тартуском МТО или в Триполи имеются необходимые запчасти для производства ремонта, которые наверняка есть в главной базе флота. Конечно, необходимые материалы могут быть доставлены в порт захода самолетами ВТА, однако это еще больше отодвинуло бы срок возвращения корабля.
Так или иначе, по сообщениям неназванного источника в ГШ ВМФ, «Адмирал Чабаненко» отправился в Средиземное море для выполнения неназванных учебно-боевых задач. Кстати, возможное оказание помощи «Неустрашимому» – прекрасный способ отработки боевого взаимодействия кораблей.
Тот же источник, однако, не исключил, что по завершении выполнения «секретного плана» судно направится в Аравийское море, где в настоящее время проводится международная операция по борьбе с сомалийскими пиратами и планируется проведение совместных российско-индийских учений «Индра-2009». Но поскольку, если верить источнику, данная задача является вторичной, версия с неисправностью «Неустрашимого» не теряет актуальности до поступления более подробной информации о целях похода.