Аэродром Степыгино, МО во время Великой Отечественной

    avro

    Модератор
    Из газеты "Призыв" г.Домодедово

    priziv.online/wp-content/pdf/prizyv_79_2019.pdf?_t=1571855233

    Степягино аэродром.jpg


    И карта, Степыгино - примерно, где красный кружок внизу.

    Степягино карта.jpg
     

    cloudy-joe

    Старожил
    Специально историей аэродрома Степыгино не занимался, но кое-что добавить к сказанному выше могу.

    Летом 1941 года на аэродроме Степыгино базировались экипажи 176 иап, входившего в состав 6 иак ПВО, защищавшего Москву. Вот выписки из оперативных документов соединения, в которых упоминается этот аэродром (название Степыхино везде оставляю без изменений):

    12 июля 1941 года
    20 экипажей 176 ИАП на самолетах И-16 и И-153 перебазировались с аэродрома Юркино на аэродром Степыхино.

    16 июля 1941 года
    С аэродрома Степыхино взлетело звено самолетов, от которого один летчик лейтенант Гришин оторвался, потерял ориентировку и сел вынужденно.

    25 июля 1941 года
    22 зенпульполку поставлена задача прикрывать аэродромы: Клин и Чкаловская — одной ротой; Тула и Кашира — другой ротой; Инютино и Монино — третьей ротой; Раменское и Кашира — четвертой ротой; Калинин и Ржев — пятой ротой; Тушино, Алферьево и Чертаново — шестой ротой; Ватулино, Суково, Степыхино, Захарково — седьмой ротой; Набережная, Власьево, Мытищи и Гжатск - восьмой ротой; световое поле 40 пп в районе Подольск — девятой ротой, а световое поле 45 пп в районе Дмитров — десятой ротой. Комполка 20 передал в 22 полк 100 крупнокалиберных пулеметов, а вместо их от последнего получил 100 пулеметов нормального калибра.

    По состоянию на 31 июля 1941 года 176 иап имел следующую дислокацию:
    аэродром Степыхино - самолетов И-16 - 15, самолетов И-153 - 5, летчиков 20
    аэродром Юркино - самолетов МиГ-3 - 3, самолетов И-16 -16, летчиков - 44

    7 августа 1941 года
    Летчик 177 ИАП мл. лейтенант Талалихин в 22.55 6.8, вылетев на перехват с аэродрома Дубровицы, на высоте 4000 метров встретил Хе-111 противника. После нескольких атак истребителя противник пытался уйти. Преследуя уходящего противника мл. лейтенант Талалихин протаранил Хе-111. Самолет противника упал в 500 метрах от аэродрома Степыхино. Мл. лейтенант Талалихин выпрыгнул с парашютом.

    18 сентября 1941 года
    Приказанием командира корпуса взводы 22 зенпульполка с аэродромов Степыхино и Набережная, ввиду перебазирования оттуда нашей ИА, переведены на аэродром Юркино в оперативное подчинение 176 иап.

    004.jpg
     
    Последнее редактирование:

    cloudy-joe

    Старожил
    С февраля 1944 года на аэродроме Степыгино базировался 650-й бап.
    Несколько выдержек из документов МВО об этом периоде работы аэродрома:

    Из приказа по 4-му бак от 31.01.1944:
    188 бад - 367, 373 и 650 бап - с базированием на аэродромах Малино - Степыгино, управление дивизии - Малино.

    20.05.44 заместитель командира 1 АЭ ст. л-т Левченко со штурманом звена ст. л-том Павлейчук и командир звена л-т Выхобабец со штурманом самолета ст. л-том Папериным после выполнения задания в зоне потеряли аэродром и проболтались в воздухе в поисках аэродрома на 40 минут больше положенного времени.
    22.05.44 при проверке готовности к полету экипажей старшим штурманом дивизии установлено, что командиры звеньев л-т Автономов и л-т Вишневский летали без карт. Штурман звена л-т Паутов совершенно не подготовился к полету на пикирование, за что получил 3-е суток домашнего ареста с удержанием 50% содержания на каждые сутки ареста.
    При полетах по кругу и строем на недостатки летчикам не указывается, в результате последние не устраняются, а закрепляются.
    При полетах строем круг, установленный на аэродроме, не выдерживается, летают поперек старта, арушая тем самым наставление по производству полетов. контроль готовности к полетам и помощь эскадрильям со стороны начальников служб полка недостаточная. Так, например, 22.05.44 на полетаэ 2-й АЭ планировались стрельбы по конусам. На старте не было ни начальника по вооружению полка, ни штурмана. ни начальника ВСС.

    22.05.44 в 650-м кбап 188 бад на аэродроме Степыгино на взлете самолета УПЕ-2 №20/179 в следствие поломки моторамы оторвался правый мотор. Причиной поломки моторамы явилось наличие оборванного болта крепления узла поддерживающего подкоса к верхней полке переднего лонжерона, своевременно не обнаруженного техническим составом. вследствие невыполнения регламентного осмотра через 20 часов...

    09.06.44 при производстве учебно-тренировочных полетов в 650 кбап в районе аэродрома Степыгино произошла катастрофа самолета Пе-2 №15/314. (...) Ведомый летчик Романов, потеряв ведущего, решил найти его разворотами вправо и влево. Развороты производил резкие, неграмотные, с задиром самолета и передачей ноги, в результате чего самолет сделал переворот через крыло и под углом 85 град. с высоты 400-500 м. врезался в землю. Экипаж погиб.

    В течение мая и первой декаде июня в 650-м бап произошли: 1 катастрофа с гибелью всего экипажа - 3 человек, 1 авария, 1 поломка и 2 блудежки; имеются случаи частого невыхода материальной части в полет, прогара блоков, вынужденные посадки (была 1 посадка в Дягилево из-за неисправной матчасти) и ряд других дефектов.
    В связи с этим командир 650-го бап подполковник Купенко А.Н. с 16.06.44 был отстранен от занимаемой должности, временно исполняющим обязанности командира полка был назначен инспектор по технике пилотирования 188-й бад майор Вдовин А.А.

    На аэродроме Степыгино 650-й бап дислоцировался до середины августа - перебазирование началось 16.08.44 и продолжалось в течение двух дней.
     

    cloudy-joe

    Старожил
    С 18 августа и до середины октября 1944 года на аэродроме Степыгино базировался 168-й иап, который перелетел сюда с аэродрома Старая Торопа.
    Вот страницы из летной книжки летчика этого полка, по записям можно составить представление о характере работы части в этот период (Як-9л = Як-9Б):

    tit026.jpg

    tit027.jpg

    tit028.jpg

    tit029.jpg
     
    Последнее редактирование: