Аэрофлот из Иркутска (без губернатора)

    Klass

    Старожил
    Большая редкость

    Автор записи об опоздании губернатора Мезенцева рассказал "Ленте.Ру" о радиоспоттинге

    В начале июня на сайте "Радиосканнер" была опубликована запись переговоров между пилотом "Аэрофлота" и диспетчером, требовавшим задержать рейс ради губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Попав в СМИ, этот файл наделал немало шума, заставив губернатора оправдываться. Опубликовал эту запись модератор раздела "Авиационный диапазон" сайта "Радиосканнер" Владимир под ником Фотограф. "Лента.Ру" взяла у него интервью и расспросила о скандальной записи, а также о радиоспоттинге и его законности.

    "Лента.Ру": Уже которую неделю не утихает шумиха вокруг губернатора Иркутской области, опаздывавшего на рейс "Аэрофлота". В частности, опубликованной вами записью заинтересовалась ФСБ. С вами уже связывались сотрудники правоохранительных органов по этому поводу?

    Владимир: Нет.

    Откуда у вас эта запись, вы сами ее сделали или просто выложил чей-то файл?

    Запись мне передали с правом публикации. Кто? Пока секрет. Могу сказать только следующее: авиадиспетчеры Иркутска, командир воздушного судна Андрей Литвинов, экипаж рейса 748, окружение Дмитрия Мезенцева данную запись не производили и мне не передавали.

    Опасаетесь ли вы преследований со стороны государства?

    Наверное, имеются в виду преследования со стороны силовых структур? Нет, мне нечего опасаться. Я не нарушаю и не нарушал никаких законов. Да и сейчас не 1937 год.

    Насколько вообще законно прослушивать переговоры пилотов с наземными службами?

    Радиообмен в международном (военном и гражданском) авиадиапазоне является открытым, а переговоры экипажей воздушных судов, вне зависимости от их типа и ведомственной принадлежности, не шифруются и не содержат никакой секретной или конфиденциальной информации. Законы Российской Федерации не запрещают слушать открытый эфир. Следовательно, человек, который это делает, априори не нарушает никаких правовых норм и законов. Помните, Булгаков, "Собачье сердце": "Почему убрали ковер с парадной лестницы? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через черный вход?" Пока "Карл Маркс" не запрещает, мы будем слушать.

    Существуют ли прецеденты уголовного или иного преследования любителей слушать авиапереговоры?

    Насколько я знаю, у нас в стране таких случаев не было. Был случай в Польше (там свои законы): прокуратура возбудила дело в отношении радиолюбителя, записавшего последний разговор летчиков Су-27 в Радоме. Однако дело было прекращено, так как прокуратура признала действия, совершенные радиолюбителем, "несущими незначительный (ничтожный) вред (ущерб)".

    Могут ли радиоспоттеры не только прослушивать эфир, но и выходить в него?

    Нет, конечно. Для прослушивания авиадиапазона мы пользуемся в основном приемниками и радиолюбительскими радиостанциями. Приемник по определению не может работать на передачу. Любительская радиостанция может принимать широкий диапазон частот, в том числе и авиа. Но на передачу работает только в радиолюбительских диапазонах. Выход в эфир на авиадиапазоне - серьезное правонарушение, за которое (в зависимости от тяжести последствий) наступает ответственность, вплоть до уголовной.

    У нас на форуме есть тема, которая так и называется: "Помехи". В ней мы сообщаем о помехах на авиадиапазоне, которые слышим сами или на которые жалуются пилоты. Иногда участники нашего форума помогают соответствующим службам в поиске источника помех.

    Борются ли авиакомпании и службы аэропортов с радиоспоттингом?

    Это все равно, что бороться с людьми, которые смотрят на пролетающий самолет. Мы никому не мешаем. Мои коллеги и я спокойно слушаем эфир дома, на даче, на МАКСе, в Кубинке во время проведения праздников и "Дня открытых дверей", на других подобных мероприятиях в разных городах России.

    Как сами пилоты относятся к тому, что их слушают случайные люди?

    Большинство - нормально. Иногда заранее просят записать радиообмен или спрашивают запись уже после полета - как, например летчик Леха ("Ну тогда еще надо дровишек подкинуть, а я приторможу"), которого радиоспоттеры "сопровождали" на рейсе EX105 Москва - Санкт-Петербург (Boeing 737-500). Летчик Леха - это КВС Алексей Викторович Кочемасов, известный своими удивительными фотографиями на авиационные темы.

    Кто чаще всего увлекается "прослушкой" неба?

    Двумя словами - влюбленные в авиацию. Более подробно: от школьников до пенсионеров, мужчины и женщины, рабочие, студенты, инженеры, летчики, авиадиспетчеры, метеорологи, споттеры и так далее. То есть, совершенно разные люди.

    Насколько это популярно в России, и как люди к этому приходят?

    Первая часть вопроса очень сложная. Даже приблизительно трудно сказать насколько это популярно в России. Есть места на просторах нашей большой страны, где "в сутки пролетает всего два самолета" (дословно из писем наших коллег). Для них на форуме организованы прямые трансляции в интернет (радиообмен крупных аэропортов России). Приходят по-разному. Кто-то ранее слушал все подряд, но постепенно остановил свой выбор на авиадиапазоне. Некоторые наоборот - никогда не слушали радио, но увлекались авиацией. И для них послушать авиадиапазон - одна из страничек их увлечения. На форуме происходит взаимовыгодный обмен опытом. Кто-то лучше разбирается в приемниках и антеннах, кто-то - в авиации.

    Какие авиакомпании слушать интереснее всего? Или радиоспоттерам все равно, чьи переговоры ловить?

    "Любимчиков" среди авиакомпаний нет. Интересно услышать в эфире редкий самолет или рейс. Например, Ан-225 "Мрiя", Ан-22 "Антей", ПАК ФА , Sukhoi Superjet 100. Огромный интерес вызывают полеты наших прославленных пилотажных групп "Стрижи" и "Русские Витязи", "разгон облаков" во время праздников, авиационная часть парада Победы 9 мая.

    Большинство переговоров летчиков в силу своей специфики понятны только профессионалам. В чем тогда смысл радиоспоттинга, если все равно ничего не понятно?

    Это только кажется, что ничего не понятно. Достаточно прочитать документ "Правила и фразеология радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением", и все станет простым и понятным. Или спросить на форуме - объясним, расскажем. На самом деле все очень просто: от запуска двигателей до их выключения борт постоянно находится под управлением соответствующего авиадиспетчера. В радиообмене речь идет про высоту, курс, скорость полета, погоду и так далее. Начинающим могут казаться странными только некоторые термины и названия. Что интересно: чем больше слушаешь авиадиапазон, тем больше появляется вопросов. Постепенно человек втягивается, изучает авиакарты, схемы, покупает (или делает самостоятельно) антенны для более качественного приема сигналов.

    Как часто попадаются в эфире случаи, подобные тому, что произошел с губернатором Иркутской области?

    Это большая редкость. В основном идет стандартный радиообмен, "как в учебнике". Похожая запись есть у нас на сайте в файлах: "Почему не на английском языке?!". Проверяющий обнаружил нарушения в действиях пилота (радиообмен на русском языке, хотя правила авиакомпании S7 обязывают пилотов общаться на английском языке даже на территории России) и высказал это прямо в эфире на частоте Air-to-Air (так называемая "небесная гостевая книга", частота для свободного общения между пилотами). Помнится, эта запись вызвала бурные обсуждения среди пилотов на Forumavia.ru.

    Случай в Иркутске вызвал такой шум из-за того, что КВС Андрей Литвинов вел себя достойно в сложной ситуации и запись попала в СМИ (кстати, без разрешения администрации Радиосканнера).

    Насколько велика вероятность того, что я с первой же попытки наткнусь в эфире на что-нибудь необычное?

    Анекдот в тему: спросили ученого и умную блондинку: "Какова вероятность того, что выйдя из своей московской квартиры на улицу, вы встретите живого динозавра ?" Ученый начал что-то лихорадочно подсчитывать, а умная блондинка ответила: "50 процентов". - "Это как?" - "Ну, либо встречу, либо нет!"

    Зависит от многих факторов: плотность радиообмена, удаленность от Москвы и других крупных городов, принадлежность самолета или вертолета, настроение пилота и авиадиспетчера и так далее. Радиоспоттинг похож на любительскую рыбалку с удочкой: чтобы поймать "золотую рыбку", надо знать, где она водится, в какое время суток и на что "клюет". И еще: "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Из всего услышанного в эфире гораздо меньше 1 процента можно назвать чем-то необычным. Говорят, что новичкам всегда везет. Попробуйте, послушайте авиадиапазон! Вдруг услышите перехват истребителями НЛО (а ведь было и такое!) или просто шутку в эфире.
     
    Последнее редактирование:

    Техник

    Старожил
    Интервью газете
    http://www.novayagazeta.ru/society/49182.html

    «Вы не могли бы забрать двух петербуржцев, которые раньше разводили мосты в Ленинграде, а теперь разводят всю страну?»

    "Я подчеркиваю: вся эта история не имеет никакого отношения к принципиальности. Если бы мне диспетчер сказал, что везут донорскую почку, в Москве очень ждут, человек без нее погибает, застряли в пробке или по каким-то медицинским причинам опаздывают, я бы задержал рейс на час, на два, на три. Обратился бы с этим к пассажирам и уверен, что они бы меня поняли и поддержали. И я бы не пошел на принцип. И вот я очень хочу, чтобы люди поняли, чем отличается принцип от человеческого достоинства."
     
    Последнее редактирование:

    kepesh

    Местный
    Допиарились? :)

    http://lenta.ru/news/2011/12/14/mezentsev/
    Губернатора Иркутской области выдвинули в президенты

    По словам самого Мезенцева, которые приводит РИА Новости, для него выдвижение было неожиданностью. Однако, как сообщает "Байкал 24" со ссылкой на источники, такой ход был заготовлен давно, но окончательное решение было принято накануне в Москве. По данным "Телеинформ", Мезенцев прилетел из столицы в Иркутск прямо перед церемонией.
     

    backfire

    Старожил
    чем больше разных кандидатов в первом туре - тем вероятнее наличие второго :) Пусть идет