Постсоветский сервис: аэропорты России глазами иностранца
Постсоветский сервис: аэропорты России глазами иностранца
Российские аэропорты свидетельствуют, что в самой большой стране мира многое осталось неизменным со времен Советского Союза
Англичанин побывал в 9 аэропортах, разменивая бескрайние степи на бесконечную тайгу и проводя многие часы в воздухе
Российские аэропорты свидетельствуют, что в самой большой стране мира многое осталось неизменным со времен Советского Союза. Так считает журналист британского еженедельника The Economist, пролетевший по России все 11 часовых поясов от Дальнего Востока и до самой западной точки страны - Калининграда.
Англичанин побывал в 9 аэропортах, разменивая бескрайние степи на бесконечную тайгу и проводя многие часы в воздухе. "Чтобы понять современную Россию, взгляните на ее аэропорты", - пишет он. Россия произвела на него впечатление державы, застрявшей где-то между советским отношением к жизни и нынешними рыночными обстоятельствами.
Первым делом автора неприятно поразили отечественные летательные аппараты, особенно своей скрипучестью, из-за которой приземление в целости и сохранности всегда оказывается приятным сюрпризом. Cойдя на землю, он сталкивался с негостеприимностью аэропортов, которая немедленно заставляет снова подняться на борт.
Будучи похожими друг на друга как члены одной семьи, российские аэропорты наглядно демонстрируют как далеко зашла советская система в подавлении любой формы индивидуальности на всем обширном пространстве страны, считает автор. С точки зрения иностранца, по стране в целом они мрачные и отличаются безвкусицей. Однако вернувшись в столицу, журналист приходит к выводу, что аэропорты изменяются к лучшему, как и вся Россия. (полный текст на сайте Inopressa).
Шереметьево
Посетившие аэропорт впервые могут занервничать от одного вида того, как их более опытные попутчики продираются вперед, словно рвутся на футбольный матч или на бой гладиаторов. Когда самолет останавливается, или даже раньше, завсегдатаи "Шереметьева" начинают бежать сломя голову. "Шереметьево" - это война и борьба за выживание.
Международный терминал аэропорта был построен к Олимпиаде 1980 года, дабы продемонстрировать миру, что Советский Союз - современная страна. Сейчас он напоминает о повседневной серости прежнего режима (а внутренний терминал, где царит анархия, еще хуже). В иные дни очередь на паспортный контроль тянется чуть ли не до взлетной полосы.
В "Шереметьево" новичок сразу сталкивается с разнообразными породами московских любителей проходить без очереди: наглый громила; непременная бабушка; суетящаяся между всеми очередями семейка, покуда один из ее представителей не достигает заветного начала очереди.
Пограничником обычно оказывается пергидрольная блондинка на двадцатисантиметровых каблуках и в короткой юбке. Разглядев эти детали, любой начинает догадываться об уровне сервиса в России, заключает автор заметок. Отражая новую имперскую самоуверенность, бланк иммиграционной формы доступен главным образом только в русскоязычном варианте (на нем написано "раздается бесплатно", на случай, если у кого-нибудь возникнет острое желание заплатить).
Как и в случае большинства российских проблем, шереметьевского кошмара можно избежать, заплатив наличными: красивые девушки встречают vip-клиентов у входа и провожают до самой стойки. Если пассажир благополучно преодолел таможню, он оказывается в плотной толпе криминального вида таксистов. Причем в случае, когда на Ленинградском шоссе, ведущем в город, движение затруднено (а оно непременно затруднено), водитель может постараться угодить вам, продемонстрировав навыки экстремальной езды по тротуару; а если его остановит милиция, дело можно уладить переданной из рук в руки 50-рублевой купюрой.
Оказавшись на обратном пути в "Шереметьево", пассажир, чтобы добраться до своего выхода на посадку, должен будет преодолеть пугающую серию очередей. Первая начинается еще у входа в здание, и если он не проявит должной настойчивости, то так и будет стоять в одной из них даже после взлета своего самолета.
Присесть просто негде. Несчастные африканские студенты расположились табором в коридорах на втором этаже. Работники безумно дорогих киосков с едой являются живым доказательством того, что получение прибыли за счет оборота еще не стало универсальным критерием эффективности. При этом стюардессы на российских авиалиниях предлагают за разумную плату повысить вам класс обслуживания. За небольшую сумму они иногда делают одолжение курильщикам на дальних рейсах, отключая в туалете детекторы дыма.
Минеральные Воды
Чтобы добраться до этого аэропорта на Северном Кавказе, пассажиры проходят через ряд военных блокпостов, где сутулые милиционеры проверяют документы и автомобильные багажники в поисках оружия или террористов. Однако разумный террорист оставит свое оружие дома и купит новое в аэропорту, где представлен большой выбор огромных ножей и украшенных кавказских кинжалов. Можно также купить рог для питья и целую кипу изданий "Камасутры" еще брежневских времен.
Аэропорт Минеральных Вод - это последний круг ада. В советские времена, до того как регион, обслуживаемый этим аэропортом, был разорен войной федерального центра с сепаратистами, ответной "кровной местью" и новыми зверствами властей, близлежащие минеральные источники были популярным местом отдыха, сетует британский журналист.
Здание терминала несоразмерно велико для той части России, где традиционное гостеприимство и веселье сменились насилием, бедностью и коррупцией, напоминающими скорее Африку, нежели Европу. Внутри чудовищно холодно и можно встретить одичавших котов. Пол не мыли со времен перестройки, а грязь в туалетах потом долго не забывается. Табло вылета и прилета давно не работают, зато на той стене, где они расположены, горделиво полощется большая карта Советского Союза.
Владикавказ
Этот город, самим названием выражающий стремление колонизаторов "править Кавказом", находится к югу от Минеральных Вод. Раньше это была царская цитадель, а теперь город превратился в столицу Северной Осетии, одной из полуавтономных национальных республик на Северном Кавказе.
Прилегающий к Кавказскому хребту и разделенный бурной рекой Терек, Владикавказ мог бы показаться приятным, если бы не постоянные вылазки террористов и взрывы, устраиваемые противоборствующими мафиозными группировками. Осетины - христиане, если не считать некоторых остатков язычества, и традиционные союзники Москвы в борьбе с беспокойными мусульманами других республик. Как и многие другие местные народы, их соседи ингуши были депортированы Сталиным в 1944 году, а осетины заняли часть их территории, что привело к войне 1992 года.
Владикавказский аэропорт вызывает мрачные ассоциации из-за близости к Беслану - городу, ставшему известным всему миру после трагедии в сентябре 2004 года, когда захват школы террористами и последующий штурм привели к массовой гибели заложников. Дорога в аэропорт ведет через новое кладбище, на котором хоронили жертв злосчастного штурма. На могилах видны игрушки и напитки, потому что террористы не давали захваченным детям пить.
В аэропорту должны были бы уделять повышенное внимание вопросам безопасности. Однако это, похоже, не так. В частности, автор заметок обратил внимание на пару подозрительных личностей и их громадного телохранителя на территории аэропорта, которые разговаривали с сотрудником аэропорта. Последний отнес их документы в службу безопасности. "Кто они?" - спросил сотрудник службы безопасности. "Бизнесмены", - ответил служащий, после чего документы были проштампованы. Компания, судя по всему, добралась до взлетной полосы через боковую дверь, а их огромную сумку, очевидно, никто не проверял.
Калининград
У этого аэропорта есть своего рода загон для скота, в котором пассажиров держат перед тем, как выпустить на летное поле. Если понаблюдать за собравшимися, с их стандартными гангстерскими пальто и татуировками, то становится очевидно, почему Калининград имеет репутацию пристанища контрабандистов.
Раньше это был Кёнигсберг, город Канта и прославленной прусской архитектуры. После того как нацисты, британские бомбардировщики и Красная армия сделали свое дело, от довоенного Кёнигсберга мало что осталось. В таком виде город понравился Сталину, который депортировал оставшихся немцев и присоединил область к СССР. Сейчас это "островок" России посреди "моря" Европейского союза. Сложившаяся аномальная ситуация очень выгодна определенного рода бизнесменам. Помимо контрабанды, этот эксклав может похвастаться самыми большими в мире запасами янтаря и гниющим российским Балтийским флотом, заключает автор.
Кремль беспокоится о том, что поляки или немцы могут попытаться забрать Калининград обратно, но, по правде говоря, никому он особенно не нужен. Когда по загону для пассажиров распространяются ароматы водки и дагестанского коньяка, беспокойному путешественнику остается лишь надеяться, что если одна группа непредсказуемых пассажиров затеет в воздухе что-то нехорошее, другая, вероятно, сможет это пресечь.
Постсоветский сервис: аэропорты России глазами иностранца
Российские аэропорты свидетельствуют, что в самой большой стране мира многое осталось неизменным со времен Советского Союза
Англичанин побывал в 9 аэропортах, разменивая бескрайние степи на бесконечную тайгу и проводя многие часы в воздухе
Российские аэропорты свидетельствуют, что в самой большой стране мира многое осталось неизменным со времен Советского Союза. Так считает журналист британского еженедельника The Economist, пролетевший по России все 11 часовых поясов от Дальнего Востока и до самой западной точки страны - Калининграда.
Англичанин побывал в 9 аэропортах, разменивая бескрайние степи на бесконечную тайгу и проводя многие часы в воздухе. "Чтобы понять современную Россию, взгляните на ее аэропорты", - пишет он. Россия произвела на него впечатление державы, застрявшей где-то между советским отношением к жизни и нынешними рыночными обстоятельствами.
Первым делом автора неприятно поразили отечественные летательные аппараты, особенно своей скрипучестью, из-за которой приземление в целости и сохранности всегда оказывается приятным сюрпризом. Cойдя на землю, он сталкивался с негостеприимностью аэропортов, которая немедленно заставляет снова подняться на борт.
Будучи похожими друг на друга как члены одной семьи, российские аэропорты наглядно демонстрируют как далеко зашла советская система в подавлении любой формы индивидуальности на всем обширном пространстве страны, считает автор. С точки зрения иностранца, по стране в целом они мрачные и отличаются безвкусицей. Однако вернувшись в столицу, журналист приходит к выводу, что аэропорты изменяются к лучшему, как и вся Россия. (полный текст на сайте Inopressa).
Шереметьево
Посетившие аэропорт впервые могут занервничать от одного вида того, как их более опытные попутчики продираются вперед, словно рвутся на футбольный матч или на бой гладиаторов. Когда самолет останавливается, или даже раньше, завсегдатаи "Шереметьева" начинают бежать сломя голову. "Шереметьево" - это война и борьба за выживание.
Международный терминал аэропорта был построен к Олимпиаде 1980 года, дабы продемонстрировать миру, что Советский Союз - современная страна. Сейчас он напоминает о повседневной серости прежнего режима (а внутренний терминал, где царит анархия, еще хуже). В иные дни очередь на паспортный контроль тянется чуть ли не до взлетной полосы.
В "Шереметьево" новичок сразу сталкивается с разнообразными породами московских любителей проходить без очереди: наглый громила; непременная бабушка; суетящаяся между всеми очередями семейка, покуда один из ее представителей не достигает заветного начала очереди.
Пограничником обычно оказывается пергидрольная блондинка на двадцатисантиметровых каблуках и в короткой юбке. Разглядев эти детали, любой начинает догадываться об уровне сервиса в России, заключает автор заметок. Отражая новую имперскую самоуверенность, бланк иммиграционной формы доступен главным образом только в русскоязычном варианте (на нем написано "раздается бесплатно", на случай, если у кого-нибудь возникнет острое желание заплатить).
Как и в случае большинства российских проблем, шереметьевского кошмара можно избежать, заплатив наличными: красивые девушки встречают vip-клиентов у входа и провожают до самой стойки. Если пассажир благополучно преодолел таможню, он оказывается в плотной толпе криминального вида таксистов. Причем в случае, когда на Ленинградском шоссе, ведущем в город, движение затруднено (а оно непременно затруднено), водитель может постараться угодить вам, продемонстрировав навыки экстремальной езды по тротуару; а если его остановит милиция, дело можно уладить переданной из рук в руки 50-рублевой купюрой.
Оказавшись на обратном пути в "Шереметьево", пассажир, чтобы добраться до своего выхода на посадку, должен будет преодолеть пугающую серию очередей. Первая начинается еще у входа в здание, и если он не проявит должной настойчивости, то так и будет стоять в одной из них даже после взлета своего самолета.
Присесть просто негде. Несчастные африканские студенты расположились табором в коридорах на втором этаже. Работники безумно дорогих киосков с едой являются живым доказательством того, что получение прибыли за счет оборота еще не стало универсальным критерием эффективности. При этом стюардессы на российских авиалиниях предлагают за разумную плату повысить вам класс обслуживания. За небольшую сумму они иногда делают одолжение курильщикам на дальних рейсах, отключая в туалете детекторы дыма.
Минеральные Воды
Чтобы добраться до этого аэропорта на Северном Кавказе, пассажиры проходят через ряд военных блокпостов, где сутулые милиционеры проверяют документы и автомобильные багажники в поисках оружия или террористов. Однако разумный террорист оставит свое оружие дома и купит новое в аэропорту, где представлен большой выбор огромных ножей и украшенных кавказских кинжалов. Можно также купить рог для питья и целую кипу изданий "Камасутры" еще брежневских времен.
Аэропорт Минеральных Вод - это последний круг ада. В советские времена, до того как регион, обслуживаемый этим аэропортом, был разорен войной федерального центра с сепаратистами, ответной "кровной местью" и новыми зверствами властей, близлежащие минеральные источники были популярным местом отдыха, сетует британский журналист.
Здание терминала несоразмерно велико для той части России, где традиционное гостеприимство и веселье сменились насилием, бедностью и коррупцией, напоминающими скорее Африку, нежели Европу. Внутри чудовищно холодно и можно встретить одичавших котов. Пол не мыли со времен перестройки, а грязь в туалетах потом долго не забывается. Табло вылета и прилета давно не работают, зато на той стене, где они расположены, горделиво полощется большая карта Советского Союза.
Владикавказ
Этот город, самим названием выражающий стремление колонизаторов "править Кавказом", находится к югу от Минеральных Вод. Раньше это была царская цитадель, а теперь город превратился в столицу Северной Осетии, одной из полуавтономных национальных республик на Северном Кавказе.
Прилегающий к Кавказскому хребту и разделенный бурной рекой Терек, Владикавказ мог бы показаться приятным, если бы не постоянные вылазки террористов и взрывы, устраиваемые противоборствующими мафиозными группировками. Осетины - христиане, если не считать некоторых остатков язычества, и традиционные союзники Москвы в борьбе с беспокойными мусульманами других республик. Как и многие другие местные народы, их соседи ингуши были депортированы Сталиным в 1944 году, а осетины заняли часть их территории, что привело к войне 1992 года.
Владикавказский аэропорт вызывает мрачные ассоциации из-за близости к Беслану - городу, ставшему известным всему миру после трагедии в сентябре 2004 года, когда захват школы террористами и последующий штурм привели к массовой гибели заложников. Дорога в аэропорт ведет через новое кладбище, на котором хоронили жертв злосчастного штурма. На могилах видны игрушки и напитки, потому что террористы не давали захваченным детям пить.
В аэропорту должны были бы уделять повышенное внимание вопросам безопасности. Однако это, похоже, не так. В частности, автор заметок обратил внимание на пару подозрительных личностей и их громадного телохранителя на территории аэропорта, которые разговаривали с сотрудником аэропорта. Последний отнес их документы в службу безопасности. "Кто они?" - спросил сотрудник службы безопасности. "Бизнесмены", - ответил служащий, после чего документы были проштампованы. Компания, судя по всему, добралась до взлетной полосы через боковую дверь, а их огромную сумку, очевидно, никто не проверял.
Калининград
У этого аэропорта есть своего рода загон для скота, в котором пассажиров держат перед тем, как выпустить на летное поле. Если понаблюдать за собравшимися, с их стандартными гангстерскими пальто и татуировками, то становится очевидно, почему Калининград имеет репутацию пристанища контрабандистов.
Раньше это был Кёнигсберг, город Канта и прославленной прусской архитектуры. После того как нацисты, британские бомбардировщики и Красная армия сделали свое дело, от довоенного Кёнигсберга мало что осталось. В таком виде город понравился Сталину, который депортировал оставшихся немцев и присоединил область к СССР. Сейчас это "островок" России посреди "моря" Европейского союза. Сложившаяся аномальная ситуация очень выгодна определенного рода бизнесменам. Помимо контрабанды, этот эксклав может похвастаться самыми большими в мире запасами янтаря и гниющим российским Балтийским флотом, заключает автор.
Кремль беспокоится о том, что поляки или немцы могут попытаться забрать Калининград обратно, но, по правде говоря, никому он особенно не нужен. Когда по загону для пассажиров распространяются ароматы водки и дагестанского коньяка, беспокойному путешественнику остается лишь надеяться, что если одна группа непредсказуемых пассажиров затеет в воздухе что-то нехорошее, другая, вероятно, сможет это пресечь.