я тут выставлял уже в новостях Аэрофлота
ну все равно любопытно, может кто и пропустил
Кормильцы «Аэрофлота»
Как стало известно «Ведомостям», больше половины всех «транссибирских роялти» «Аэрофлоту» платят две компании — Air France и Lufthansa. В прошлом году они отдали перевозчику как минимум 3,2 млрд руб. за право летать из Европы в Азию через Россию
Доходы «Аэрофлота» по компенсационным соглашениям [с иностранными авиакомпаниями] в 2010 г. составили 6,04 млрд руб., на 10,4% меньше, чем в 2009 г., говорится в заключении ревизионной комиссии об итогах проверки деятельности «Аэрофлот» за прошлый год (копия есть у «Ведомостей»; документ подготовлен для собрания акционеров). Спад обусловлен сокращением числа рейсов, выполняемых авиакомпаниями, отмечается там же.
Речь идет о так называемых транссибирских роялти, сумма которых формируется из нескольких статей. Больше половины — 3,2 млрд руб. — приходится на доходы от передачи «Аэрофлотом» не используемых им частот (число рейсов) по транссибирскому маршруту, отмечается в кратком отчете по результатам аудита авиакомпании за 2010 г. Документ тоже подготовлен к собранию акционеров (копия есть у «Ведомостей»), и из него следует, что всю эту сумму перевозчику в 2010 г. заплатили две компании — Air France и Lufthansa. Причем первая, партнер «Аэрофлота» по глобальному авиаальянсу Sky Team, за право летать из Франции в Японию и Южную Корею через воздушный коридор над Россией отдала 2,3 млрд руб.
Транссибирские роялти появились в 1960-х гг. Считается, что именно благодаря им «Аэрофлот» прибылен. В апреле 2009 г. новый гендиректор авиакомпании Виталий Савельев заявил, что будет «избавляться от этого наркотика», правда, пока отчисляет лишь часть платежей. Из 6 млрд руб., полученных в 2010 г., он перечислил «на помощь отрасли» 2,5 млрд руб., следует из документов (примерно такие же суммы отчислялись и в прошлые годы). В итоге у перевозчика осталось 3,5 млрд руб. (или $126 млн по вчерашнему курсу), а это почти треть чистой прибыли «Аэрофлота» по МСФО за 2010 г. А ведь кроме этих платежей «Аэрофлот» получает доходы от «пульных соглашений» с назначенными перевозчиками (в 2010 г. — 8,7 млрд руб.).
Роялти — политический вопрос, перевозчик не имеет права вмешиваться, говорит представитель Lufthansa. Остается платить, тем более что лучше маршрута из Европы в Азию нет, указывает он: вряд ли кто-то из пассажиров согласится лететь из Токио во Франкфурт 20 часов через Северный полюс [путь через Сибирь почти вдвое короче]. Для Lufthansa платеж в 22 млн евро мало ощутим при EBITDA в 2 млрд евро в сегменте пассажирских перевозок. А вот у Air France этот сегмент показал убыток — 44 млн евро; получить комментарии перевозчика не удалось. Представитель «Аэрофлота» от них отказался.
Евросоюз долго, и пока безрезультатно пытается договориться с правительством России об отмене «рялти». В прошлом ноябре европейские чиновники — похоже, отчаявшись, — направили письма Германии, Франции, Австрии и Финляндии, где указали, что существующие соглашения с Россией по «транссибирским роялти» нарушают законы ЕС и их следует пересмотреть. Никакого продолжения эта инициатива не получила. Есть предварительная договоренность, что Россия пойдет на уступки после вступления в ВТО.
Читайте далее:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/261893/kormilcy_aeroflota#ixzz1QMgLbpJL