афтомобилисты, а ведь сегодня юбилей!

Lukas

Старожил
1 октября 1908 года, 100 лет назад, в США начались продажи по цене $825 ставшего одним из самых массовых в ХХ веке автомобиля "Ford Model T", известного также как легендарная "Tin Lizzie".
 
Реклама
И закончилась эра ручных произведений, а началась эра конвейерных штамповок.....:D
 
Фантастическая машина, настоящий модульный аппарат для которого строился миллион разных кузовов, а список дополнительных опций был потрясающ! Тут и четырёхклапанные головки, электрические стартеры и фонари, целый набор приводных нагнетателей. А сколько было коробок передач, и на базе стандартной планетарной, так и на базе многовальных! И всё это до двадцатых годов! Эх, Миша куда-то пропал.
 
FW сказал(а):
сегодня на автобане запечатлил коляску от Бенца Водители таких повозок изрядно нервные, всё на газ давят.
Оооххх, только на форуме появляется интересная тема про автомобили, тут же появляется фото какого-нибудь обмылка на колёсах с торчащими выхлопными трубками (Фрейд?) и начинается обсуждение прилипшего листика на капоте... (в печали, такого смайлика нету)
 
FW,
Ненавижу я современные автомобили, рассматриваю их исключительно, как средство развода на деньги простых тружеников, а весь автопром вижу как исключительно деградирующую отрасль... Сорри...
 
Форд-Т на некторых и музу насылал :)


У фордика модели Т, собственности Ли Чонга, была почтенная
биография. В 1923 году это был легковой автомобиль, принадлежавший врачу
У. Т. Уотерсу. Врач ездил на нем пять лет и продал страховому агенту
мистеру Рэттлу. Мистер Рэттл аккуратностью не отличался. Он купил
чистенькую, хорошенькую легковушку и гонял на ней как бешеный. По
субботним вечерам мистер Рэттл напивался, и машине особенно доставалось.
У нее побились и покорежились крылья, к тому же мистеру Рэттлу
приходилось часто нажимать на тормоз, отчего быстро снашивались
тормозные ленты. Их приходилось часто менять. Дело кончилось тем, что он
бежал с деньгами клиента в Сан-Хосе, где его через десять дней поймали в
обществе роскошной блондинки.
Корпус фордика был так избит, что новый хозяин отрезал половину
верха и приделал на его место кузов грузовичка.
Следующий владелец снял кабину и ветровое стекло. Он возил приманку
для рыб и любил, чтобы в дороге его обдувало. Звали его Фрэнсис Алмонс,
жизнь у него была печальная, потому что он всегда зарабатывал меньше
того, что тратил. Отец оставил ему немного денег, но от года к году, от
месяца к месяцу, как бы усердно он ни работал, как бы ни экономил,
деньги все таяли, таяли, Наконец не осталось ни цента, и он с потрохами
вылетел в трубу.
Ли Чонг взял его автомобиль в уплату за долги.
К этому времени от форда осталась одна тележка с мотором; а мотор
впал в такой маразм, что наладить его мог только первоклассный механик
своими неусыпными забо тами. Ли Чонг таким механиком не был, и фордик
почти все время дремал на задворках бакалейной лавки среди высокой
травы, и сквозь спицы его колес весело выгляды вали головки мальв. На
задних колесах шины были накачаны; передние стояли на подпорках.
Пожалуй, любой из Королевской ночлежки починил бы фордик, все они
были прекрасные механики, но Гай был механик милостью божьей. Жаль, что
о механиках нет никаких поговорок, а должны быть, вроде того, например,
как говорят о портных - "пальцы клеят". Ведь есть же настоящие
волшебники; посмотрят, постучат, что-то приладят, подкрутят, и машина
поехала. И вот таким волшебником был Гай. Его пальцы, чего бы ни
коснулись, были умны, легки, уверенны. Он налаживал в лаборатории
изящные электромоторчики. И мог бы постоянно работать механиком на
Консервке, если бы захотел; хозяева заводиков горько сетовали, если не
удавалось удвоить за год вложенный капитал; цифры в бухгалтерских книгах
застили все. Консервировать бы сардины при помощи гроссбухов - то-то
было бы счастье. И, разумеется, машины у них были дрянь: допотопные,
дышащие на ладан уродины, которым требовался постоянный уход такого
механика, как Гай.
Мак разбудил ребят пораньше. Выпили кофе и сейчас же двинулись
туда, где в густой траве дряхлел забытый всеми фордик. Спасательную
группу возглавлял Гай. Обогнули лавку Ли Чонга, он подошел к машине и
уда рил ногой по передним колесам, покоящимся на подставках.
- Ступайте попросите у кого-нибудь насос,- сказал он.- Передние
надо накачать.
Затем он опустил в бензобак длинный прут. В бензобаке, находившемся
под доской, служившей сиденьем, каким-то чудом оказалось на полдюйма
бензина. Затем Гай принялся проверять наиболее вероятные неисправности.
Снял магнето, зачистил контакт, подправил зазор и поставил магнето на
место. Снял крышку карбюратора и проверил подачу бензина. Провернул вал,
посмотрел, вращается ли он, проверил, не заржавели ли поршни в
цилиндрах.
Тем временем прибыл насос, и Эдди с Джонсом стали накачивать
передние шины.
- Там-ти-ти-там,- напевал, работая, Гай.
Он вывинтил свечи, зачистил на них контакты, достал кусок шланга.
Затем отсосал немного бензина в консервную банку, плеснул из нее в
цилиндры и ввинтил свечи на место. Выпрямившись, проговорил:
- Где бы разжиться парой батареек? Пойти, что ли, к Ли Чонгу
спросить?
Пошел Мак и сейчас же вернулся с категорическим "нет", пресекшим в
корне все дальнейшие просьбы.
Гай задумался.
- Я знаю,- наконец сказал он,- где есть батарейки, к тому же
отличные. Но сам я туда пойти не могу.
- Где они?- спросил Мак.
- У меня в погребе,- ответил Гай.- Питают током входной звонок.
Если кто может залезть ко мне в погреб, чтобы жена не засекла, то они
лежат на притолоке, слева как войдешь. Только боже упаси попасться на
глаза жене.
Обсудили, кого послать, выбор пал на Эдди. И он отправился.
- Смотри, если нарвешься на жену, меня не выдавай,- крикнул ему
вдогонку Гай. И занялся дальнейшим осмотром. Педаль сцепления чуть-чуть
не доставала до пола, значит, пока еще работает. Тормозная педаль
касалась пола - значит, тормоз не действовал. Зато педаль задней
скорости была в полном порядке. У модели Т педаль задней скорости была
палочкой-выручалочкой. Если у вас отказывал тормоз, вы тормозили,
нажимая педаль. Если барахлила низшая скорость, и машина не могла влезть
в гору, надо было развернуться, и задом наперед модель Т одолевала любой
подъем. Обнаружив, что у фордика Ли Чонга задняя скорость действует, Гай
понял, что они сегодня уедут.
Скоро вернулся Эдди с батарейками - доброе предзнаменование. Миссис
Гай была на кухне. Эдди слышал, как она там ходила, а она Эдди не
слышала. Он был по этой части специалист.
Гай подсоединил батарейки, прибавил газ и уменьшил искровой
промежуток.
- А ну, крутаните,- скомандовал он.
Этот маленький механик был настоящее чудо. Святой Франциск,
заступник всего, что движется, вертится и взрывается, всех магнето,
передач и сцеплений. Если бы когда-нибудь все отслужившие век
автомобили, все разрезанные на куски дюзенберги, бьюики, де-сото,
плимуты, американские остины и изотта-фраскини восславили господа одним
великим песнопением, то это случилось бы благодаря Гаю и его святому
братству.
Один рывок, всего один рывок ручки - и мотор заработал, чихнул и
опять заработал. Гай прибавил опережение и убавил газ. Переключил
зажигание на магнето, и фордик Ли Чонга вдруг счастливо зафыркал,
затарахтел, задергался, будто знал, что старается для человека, который
понимает его и любит.
Но было еще две закавыки юридического порядка - у автомобиля были
старые номера и не горели фонари. Задний номер как бы случайно закрыла
свесившаяся ци новка, а передний пришлось густо залепить грязью.
Снаряжение ловцов лягушек было самое примитивное - сачки на длинных
палках и несколько мешков. Местные охотники, отправляясь за город
пострелять дичь, нагружались провизией - едой и спиртным. Мак был
исключением, справедливо считая, что пищу надо везти не в лес, а из
леса. Две буханки хлеба и кувшин с остатками коктейля Эдди - вот и весь
провиант, захваченный в дорогу. Путешественники как могли расселись в
машине. За руль сел Гай, рядом примостился Мак; завернули за лавку,
выехали на пустырь, лавируя между трубами, подкатили к тротуару,
осторожно съехали с его бортика - передние шины были лысые чуть не по
всему ободу.
....
Гай свернул в переулок, который вывел их на шоссе
у Питерс-гейт как раз там, где начинается подъем на холм. Ужасающе
тарахтя, фордик полез в гору. Проехав метров пятьдесят, Гай включил
низшую передачу, он знал, что она не работает - ленты совсем износились,
но на всякий случай решил попробовать. На ровном месте фордик шел
хорошо, но подъем без низшей передачи не одолеть. Гай остановил машину,
развернулся и пустил ее вниз. Затем дал газ и включил заднюю скорость.
Задняя скорость работала. И фордик медленно, но уверенно, хоть и задним
ходом, стал взбираться на холм.
И он почти одолел подъем. Правда, вода в радиаторе закипела, но
знатоки в один голос утверждали, что модель Т, если не закипит - не
поедет.
Давно пора написать серьезное исследование о моральном, физическом
и эстетическом воздействии модели Т на американскую нацию. Два поколения
американцев разбирались в ее сцеплении сто крат лучше, чем в собственных
гениталиях, а ее планетарный механизм, в отличие от солнечных систем
вселенной, знали как свои пять пальцев. С появлением модели Т принцип
частной собственности был существенно подорван. Плоскогубцы и отвертки
стали общественным достоянием, а владельцем насоса считался тот, кто
последний раз им пользовался. Большинство младенцев того времени были
зачаты в салоне этой машины, и немалое их количество было рождено там
же. Англо-саксонское понятие домашнего очага так сильно деформировалось,
что до сих пор не может вернуться к исходному состоянию.
Фордик усердно лез вверх, вот уже позади поворот на дорогу "Пик
Джека", осталось преодолеть последний крутой участок, и тут мотор
поперхнулся, захрипел, задышал с трудом и смолк. Стало очень тихо. Гай
пустил машину вниз, проехали метров пятнадцать и свернули на "Пик
Джека".
- Что случилось?- спросил Мак.
- Думаю, карбюратор,- ответил Гай.
От высокой температуры мотор сипел и свистел, из сливной трубы била
горячая струя пара и шипела, как аллигатор.
Карбюратор модели Т имел простое устройство, но не мог действовать,
если чего-нибудь в нем не хватало. В нем есть игольчатый клапан, кончик
иглы которого должен сидеть в своем седле, если же он не сидит,
карбюратор не работает.
.....



http://www.lib.ru/STEJNBEK/konserv.txt
 
Машинка конструктивно во многом очень архаичная, даже на время создания.

Но... она перевернула все представления об автомобилизации, да и мобильности людей вообще.

Кстати именно Форд-Т утвердил в США стандарт на левое расположение руля.

Пкк сказал(а):
а список дополнительных опций был потрясающ! Тут и четырёхклапанные головки, электрические стартеры и фонари, целый набор приводных нагнетателей
Список то опций, как раз был никаков. Известнейшее изречение Генри Форда на эту тему, в вольном изложении - вы можете купить у нас любой автомобиль, при условии, что это будет чёрный Форд-Т. Всё было предельно минимизировано, для сокращения издержек, в том числе и число каких либо модификаций и даже цветов. Но, массовый автомобиль Форд-Т породил целую индустрию, по строительству на его базе всевозможных модификаций и по "улучшению" исходного агрегата, но к Форду отношения ни имевшую. Психология то с тех времён мало поменялась, куча народа, сейчас покупая автомобиль за очень скромное количество денег, тратит ещё потом много денег на его "улучшение". Так же было и тогда.
 
Реклама
Миша,
Естественно, всё это были сторонние фирмы. Самое смешное, что запчасти для Т выпускаются до сих пор, но это уже индустрия для хот-роддеров, которые продолжают строить и строить свои жестянки Лиззи.
 
Назад