Как говорится, история не имеет сослагательного наклонения. Однако любой серьёзный администратор, военачальник, политик или бизнесмен перед принятием важного решения рассматривает несколько альтернативных вариантов. Зачастую от того, какое решение он примет, ход истории может существенно измениться. И не всегда в худшую сторону.
В авиации та же картина. Это можно увидеть на конкретных примерах.
Итак, альтернатива № 1 – в 1965 вместо Ту-154 в разработку принят Ил-74. К каким последствиям это могло привести?
Во-первых, самолёт был бы готов раньше. Его бы не пришлось создавать с чистого листа, как Ту-154. Вовсю бы использовались заделы по Ил-62. В результате перевооружение гражданского флота началось бы на 2 – 4 года раньше. Внезапное снятие с эксплуатации Ан-10 пережилось бы не так болезненно. С другой стороны у Ту-134 не было бы шансов на такой же крупный тираж, как в реальности.
Во-вторых, на Ил-74 изначально стояли двигатели Д-30. Вместе с более ранним созданием это открывало бы неплохие перспективы для проникновения на мировой рынок.
В самом деле, за границей первые варианты Ту-154 с НК-8-2 покупали неохотно. Картина изменилась в 1985, когда появилась модель Ту-154М с Д-30. А что было бы, если бы подобный самолёт появился на 15 – 18 лет раньше. Думается, он бы серьёзно потеснил Boeing 727 на рынках Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Австралии, Японии, и, возможно даже, Западной Европы и Северной Америки. Про соцлагерь и Третий мир просоветской ориентации и говорить не приходится.
Несмотря на то, что доходами от экспорта распоряжались бы по своему усмотрению госчиновники, данный ход событий заметно стимулировал бы развитие отечественных гражданских проектов. Думается, даже в случае хаоса 1990х, отечественный авиапром был бы обеспечен заказами.
Однако у этой альтернативы есть и отрицательные последствия. Внедрение Ил-74 отняло бы у ильюшинцев много сил. Их бы не осталось на продвижение проекта Ил-76.
В авиации та же картина. Это можно увидеть на конкретных примерах.
Итак, альтернатива № 1 – в 1965 вместо Ту-154 в разработку принят Ил-74. К каким последствиям это могло привести?
Во-первых, самолёт был бы готов раньше. Его бы не пришлось создавать с чистого листа, как Ту-154. Вовсю бы использовались заделы по Ил-62. В результате перевооружение гражданского флота началось бы на 2 – 4 года раньше. Внезапное снятие с эксплуатации Ан-10 пережилось бы не так болезненно. С другой стороны у Ту-134 не было бы шансов на такой же крупный тираж, как в реальности.
Во-вторых, на Ил-74 изначально стояли двигатели Д-30. Вместе с более ранним созданием это открывало бы неплохие перспективы для проникновения на мировой рынок.
В самом деле, за границей первые варианты Ту-154 с НК-8-2 покупали неохотно. Картина изменилась в 1985, когда появилась модель Ту-154М с Д-30. А что было бы, если бы подобный самолёт появился на 15 – 18 лет раньше. Думается, он бы серьёзно потеснил Boeing 727 на рынках Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Австралии, Японии, и, возможно даже, Западной Европы и Северной Америки. Про соцлагерь и Третий мир просоветской ориентации и говорить не приходится.
Несмотря на то, что доходами от экспорта распоряжались бы по своему усмотрению госчиновники, данный ход событий заметно стимулировал бы развитие отечественных гражданских проектов. Думается, даже в случае хаоса 1990х, отечественный авиапром был бы обеспечен заказами.
Однако у этой альтернативы есть и отрицательные последствия. Внедрение Ил-74 отняло бы у ильюшинцев много сил. Их бы не осталось на продвижение проекта Ил-76.