Ан-2 полярный

    cloudy-joe

    Старожил
    Да, к слову, автор этой памятки - Илья Павлович Мазурук.

    А вообще одна из первых книг, посвященная особенностям полетов в Арктике, это:
    Дубравин, А. И. Самолеты в арктических условиях [Текст] / Инж. А. И. Дубравин ; Под ред. А. М. Лаврова, С. Э. Столярского. - Ленинград ; Москва : Онти. Глав. ред. авиац. лит-ры, 1936 (Л. : тип. им. Евг. Соколовой). - Обл., 132 с., 4 вкл. л. карт. : ил.; 19х13 см.

    К сожалению, у меня этого издания нет. Но краткое содержание, утянутое из интернета, таково:
    Содержание: I. Арктический район полетов. Обзор Северного Ледовитого Океана. Ледовое состояние. Снеговой покров. Метеорологические данные. II. Самолеты в Арктике. Первые полеты. Полеты Амундсена. Полеты Чухновского. Полеты советских и иностранных летчиков с 1925 по 1929 год. Полеты советских и американских самолетов в Чукотском море в 1929-1930 гг. Полеты советских и иностранных летчиков с 1930 по 1934 гг. Полеты советских летчиков в связи с гибелью парохода `Челюскин` в 1934 г. Зимние перелеты советских летчиков в 1935 г. Общая характеристика развития арктических полетов. III. Конструкции самолетов. Общие сведения. Элементы конструкции самолета. Винтомоторная группа. Требования к арктическим самолетам. IV. Эксплоатация и обслуживание самолетов. Характеристика аэродромов. Характеристика условий полета и посадки самолетов. Характеристика условий полетов. Условия постановки и хранения самолета на аэродроме. Подготовка самолета к старту. Способы запуска авиационных двигателей. Снаряжение самолета. Постановка самолета на корабль. Обширный иллюстративный материал: экспедиционные фотографии арктических ландшафтов, самолетов в эксплуатационных и нештатных условиях, на стоянках, в моменты аварий, выполнения работ и пр. А также: многочисленные рисунки элементов самолетных конструкций, двигателей, вспомогательного оборудования и материалов, справочные таблицы, графики восхода и захода солнца и сумерек в Арктике, поясняющие и конструктивные схемы, представлены рисунки и схемы одежды и обуви для работы в Арктике. На отдельных разворачивающихся вклейках: карты полетов советских и американских летчиков; маршруты воздушных экспедиций по спасению челюскинцев.

    52770505.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Интересная книга! Если бы попалась, с особым вниманием читал бы про то, как один летчик в самолете к месту Челюскина выходил и потом обратно возвращался?
    В общем и примерно понятно, а интересны детали.

    Да, к слову, автор этой памятки - Илья Павлович Мазурук.
    Про Мазурука с детства слышал и читал. Например у Анатолия Маркуши "Вам взлет", миниатюра "Причал видно".
    Позволю себе привести сокращенный отрывок здесь, хотя наверняка участники темы хорошо его знают.
    "Над Архангельском висел туман, плотный, серый и скользкий.
    ... Мы с командиром эскадрильи собрались уже уходить из диспетчерской, когда динамик, тоненько свистнув, заговорил вдруг совсем по-домашнему.
    -- Привет, Гоша, как у тебя видимость?.. Ты мне конкретно скажи -- причал из окна виден или не виден? Только не ври.
    Вздрогнув от неожиданности, диспетчер отвечал своему воздушному корреспонденту:
    -- Причал чуточку виден, но, пожалуйста, не вздумайте садиться. Я за вашу посадку отвечать не буду. Разрешения не даю. Имейте в виду, ничего не
    видно. Понимаете -- туман!..
    -- А ты, Гоша, не волнуйся, не порть нервы. Включи лучше приводную.

    Через десять минут в диспетчерской появился коренастый, седой, очень загорелый человек. Вошел -- и сразу в диспетчерской стало тесно.
    -- Ну вот, Гоша, ничего не случилось. А ты говоришь -- ответственности не принимаю! Не такой уж злой туман, бывает хуже.
    -- Илья Павлович, так вы же учитывайте -- есть инструкция. Не я ее выдумал, не я ее утвердил, а выполнять -- мне полагается,-- защищался диспетчер.
    Командир корабля был известный полярный исследователь, неутомимый арктический пилот, частый гость полюса, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук."

    От себя добавлю предположение - аэродром, наверное, это Кегостров в Архангельске. Ныне не существующий.
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Реконструкция Ан-2 полярного началась.
    Примерно так выглядели первые две машины машины СССР-Н546 зав. 10047304 и СССР-Н545 зав. 10147301 на Северном полюсе.
    Эти самолеты в 1950 году с 15 июня до 26 ноября выполнили большое число полетов в Арктике по заданию Главсевморпути с налетом более 400 часов каждый, фактически пройдя эксплуатационные испытания и открывшие дорогу в Арктику и Антарктиду другим Ан-2 полярным! Уже в следующем 1951 году Полярная Авиация получила сразу пятнадцать Ан-2 полярных!
    Эти машины имели рядное размещение приборов, ГПК-46 с трубкой Вентури, Т-образную антенную мачту с двумя лучевыми антеннами, не было ещё штыревой антенны командной УКВ радиостанции. Отсутствовали светофильтры на фонаре, не было вентиляторов в кабине, на рабочих местах штурмана и бортрадиста пока размещен минимум приборов.
    Антенны РВ размещены: передняя под крыльями, задняя чуть позади двери.

    Н545_Н546_СП21_справа.jpg


    Н545_Н546_СП21_спереди.jpg
     
    Последнее редактирование:

    cucullus

    __
    На одной из первых фотографий восхитительное изображение пингвина с подписью "арктика" ;))
     

    Gav_kot

    Старожил
    На одной из первых фотографий восхитительное изображение пингвина с подписью "арктика" ;))
    Это так. Народ разнообразил окраску и картинки на самолетах как мог и как умел. И был смысл во всем этом нам уже и не всегда понятный.
    Главное народ был геройский! (y)
     

    Gav_kot

    Старожил
    В Инструкции по эксплуатации авиационного, электро- и радиооборудования самолета Ан-2 издания 1959 года есть замечательная картинка кабины Ан-2 от первой до 125-164 серий. Полагаю, что кабина Ан-2 полярного до 1959 года в основном соответствовала показанному на картинке. Вот она:

    Ан-2_Кабина_первых_серий.jpg


    Похоже, что приборная панель не изогнутая, с отогнутой нижней частью для удобства чтения показаний приборов, а плоская. Такая же была на Ан-2М.
    Есть и внешний вид приборов, на который можно ориентироваться при реконструкции внутреннего вида Ан-2 полярного.
     

    Gav_kot

    Старожил
    Похоже общая численность Ан-2 в Полярной Авиации периода УПА ГУСМП (1949-1959 гг.) была несколько большей, чем я с помощью форумчан указал в сообщении:
    https://aviaforum.ru/threads/an-2-poljarnyj.44910/page-5#post-2129614

    Их в том списке указано 56. Все самолеты - модификации Ан-2Т с двигателем АШ-62ИР и винтом В-509А-Д7 (четырёхлопастный с саблевидными деревянными лопастями).

    Дополнительно на сайте Полярная почта числятся два Ан-2Т серии 126 и один серии 127, полученные от промышленности в 1959 году:
    Ан-2Т СССР-04300 зав. № 112647301 5-я Комплексная Антарктическая экспедиция, получен от АП 14.10.59
    Ан-2Т СССР-04301 зав. № 112647309 Чукотский АО, получен от АП 18.12.59
    Ан-2Т СССР-4325 зав. № 112747316 Чукотский АО, получен от АП 18.12.59
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Заменил картинки реконструкции Ан-2 СССР-Н546 и СССР-Н545 на Северном полюсе в этом сообщении:
    https://aviaforum.ru/threads/an-2-poljarnyj.44910/page-7#post-2131801

    В предыдущем варианте были неточности:
    - нарисован флаг СССР, которого на полярных Ан-2 не было, кроме тех, которые отправлялись в Антарктиду, и то не на всех; флаг убран;
    - заводские номера не соответствовали этим самолетам, указаны реальные номера желтым цветом на киле побортно;
    - антенные РВ перенёс переднюю под крыло, заднюю немного позади двери.
    Строго говоря, на первых Ан-2Т полярных не было и надписи ПОЛЯРНАЯ АВИАЦИЯ под фонарём, она появилась позднее. Но оставил текстуры с этой надписью, т.к. позже она всё-таки появилась.
     
    Последнее редактирование:

    cot

    Старожил
    Заменил картинки реконструкции Ан-2 СССР-Н546 и СССР-Н545 на Северном полюсе в этом сообщении.
    https://aviaforum.ru/threads/an-2-poljarnyj.44910/page-7#post-2131801

    В предыдущем варианте были неточности:
    - нарисован флаг СССР, которого на полярных Ан-2 не было, кроме тех, которые отправлялись в Антарктиду, и то не на всех; флаг убран:
    - заводские номера не соответствовали этим самолетам, указаны реальные номера желтым цветом на киле побортно.
    Строго говоря, на первых Ан-2Т полярных не было и надписи ПОЛЯРНАЯ АВИАЦИЯ под фонарём, она появилась позднее. Но оставил текстуры с этой надписью, т.к. позже она всё-таки появилась.
    Странно - причина отсуствия флага? Шпионили?
     

    Gav_kot

    Старожил
    Странно - причина отсуствия флага? Шпионили?
    Где-то прочел, что в то время флаг СССР не рисовали ни на каких самолетах. Его наносили только на тех машинах, которые летали за границу или работали там, в частности, в Антарктиде.
     

    111

    Старожил
    на арктических ан-2 еще было отличие - по левому борту отсека под аккумулятор не было.
    аккумуляторы находились за 15 шп. по левому борту две шт. один над другим.
    Так было на моей 3.