К вопросу о непонятно зачем заретушированных антеннах А-100 на новом фото, при этом явно видимых на официальных снимках с первого полёта — обеспечивающих функционирование новых цифровых линий связи с воздушными и наземными объектами и командными пунктами.
Из статьи
А.В. Комяков, генеральный директор ФНПЦ ФГУП «НПП «Полет», к.т.н.
В.А. Зайцев, главный конструктор антенно-фидерных систем ФНПЦ ФГУП «НПП «Полет»
"АВИАЦИОННАЯ АНТЕННАЯ ТЕХНИКА ФНПЦ ФГУП «НПП «ПОЛЕТ»: ОТ АНТЕНН ДО АНТЕННЫХ РЕШЕТОК И ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ АВИАЦИИ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ",
журнал «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 3–2011.
Привожу цитату с некоторыми моими дополнениями и расшифровками аббревиатур (по данным других открытых публикаций ФГУП «НПП «Полёт»).
Видимые антенные решётки А-100 имеют другую конфигурацию, но их физический смысл, как представляется, аналогичный:
множественность антенн увеличивает энергопотенциал каналов связи, а их распределённое расположение обеспечивает надёжность радиосвязи в различных пространственных положениях самолёта.
На всякий случай: "радиорелейная" не означает наличие реле в каналах связи ). Это от другого значения слова relay — "передача эстафеты", одно из изложений физического смысла РРС в доступной форме можно прочитать здесь:
Принцип радиорелейной связи её достоинства и недостатки..
АРФА-РРС (Антенная Решётка Фазированная Авиационная для РадиоРелейной Связи). Бортовая ФАР с электронным наведением луча — семиэлементная антенная решётка,
где не предусмотрено отключение излучателей, которые не вносят вклад в главный лепесток диаграммы направленности (ДН). Представляет собой группу из 7 антенн АМЗ-А с блоком управления лучом и обеспечивает повышение энергопотенциала канала радиосвязи. Формирование главного луча ДН и его направления осуществляется блоком управления лучом. Устойчива к воздействию внешних факторов по ГОСТ РВ 20.39.304-98 для группы аппаратуры 3.2.1.
Решётка применяется для связи в радиорелейных каналах на широкофюзеляжных самолётах, летающих, как правило, с малыми кренами.
АРФА-МВ — девятиэлементная антенная решётка, в которой пять излучателей размещаются сверху фюзеляжа, а четыре — снизу. Такое размещение излучателей в решётке обеспечивает наиболее эффективный разнесённый прием и передачу с синфазным сложением сигналов, за счёт чего
существенно увеличивается энергетика канала связи в заданных направлениях и уменьшается влияние многолучевого распространения радиоволн на надёжность радиосвязи.
АРФА-ЗВ ("Зэ Вэ", а не "три Вэ") — десятиэлементная радиосвязная ФАР, в которой предусмотрено разделение элементов на две группы. Первая группа из пяти излучателей устанавливается в носовой части самолёта, вторая группа из пяти излучателей — в хвостовой.
В зависимости от тангажа самолёта происходит подключение одной из групп излучателей.
Пример размещения элементов антенной решётки АРФА-РРС
Типовая диаграмма направленности антенной решётки АРФА-РРС