Авиационное происшествие с БВС вертолетного типа ТРН-01 RA-174ЕР произошло при выполнении полета днем в автоматическом режиме управления вследствие отказа двигателя в полете.
Способствующими факторами отказа, наиболее вероятно, явились:
- низкая эксплуатационная надежность двигателя при его работе на режимах, близких к максимальным;
- невыполнение требований регламента технического обслуживания на двигателе в процессе длительного хранения воздушного судна;
- непроведение контрольно-восстановительных работ на двигателе в процессе его эксплуатации.
4. Недостатки, выявленные в ходе расследования
Недостатки, выявленные в ходе расследования приведены в тексте окончательного отчета.
Кроме того:
4.1. Заводской номер двигателя (№ ЗК251823729), указанный в паспорте, не соответствует номеру (№ 50712220820) в формуляре двигателя.
4.2. В отступление от приложения Б РЛЭ после замены узлов и агрегатов двигателя при выполнении его опробывания 14.09.2024:
- пришвартовывание БВС не производилось;
- при выполнении прогрева двигателя допустимый диапазон оборотов автоматикой БВС не выдерживался (РЛЭ установлены обороты 3600±20 об/мин, зафиксировано – 3600–68 +86 об/мин);
- при выполнении проверки управляемости на взлетном режиме работы двигателя диапазон изменения его оборотов превышал допустимые (при установленных 6750±20 об/мин выдерживались 6750–184 +154 об/мин).
4.3. Назначенный ресурс двигателя РМЗ-551Мi, указанный в формуляре двигателя (100 ч), не соответствует назначенному ресурсу, регламентированному Руководством по технической эксплуатации ТРМ.01.0000-000-000РЭ (Вертолет т двигатель, книга 1) – 60 ч.
4.4. В разделах РЛЭ выявлены несоответствия:
- максимально допустимых оборотов двигателя (в табл. 8.1 – 7300 об/мин, на рис. 8.19 –7100 об/мин);
- массы целевой нагрузки БВС (п. 2.3 – 75 кг, в п. 1.2.4 и п. 7.3.2 – 78.5±5 кг).
4.5. Разрешение на эксплуатацию БВС выдано АО «АСЦ «СибНИА-ТЕСТ»28 без учета конструктивных недостатков двигателя (периодическая индикация аварийных сигналов на табло отказов), проявляющихся на БВС данного типа в каждом полете.
4.6. В отступление от ГОСТ Р29 58849-2020 в АО «НПП «Стрела» по всем выявленным при испытаниях дефектам и недостаткам БВС мероприятия по их устранению не разработаны и не внедрены.