Авиационное происшествие (авария) с ЕЭВС самолетом ТР-301 RA-40462 произошло при выполнении захода на посадку, наиболее вероятно, из-за «зависания оборотов» двигателя в районе режима «малый газ», что привело к необходимости выполнения вынужденной посадки, при которой произошло капотирование самолета.
«Зависание оборотов» могло произойти по одной из двух нижеперечисленных причин: − в результате деформации в полете тяги управления двигателем вследствие допущенных конструктивных ошибок и производственных дефектов (некачественно выполненной сварки) при ее изготовлении и установки на самолет − в результате забивки фильтроэлементов топливной системы двигателя продуктами жизнедеятельности микробиологических загрязнений и продуктами коррозии вследствие использования топлива не допущенного к заправке ВС; − допуск к эксплуатации двигателя, который перед установкой на самолет находился в законсервированном состоянии в течение срока, значительно превышающего допустимый.
Недостатки, выявленные при расследовании:
- отсутствует необходимая квалификационная отметка для допуска к эксплуатации самолета ЕЭВС ТР-301 в свидетельстве частного пилота.
- полет выполнялся без уведомления с органами ОВД и разрешения от органов местного самоуправления.
- полеты выполнялись с посадочной площадки, эксплуатация которой была временно приостановлена.
При проверке эксплуатационно-технической, пономерной и судовой документации ЕЭВС самолета ТР-301 RA-40462 установлено:
− документы, подтверждающие выполнение всех видов технического обслуживания (оформленные карты-наряды), не представлены, пономерная документация (формуляр воздушного судна, формуляр двигателя) не заполнена, налет ВС и наработка двигателя не оформлялись;
− не фиксировались отказы и неисправности, выявленные в полете, отсутствует учет заправляемого топлива и масла, их остатков после полета
− от Южного МТУ Росавиации, выдавшим сертификат летной годности ЕЭВС самолета ТР-301 RA-40462, в комиссию представлен комплект эксплуатационно-технической документации (руководство по технической эксплуатации (РТЭ) и руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) без необходимых подписей руководителей МТУ;
− при эксплуатации самолета производилась заправка топливом, не допущенным к заправке воздушных судов;
− заправка топливом производилась из емкости, не имеющей паспорта на эксплуатацию; − в РТЭ применяемая марка масла не указана; − на ВС отсутствовал аварийный радиомаяк (в формуляре ВС и в перечне оборудования записан маяк KANNAD без номера);
Установка двигателя «Вальтер» М-601-Б(8)-1 вместо АШ-62 была произведена с недостатками:
− применение некондиционной тяги управления двигателем;
− отсутствие или некачественная контровка агрегатов топливо-регулирующей аппаратуры двигателя, отсутствие заглушек на штепсельных разъемах;
− при проведении сертификации ЕЭВС самолета ТР-301 RA-40462 в Центре ООО «Центр сертификации Приволжский аэрорегистр», расположенном в г. Ростов-на-Дону, специалистами центра не были проведены работы по оценке разработки, изготовления и установки на самолет тяги управления двигателем.
Затянутые сроки проведения исследований кондиционности отобранных из топливной системы самолета проб топлива по причине отсутствия финансирования.