Алексей Кочемасов:
Интересное.
Многие наверное уже в курсе, что вчера, "...воздушное судно Ан-26, RA-26662, выполнявшее чартерный рейс по маршруту "Сабетта — Утренний", ("Утренний", это аэропорт примерно в 100 км северо-восточнее Сабетты) произвело жесткую посадку вблизи поселка..."
В общем не долетел примерно километр Аннушка. Погода на момент события была не "экстремальная". Нижний край облачности 90 метров, видимость 2-2,5 км. Снег.
Как обычно (уже становится традицией) мне пришла куча вопросов, как от СМИ ("А прокомментируйте...?"), так и от обычных людей, никак не связанных с авиацией, но живо ей интересующихся.
"Ну как же так?", "Неужели они не видели?", "А разве Ан-26 может при таких условиях выполнять посадку?", "Почему не ушли на второй круг?" И все в том же духе.
Как всегда, точную картину аварии, можно будет восстановить только после полного расследования произошедшего (снятия и расшифровки самописцев параметров полета, прослушивания переговоров в кабине, показания и объяснения экипажа (слава Богу все живы!)) А пока только домыслы и анализ.
Характер и результат происшествия, говорит о том, что с очень большой вероятностью, экипаж на последнем этапе полета стал "искать землю".
"Искать землю" Это выражение, уже много десятилетий, является печальным мемом в авиации. По этой причине, произошло несчётное количество аварий и катастроф по всему миру! Давайте же разберемся, что же это за "напасть такая проклятая"?
Но прежде всего, несколько пояснительной информации.
Итак, выполнение посадки при не очень хорошей, а так же при совсем говняной погоде регламентируется строгими правилами, а именно: "допуском к посадке при метеорологическом минимуме погоды" (о "минимумах" я уже писал неоднократно, поэтому не стану углубляться в подробности), напомню лишь, что существуют всего три "минимума": Минимум экипажа, минимум самолета и минимум аэропорта. (т.е. это те минимальные условия погоды, при которых экипаж имеет право совершить посадку.) Если какой-то из этих 3х минимумов (допусков) выше фактической погоды, то экипаж не имеет права на выполнение посадки. Например минимум экипажа при котором экипаж имеет права на посадку - 15х175 (15 метров нижний край облачности и 175 метров горизонтальной видимости), а минимум аэропорта 60х800, то при фактической погоде 40х500 ни о какой посадке не может быть и речи! Или так. Минимум экипажа 50х550, минимум аэропорт 30х400, а самолет допущен только при погоде не хуже 60х800, то точно так же, посадка не может быть осуществлена. Ну и т.д.
Самолет Ан-26 допущен к выполнению посадки при погоде не ниже 50х550 (50 метров нижний край облачности, 550 метров горизонтальная видимость) Экипаж так же, был допущен к посадке при такой погоде. Аэропорт тоже. Т.е. все три ограничительных параметра соответствовали условиям, при которых заход на посадку являлся правомерным ! (напомню, погода была 90х2400)
Ну а теперь самое интересное!
Перед началом снижения, экипаж Ан-26 уже имеет информацию о фактической погоде "Утреннего". КВС проводит предпосадочный брифинг (как будут заходить, на какую полосу, кто пилотирует, как уходить на второй круг, какие особенности, на что обратить особое внимание и т.д.) Все работает, всё идет по плану.
Самолет продолжает снижение (находясь в облачности или войдя в облака), видимость полностью отсутствует, за кабиной сплошное белое марево. Заход выполняется только по приборам.
В установленных местах (удаление и высота) экипаж производит выпуск закрылков и шасси. Штурман точно и грамотно выводит самолет на посадочную прямую. Статус воздушного судна соответствует конфигурации стабилизированного захода. (высота, удаление, скорость, режим работы двигателей). Самолет снижается по глиссаде.
1000 метров - на курсе, на глиссаде! 500 метров - на курсе на глиссаде! 200 метров (дальний привод! В кабинете раздаются прерывистые звуковые сигналы в виде звонков) На курсе, на глиссаде...