АП произошло в результате выполнения вынужденной посадки вертолета с двумя неработающими двигателями на лесной массив, что привело к значительному повреждению ВС.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы:
- попадание постороннего предмета в ГВТ правого двигателя при заходе на посадку, что послужило причиной выключения двигателя экипажем на высоте 180 м (до выключения экипажем правого двигателя параметры его работы не превышали предельно допустимых). Природу предмета, попавшего на вход правого двигателя, установить не представилось возможным;
- отказ* агрегата НР-3ВМ левого двигателя в виде зависания механизма разворота углов направляющего аппарата из-за заклинивания золотника во втулке приёмника давления, приведший при выходе двигателя на ЧР после выключения правого двигателя к возникновению эффекта помпажа с последующей потерей мощности. Причиной заклинивания золотника приёмника давления агрегата НР-3ВМ явилась эксплуатация на топливе с повышенным содержанием частиц загрязнителя. Источник загрязнений установить не представилось возможным;
- отсутствие контроля со стороны экипажей за режимами работы двигателей в предыдущих и аварийном полетах;
- отсутствие контроля за работоспособностью авиационной техники по СОК (действующая в эксплуатации программа экспресс-анализа информации СДК-8 вертолетов Ми-8МТВ не позволяет обнаруживать колебания частоты вращения роторов турбокомпрессоров двигателей и температуры газов более допустимых).
Действия КВС на заключительном этапе полета не соответствовали положениям РЛЭ вертолёта Ми-8МТВ при выполнении посадки с двумя неработающими двигателями: при отказе двигателей КВС допустил падение частоты вращения НВ перед посадкой до 75%, что обусловило приземление ВС с повышенной вертикальной скоростью снижения.
____________________________________________
* Признаки отказа начали проявляться задолго до дня авиационного происшествия (с 09.02.2017).
Недостатки, выявленные в ходе расследования:
- В пооперационной ведомости на выполнение периодического ТО по форме Ф-2 отсутствует наработка вертолёта и количество посадок;
- Вертолёт не оборудован штатной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, одобренной разработчиком ВС;
- Намотка звуконосителя бортового магнитофона П-503Б составляет менее половины объёма, рекомендуемого производителем для эксплуатации магнитофона;
- При исследовании агрегата НР-3ВМ № 16403908534 правого двигателя ТВ3-117ВМ № 7087883100405 выявлено, что величины зазоров между плунжером и втулкой ротора, золотниковых пар приемника командного давления и клапана аварийного отключения СМ не соответствуют требованиям РКР (ремонт производился в АО «218АРЗ»);
- При исследовании обнаружены некорректные регулировки в эксплуатации упоров положения направляющих аппаратов насоса-регулятора НР-3ВМ № 18110050078 и нижнего гидроцилиндра 0780839180-01 № ВМ38071 левого двигателя, вызывающие асинхронную работу механизма поворота НА.
Особенностями и недостатками организации системы топливообеспечения оперативных аэродромов и посадочных площадок, как правило, являются:
- отсутствие обязательной сертификации ТЗК;
- недостаточный контроль качества топлива при заправке ВС;
- большое разнообразие применяемых несертифицированных средств заправки;
- практическое отсутствие технического обслуживания средств заправки в части контроля фильтроэлементов;
- отсутствие контроля за средствами доставки топлива.
Система ограничения температуры газов перед турбиной двигателя ТВ3-117ВМ является устаревшей и оказалась неэффективной при помпаже левого двигателя.