Краткая история авиационной охраны лесов
Первые опыты по воздушной охране лесов были проведены в нашей стране в 1931 году Г.Г. Самойловичем и С.П. Румянцевым. Целью опытов было установление возможности обнаружения и определения точного местонахождения пожаров с воздуха. 7 июля 1931 года с аэродрома города Урень Горьковской области в воздух поднялся самолет - биплан По-2. С этого момента в СССР началась история авиационного патрулирования лесов.
В 1932-1935 годах опыты по воздушному патрулированию были продолжены в Карелии, на Урале и Дальнем Востоке. Сообщения о лесных пожарах сбрасывались с биплана с помощью вымпела в ближайшие к пожару населенные пункты, а затем поступали в леспромхозы.
Для начала 1930-х годов место пожара определялось с достаточно высокой степенью точности, ошибки колебались от 200 метров до 3 километров. В результате первых опытов по обнаружению огня с воздуха были выработаны правила организации и проведения авиапатрулирования, основные положения которых действуют и до настоящего времени.
В результате были выработаны правила организации и проведения авиапатрулирования, основные положения которых действуют и до настоящего времени.
Было установлено, что для выполнения этих работ нужны работники особого профиля, поскольку специалисты лесного хозяйства, не имея специальных навыков, не могли справиться с задачей точного определения места пожара и составления его схемы, а авиаторы без лесного образования не могли грамотно определить параметры, составить характеристику пожара и тактический план его тушения. Так определилась необходимость в создании новой профессии, получившей название «летчик-наблюдатель» или «летнаб», которые должны иметь специальное лесохозяйственное образование и необходимую авиационную подготовку.
Вторым направлением в воздушной охране лесов было применение самолетов как средства транспорта для быстрой доставки к пожару рабочих со средствами тушения. Первые же опыты по высадке парашютистов, проведенные в 1934-35 гг. под руководством Г.А. Мокеева, оказались весьма успешными.
В 1936 году в СССР был создан Всесоюзный трест лесной авиации. Задачи, стоящие перед авиаотрядами, расширялись и росли вместе с планами страны. В этом же году была создана первая парашютно-пожарная команда, принявшая участие в борьбе с лесными пожарами. Парашютисты-пожарные в большинстве случаев высаживались у населенных пунктов для привлечения на помощь местного населения.
К концу 1930-х годов кроме охраны лесов от пожаров Всесоюзный трест лесной авиации занимался аэровизуальным обследованием, обслуживанием лесосплавов, аэрофотосъемкой лесосырьевых ресурсов.
В дальнейшем организованные авиаотряды треста лесной авиации Наркомлеса СССР и авиагруппы Главлесоохраны располагали своими самолетами, кадрами, имели свою аэродромную сеть, технические средства обслуживания и ремонта самолетов. Работы по авиапатрулированию в этот период стали проводиться регулярно и во всевозрастающих объемах. К началу Великой Отечественной войны авиапатрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов типа ПО-2, Ш-2, В годы войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины, многие из них связали всю свою жизнь с авиалесоохраной - Поздеева Н.А., Бекряшева Г.В. и другие, а Груздова Е.П. продолжала трудиться в авиалесоохране до 60-х годов. Особенно нужно отметить летчика-наблюдателя набора 1943 года Олехнович Гертруду Терентьевну, в дальнейшем штурмана Аэрофлота, рекордсменку СССР и мира.
В январе 1947 года в состав авиагруппы Главлесоохраны входило 3 авиаотряда с базировкой в г. Загорск Московской области (командир Боголепов В.И.), г. Семенов Горьковской области (командир Тимофеев А.Г.) и г. Соликамск Молотовской области (командир Яковлев В.Ф.).
В довоенные и послевоенные годы в СССР происходит ряд структурных преобразований, которые значительно расширили функции лесной авиации и зону ее деятельности. В 1948 году Минсельхоз СССР организовал 7 авиабаз: Северную, Центральную, Уральскую, Западно-Сибирскую, Иркутскую, Якутскую и Приморскую. Через десять лет, в 1958 году, Центральная авиабаза становится главной и вскоре переводится из Загорска в Пушкино. В те годы авиалесоохрана работает уже по научно обоснованной технологии, с соблюдением установленных режимов полетов.
В 1949 году лесная авиация с пилотами и инженерно-техническим персоналом были переданы в Главное управление гражданского воздушного флота и в дальнейшем авиационная охрана осуществлялась на самолетах ГА, арендованных по договорам с подразделениями ГУ ГВФ.
В начале 1950-х годов на курсы подготовки летнабов принимали только самых лучших инженеров и техников. К середине 1970-х численность работников Авиалесоохраны достигла 11 тысяч человек.
Летчиков-наблюдателей для подразделений Авиалесоохраны готовят в г. Пушкино, при Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства.
На курсы принимаются только те, у кого уже есть высшее или среднее лесохозяйственное образование, при этом человек должен иметь опыт работы в системе охраны лесов от одного до двух лет. Средства на обучение специалистов выделяются из федерального бюджета. В общей сложности обучение длится семь месяцев: пять - теория и два - практика.
После сдачи государственных экзаменов присваивается квалификация летчика-наблюдателя гражданской авиации 3-го класса. Экзамены курсанты сдают во Владимире.
(
www.forest.ru и
www.wood.ru)