Авиация НКВД - что известно?

и вот (рисунок Куликова):
 
Последнее редактирование:
Парадная форма офицеров ПВ и ВВ МВД СССР 1955 года образца (рисунки Куликова)
 
Последнее редактирование:
Немного первоисточников.

http://www.pseudology.org/GULAG/Glava05.htm
Глава 5:
7 мая приказом № 286 за «воздушное хулиганство» во время полетов над Дмитровом лишались зачетов и переводились на производство двое заключенных — Н. Д. Горев и Т. А. Саежкин, бывшие летчиками Филиала летной школы областного Осавиахима при ПСО (Пролетарском спортивном обществе) «Динамо» Дмитлага и МВС.

НКВД отвечало и за аэродромное строительство:
Приказом НКВД № 302 от 22 июля зам. начальника МВС Ф. Я. Яфедов был назначен (по совместительству) начальником строительства двух аэродромов: реконструкция и строительство аэродрома имени Фрунзе должны были быть закончены к декабрю 1936 года, а строительство гражданского аэродрома — к 1 июля 1937 года.

Приказом НКВД № 00287 от 16 августа 1936 года организовывалось самостоятельное Управление лагеря (Дмитлаг? ЕхБ) НКВД по строительству аэродромов, непосредственно подчиненное ГУЛАГу, с дислокацией управления лагеря в Москве, в бывших летних казармах кавалерийского полка НКВД на Хорошевском шоссе. Однако уже 5 сентября приказом НКВД № 380 оно было возвращено в состав МВС на правах района.

27 ноября приказом МВС и Дмитлага № 261 ввиду окончания работ по Центральному аэродрому с 1 декабря расформировывался участок «Аэродром» Карамышевского района. Центральный аэродром имени Фрунзе в районе Ходынки был построен за три месяца.

В источнике много и других интересных справок, например в главе 12:
5 апреля Берия своим письмом известил Сталина о том, что «лагеря лесной промышленности НКВД за годы Отечественной войны выполнили государственные планы лесозаготовок и обеспечили выполнение заданий правительства по важнейшей оборонной продукции. Осенне-зимний план 1943—1944 гг. по заготовке и вывозке авиационной сосны выполнен на 102,5% и по авиационной фанерной березе на 102%.

Но вернемся собственнок авиации НКВД, глава 15:
25 января Круглов подписал приказ № 0088 «Об усилении руководства авиацией главных управлений МВД СССР», которым контроль за ее деятельностью возлагался на начальника Авиационного отдела ГУПВ (Главного управления пограничных войск) МВД (подобная практика сохранится надолго, так что осенью 1991-го с выделением погранслужбы в самостоятельное ведомство прочие подразделения бывшего КГБ окажутся вовсе без авиации). В 1947 году свой авиапарк в МВД имели: ГУЛЖДС, ГУЛГМП, Дальстрой, УЛЛП, Главпромстрой и Главспеццветмет. Эти самолеты использовались только в оперативных, служебных и производственных целях по заданиям начальников управлений МВД или, по их указаниям, начальниками лагерей, строительств и объектов.
 
Тот же источник содержит цифры по объемам аэродромного строительства, составу и подчиненности авиаподразделений, численности некоторых из них (например, авиалинии Соловецкого лагеря - 12 человек.

Там же в гл.15, читаем:
Сретенская тюрьма к моменту передачи «освободившихся помещений быв. тюрьмы № 2 УМВД Московской области (Сретенской)… Главному управлению геодезии и картографии МВД СССР… под учебные занятия Московского топографического техникума и аэрофотосъемочного училища» (приказом МВД № 453 от 30 мая 1955-го)

Все аэросъемочное хозяйство (кроме авиации ВВС, МПС и Севморпути), было под НКВД (1935-1938) и МВД ( 1953-1960).
 
Последнее редактирование:
В аэрофотосъемке тогда работали У-2, Ш-2, МП-1 бис(МБР-2), К-5, и много других машин.
Помимо этого, арендовали у Севморпути (к примеру, Савойи С-62), НКПС (Г-1 и др.).

У меня есть книга Сергея Богатко "Особая группа НКВД"( Калининград, "Янтарный сказ", 2004, 3000 экз., 342стр.) о работе авиации на строительстве БАМа (свыше 30 бортов). Книга хорошая, с богатой фактографией. Есть ошибки, но немного.
Ввиду нехватки времени пересказать или отсканить/распознать сам не могу, но с условием возврата могу дать тому, кто обязуется отсканить и выложить в сеть.
 
Последнее редактирование:
Авиаотряд Дальстроя в 1940 г.

Отчёт по основной деятельности авиаотряда ГУСДС НКВД СССР за 1940 г.
Авиаотряд Дальстроя является самостоятельной хозединицей, подчинённой непосредственно ГУСДС, производственная деятельность которого служит для обеспечения связи, переброски грузов и пассажиров в отдалённые пункты Колымы и, главным образом, геологоразведки.
Для выполнения сложных заданий ГЦСДС авиаотряд в своём хозяйстве имеет сеть действующих аэродромов:
Центральный гидропорт в бухте Нагаево,
посадочную площадку на 13-м км — филиал Центрального порта.
Аэропорты: Стрелка, Берелёх, Н. Сеймчан, Нера, Мома, Ямск, Наяхан, Балаганное; в текущем году открыты — в Омеукчане, Пёстрой Дресве; закрыт аэропорт в Таскане, хозяйство которого частично передано Тасканскому энергокомбинату. Для обеспечения связи авиаотряд имеет следующие рации и синопункты: Стрелка, Берелёх, Нера, Мома, Ямск, Туманы, Н. Сеймчан, Артык.
Необходимо отметить, что аэродромами, соответствующими требованиям эксплуатируемой материальной части, авиаотряд не обеспечен. Имеются случайные приспособленные посадочные площадки.
Для производства текущего и капитального ремонта самолётного и моторного парков авиаотряд в своём хозяйстве имеет ремонтные мастерские, помещения которых совершенно не пригодны для ремонта самолётов и моторов. Необходимое оборудование для ремонта, как специальное, так и общее, отсутствует. Инструментом мастерские не обеспечены. Запчастями и авиаматериалами обеспечиваются от случая к случаю, т.к. в плановое снабжение авиаотряд включен не был. Строительство объектов авиаотряда, предусмотренное генеральным планом, на протяжении двух лет, несмотря на крайнюю нужду в них, находится почти без движения.

Для выполнения заданий авиаотряд на начало 1940 г. располагал 14-ю машинами, из которых:
а) самолётами типа П-5 и ПР-5 — 5 ед. №№ Х-209, 235, 236, 237, 39;
б) самолётами типа ПС-7 — 4 ед. №№ Х-198, 257, 258, 259;
в) самолётами типа МП-1 — 1 ед. № Х-120;
г) самолётами типа СП-1 — 3 ед. №№ Х-177, Х-178, Х-184;
д) самолётами типа У-2 — 1 ед. № Х-232.

Причём все указанные самолёты имеют значительную выработку положенных ресурсов и изношенные, что ещё усугубляется отсутствием ангара для их хранения и отсутствием надлежащих аэродромов.
В ноябре месяце самолётный парк авиаотряда пополнился машиной П-5 № Х-296, которая в эксплуатацию поступила после капитального ремонта. Выбыла и списана за не-возможностью дальнейшего использования вследствие полной изношенности машина П-5 № Х-39.
В декабре месяце выбыла из строя по причине аварии ПС-7 № Х-198, которая по своему состоянию в связи с большим объёмом ремонта эксплуатироваться в 1941 г. не может. Имели аварии в феврале самолёты ПС-7 № Х-259 и ПР-5 № Х-209, в ноябре — СП № Х-178.

На конец 1940 г. авиаотряд располагает 13-ю машинами годными к эксплуатации:
а) самолёты типа ПС-7 — 3 ед. №№ Х-257, 258, 259;
б) самолёты типа Р-5 — 5 ед. №№ Х-209, 235, 236, 237, 296;
в) самолёт типа МП-1 — 1 ед. № Х-120;
г) самолёты типа СП-1 — 3 ед. №№ Х-177, 178, 184;
д) самолёт типа У-2 — 1 ед. № 232, который служит для тренировки личного состава и неприспособлен для перевозки грузов и пассажиров.

Список рабочих и служащих на 1 января 1941 г.
Бухонин А.И., бортмеханик
Булкин А.В., начальник рации
Белов С.Н., пилот
Валавин Г.С.. бортмеханик
Воронин В.П., начальник рации аэропорта
Гревцов А.И., бортмеханик
Голубев А.И., начальник аэропорта
Герасимов А.И., бортмеханик
Журавлёв В.Т., начальник порта
Клубникин, пилот
Клепацкий Н.А., зам. командира
Максименко И.А., пилот
Медведчиков Н.Н., авиатехник
Менде Ф.И., начальник рации
Никитинский И.Е., авиатехник
Одинцев Ф.Ф., ст. авиатехник
Протопопов П.В., начальник порта
Попов В.М., бортрадист
Попов Влад., начальник рации
Старов А.Н., пилот
Столяров М.В., начальник аэропорта
Столяров П.М., начальник аэропорта
Суслов А.Н., бортмеханик
Фомин А.И., главный инженер
Фастрицкий А.С., пилот
Шарков Н.И., пилот
Шумейко А.А., пилот
Яковлев А.И., начальник аэропорта.
Командир авиаотряда ГУСДС НКВД СССР капитан Ш.И. Шимич
Гос. архив Магаданской области. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 9837. Л. 2, 3, 47.
 

По ссылке: у погранвойск НКВД было 35 СБ (34 исправных). Где посмотреть их распределение по местам дислокации?
 
Василий Гоголев, очень интересно. А что это за самолёт "СП-1"? Это У-2СП или что-то другое?
 
ОН? У него в Анкете 1946 г. как раз провал в середине 30-х

Николай Дмитриевич Горев
Годы жизни: 06.12.1905 -
Место рождения: Чернигов
Вид авиации: Бомбардировочная, истребительная
Категория: Летчик
Места службы:
134 бап 06.41-08.08.41 Летчик
13 бап 08.08.41-09.41 Командир аэ
150 бап 09.41-22.09.41 Командир аэ
619 нбап 12.41-1942 Командир полка
181 иап 09.42-02.43 Командир полка
Воздушных побед: 8 индивидуальных
Родился 06.12.1905 г. в г.Чернигов. Армянин. В Красной армии с 1920 по 1927 и с 1940 года.
В 1923 г. окончил Оребургскую пехотную школу комсостава.
В 1928 г. отобран местным отделением ОАХ и направлен на обучение в летную школу.
В 1932 г. окончил летную школу им. ОАХ.
Принимал участие в боях на Туркестанском фронте с 1923 по 1927 гг.
В действующей армии с июня 1941 по март 1944 г.
В период с 30.06. по 07.08.41 г., действуя на участке западного направления в составе 134 бап Горев произвел 21 боевой вылет (из них 4 ночью) и 2 полета на спецзадание по распоряжению штаба КА. Представлен командованием полка и 46 авиадивизии к награждению орденом Красного Знамени.
08.08.41 г. остатки техники 134 бап были собраны в одну эскадрилью и переданы в состав 13 сбап. Капитан Н.Д.Горев возглавлял это эскадрилью.
С середины сентября 1941 г. воевал в составе 150 бап.
Согласно свидетельству о болезни от 30.09.41 г. Горев проходил лечение с 22.09. по 01.10.41 г. от хронической язвы 12 перстной кишки и направлен на санаторное лечение в Есентуки сроком на месяц. В свидетельстве отражено, что из-за обострения болезни в июне-августе 1941 г. отстранялся от боевой работы, но предписания не выполнил и на момент поступления в госпиталь имеет 56 боевых вылетов. 3-4 октября убыл на лечение.
По состоянию на 25.12.41 г. капитан Горев - командир 619 нбап.
С сентября 1942 г. майор Горев - командир 181 иап. В ноябре - декабре 1942 г. лично сбил 8 самолетов противника.
Весной 1943 г. присвоено звание подполковник.
В январе 1944 г. убыл в распоряжение НКАП на должность летчика–испытателя завода No. 381.
В мае 1946 г. по состоянию здоровья признан негодным к военной службе и 01.06.46 г. уволен со снятием с учета.

Вот здесь год назад подобную тему обсуждали
http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=2962
внутри есть ссылка на саммлер на тему с фото
 
Последнее редактирование:
Богатко С. А. Особая группа НКВД
Деятельность Бамстройпроекта вроде-бы лежит вне поля зрения форума, но в книге затрагиваются темы, активно обсуждаемые на форуме - АЛСИБ, дивизии АДД, перелеты. Кроме того, персоналии во многих случаях те же самые, да и зоны деятельности и обусловленные этим проблемы, совсем близкие.
В книге много цитат - в частности из Шаврова, и др., но и фактического материала, интересного и малоизвестного тоже достаточно.
Рекомендую.

Богатко С. А.
Б 73 Особая группа НКВД: повесть- хроника/С. Л. Богатко — Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ». 2004. - 342 с.
ISBN 5-7406-080-1: Б. ц , 3000 экз.
УДК 882

Книга Сергея Богатко - это правдивый рассказ о становлении Байкало-Амурской магистрали, судьбах ее первопроходцев, о рискованной работе разведчиков путей сообщения - пилотов, штурманов, радистов механиков особой авиагруппы НКВД - на изысканиях трассы и на тайных маршрутах воины. Снабженная больших, количеством архивных материалов повесть по праву может считаться подлинной хроникой того тяжелого и грозного времени.


Богатко.pdf
(3.73 МБ) Скачиваний: 726
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=2242#p17699
 
с 1937 по 1942г в качестве авиамехаников авиации ГУЛАГ привлекались даже заключенные

Спасибо за список! Обязательно покажу отцу может кого вспомнит. На форуме на Airforce.ru сообщение 29 http://forums.airforce.ru/showthread.php?p=51949#post51949 Форма и знаки различия ГВФ к сожалению не говорят о том,что эти люди
находились в сферы влияния НКВД.Более того,в период с 1937 по 1942г
в качестве авиамехаников и пилотов авиации ГУЛАГ (Дальстрой,Ухталаг)
привлекались даже заключенные.Как говорится, история-все помнит...
Мой отец ,был трудмобилизован, но не был заключенны, летал во время ВОВ на Ли-2 борт номер СССР Х-36_(?) (Цифры не точно) в качестве бортмеханика и был привлечен как специалист механик из ИТЛ Челябметалургстрой (Бокаллаг) в 46 году преобразован в 859-е Строительство(первый плутониевый завод по выпуску атомной бомбы).Экипаж и отец были демобилизованы в конце февраля 1947 году и передали самолет в г.Кыштым 859-е строительство с неисправной муфтой двигателя.(Летали перед дембелем, как в популярной песне в те времена на честном слове и на одном крыле) Ищу архивные сведения по этому самолету пока без результатов.
Что касается формы он рассказывал что пилоты были в синей или голубой форме возможно как на рисунках выше, Бортмеханик который "переквалифицировлся" в бортэкспедитора был в защитной армейской форме при наградах, а отец и радист в замасленных комбинизонах
Самолет Л и-2, который во время ВОВ выполнял в основном внутренние рейсы Внуково-Новосибирск-Челябинск, Внуково- Челябинск, Челябинск-Самтреди(Тбилисси)-Внуково,иногда выполнял задания в доль линии фронта, например проводил аэрофотосъемку после боя крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой т.д. Дуглас вроде как был прикреплен к Челябметаллургстрою. По документам Госархива Челябинской области про самолет ничего неизветстно.В Спецфондах ГУВД по челябинской области ответ отрицательный.Самолет часто бывал во Внуково(Может путает с Быково).К сожалению Ф.И.О. членов Экипажа не сохранились в памяти отца. Его имя Евгений было ему тогда 20 лет.Он родился в 1923 году. Если есть немного информации прошу написать мне на vetalgve@mail.ru Добавлю что летную переподготовку ,а может и подготовку пилоты проходили в одной из школ Свердловска.
__________________
Евгений Петрович
 
Последнее редактирование:
Ниже на фото - контрольные талоны от авиабилета "Дальстроя" на рейс из затона Лабуя в Таскан.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13436843



Судя по указанному в билете номеру самолёта (Х-99), перевозка осуществлялась на летающей лодке МБР-2 (МП-1) на 6 пассажиров. Согласно реестру МБР-2 с таким бортовым номером был выпущен 19.06.1937 и списан 17.01.1939. Таким образом, данные контрольные талоны датируются 1937-1939 гг.
Фото "Летающая лодка МБР-2 (МП-1) с бортовым номером Х-99 на аэродроме в бухте Нагаева":


И ещё один артефакт, связанный с "Дальстроем":

 
Так себе статейка о Голованове и авиации НКВД (в том числе)

Hа июнь 1941 года Голованов - подполковник погранвойск HКВД, командир 212 ОДБАП ОСНАЗ. Полк выведен из состава ВВС КА, подчиняется и состоит на учёте в Главном управлении оперативных войск HКВД.
ГУ оперативных войск HКВД создано в начале 1941 года. Предназначено для управления войсками HКВД, сосредоточенных в первом и втором эшелонах (в приграничных западных округах) и третьем эшелоне - Приволжский, Харьковский и прочих округах.
Командующий оперативных войск HКВД - генерал-лейтенант войск HКВД П.Артемьев.
В состав оперативных HКВД входят войска:
- ГУ пограничных войск HКВД
- ГУ охранных войск HКВД
- ГУ конвойных войск HКВД
- ГУ железнодорожных войск HКВД
- ГУ военного снабжения HКВД
- ГУ военного строительства HКВД (Главвоенстрой)
Каждое из ГУ HКВД (все созданы 2 февраля 1939 года) имеет свои собственные
авиационные управления и авиационные части. В том числе ДБА - 81 АДОH (командир - комдив авиации HКВД М.В.Водопьянов).
Основная масса самолётов HКВД - штурмовики, ДБ и Ли-2 для доставки развед и диверсионных групп в тыл врага и ТБ для сброса десантников ОСНАЗ.
В составе оперативных войск 3 армии HКВД: 29-я, командующий генерал-лейтенант
HКВД И.И.Масленников (Харьковский ВО); 30-я, генерал-майор HКВД В.А.Хоменко Приволжский ВО), 31-я, генерал-майор HКВД В.H.Долматов(Прибалтийский ВО). В остальных округах - дивизии HКВД.
Из воспоминаний генерала И.В.Тюленева (ЗакВО, Южный фронт):
"Август и сентябрь были горячими для нашего фронта. А тут к нам в Закавказье с неограниченными полномочиями прибыл Берия.В то время, когда нужно было принимать спешные меры для отпора надвигающейся опасности, он занялся кадровой чехардой. Никакие просьбы он в расчёт не принимал. Помню, тогда в Закавказье находилось несколько дивизий HКВД - грозная сила, хорошо вооружённая, обученная, сплочённая. Я предложил использовать их на опасных участках.
Берия сверкнул глазами: "Если ещё раз заикнёшься об этом, сломаю хребёт!"
Что входило в понятие "хорошо вооружённые" войска HКВД:
- танки (БТ-7), танковые полки и дивизии. для HКВД даже специально
проектировали танки. Hапример, в 1936 году в Ленинграде по заданию ГУ войск
HКВД проектируют специальный колёсно-гусеничный танк.
- мотострелковые дивизии охранных и конвойных войск HКВД
- погранчасти и погранполки Осназ (диверсанты, десантники)
- гаубичные артдивизионы
- бронедивизионы БА-10, БА-20, БД-39
- бронепоездные дивизионы, всего 10 дивизионов бронепоездов (4-й и 8-й "освобождали" Польшу), всего более 78 бронепоездов и скоростных мотоброневагонов (МБВ-1) на 1941 год.
Hачальник авиации ГУ и внутренних войск HКВД - комкор В.П.Чкалов до 2 февраля 1939 года.
Ликвидировано и создано шесть новых ГУ, см. выше.
А.Е.Голованов - подполковник погранвойск HКВД.
До работы в Аэрофлоте он служил в пограничных войсках, командовал крупным соединением. В 1933 году окончил лётную школу при ЦАГИ, командовал отрядом, руководил территориальным объединением ГВФ, затем в составе ВВС участвовал в боевых действиях на Халкин-Голе и Карельском перешейке (H.Богданов "В небе Гвардейский Гатчинский", стр.20)
Служил в пограничных войсках, точнее - в разведке ОГПУ.
Из документов Hомонханской операции:
"Hа Халкин-Гол Голованов прибыл одновременно с Жуковым. Командовал авиационной частью ОСНАЗ войск HКВД. Основная задача подразделения - заброска в тылы японских войск диверсионных воздушно-десантных подразделений ОСНАЗ КHКВД и десантников 212 бригады ВДВ. В составе "Особой авиагруппы" - 12 самолётов ТБ-3.
"Особая авиагруппа", которой командовал чекист Голованов обеспечивала кроме того действия Отдельного батальона Особого назначения (численность 502 человека). Выполняемая батальоном задача - "очистка прифронтового тыла". ("История ВВС СА")
В Зимнюю войну Голованов командует аналогичным подразделением. Чем занимается, он описал и сам в своём письме к Сталину (мемуары Молодчего).
Голованов летал до войны на транспортно-пассажирском самолете американского производства Си-47 и очень быстро освоил технику полетов при любой погоде, днём и ночью с диверсантами и пропагандистскими листовками на борту. И вся возглавляемая им "Особая авиагруппа погранвойск HКВД" тоже летала днём и ночью в любую погоду.
Узнав, что в ВВС ночью не летают, он предложил Рычагову организовать учебное подразделение, где бы он научил военных летчиков летать по приборам. Вы наверное не удивитесь, куда Рычагов послал Голованова с его предложением, со словами: "Много вас тут ходит со всякими предложениями". Занят был товарищ Рычагов проблемами завоевания господства в воздухе.
Всё, что вменяется в этих письмах Рычагову - есть слово в слово "теория воздушной войны Фрунзе и Лапчинского". Рычагов просто пытается применить теорию к действительности. Хоть Рычагов, хоть Смушкевич, хоть тот же Жуков: "Авиация не может действовать самостоятельно!". Аксиома Советской военной доктрины довоенных лет.
Оказывается до войны руководители Гражданского воздушного флота сумели оборудовать свои самолеты (Си-47 производился в СССР по американской лицензии и имел название Ли-2) лучше, чем советские бомбардировщики, и поставили для полета своих самолетов радиомаяки по всей территории.
Hе авиация ГВФ, а Авиация HКВД. Что бы в этом убедиться, достаточно вспомнить, кто отдаёт приказания всем этим "гражданским лётчикам". И у кого на учёте стоят Ли-2. По документам из архива ГУГВФ " Hа 25 июня 1941 года в составе ГВФ числится всего 17 Ли-2." Потерь ещё в ГВФ не было. Где остальные Ли-2 и Си-47?
Выполняли требования советской авиационной доктрины Фрунзе и Лапчинского.
Слово в слово. Буква в букву. "Теория глубокой наступательной операции", Уставы ВВС КА.
Открываешь и сравниваешь их деятельность с теоретическими требованиями доктрины. Обалдеваешь помаленьку от сих "высокомудрых теорий воздушной войны" и абсолютно чётко видишь, что все командующие ВВС КА с 1924 по 1943 абсолютно точно и чётко действуют согласно "единственно верной военной теории,
разработанной мудрой советской военной мыслью".
И такая дребедень длится до тех пор, пока во главе ВВС не встал А.А.Hовиков и не сломал весь этот бред к чёртовой матери!
- 212 ОДБАП ОСНАЗ. Полк выведен из состава ВВС КА, подчиняется и состоит на учёте в Главном управлении оперативных войск HКВД.
- Предназначено для управления войсками HКВД сосредоточенными в первом и втором эшелонах и третьем эшелоне - Приволжский, Харьковский и прочие округа.
- В состав оперативных войск HКВД входят войска: ГУ пограничных войск ХКВД, ГУ охранных войск HКВД, ГУ конвойных войск HКВД, ГУ железнодорожных войск HКВД, ГУ военного снабжения HКВД, ГУ военного строительства HКВД (Главвоенстрой)
- Каждое из ГУ HКВД (все созданы 2 февраля 1939 года) имеет свои собственные
авиационные управления и авиационные части.
- В том числе ДБА - 81 АДОH
- десантников Осназ.
- В составе оперативных войск 3 армии HКВД:
29-я, командующий генерал-лейтенант HКВД И.И.Масленников (Харьковский ВО);
30-я, генерал-майор HКВД В.А.Хоменко (Приволжский ВО),
31-я, генерал-майор HКВД В.Х.Долматов (Прибалтийский ВО)
- В остальных округах - дивизии HКВД
- Что входило в понятие "хорошо вооружённые" войска HКВД: танковые дивизии.
- для HКВД даже специально проектировали танки. Например, в 1936 году в
Ленинграде по заданию ГУ войск HКВД проектируют специальный колёсно-гусеничный танк.
И вот еще была статья о создании дальней бомбардировочной авиации.
Якобы, Голованов будучи, командиром пассажирского самолета, на основе анализа действий нашей авиации в Зимней войне, предложил в письме Сталину, создать ДБА.
Однажды его сняли прямо с рейса и доставили в Москву, в Кремль.
После беседы Сталин предложил ему сформировать полк ДБА и возглавить его.
Он согласился. Ему присвоили звание майора. Когда выяснилось, что он получает на много больше командира авиаполка, Сталин приказал сохранить предыдущий оклад. Соответствует ли это истине?
В целом соответствует. Hо Голованов был не "командиром самолёта", а
занимал самую высокую летную должность в иерархии ГВФ - Шеф-пилот "Аэрофлота", а кроме того в боях на Халхин-Голе и во время зимней войны выполнял специальные задания на фронте, за что был награжден. Создать он предложил не ДБА, а полк специального назначения, укомплектованный особо квалифицированными лётчиками для действий ночью и в сложных метеоусловиях. (212 отд. ДБАП).
Голованов одно время был шеф-пилотом Сталина и командиром правительственного авиаотряда.