Тут взгляд нашего земляка Магомеда Толбуева на применение авиации в Грузино-Осетинском конфликте и многое другое:
http://echo.msk.ru/att/element-533300-snd1-bez_durakov_1308_1.mp3
http://echo.msk.ru/att/element-533300-snd2-bez_durakov_1308_2.mp3
http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/533300-echo/
С. КОРЗУН: Магомед Толбоев, гость программы "Без дураков" на "Эхе". Несколько вопросов к Вам, как к специалисту в военной технике. "Уважаемый, Магомед, - пишет Вам Глеб из Вологды, – всегда восхищаюсь Вашей неравнодушной, честной позицией. Скажите, неужели для СУ-25 так опасны советские ЗРК С-200, которые, если не ошибаюсь, были разработаны лет 40 назад. Как можно было сократить наши воздушные потери во время операции в Грузии?"
М. ТОЛБОЕВ: Мне даже самому стыдно становится, как наши военные иногда допускают такие просчеты. Никогда самолеты не воюют один на один. Это воздушный бой это уже прошедшее. Это старое. Сегодня на подходе самолет Миг-23, например, или Миг-29, он может быть сбит ракетой, которая выпущена с удаления 175-250 км. Дело в том, что авиацию надо обеспечить. Это авиационная поддержка. Значит, должно быть радиотехнологические противодействия наземные, воздушные, активная, пассивная система защиты и т.д. А вот просто самолет послать, да его сбить ничего не стоит. Ну, стоит кому-то с земли с автомата откинуть очередь и случайно попал.
С. КОРЗУН: Настолько уязвимы даже современные самолеты?
М. ТОЛБОЕВ: Да, не уязвимы. Всякая случайность. Что угодно. Это же тоже железо так же. Камень попадает, извините, хорошее колесо, хорошая шина, его разбивает. Или маленький гвоздик. Вот и все. Поэтому вот эта неконтролируемые, неотработанные такие операции, которые проводят военные, иногда приводят к ненужным потерям. Вот они есть. Ну, как, СУ-25 ладно, он летает у земли. Эта машина непосредственной поддержки пехоты и танковых войск на земле. Это штурмовик.
С. КОРЗУН: Вы испытывали, кстати.
М. ТОЛБОЕВ: Ну, конечно, до предела. Но я не понимаю, как послали туда ТУ-22М. ТУ-22М – это средний бомбардировщик. Это не стратегический.
С. КОРЗУН: Вопрос как раз от Дасына, пенсионер из Узбекистана, вам вопрос, как летчику: "Правильно ели было использование ТУ-22 в конфликте?"
М. ТОЛБОЕВ: Абсолютно неправильно. Никак не может Ту-22 быть применен в таких условиях. Ту-22 это самолет, который несет примерно 10 тонн бомб или ракет. Это самолет для поражения таких стратегически важных целей. И притом, не залетая в зону поражения. Ну, что такое Грузия, Абхазия? Это же маленькое место. Ну как, ТУ-22М, пока он там развернется, он может пол Грузии уничтожить. Ну, зачем ему туда. Нет такой необходимости. Я, например, лично не понимаю. Ну, говорят, это был развед-самолет и т.д. и т.д., но разведчик тоже не летает один. Не летает. Не принято в авиации. Существует группа сопровождения. Группа отвода помех и т.д. А вот я не понимаю, кто несет ответственность за такие потери.
С. КОРЗУН: "Уважаемый Магомед, - вопрос от Гоши из Москвы, - скажите, пожалуйста, Россия свою авиацию для вытеснения грузинских военных использовала с первых минут ввода войск? Могла ли авиация наносить удары по войскам в городе, не разрушая дома или здания?"
М. ТОЛБОЕВ: Я могу точно сказать, ну, я знаю, куда наносились удары. Наносились они по аэродромам, по бетонным полосам. Ну, чтобы вывести из строя. Но не наносились удары не по заводам, не домам, никак. Я знаю, что по Тбилисским авиационным заводам был нанесен удар. Мне звонил сразу генеральный директор, мы все-таки советские люди, мы вместе работали. Это наш авиационный завод. И там выпускают СУ-25 и т.д. Но сегодня их не выпускают, потому что комплектующие находятся в России, Украине, Белоруссии. Просто там идет ремонт тех самолетов, которые находятся в Туркменистане, и т.д. И она взамен взаимозачета делают так. Там берут 28 самолетов у Туркмении, 14 оставляют себе, 14 как за оплату сделанной работы. А 14 возвращают обратно. Ну, да нанесли эти удары по взлетно-посадочным полосам. Ну, авиация же не выходила туда. И оно было сделано на третий день после того, как грузинские войска вошли, после того, когда через сутки-полторы вошли наши войска, вытеснили их, и после этого были нанесены удары, потому что на самом деле серьезная опасность представляет авиация любая.
С. КОРЗУН: На самом деле был вопрос о точности. Как велика точность вот той техники, которую мы использовали? Т.е. можно было избежать гражданских потерь или нет?
М. ТОЛБОЕВ: Можно, запросто. Ничего не стоит. Но надо знать, какое оружие и где применять. Можно залповый огонь, это площадная цель, а можно точечное орудие, которое с точностью плюс минус 10-15 см попадает туда, куда ему надо. Это управляемая система, коррекция идет со спутника, с орбиты. Сначала пускаешь, потом уже корректируют из космоса с учетом ветра, температуры воздуха, высоты полета, всего, всего. И ракета идет уже по спутнику.
С. КОРЗУН: Ну, современная война разве электронная война? Этот сигнал можно глушить со спутника.
М. ТОЛБОЕВ: Да, нет, это надо сначала знать, какие частоты, где, откуда что идет. Это не так просто. Ну, Вы посмотрите опыт Югославии. Американский солдат ни один не вошел в Югославию. Но разнесли все, что там есть. И какие были потери? Это случайное попадание ракеты в китайское посольство. Случайное. Ну, потому что ракета тоже техника, может, ну, отклониться, может там руль отвалиться, мало ли что. Это как железка. Но, тем не менее, они с такой точностью всю инфраструктуру Белграда вывели из строя. Не введя туда ни одного солдата.
http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/533300-echo/