Авиалайнеры всех времён и народов

wb

Местный
На первый взгляд тема раскрыта – в печати, Сети (в т.ч. на этом форуме).
Однако, если копнуть глубже, обнаруживаешь много белых пятен.
1. Практически нет исторического анализа эволюции пассажирских самолётов, отсутствует периодизация этапов развития конструкций и эксплуатации.
2. Статей вроде бы много, но в большинстве из них самолёт остаётся «вещью в себе», не связанной с другими, подобными и не очень, конструкциями
3. Почти не раскрыта тема влияния на судьбу той или иной машины политических и экономических событий, взаимоотношения людей, способных принимать решения.
4. В большинстве монографий детально описана конструкция транспортных машин. Что же касается эксплуатации, подробно описывается лишь боевое применение. О работе в авиакомпаниях пишется как-то вскользь, по остаточному принципу.
5. Издания зациклены на описании одних и тех же машин, о большинстве других говорится крайне мало или не говорится вообще.
6. То же самое с чертежами. На одни машины они очень подробные – вплоть до последней заклёпки (хотя между собой эти чертежи могут существенно разниться), на другие – лишь грубые схемы или вообще ничего.
7. То же самое в отношении ливрей, особенно по довоенным машинам. Многие нарисованные профили имеют серьёзные ошибки по расцветкам.


В этой связи я сам начал копать данную тему. Работа ещё в самом начале, но кое-какие результаты уже есть. Их можно увидеть здесь –

Довольно близко с ней связана другая тема - Авиакомпании мира - http://airlines.id1945.com

Ваши отзывы очень помогут в дальнейшей разработке.
Короче, всех форумчан, кому интересна эта тема, приглашаю принять участие в работе данного топика.
 
Последнее редактирование:
Реклама
С удовольствием читаю "эйр-дир"; не знал, что уважаемый автор — участник нашего Форума! Примите мои...и проч... :agree: :)
Стукнитесь к Бурундуку. Думаю, вы многим друг другу поможете.
 
Здесь представлена попытка исторической периодизации. Первый блин так сказать. Надеюсь, что не комом.

1910-1914– Период экспериментов. Методом научного тыка конструкторы пытались создать самолёт, способный привлечь обывателей к воздушным путешествиям. В результате появились первые самолёты, способные поднять несколько человек с относительными удобствами (Иля Муромец, Curtiss America). Открылась первая авиалиния. Неизвестно, как дела пошли бы дальше, если бы не Первая Мировая война (ПМВ) и последующие социальные эксцессы.

1918-1922. Период грюндерства. Основание многих авиакомпаний. Возник реальный спрос на пассажирские самолёты. В начале авиакомпании приобретали подержанные боевые машины времён ПМВ и самолёты, созданные на их базе. Эксперименты продолжаются. Эксперименты удачные (появились первые настоящие авиалайнеры –Junkers F-13, Fokker F.III, Dornier Komet) и неудачные (все первые гиганты потерпели крах). Средняя загрузка лайнеров – 4–6 пассажиров. Основное достижение периода – появление цельнометаллических авиалайнеров.

1923-1926. Период возмужания. Первые самолёты, разработанные с учётом реального опыта работы в авиакомпаниях. Существенно повышен ресурс, комфорт, надёжность. Первые крупносерийные авиалайнеры (Юнкерсы , Фоккеры). Средняя загрузка – 6 – 10 пассажиров.

1927-1930. Классический период №1. Полностью раскрыты резервы конструкций, наработанных во время ПМВ. Дальнейший прогресс всех характеристик (кроме скорости). Появились дальномагистральные лайнеры, благодаря чему открылись трансконтинентальные линии. Попытки создания трансокеанских лайнеров, пока что неудачные. Средняя загрузка – 10 – 12 пассажиров.

1931-1935. Первая революция. Благодаря новым технологиям прорыв по всем характеристикам. Прежде всего, по скорости - авиалайнеры второго поколения.
Не все конструкторы кинулись с головой в новые технологии. Сочетание старых и новых технологий пока тоже дают неплохие результаты (Junkers Ju52/3m – поколение 1 Ѕ , так сказать).

1935-1941. Полная победа новых технологий. Первые самоокупаемые авиалайнеры. Первые трансокеанские авиалайнеры. Первые попытки создания высотных авиалайнеров. В это время появилось много очень интересных проектов, нереализованных из-за начавшейся Второй Мировой войны (ВМВ). Средняя загрузка авиалайнеров – 20 – 30 пассажиров.

1942-1948. Классический период №2. Поршневые авиалайнеры достигают наивысшего совершенства. Первые колёсные трансокеанские авиалайнеры. Постепенный закат магистральных гидропланов. Специализация авиалайнеров на магистральные и региональные. Средняя загрузка магистральных 50 – 60 пассажиров, региональных – 20 – 30.

1948 – 1959. Вторая революция. Первые реактивные лайнеры – пока не очень эффективные, их будущее ещё под вопросом. Зато у турбовинтовых удачная премьера. В течение десятилетия они вытесняют поршневые с магистральных линий. Средняя загрузка магистральных – 100 пассажиров.

1960 – 1968. Второе поколение реактивных авиалайнеров – с двухконтурными двигателями. Благодаря существенно лучшим характеристикам они быстро завоёвывают магистрали, вытесняя как кое-где сохранившиеся поршневики, так и турбовинтовые. Первое поколение региональных турбовинтовых (Fokker F.27 появился чуть раньше, но именно в 1960е турбовинтовики начинают вытеснять старые самолёты с региональных и местных линий).
Средняя загрузка дальнемагистральных – 160 пассажиров, среднемагистральных – 140, региональных – 50.

1969 – 1979. Третья революция (неудачная). Первые сверхзвуковики – их дебют не оправдал возлагаемых надежд. Из-за топливного кризиса конструкторы вынуждены пересматривать планы на дальнейшее развитие пассажирской авиации. Временно (?) закрыты работы по новым сверхвузковикам и гиперзвуковикам, самолётам вертикального взлёта и посадки, самолётам с ламинарной аэродинамикой и т.п. Зато появился класс широкофюзеляжных авиалайнеров на 300 – 500 пассажиров.

1980 – 1990. Магистральные авиалайнеры третьего поколения. Региональные турбовинтовые лайнеры второго поколения. Прогресс, в основном, за счёт развития авионики и бортового оборудования. Существенно улучшена топливная эффективность, лучше экологические показатели.

Начиная 1991 . Дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты второго поколения. Среднемагистральные четвёртого (или 3 Ѕ ??) поколения. Первые эффективные региональные лайнеры с реактивными двигателями. Заметное улучшение характеристик за счёт дальнейшего прогресса бортового оборудования (микропроцессоры, аппаратура ГПС и т.п.).

Период продолжается до сих пор. О начале нового периода можно будет говорить, если добьются успеха уже летающий A380, проектируемые - Boeing 787, A350, МС-21, и будущая замена A320 и Boeing 737. Перспективы сверх- и гиперзвукового транспорта по-прежнему туманны.
 
Последнее редактирование:
Да, интересно. В целом поддерживаю.
Несколько занудонов: до "ИМ" был ещё "Гранд". ;)
wb сказал(а):
1918-1922. ...Основное достижение периода – появление цельнометаллических авиалайнеров.
Это какие?
wb сказал(а):
Первое поколение региональных турбовинтовых (Fokker F.27 появился чуть раньше, но именно в 1960е турбовинтовики начинают вытеснять старые самолёты с региональных и местных линий).
А Vickers Vicsount не раньше, разве появился?
 
Экзот сказал(а):
1918-1922. ...Основное достижение периода – появление цельнометаллических авиалайнеров.
Это какие?

Junkers F 13, Dornier Delphin, Dornier Komet, Dornier Wal (как ни крути, эту лодочку можно тоже считать авиалайнером)

Экзот сказал(а):
Первое поколение региональных турбовинтовых (Fokker F.27 появился чуть раньше, но именно в 1960е турбовинтовики начинают вытеснять старые самолёты с региональных и местных линий).
А Vickers Vicsount не раньше, разве появился?
Намного раньше. Но он был создан и применялся первое время как магистральный лайнер.
 
wb, поздравляю с Вашим сайтом! :pivo:
Нашёл уже много интересного...
Моё почтение и уважение!
 
Правда, навигация на сайте сложновата.
Если не знаешь, что где найти, можно долго искать...
 
Micro сказал(а):
Правда, навигация на сайте сложновата.
Если не знаешь, что где найти, можно долго искать...

Вас понял, будем работать над улучшением. Хотя в HTML это сложновато. Кстати, если Вы хотите сразу найти нужный самолёт, зайдите в алфавитный список и кликните там, где есть ссылка. Т.о. попадёте на страницу с описанием этой машины. Описаний ещё немного, но работать быстрее пока не получается.
 
Последнее редактирование:
wb сказал(а):
Описаний ещё немного, но работать быстрее пока не получается.
Прогресс уже виден, всё-таки. :)

Будем ждать пополнения монографий.

Особенно жду двухмоторный вариант АНТ-9. 8-)
 
Реклама
Micro сказал(а):
Особенно жду двухмоторный вариант АНТ-9.


Весьма обстоятельная монография на эту тему была недавно (2004) в журнале "Авиамастер" превзойти её в ближайшее время было бы трудно.
 
wb, она у меня есть. :)
Но мне показалось, что в монографии трехмоторного варианта АНТ-9 на Вашем сайте была информация, которой нет в "Авиамастере".
Особенно по истории отдельных самолетов.
 
По двухмоторной версии сверх того, что было в той статье, у меня, увы, пока нет.
 
wb, ну, ничего.
Будем читать другие интересные монографии на сайте. :)

А у Вас доступ к архивам есть?
 
Micro сказал(а):
А у Вас доступ к архивам есть?

Исходя из моего места жительства доступ к серьёзным архивам весьма проблематичен. сейчас пробиваю допуск в местный архив.
 
wb сказал(а):
Исходя из моего места жительства доступ к серьёзным архивам весьма проблематичен
Да, представляю... :|
wb сказал(а):
сейчас пробиваю допуск в местный архив.
Если там вдруг найдутся номера Ли-2, Ил-12 и т.д. Молдавского отряда/управления ГА, было бы очень интересно. :)
Раз реестр с этими типами уничтожен...
 
Собираюсь сделать цветной профиль довоенного аэрофлотовского Ли-2 вот по этой фотографии.

К сожалению, здесь не виден бортовой номер. Может, форумчанам известны довоенные бортовые у ПС-84. А если известны и заводские номера, было-бы вообще здорово.
 
PS-84 --- CCCP-N-311 Aviaarktika c/s 1941 seen at Matochkin Shar

Остальные - все как Ли-2 и модификации.. Если интересно - тута:
 
Реклама
wb сказал(а):
Может, форумчанам известны довоенные бортовые у ПС-84
Известно немногое, к сожалению... :(

841 URSS-M138 PS-84 Aeroflot/Moscow rgd 08may39 designated DS-3 2M-62IR in factory documents; first prototype, assembled from CKD kit delivered by Douglas (possibly DC-3-196 c/n 2034); completed in summer 1939; underwent state trials at NII GVF 03sep/17dec39 (73 hours 45 min, 166 cycles); used by the Soviet Air Force during the 'Winter War' against Finland for medevac; later used on international lines

05 03 N-314 PS-84 Aviaarktika rgd 15jan41 in white c/s; photo exists

--- CCCP-I-684 Li-2 Narkomaviaprom in olive green c/s; in documentary on Russian TV 18jan03

--- CCCP-L3400 PS-84 Aeroflot reportedly the first civil PS-84, powered still by Wright "Cyclone" engines and tested by the NII GVF jan/feb39; in fact this might mean it was a DC-3 pattern aircraft

--- CCCP-L3401 PS-84 Aeroflot possibly a DC-3

--- CCCP-N-311 PS-84 Aviaarktika c/s 1941 seen at Matochkin Shar

--- CCCP-N-411 PS-84 Aviaarktika 1941 operated in a gloss white/orange c/s and on non-retractable skis

Это всё, что у меня есть на счёт довоенных.

Иногда сложно сказать, что ПС-84 и что DC-3.
Тем более, что первые ПС-84 собирали из доставленных из США полуфабрикатов и агрегатов.
 
Назад