avro, у Вас есть желание не только стебаться но и помочь людям. Посылка верная страхи берутся от непонимания, неопределенности. В крайний полет из Алматы я летел один "в отдельном кабинете" 19 F А321 (два места и место стюардессы, ноги в проходе у аварийного выхода ) Сначала сзади, а потом рядом впервые в жизни летела пожилая дама. Сначала она начала боялась любого звука и отрывала меня от составления отчета разными вопросами. Я уговорил стюардессу разрешить даме пересесть ко мне, пообещав в случае необходимости освободить проход к аварийному люку от дамы быстро открыв люк и выкинув последнюю по трапу. Я это сделал на английском, что бы дама не поняла. Далее я слегка отрываясь от своих дел объяснял ей, что сейчас происходит, в основном проводя аналогии с автомобилем. Например, когда вошли в зону турбулентности сказал, что воздушные дороги бывают неровными, т.е. ветер дует там в разные стороны, поэтому нас слегка трясет, она сказала, что в машине иногда трясет сильнее. Через пару часов полета бабуля развеселилась. На посадке предупредил, что скоро она услышит неприятные звуки, похожие на звуки электромотора - это выпуск шасси и изменение геометрии крыла, т.к. при меньшей скорости нужна большая площадь. Предупредил, что после посадки громко заработают двигатели, сказал, что это для экономии резины, тормозят двигателями, включая их в другую сторону, как в троллейбусе
. Попросил для бабули пару конфет и заставил её делать сосательные движения. После касания сказал, что хлопать надо как можно громче, а то пилоты не услышат и обидятся (я знаю, что торможение один из самых опасных участков), но зачем про это знать бабуле? Бабуля хлопала в ладоши и была очень довольна. Сдал её родственникам из рук в руки.
Вывод: Надо бы, что бы кто-нибудь из экипажа рассказывал пассажирам, что сейчас происходит с самолётом и что будет через некоторое время. Правильные рассказки могут быть синтезированы путем совместной работы менджера (это вполне можете быть Вы), психолога и пилота. Успехов в Ваших начинаниях.