"Автоштурман".

Экзот

Элефантерия
А вот пошли ли в серию подобные системы?
В середине 1930ых о них говорили как о перспективных, но неопробованных:
Автоштурман
Фирмой Барбье-Бенар и Тюрен (ВВТ) на выставке был представлен
построенный в двух экземплярах опытный образец автоштурмана «Менгден»
типа ТК-43. Этот прибор, так же как и автоматы, предназначен для
облегчения работы летного состава (штурмана) на самолете; он
автоматически записывает путь самолета на карте и, таким образом,
освобождает штурмана от одной из трудоемких работ.
При помощи компаса, визира и лага специальный преобразователь управляет рычажком, автоматически прочерчивающим на карте, вставленной в планшет, путь
самолета. В показания прибора необходимо вносить коррективы на ветер.
Прибор весит 20 кг.
Об эксплоатационных качествах этого прибора ничего неизвестно.

Выдрано из материалов XV Парижской авиавыставки.
 
Реклама
Напомнило планшет с картой от НВУ-Б3 на Ту-154.
Только он никогда не работал. :D
Там только визир (не чернила) должен был показывать местонахождение самолета на движущейся бумажной карте.
 
Техник,
Да, напоминает.
Вот и интересно — френчи экспозировали с-му ещё в 1935г. Кроме них никого (участвовали ещё бритты, амы, чехи, голландцы \Фоккер\, поляки) никто таких вещей не показывал. Интересно, вроде, ничего запредельного, по тем временам, прибор не содержал, пошло ли в серию? Ни в одних мемумарах или тех.описаниях подобную полезнейшую вещь не встречал. :confused:
 
На флоте встречал подобные системы, правда, только на военном (в смысле, на гражданских судах почти не бывал). Там эта фиговина называется "курсограф", на флотском жаргоне почему-то "заяц". Занимается имено этим - рисует пройденный путь на карте, разложенной на столе-планшете. Если мой склероз мне не изменяет, применялось еще со времен ВОВ, а то и ранее.
 
Horse,
Ну, пусть будет, по современному — курсограф. Было в серии или нет?

Правильно написал Техник — на Ту-154 такая же приблуда стоит. Но вот освоили ли её в серии до ВМВ? Самый продвинутый самолёт из советских, ПМСМ, был ПС-35 — стояло ли на нём подобное? Судя по РЛЭ Ли-2П от 1965г., Ли-2 оснащён не был; а был ли его прототип — ДЦ-3? Ну, и как с прибором обошлись авторы — французы?

офф/а "заяц", может, от того, что прямых линий в реальной навигации не добъёшься? :)
 
Техник сказал(а):
Напомнило планшет с картой от НВУ-Б3 на Ту-154.
Только он никогда не работал. :D
Там только визир (не чернила) должен был показывать местонахождение самолета на движущейся бумажной карте.
Не на бумажной, а на пленочной. Пленку штурман получает практически на каждый полет. В металлическом пенале под пломбой.
 
Вроде подобная штука стоит на морских судах...
Оттуда эта идея и была скопирована.
Но в авиации необходимость подобной штуки сомнительна, особенно при подобном устройстве...

А авторы думаю просчитали затраты на изготовление и экономический эффект, прослезились и сняли с производства. Думаю как был опытным экземпляром- так и остался.
 
Ranger_avv,
Врядли это скопировано с моря. Скорее, наоборот — в морское дело пришла из авиации. На судах не было проблем с местом и размещением персонала.
 
Реклама
Сергей, на русском флоте курсограф испытывался на Балтике еще в 80-е годы XIX (девятнадцатого) века.

Источники данных - компас и лаг. Автоматически рисовал путь корабля на карте.

Автор изобретения - известный Джевецкий, конструктор первых сверхмалых подводных лодок, серийно строившихся и состоявших на вооружении русской армии (не флота, именно армии, для обороны прибрежных крепостей).
 
Бурундук,
Интересно, не знал. Но, ПМСМ, при тогдашнем уровне развития точность такого прибора ниже среднего?

офф\куда пропал? :) Что с релизом? :)
 
Экзот,
Ну не знаю, различные курсографические системы там ставились в первую очередь.
Это было связано с высокими требованиями к точности навигации, что для самолетов менее критично и с большим количеством места, где все это дополнительное оборудование можно разместить.
ВСя гироскопическая техника была в первую очередь поставлена на суда, а уж потом на самолеты (когда габариты и стоимость упали, а точность стала приемлемой)
 
Ranger_avv,
ОК, давайте к конкретике. Когда появился первый курсограф на водном судне? Приведённая мною картинка от 1935г.
Когда появился первый гироприбор на водном судне? На самолётах самостоятельно стали ставить портативные (!) приборы с конца 1920ых, самое позднее — с начала 30ых..
Ranger_avv сказал(а):
связано с высокими требованиями к точности навигации, что для самолетов менее критично
:eek: :eek: :eek:
 
Последнее редактирование:
Схема стабилизации судна 1904 г. Шлик
Активный гиростабилизатор судна 1911г.
Как сказал Бурундук, курсограф испытывался на балтике в 19 веке.
Более подробно, гляну на работе Пельпора...

Требования к точности навигационных систем водного судна выше в первую очередь из-за длительности движения, которое достигает десятков суток.

На данный момент времени требования к точности инерциальных авиационных систем в автономном режиме составляют примерно 1-2 морские мили в час

Для корабельных систем требования составляют не более 1-2 морских миль в сутки
 
Ranger_avv,
Ranger_avv сказал(а):
Схема стабилизации судна 1904 г. Шлик
Активный гиростабилизатор судна 1911г.
Серия или опыты?

"Беда" в том, что навигатора (что в воздухе, что на воде) интересует не время, а пройденное расстояние. За час самолёт проходит 800...900км (без учёта ветра).
Судно проходит за сутки (для 30kts) тысячу с небольшим км. Порядок величин практически тот же.
Во-вторых, посылка изначально неверна — для самолёта точность СВЖ более критична, чем для судна. Возможные неточности устраняются комплексностью самолётовождения.

В общем, спасибо, кончено, за экскурс, но изначальный вопрос был про другое.
 
Последнее редактирование:
Экзот, что касается гироскопии на кораблях, то серия пошла, если не ошибаюсь, года этак с 1910-го - сначала немецкие гирокомпасы (Аншютц), потом американские (Сперри). А первые предсерийные образцы еще в конце XIX в. были, в контуре управления на торпедах.

Хотя это, пожалуй, оффтопик, прошу прощения.
 
Тегеран43,
Гхм... Как это часто бывает, "топиковая" тема сползает в "офф", а "оффик" соприкасается с "мейн-стримом". :)
Значит, и Сперри начинал с моря? Интересно...

Но бог сними, с гироскопами... Курсографы то как? Автоштурманы?..
 
Хоть не в тему уже, но... 8-)

Как и обещал посмотрел литературу по гировопросу:

1861г. адмирал Флериэ, создал первый гироскоп пригодный для использования в приборах. Гироскопы стали использоваться для записи качки корабля на волнении, стабилизации и повышения точности орудий.

1898г. использование гироскопа в торпедах

С 1904г. Успокоители качки, реализованные на различных судах (диаметры роторов до 4 метров) :rolleyes:

1908г. Гирокомпас, Аншютц, Германия

1911г. Гирокомпас, Сперри, США

1914г. ПРименение гироскопа в авиации для слепого полета.
 
Реклама
Ладно, когда сильно отклонимся, выделю в отдельную ветку или переименую эту.

(Выделение моё)
Ranger_avv сказал(а):
1908г. Гирокомпас, Аншютц, Германия
1911г. Гирокомпас, Сперри, США
1914г. ПРименение гироскопа в авиации для слепого полета.
Пять баллов! Объяснить, что мы видим? ;)

Дело не в массово-габаритных хар-ках прибора, а в востребованности его свойств. ;)
 
Назад