"Автоштурман".

Экзот

Экзот

Элефантерия
А вот пошли ли в серию подобные системы?
В середине 1930ых о них говорили как о перспективных, но неопробованных:
Автоштурман
Фирмой Барбье-Бенар и Тюрен (ВВТ) на выставке был представлен
построенный в двух экземплярах опытный образец автоштурмана «Менгден»
типа ТК-43. Этот прибор, так же как и автоматы, предназначен для
облегчения работы летного состава (штурмана) на самолете; он
автоматически записывает путь самолета на карте и, таким образом,
освобождает штурмана от одной из трудоемких работ.
При помощи компаса, визира и лага специальный преобразователь управляет рычажком, автоматически прочерчивающим на карте, вставленной в планшет, путь
самолета. В показания прибора необходимо вносить коррективы на ветер.
Прибор весит 20 кг.
Об эксплоатационных качествах этого прибора ничего неизвестно.

Выдрано из материалов XV Парижской авиавыставки.

Автоштурман Мегден схема.jpg


0327.jpg
 
Реклама
Техник

Техник

Старожил
Напомнило планшет с картой от НВУ-Б3 на Ту-154.
Только он никогда не работал. :D
Там только визир (не чернила) должен был показывать местонахождение самолета на движущейся бумажной карте.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Техник,
Да, напоминает.
Вот и интересно — френчи экспозировали с-му ещё в 1935г. Кроме них никого (участвовали ещё бритты, амы, чехи, голландцы \Фоккер\, поляки) никто таких вещей не показывал. Интересно, вроде, ничего запредельного, по тем временам, прибор не содержал, пошло ли в серию? Ни в одних мемумарах или тех.описаниях подобную полезнейшую вещь не встречал. :confused:
 
Horse

Horse

Истребитель авиакеросина
На флоте встречал подобные системы, правда, только на военном (в смысле, на гражданских судах почти не бывал). Там эта фиговина называется "курсограф", на флотском жаргоне почему-то "заяц". Занимается имено этим - рисует пройденный путь на карте, разложенной на столе-планшете. Если мой склероз мне не изменяет, применялось еще со времен ВОВ, а то и ранее.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Horse,
Ну, пусть будет, по современному — курсограф. Было в серии или нет?

Правильно написал Техник — на Ту-154 такая же приблуда стоит. Но вот освоили ли её в серии до ВМВ? Самый продвинутый самолёт из советских, ПМСМ, был ПС-35 — стояло ли на нём подобное? Судя по РЛЭ Ли-2П от 1965г., Ли-2 оснащён не был; а был ли его прототип — ДЦ-3? Ну, и как с прибором обошлись авторы — французы?

офф/а "заяц", может, от того, что прямых линий в реальной навигации не добъёшься? :)
 
S

Напомнило планшет с картой от НВУ-Б3 на Ту-154.
Только он никогда не работал. :D
Там только визир (не чернила) должен был показывать местонахождение самолета на движущейся бумажной карте.
Не на бумажной, а на пленочной. Пленку штурман получает практически на каждый полет. В металлическом пенале под пломбой.
 
Ranger_avv

Ranger_avv

Молодой гироскопист
Вроде подобная штука стоит на морских судах...
Оттуда эта идея и была скопирована.
Но в авиации необходимость подобной штуки сомнительна, особенно при подобном устройстве...

А авторы думаю просчитали затраты на изготовление и экономический эффект, прослезились и сняли с производства. Думаю как был опытным экземпляром- так и остался.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Ranger_avv,
Врядли это скопировано с моря. Скорее, наоборот — в морское дело пришла из авиации. На судах не было проблем с местом и размещением персонала.
 
Реклама
Бурундук

Бурундук

Старожил
Сергей, на русском флоте курсограф испытывался на Балтике еще в 80-е годы XIX (девятнадцатого) века.

Источники данных - компас и лаг. Автоматически рисовал путь корабля на карте.

Автор изобретения - известный Джевецкий, конструктор первых сверхмалых подводных лодок, серийно строившихся и состоявших на вооружении русской армии (не флота, именно армии, для обороны прибрежных крепостей).
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Бурундук,
Интересно, не знал. Но, ПМСМ, при тогдашнем уровне развития точность такого прибора ниже среднего?

офф\куда пропал? :) Что с релизом? :)
 
Ranger_avv

Ranger_avv

Молодой гироскопист
Экзот,
Ну не знаю, различные курсографические системы там ставились в первую очередь.
Это было связано с высокими требованиями к точности навигации, что для самолетов менее критично и с большим количеством места, где все это дополнительное оборудование можно разместить.
ВСя гироскопическая техника была в первую очередь поставлена на суда, а уж потом на самолеты (когда габариты и стоимость упали, а точность стала приемлемой)
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Ranger_avv,
ОК, давайте к конкретике. Когда появился первый курсограф на водном судне? Приведённая мною картинка от 1935г.
Когда появился первый гироприбор на водном судне? На самолётах самостоятельно стали ставить портативные (!) приборы с конца 1920ых, самое позднее — с начала 30ых..
связано с высокими требованиями к точности навигации, что для самолетов менее критично
:eek: :eek: :eek:
 
Последнее редактирование:
Ranger_avv

Ranger_avv

Молодой гироскопист
Схема стабилизации судна 1904 г. Шлик
Активный гиростабилизатор судна 1911г.
Как сказал Бурундук, курсограф испытывался на балтике в 19 веке.
Более подробно, гляну на работе Пельпора...

Требования к точности навигационных систем водного судна выше в первую очередь из-за длительности движения, которое достигает десятков суток.

На данный момент времени требования к точности инерциальных авиационных систем в автономном режиме составляют примерно 1-2 морские мили в час

Для корабельных систем требования составляют не более 1-2 морских миль в сутки
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Ranger_avv,
Схема стабилизации судна 1904 г. Шлик
Активный гиростабилизатор судна 1911г.
Серия или опыты?

"Беда" в том, что навигатора (что в воздухе, что на воде) интересует не время, а пройденное расстояние. За час самолёт проходит 800...900км (без учёта ветра).
Судно проходит за сутки (для 30kts) тысячу с небольшим км. Порядок величин практически тот же.
Во-вторых, посылка изначально неверна — для самолёта точность СВЖ более критична, чем для судна. Возможные неточности устраняются комплексностью самолётовождения.

В общем, спасибо, кончено, за экскурс, но изначальный вопрос был про другое.
 
Последнее редактирование:
Т

Тегеран43

Читатель
Экзот, что касается гироскопии на кораблях, то серия пошла, если не ошибаюсь, года этак с 1910-го - сначала немецкие гирокомпасы (Аншютц), потом американские (Сперри). А первые предсерийные образцы еще в конце XIX в. были, в контуре управления на торпедах.

Хотя это, пожалуй, оффтопик, прошу прощения.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Тегеран43,
Гхм... Как это часто бывает, "топиковая" тема сползает в "офф", а "оффик" соприкасается с "мейн-стримом". :)
Значит, и Сперри начинал с моря? Интересно...

Но бог сними, с гироскопами... Курсографы то как? Автоштурманы?..
 
Ranger_avv

Ranger_avv

Молодой гироскопист
Хоть не в тему уже, но... 8-)

Как и обещал посмотрел литературу по гировопросу:

1861г. адмирал Флериэ, создал первый гироскоп пригодный для использования в приборах. Гироскопы стали использоваться для записи качки корабля на волнении, стабилизации и повышения точности орудий.

1898г. использование гироскопа в торпедах

С 1904г. Успокоители качки, реализованные на различных судах (диаметры роторов до 4 метров) :rolleyes:

1908г. Гирокомпас, Аншютц, Германия

1911г. Гирокомпас, Сперри, США

1914г. ПРименение гироскопа в авиации для слепого полета.
 
Реклама
Экзот

Экзот

Элефантерия
Ладно, когда сильно отклонимся, выделю в отдельную ветку или переименую эту.

(Выделение моё)
1908г. Гирокомпас, Аншютц, Германия
1911г. Гирокомпас, Сперри, США
1914г. ПРименение гироскопа в авиации для слепого полета.
Пять баллов! Объяснить, что мы видим? ;)

Дело не в массово-габаритных хар-ках прибора, а в востребованности его свойств. ;)