Рылся тут в рассекреченных американских телеграммах. И нашел несколько на тему продажи американских самолетов СССР, более близкой по смыслу темы я не нашел, так что решил запостить сюда, хотя прошло 3 года с последнего поста.
Первая телеграмма где упоминается о заинтересованности СССР в американских самолетах датирована 30 августа 1973 года. Там говорится о визите Б.Бугаева в США в октябре 1973 года. О том, что он проведет 10 дней в США и потратит 2 дня на FAA, 3 дня на Боинг и 3 дня на LOCKHEED и MCDONNELL-DOUGLAS.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=14951&dt=2472&dl=1345
А 10 марта 74 в Москву прилетал LOCKHEED L-1011 "TRISTAR", по приглашению министерства авиации для демонстрационного полета и инспекции. Советскую заинтересованность в прилете выразилась в том, что разрешение пришло очень быстро. 100 советских специалистов участвовало в 2-х часовом полете 11 марта, а в Шереметьево самолет осмотрели специалисты и официальные лица из министерства. Те кто летал на самолете, были явно им впечатлены. Самолет улетел 13 марта. Посольство, которое написало телеграмму предполагает, что MCDONNELL-DOUGLAS и BOEING последуют за Локхидом в скором времени.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=56127&dt=2474&dl=1345
В последствиии была телеграмма, где говорится, что представители Боинга не нашли времени для встречи с сотрудниками посольства и дать отчет о чем они договариваются с СССР.
В телеграмме от 12 апреля 1974 года, где говорится, что "СССР серьезно настроена на покупку широкофюзеляжных самолетов и не будет проблем с "унижением" что они сделаны в США, и что у СССР есть финансы на покупку "значительного количества" самолетов. Плюс СССР хотел сотрудничать в постройке завода про производству самолетов, но фирмы настроены на продажу самолетов и лицензий, но не заводов. Там же пишется, что СССР рассматривает длинные маршруты (МСК-Хабаровск, МСК-Новосибирск) как лучше всего подходящие для американских самолетов, и что делегация из Боинга сейчас в Москве и 12 апреля посещала завод в Воронеже и что президент Боинга возможно приедет в Москву для финальных переговоров в середине июня.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=89934&dt=2474&dl=1345
Другая телеграмма от 17 мая 1974 описывает переговоры СССР с президентом Локхида. Он говорил, что СССР очень заинтересованы в покупке широкофюзеляжных самолетов и в помощи в разработке советского широкофюзеляжного самолета. СССР хочет разработать самолет способный летать на 11.000 км, который будет модификацией L-1011, DC-10 или B-747. Локхид готов помочь с разработкой, самолет сможет взлететь не раньше 1980 года. Локхид не рассматривал этот самолет как потенциального конкурента, а СССР обеспечил бы Локхиду финансирование для самолетов следующего поколения. Президент Локхида утверждает, что СССР все равно построит такой самолет в сотрудничестве с США, Францией или сам. Упоминается еще, что СССР готов купить около 30 таких самолетов, а Локхид хотел бы получить советские технологии в вертолетостроении, особенно Ми-8.
В следующем абзаце говорится, что президенту Локхида все еще не удается получить информацию о Ту-144. Команды LOCKHEED, BOEING и MCDONNELL-DOUGLAS побывали в Воронеже в начале 1974 года и сравнение их заметок говорит, что 7 самолетов построено или строятся, 2 летают, 1 разбился в Париже, и 4 в цеху. За время между визитами ничего не было сделано с самолетами, а представители Боинга отметили "толстый слой пыли" на них. Из чего они делают выводы, что программа Ту-144 обречена, и даже сомневаются, переживет ее ли руководство минавиации СССР.
Тот кто составлял телеграмму пишет, что все три фирмы будут бороться за этот контракт пока есть надежда на его заключение, особенно на такой большой как 30 самолетов. Локхид предложила принять у себя в Бурбанке советскую команду разработчиков на 3 месяца, чтобы продемонстрировать варианты сотрудничества по самолетостроению. А это значит, что и две другие компании не отстают.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=94869&dt=2474&dl=1345
В другой телеграмме упоминается, что Локхид был готов заплатить 50.000 долл. за опцион на продажу Ми-6 и Ми-8 на территории США. И что они ведут переговоры о технологическом сотрудничестве и готовят экономический анализ насколько L-1011 TRISTAR соответствует потребностям Аэрофлота.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=170310&dt=2474&dl=1345
Так же Локхид готов был продавать Як-40 в США: "IN EFFORT ENCOURAGE SOVIETS TO BUY L-1011'S LOCKHEED HAD INDICATED READINESS TAKE UP WHERE ROCKWELL INTERNATIONAL LEFT OFF IN CONNECTION WITH THE SALE OF YAK-40'S IN U.S."
Позже, в 1975 году проект по покупке американских широкофюзеляжных самолетов уже буксовал. В телеграмме от 30 апреля 1975 года посольство пишет что еще осенью прошлого года покупка 747 выглядела неизбежной, но сейчас - тишина. Они спрашивали у представителей СССР, зачем им 747 если разрабатывается Ил-86, начальник средней руки из министерства заявил, что 747 есть уже сейчас, а Ил-86 будет через несколько лет. Потом начались проблемы с комиссиями и соглашениями. Кроме того, СССР в большей или меньшей степени связывал поставки самолетов с лицензированием технологий производства или по-меньшей мере поставке завода "под-ключ". Кроме того, в 1974 году начались проблемы у Аэрофлота с твердой валютой, из-за роста издержек зарубежом, особенно - на топливо и нескольких политически-мотивированных убыточных маршрутов. 30 апреля (MCA DEPUTY FOREIGN RELATIONS CHIEF) Саморуков заявил, что СССР точно не купил 747 пока не договорятся о поставке завода по его производству.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=11991&dt=2476&dl=1345
Видимо к осени вопрос был окончательно закрыт, потому что 15 октября представитель (не понял чей) обращался в американский госкомитет по науке и технологиям с просьбой, помочь найти американских производителей высокотехнологичного оборудования для производства широкофюзеляжных самолетов. СССР решил отказаться от покупки самолетов и собирался делать свои, но им нужны были специализированные станки.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=288468&dt=2476&dl=1345
А 13 июля 1976 года была телеграмма, что нет свидетельств, что СССР собирается покупать 747, но тем не менее, СССР хотел бы получить помощь по программе Ил-86, министерство авиационной промышленности СССР рассказали представителям производителя авионики, что хотели бы получить предложение о сотрудничестве по производству PLANE'S AIRFRAME (не знаю, как перевести), а за пять месяцев до этого GENERAL ELECTRIC получил запрос от KAMA PURCHASING COMMISSION (что-то связанное с КАМАЗом): сколько будет стоить 10 двигателей для Ил-86 и направил запрос на совместную программу по разработке узлов крепления двигателей (? MARRIAGE OF ENGINE TO AIRFRAME)
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=155923&dt=2082&dl=1345
Последняя телеграмма на эту тему, которую я нашел, датирована 2 декабря 1977, MCDONNELL DOUGLAS информирует о предложении СССР построить аэрокосмический комплекс (AEROSPACE COMPLEX), предложение включает целый город с заводами для производства двигателей и авионики. СССР искал помощи в дизайне заводов и разработке и производстве современного транспортного самолета. Представители СССР заявили, что покупка самолетов не интересна, и что партнеры получат гарантированные продажи в Аэрофлот и Восточную Европу, а так же большие дисконты на комплектующие производящиеся в СССР. СССР так же открыт для обсуждения с Боингом и Локхидом.
Представители Макдоннелл Дуглас заявили что позиция компании не изменилась с 73-74 года. Они горят желанием продать самолеты, но они не хотят технического сотрудничества или совместных предприятий.
https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=281044&dt=2532&dl=1629
PS: Я просто случайно наткнулся на одну телеграмму и меня затянуло читать. А потом я вспомнил про эту тему и решил что это будет интересно. В телеграммах много имен и деталей, потому опустил. Наверняка, я упустил кучу телеграмм. Перевод мой, вольный и с пропусками. Поэтому я постарался оставить ссылки на оригиналы.