Б-747 СССР-74700

Мне кажется это разные попытки - все таки то, что я писал было за 20 лет до начала 90-х.

Я кстати нашел еще несколько телеграмм того времени, с Локхидом в продажах СССР участвовал Rolls-Royce, их представители прилетали в Москву. А Боинг предлагал, возможно, модель 747SP (несколько раз упоминается)
 
Еще нашел рассекреченную телеграмму (гриф CONFIDENTIAL) от 15 ноября 1974 года:

1. Президент Боинга MALCOLM T. STAMPER и вице-президент R.E. BATEMAN позвонили 14 ноября послу рассказать о продаже самолетов СССР.

2. СССР пытается купить или обменяться технологиями с Боингом уже больше четырех лет. Боинг гнет жесткую линию, но СССР постоянно возвращается для дальнейших обсуждений. Боинг держит в курсе всех заинтересованных оф.лиц в Вашингтоне. Посол Добрынин поддерживает контакты с Боингом относительно возможной продажи, советская делегация из 9 человек посещала завод Боинга в Сиэттле. Приезжал заместитель председателя госкомитета по науке и технике Д. Гвишиани, пять недель назад он пригласил делегацию Боинга в Москву. Боинг полагает, что советский интерес к покупке очень силен (EXTREMELY STRONG) и эта тема может быть поднята на саммите во Владивостоке.

3. Стампер обрисовал следующую концепцию возможного сотрудничества Боинга и СССР на следующие 10 лет или дальше:
А) Фаза 1 (текущая) - СССР покупает 5 или 10 самолетов, по 31 миллиону долларов каждый. Самолеты - 747-200 или его укороченная версия, с увеличенным радиусом, который может летать выше, который идеален для внутреннего использования в СССР. В добавок Боинг продаст 4 или 5 элементов технологии для создания самолетов. Например: PLASTIC DUCTS, INTERNAL CABIN CONSTRUCTION TECHNIQUES, METAL HONEYCOMBING PROCESS, TECHNIQUES FOR PAINTING AIRCRAFT. Все эти вещи не подлежат регулированию в США, и будут стоить 125 миллионов долл. И последнее: Боинг помогает СССР получить сертификаты США на самолет Як-40 и обеспечить его маркетинг в США.
Б) Фаза 2 (через 4-5 лет) - СССР покупает дополнительные самолеты и дополнительные технологии. Только такие технологии, которые можно продавать по законам США и не повредят самому Боингу. Например, некоторые технологии которые хочет получить СССР, такие как, COMPUTERIZED WING-LOFTING (не знаю перевода), сейчас и вероятно всегда будут под запретом. Вдобавок Боинг получит советские технологии, такие как обработку титана и обеспечит их маркетинг в США.
В) Фаза 3 (10 лет и дальше) - эта часть похожа на научную фантастику. Может включать возможные сделки по сверхзвуковому самолету второго поколения (SST первого поколения называли Ту-144), создание огромного супер-самолета для перевозки газа (HUGE SUPER-AIRCRAFT TO TRANSPORT NATURAL GAS).

4. В ответ на вопрос посла сталкивался ли Боинг с проблемами получения лицензий (видимо на экспорт), Стампер ответил: "Пока нет", отметив недавние продажи Боинга в Китай и Румынию. Для этих стран чувствительные технологии, как например, система посадки ILS, были "разбавлены". Сделки по совместному производству, строительству заводов в СССР, конечно, невозможны.

5. Стампер заключил, что ближайшие цели дальнейших переговоров - подписание меморандума о намерениях (MEMORANDUM OF INTENT) в декабре. Сейчас он, и BATEMAN, ведут переговоры с Министром Бугаевым и директором Аэрофлота Буровым в Москве. 15 ноября они посетят завод Туполева в Воронеже. Если меморандум будет подписан в декабре, то они вернутся в это время в Москву. После дальнейших переговоров, окончательный контракт будет подписан в марте 1975 года с поставкой первого 747-го в 1976 году. Общая стоимость контракта составит 250-500 миллионов долларов.

https://aad.archives.gov/aad/createpdf?rid=246898&dt=2474&dl=1345
 
Последнее редактирование:
Я не возражаю, нет. Сама возможность подобных коммуникаций в те годы сейчас представляется фантастической. Ну, на обывательском уровне.
 
Ну почему же? В 70-ые годы как раз был период так называемой разрядки. В СССР появилась "лишняя" валюта от продажи дорогой нефти. Контакты с США налаживались и в других отраслях. И не только оставались на бумаге, как в данном случае, но и реализовывались. Вспомнить хотя бы строительство завода Pepsi в СССР.
 
Учитывая еще и любовь бровастого к американским машинам.
 
Крупнейший советский автозавод был построен итальянцами, достаточно много других производств основывались на импортном оборудовании.
В 1973 году у страны относительно внезапно появился источник валюты (нефть подорожала в 10 раз; ещё заработал ВАЗ, около половины продукции которого экспортировалось, а внутри страны автомобили продавались с нормой прибыли 300-400 процентов), спрос на авиаперевозки рос, быстро пополнить парк своими силами было непросто.

К тому же большинство партийных руководителей (а именно они в это время сосредоточили в своих руках управления страной) оценивало способности советских инженеров довольно скептически, и обычно предпочитали если не импортировать, то копировать.
До 1973 года у нас просто не хватало денег для того, чтобы всё купить, приходилось выкручиваться самостоятельно.
 
Вы правы.
Сейчас аналогичная ситуация. Условно с нуля можно считать МС-21 и военного назначения самолеты. Все остальное клоны перекупленные за границей.