бомбовоз "Горный орел". Фантастика и теоретика.

Patsak

Новичок
Добро пожаловать в эту тему, приветствую вас!

Речь пойдет о самолете из романа А. и Б. Стругацких "Обитаемый остров". Самолет по книге имел полное наименование "Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз "Горный Орел". Здесь для краткости я стану его называть "Горным орлом" или еще проще "Го".
Если вы читали эту книгу, вам будет проще понять меня.

В моих планах стоит 3d моделирование этого самолета как можно ближе к описанию данному в книге для создания в будущем иллюстраций и прочего.
В процессе обдумывания конструкции и собирания материала по подобным машинам, меня заинтересовал технический вопрос возможности существования такого самолета. Потому я решил обратиться на этот форум.

вот описание самолета из книги:

"Личный Е. И. В. бомбовоз "Горный Орел" поразил воображение Гая. Это была поистине чудовищная машина, и совершенно невозможно было представить себе, что она способна подняться в воздух. Ребристое узкое тело ее, узукрашенное золотыми эмблемами, было длинным, как улица. Грозно и величественно простирались исполинские крылья, под которыми могла бы укрыться целая бригада. До них было далеко, как до крыши дома, но лопасти шести огромных пропеллеров почти касались земли. Бомбовоз стоял на трех колесах, в несколько человеческих ростов каждое -- два колеса подпирали носовую часть, на третье опирался этажерчатый хвост. К блестевшей стеклом кабине вела на головокружительную высоту серебристая ниточка легкой алюминиевой лестницы. Да, это был настоящий символ старой империи, символ великого прошлого, символ былого могущества, распространявшегося на весь континент. Гай, задрав голову, стоял на ослабевших ногах, трепеща от благоговения, и как громом поразили его слова друга Мака:
-- Ну и сундук, массаракш!.. Извините, принцгерцог, невольно вырвалось..."

"Гай обернулся и увидел, что лопасти гигантских пропеллеров исчезли, слились в огромные мутные круги, и вдруг все широкое поле сдвинулось и поползло навстречу, все быстрее и быстрее... Не стало больше принцагерцога, не стало ангара, было только поле, стремительно летящее навстречу, и громовой рев, и немилосердная тряска, и, с трудом повернув голову, Гай с ужасом обнаружил, что гигантские крылья плавно раскачиваются и вот-вот отвалятся, но тут тряска пропала, поле ухнуло вниз, и какое-то мягкое ватное ощущение пронизало Гая с головы до ног."

Что можно вынести из описания:
0. Не о самолете, а о планете, на которой происходит действие. Надо понимать, что многие условия для полета не совпадают с земными: плотность атмосферы, атмосферное давление, гравитация и т.п. И какие они, можно только предполагать.
То же и с технической точки зрения. Хотя по описанию самолет соответствтует идеям и проектам 30-х годов, однако остальное развитие планеты ушло на полвека вперед, а в некоторых областях - полная фантастика, с нашей точки зрения. Другими словами, самолетостроение - только развивающаяся область, при высоком развитии в других областях;
1. Абсолютно "нелетабельный" вид;
2. Фюзеляж. Узкий, длинный, ребристый. Нос самолета, а точнее кабина, полностью остеклен.
3. Крылья. Собственно, весь вид огромного самолета придают ему его крылья. Они "исполинские" и можно предполагать, что при таких размерах они достаточно широкие. При этом они находятся высоко над землей. "Как до крыши дома", т.е., если взять условно дом в три-пять этажей, то при высоте этажа 2,5-3 метра до крыльев будет от 7,5 м до 15 м;
4. Хвост. Очень важная особенность в описании самолета - хвост этажерочный. Более вероятно, что это означает оперение с двумя горизонтальными поверхностями, хотя может быть и больше. Хвост назван этажерочным - остальное на волю фантазии читателя.;
5. Колеса, на которые опирается самолет. Три одинаковых колеса "в несколько человеческих ростов". На одно колесо опирается хвост, тогда, очевидно, что два других подпирают крылья. Если взять примерный рост человека 1,5-1,7 м, то размер колеса будет, условно 3-5 метров. Кроме того, при таких размерах колеса должны быть в обтекателях, потому размеры будут не очень видны и их можно варьировать;
6. Винты и моторы. Три мотора на каждом крыле. Предплагается, что будет достаточно всего шести моторов, чтобы поднять такой самолет. Винты названы "гигантскими", то есть они должны выглядеть гигантскими для гигантского самолета. При том, что двигатели стоят на крыльях, лопасти чуть не доставали землю. Значит радиус винта близок к высоте колеса и опоры самолета. Если исходить из реально существующих, то диаметр винтов гибридного вертолета-самолета V-22 Osprey вполне подойдут. Это порядка 14 метров. Количество лопастей в пределах от 4 до 6.


В интернете я нашел два толковых фан-арта на тему "Горного орла".
Первый - авторства Алексея Березина ака ATS-NIK. http://abs.rusfforum.org/img/ME6.gif (1,4 Мб).
Второй - схема в 2-х проекциях от человека под ником 824td http://td824.chat.ru/orel.gif (51 Кб)

мне нравятся оба варианта представления и я буду опираться частично и на них тоже.

Кроме того, в интернете проводился отбор на реально существующий самолет в истории, который был построен и летал и который лучше всего соответствовал бы описанию "Горного орла": http://community.livejournal.com/ru_wunderluft/118153.html
Победил самолет К-7.


я буду рад услышать ваши рассуждения по поводу такого самолета, его вида, особенностей, а так же ваши домыслы на сей счет.
вот такая присказка, сказка будет впереди...
 
Реклама
меня всегда интриговала отношение авторов произведений к таким поискам фанатов. Вот напишешь строчку, и помчишься дальше по сюжету, а там и вовсе забудешь, начав новые и новые книги.
А фанаты хватаются за каждый абзац, за слово, за букву, копают все глубже, и оказывается вдруг, что за "Мороз и солнце, день чудесный, чего ты дремлешь...." стоит не простое: "Анька, ты что, спишь еще? Вставай, заяц, хватит валяться, день в разгаре, пошли на коньках кататься - смотри погода какая классная!" , а целая история в 20 томах, с 10-летней предысторией, 30 летними последствиями, сказавшимися принципиальным образом на внуках и правнуках А.Керн, и вообще - Дантес, сука, именно после этих трагических и полных скрытой глубины слов пошел и начал заранее пристреливать ориентиры вдоль всех берегов Черной Речки.

Кстати, забыли в список включить Handley Page H.P.42 - тоже, наверное, забавно будет посмотреть обсуждение экспертов, какой же это биплан с ферменным хвостом и гофрированной обшивкой мог быть у цивилизации, забросавшей друг друга ядерными бомбами, у которой в то же время были роботизированные танки с ядерными реакторами, автоматические ракеты земля-воздух (те самые, сбившие и Орел, и перед этим доставшие в стратосфере космический корабль Максима), да еще и ментальное оружие?
 
Последнее редактирование:
забавно будет посмотреть обсуждение экспертов, какой же это биплан с ферменным хвостом и гофрированной обшивкой мог быть у цивилизации, забросавшей друг друга ядерными бомбами, у которой в то же время были роботизированные танки с ядерными реакторами, автоматические ракеты земля-воздух (те самые, сбившие и Орел, и перед этим доставшие в стратосфере космический корабль Максима), да еще и ментальное оружие?

Тоже хотел это написать.

Patsak, я думаю вы неверно, слишком буквально поняли вами приведенное описание.

Не забывайте, откуда прилетел тов. Мак. Он назвал бы сундуком самолеты, которые нам еще и не снились. Взгляд же на самолет глазами деревенщины Гая просто таки каждой буквой подсказывает, что это преувеличение.

Самолет вполне и даже скорее может быть похож на самые современные нам разработки, а не на самолет Можайского.

Кстати, если я не позабыл, то вроде ни о каких отличях физических свойств тамошней атмосферы от земной в книжке не говорится. Только про оптический эффект рефракции.
 
Кстати, забыли в список включить Handley Page H.P.42
вроде бы, этот самолет тоже обсуждался и был постепенно отсеян. там за это довольно оснавательно брались.

забавно будет посмотреть обсуждение экспертов, какой же это биплан с ферменным хвостом и гофрированной обшивкой мог быть у цивилизации, забросавшей друг друга ядерными бомбами, у которой в то же время были роботизированные танки с ядерными реакторами, автоматические ракеты земля-воздух (те самые, сбившие и Орел, и перед этим доставшие в стратосфере космический корабль Максима), да еще и ментальное оружие?
все очень относительно. та же цивилизация могла бы удивиться, почему в нашем мире так развилось самолетостроение, если небо все равно твердое; и к чему самолеты, если есть такие зенитки и ракеты?


что касается строчкокопания, то одни пытаются по книжке построить Ноев ковчег, другие "горный орел", да простят меня за такой пример...
человеческое любопытство и недоверие, а так же творческий дух заставляют делать порой довольно бесполезные, но вполне интересные вещи.

Patsak, я думаю вы неверно, слишком буквально поняли вами приведенное описание.
то, чем я пока занимаюсь - это создаю основу для дальнейшей фантазии.
за что еще я люблю Стругацких - это делать описание действий, событий, вещей так, чтобы у читателя оставалось пространство для творчества. читатель обязан додумывать многое сам, тогда появляется чувство соучастия.
если надо делать как по чертежам, то я возьму, например, Жуль Верна.
а так я использую метод дедукции (так это вроде называется), когда я из общеизвестных самолетов на основе имеющегося описания создам нечто частное, отдельное от остальных.
целью будет самолет, подходящий под описание, однако по конструкции отличающийся от существующих аналогов. придется поизобретать велосипед.




итак, я продолжу.
за основу, в итоге, я взял АНТ-20. я не стану приводить чертежи, но если пожелаете, сможете посмотреть их здесь: http://www.airwar.ru/other/draw/ant20.html

единственная толковая мера длинны, которая известна из описания это "на трех колесах в несколько человеческих ростов каждое"
если у АНТ-20 колесо диаметром 2 метра, то у "Го" оно будет 3-5 метров.
вот тут-то начинается ужас. потому что при таких пропорциях размах крыла будет от 94,5 до порядка 160 метров.
то есть, ширина самолета будет 200-300 метров.

в общем я нашел два самолета, которые близки по таким пропорциям.
первый - это реально существующий H-4 Hercules. он же Нарядный гусь или Пижон. вы могли видеть этот самолет, точнее гидросамолет, в фильме "Авиатор" с Ди Каприо, но полагаю, вы и без меня знаете на что это похоже. собственно, такие самолеты - это то, что могут строить миллиардеры не в своем уме.
размах крыла - 95 метров. самый большой в мире. и эта махина таки взлетела.

другой самолет - ТБ-6 построен не был. но, если я взял за основу АНТ-20 , то ТБ-6 был бы фактическим продолжением его и как раз по размерам бы подходил для "Горного орла". размах крыла предполагался тоже 95 метров.
я его упомянул, поскольку вполне известны его расчетные характеристики. строительство самолета было свернуто на стадии готовности 16%.
и это в середине 30-х годов. то есть получается даже были технологии, чтобы построить такую махину (правда не в Советах).

теперь, что касается самого крыла.
длинну я взял условно пока что 100 метров. по описанию в книге оно должно быть гораздо больше. и над длиной я еще подумаю.
профиль крыла так же следует обдумать, но скорее всего, это будет чтото совсем простое. и примерно наметил, как оно будет выглядеть сверху.
а вот три варианта, как оно может выглядеть в виде спереди:
e2028debc44a58df60684a28bb49addf.jpg

пунктиром я показал примерное расположение опоры крыла, т.е. стойки шасси. пусть это будет 20 метров, хотя цифра взята почти с потолка.
вариант (1) - это простейший вид. ничего примечательного. похожий был у Геркулеса.
вариант (2) - это вид крыла у АНТ-20 и, видимо, у ТБ-6.
вариант (3) - тип крыла обратная "чайка". не мне вам говорить, на каких самолетах он был. скажем, Ер-2 довольно крупный экземпляр с таким крылом.
собственно 3 вариант, мне нравится больше остальных. но поскольку, по бОльшей части крыло взято "для красоты", то мне интересно знать, может ли оно работать при такой невероятной длине.
возможны другие варианты крыльев, но основой будут для них все равно эти.
вариант (3а) - это общий вид с "колпаком" для шасси и винтами трех двигателей.
винты - 12 метров в диаметре и над ними еще надо будет подумать.
высота до самого нижнего участка крыла 7-8 метров. до самого верхнего и до кабины - 12-13 метров.
 
Последнее редактирование:
единственная толковая мера длинны, которая известна из описания это "на трех колесах в несколько человеческих ростов каждое"

Patsak, неужели только мне кажется, что это никакая не мера длины, а метафора. В литературе такое используется иногда ;)

Вы бы еще его "длинным как улица" и высотой до "крыши дома" представили.
Ну как дети, в самом деле! :confused:

Строчки призваны показать офигение Гая, доброго, но глупого солдафона с отключенными мозгами, которому этот пепелац кажется таким огромным и невероятным. У вас уроки литературы были в школе? ;) (это не наезд, не обижайтесь, просто уж очень все это как-то по детски).

Если уж даже попытаться притянуть какую-то реальность, то любой многоместный/грузовой самолет, так уж сложилось, значительно больше наземных видов транспорта. И Ан-24 даже по сравнению с танком - настоящий исполин.
 
спасибо за замечания.
я их принимаю, но и Вы поймите, что, если я решил как-то конкретизировать "Го", то ищу в описании какие-то моменты за которые мог бы уцепиться.

все познается в сравнении. если Вы завтра увидите, скажем, тот же пепелац, то как Вы его себе охарактеризуете? например, Вы подумаете: "он похож на бочку" или "он похож на перевернутое ведро". навряд ли Вам придет в голову "он является усеченым конусом". образность мышления - одна из черт восприятия мира.
потом Вы задумаетесь о размерах. можно, конечно же, прикинуть в метрах, но тут скорее нужны или какие-то инженерные навыки, чтобы так легко определять на глаз или быть, скажем, художником с наметанным глазом. скорее всего, опять же, Вы прикинете по каим-то условным объектам неопределнного размера.
я припомнил детектив Хмелецкой "Что сказал покойник?". так там героиня считала топливо яхты в ваннах, потому что ей было сложно представить
себе литр.
итак, Вы, увидев пепелац скажете себе примерно следующее: "эта штука раза в два-три выше меня и совсем как перевернутое ведро с такой крутящейся фиговиной".
при этом житель какой-нибудь планеты Энтеропия опишет тот же пепелац как "сепулька высотой в дюжину сепуляторов"...

я это к тому, что понятие "несколько человеческих ростов" и даже "до крыши дома" довольно универсальное.
но зато "под крылом могла укрыться бригада" - абсолютно непонятное сравнение, посольку бригада Саракша крайне расплывчатое понятие.

и я конечно не стану мерять улицу, чтобы выяснять длину фюзеляжа. однако, я могу сделать фюзеляж, чтобы прикинув, сказать "он длинной с улицу".
;)
 
Последнее редактирование:
Вот эту фотку увидел, и сразу мне "Горный Орел" вспомнился.
Похож ведь, а? По духу похож!

attachment.php
 
Есть такие японские мультфильмы, Крылья Хонеамис и The Sky Crawlers.
Там уже реализована авиационная техника, до которой ув. Патсак ещё долго додумываться будет. В Крыльях есть эпизод посадки турбовинтового бомбардировщика, который на 100% подходит под вышеуказанное описание.
Надеюсь, что посмотрев эти фильмы Патсак наконец-то разачаруется в Стругатских (как и я) и увлечётся аниме.
 
единственная толковая мера длинны, которая известна из описания это "на трех колесах в несколько человеческих ростов каждое"
А вот это?
Грозно и величественно простирались исполинские крылья, под которыми могла бы укрыться целая бригада.
Зная количественный состав бригады и площадь, занимаемую в среднем одним человеком, легко прикинуть площадь крыла. :)
 
Реклама
MikVolg, Миша, ну не известно же - какая бригада... зрбр, ртбр, бригада хлопкоробов иле ещё кого.

Patsak, надоть мне сперва книгу перечитать.

;)
 
Topper, хм, а зрбр - с матчастью или без? :rolleyes:

Мой кандидат, раз уж сказано шесть пропеллеров - будет шесть:

B-29_and_B-36.jpg


B-29 - для масштабу приставлен.

b-36_1.jpg
 
Назад