Бортовой счётчик ресурса (БСР)

Ty-204

Местный
Лет 25 назад в ЦАГИ зародилась идея устанавливать на критические места эксплуатируемых ВС специальные датчики деформации, как средство измерения нагрузок в полёте. Исследовательскими работами руководил Вениманин Львович Райхер, ныне уже покинувший Россию. Эта вполне здравая идея так и осталась нереализованной.

Некоторое время назад, в «Авиаторах» случайно увидел интервью одного из сотрудников немецкого или французского АТБ, который упоминал о применении на Airbus похожей системы.

Коллеги, может кто знает об этом подробнее?
 
Реклама
:)

"....9 Что было, то и будет, и что творилось, то творится,

И нет ничего нового под солнцем.

10 Бывает, скажут о чем‑то: смотри, это новость!

А уже было оно в веках, что прошли до нас....."
 
Насколько мне удалось понять "политику" наших прочнистов, для них самое важное это повторяемость режимов полета, т.е. 100% расшифровка БУР с подсчетом наработки по каждому режиму (важному с точки зрения обесечения усталостной прочности).
Получается, что все для этого вроде как есть, осталось дело за малым, наладить 100% расшифровку и обработку полетной информации.
Однако ж имеют место 3 причины:
1) хеликоптеры, понимашь, зачастую летают вдалеке от УРАПИ
2) оператор ничего с этого фактически не имеет
3) сам разработчик не очень готов и не очень желает собирать и анализировать весь этот ворох полетной информации, подумывает как бы это получать готовеньким, по старинке, от ГосНИИГА например
 
Последнее редактирование:
ЧТо-то подобное разве не применяется на иностранных ВС? Задача по современным меркам несложная. СОздать какой-нибудь нанодатчик, который мерит деформацию и по беспроводной связи отправляет её на компьютер, где специальные програмы приводят данные в божеский вид. Так формируется картина индивидуальной эксплуатации каждого самолёта, что упрощает процедуру прогнозирования ресурса.

Не может быть, чтобы буржуи до этого ещё не додумались...
 
По беспроводной связи в полете?

А вообще в правильном направлении мыслите :)
 
Что-то вроде мониторинга эксплуатационных нагрузок (OLM). Чёрт, я думал это вовсю применяется буржуями. Хотел навести справки, чтобы попытаться убеlить руководство внедрить этона вновь разрабатываемых машинах... :(
 
По беспроводной связи в полете?
Не сразу заметил этот подкол. Strek, просьба не петросянить. В то время, когда Райхер выдвигал свою идею о БСР, то полагали, что раз планер во время ресурсных испытаний опутан десятками тензодатчиков и паутиной проводков, то и на лётной машине всё будет также, что, разумеется, не катит. Сегодня телеметрия шагнула далеко вперёд, современные датчики замера микродеформаций практически автономны и вполне могут передавать информацию без проводов, сразу на землю.
 
без проводов, сразу на землю
Инфраструктура, интерфейсы, стандарты, внедрение. Из всех систем примерно то, о чем вы говорите - ACARS. Но в тайге с медведями под названием Россия систему пока не сильно жалуют. Дорого. Нам бы на хлеб заработать, а не на наноигрушки буржуйские.

Это примерно то же самое, что сказать: а давайте с завтрашнего дня все на электромобили пересядем, и откажемся от бензина.

Да и, скажем так, редко операторы о такой информации заботятся. Зачем она кому-то нужна? Посмотрел каждые 4000 часов - нет трещин в важных зонах, ну и летай дальше. Часто вы слышали в последнее время, чтобы в полете хвосты и крылья у лайнеров сами отваливались? А сколько эти гигатонны информации будут ресурсов тратить? А обслуживание? А вдруг датчики, спрятанные в недрах конструкции начнут с ума сходить? Траблшутинг, обслуживание... Кому этот геморрой нужен? Если только самим прочнистам=)

Я вот слышал про рацпредложение похожего типа: на одном новейшем российском самолете хотят сделать багажные полки (что вдоль салона) открывающимися электрически, от нажатия кнопочки. Представляете как будут материться на эти полки в АТБ=)?
 
Сегодня телеметрия шагнула далеко вперёд, современные датчики замера микродеформаций практически автономны и вполне могут передавать информацию без проводов, сразу на землю.
особенно это было бы актуально для авиадвигателей
 
Реклама
Кто о чём, а Зл-дей о двигателях .....)))))

1) А если без юмора, то просветите как можно качать данные по беспроводу в полёте и в тоже время пугать пассажиров предупреждениями, что самолёт упадёт, если они включат мобильник!
Кто-то здесь явно лукавит.....

2) Собрать данные при современном уровне электроники не сложно. Другой вопрос. А могут ли господа прочнисты сделать адекватные выводы о ресурсе по показаниям тензометров стоящих на N-ом шпангоуте? Хотелось бы услышать их компетентное мнение.
Под адекватными выводами я подразуменваю заключения вроде такого "износ 96%, множественные трещины, пора на свалку". Расплывчатые формулировки не катят.
Другими словами -- имеет ли смысл КБ заморачиваться на такие системы, если никто ничего конкретного по данным сказать не сможет? Или сможет?
 
Кто о чём, а Зл-дей о двигателях .....)))))
:) ага
если серьёзно, то действительно по планеру можно придумать передачу информации по любым канала (дело только в массе и эксплуатационной технологичности коммуникаций), а как с ротора ГТД передачу организовать? только по безпроводам :)

А могут ли господа прочнисты сделать адекватные выводы о ресурсе по показаниям тензометров стоящих на N-ом шпангоуте?

Собственно да. Поможет ли П.Пэрис с Ф.Эрдоганом?
 
Собственно да. Поможет ли П.Пэрис с Ф.Эрдоганом?

Нет не помогут. Я не спец в сопромате, но подозреваю, что монументальные теоретические изыскани в этой отрасли знаний очень тяжело натянуть на понятный эксплуатанту язык.
Решили ли указанные выше господа задачу преобразования показаний тензометра в фразы типа "стойка шасси выдержит 2000+-50 посадок, потом развалится"? Боюсь,что нет...
 
Нет не помогут. Я не спец в сопромате, но подозреваю, что монументальные теоретические изыскани в этой отрасли знаний очень тяжело натянуть на понятный эксплуатанту язык.
Это не сопромат, а механика разрушения :)
Решили ли указанные выше господа задачу преобразования показаний тензометра в фразы типа "стойка шасси выдержит 2000+-50 посадок, потом развалится"? Боюсь,что нет...
Господа занимались преобразованием изучением зависимости поцикловой скорости роста трещины от размаха коэффициента интенсивности напряжений (КИН) за цикл нагружения. С выводом своих знаменитых формул.
Но могут ли тензодатчики, хотя бы косвенно, дать оценку величины КИН? Я уже не говорю о автоматизации измерения длины трещины.
 
Я уже не говорю о автоматизации измерения длины трещины

Автоматизировать измерение распространение трещины с помощью современной техники можно, но стоить это будет как два новых самолёта.
Так что экономического эффекта не будет достигнуто.
Скорее всего это и не нужно никому.
 
каким, например, образом?


Тупо оклеиваем деталь ровным слоем тензометров и ждём, когда показания какого-нибудь из них не начнут изменяться, что и будет говорить о росте трещины.
Но это утопия. Дорого и не нужно никому.
 
Некоторое время уже исследуются технологии с контрольным сигналом по оптиковолокну, внедренному в материал конструкции, и с газами в замкнутых полостях (которые сочатся через трещины).
Еще слышал про лазерные технологии измерения в нагруженных подвижных элементах (двигателей, например), но не вникал, что они там меряют (микродеформации, что ли?)
 
с газами в замкнутых полостях (которые сочатся через трещины)

Лопасти вертолётов уже давным давно гермитичны и наличе трещины в них определяют по разгерметизации.
Так что эта технология уже давно внедрена в практику.

А про внедрёное оптоволокно можнете рассказать поподробнее?
 
Реклама
Назад