Чему учить радиотехников-эксплуатационников?

Алексей Павлович Крынин

Прадед
Считаю, что этот вопрос сегодня достоин того, чтобы выделить его в отдельную тему для общего обсуждения. Однако при его обсуждении нужно учитывать, что обучение радиотехников-эксплуатационников в колледжах гражданской авиации осуществляется не с бухты-барахты, а определено Государственными образовательными стандартами среднего специального образования, утверждаемыми Министерством образования РФ. Процедура разработки, согласования и утверждения стандартов является достаточно продолжительной, сложной и громоздкой, однако на стадии их разработки есть реальная возможность учесть требования эксплуатационных предприятий (естественно, если они есть и если они грамотно и конкретно сформулированы).

Я непосредственно участвовал в разработке действующих образовательных стандартов, поэтому знаю, о чем пишу. Действующие стандарты разрабатывались в 2001-2002 гг. и были введены в действие с 01.09.02. Радиотехники, получившие подготовку в соответствии с этими стандартами, уже работают в эксплуатационных предприятиях.

Действующий образовательный стандарт по подготовке техников по эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования можно скачать здесь:

http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/sred/list.plx?substr=2010
(файл ZIP, 71,1 КБ).

Дорогие коллеги. Без ознакомления с этим стандартом вести какие-то общие разговоры на этой ветке бесполезно. Мне необходимы конкретные предложения по изменению стандарта, а не общие пожелания. Следует учесть, что при добавлении чего-то нужно обязательно что-то сократить, так как количество часов обучения увеличиваться не будет.

Прошу не обращать внимания на то, что на обложке этого документа напечатано следующее:

"Квалификация – специалист по документационному обеспечению управления и архивист".

Это ошибка возникла, когда к готовому стандарту, разработанному с моим участием, прилепили где-то эту обложку. Могу точно утверждать, что в оригинале документа таких слов не было, так как о существовании такой квалификации (специалист по документационному обеспечению управления и архивист) я лично узнал, только скачав этот документ из Интернета.

На самом деле должно быть:

"Квалификация - техник".

В современных условиях требования к подготовке специалистов меняются очень быстро. Думаю, что в ближайшее время начнется разработка нового поколения стандартов, поэтому самое время определиться, чего же мы хотим.

Я всю жизнь занимался эксплуатацией радиолокационного оборудования. После окончания РКИИГА с 1972 по 1988 гг. прошел все ступеньки своей специальности: работал инженером, старшим инженером радиолокационной системы посадки самолетов (РСП), старшим инженером обзорного радиолокатора (ОРЛ), главным инженером службы ЭРТОС в аэропорту Уфа, с 1991 по 1998 гг. - ведущим инженером РСП в аэропорту Алма-Ата, с 1998 г. - методистом, главным инженером учебно-производственной базы, заведующим отделением технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования Рыльского авиационного технического колледжа гражданской авиации (РАТК ГА).

В 2003 г. ушел на пенсию (в 55 лет по вредности), но одиночества и безденежья долго не выдержал, через 3 года вернулся в колледж и теперь продолжаю работу в должности методиста отделения технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования.

Привожу эти сведения для того, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений в моей компетентности. Как сама эксплуатация, так и подготовка специалистов для нее выстраданы мной на собственной шкуре, поэтому я прекрасно понимаю, что без обратной связи с эксплуатационными предприятиями разработка нового поколения стандартов осуществляться не должна.

Выражаю уверенность, что есть в авиации люди, которым небезразлично её будущее и то, в чьи руки мы передадим имеющийся потенциал. Нам сегодня представляется реальная возможность повлиять на процесс подготовки будущих специалистов. Давайте, друзья, попытаемся использовать эту возможность. Мы отдали всю свою жизнь авиации, а жизнь у каждого одна, и у министра, и у рядового авиатора. И все вместе мы несём ответственность за будущее авиации, будущее России.

Надеюсь, что в обсуждении этой темы наряду со специалистами эксплуатационных предприятий примут участие преподаватели и методисты учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для гражданской авиации. Думаю, что наше обсуждение станет хорошей основой для разработки новых образовательных стандартов и позволит приблизить содержание обучения к требованиям эксплуатации.

Надеюсь, что в ответ на мой призыв будут предложены не общие рассуждения, огульно охаивающие сегодняшнюю систему подготовки специалистов, а конкретные и вполне реальные предложения, которые позволят изменить её в лучшую сторону.

Как говорится, с Богом!
 
Реклама
Алексей Павлович Крынин сказал(а):
Без ознакомления с этим стандартом вести какие-то общие разговоры на этой ветке бесполезно.
Уважаемый Алексей Павлович,
Ставя такие жесткие условия в беседе с Вами, Вы, несомненно, отпугиваете многих форумян, которые не менее Вашего разбираются в проблемах авиации. Уверен, многие могли бы предложить Вам свой взгляд на проблему и даже предложить возможные пути ее решения. Пусть из 100 ответов Вас, как специалиста, заинтересуют только пять. Ради этого стоит пригласить всех, а не только тех, кто захочет читать указанный документ.
Старатели перемывают тонны песка ради крупинки золота.
Попробуйте сформулировать несколько конкретных вопросов, на которые Вы хотели бы получить ответ. Если повезет, Вы его получите.
С уважением.
 
2 310

Уважаемый 310.

Я поставил это условие только из-за того, что уже имею опыт обсуждения этой темы на форуме Avia.ru. Общих рассуждений о проблемах образования очень много, но я на них никаким образом повлиять не сумею. Мне нужны предложения именно по совершенствованию конкретного образовательного стандарта, а не размышления типа "не читали, но одобряем" или наоборот "не читали, но не одобряем".

310 сказал(а):
Попробуйте сформулировать несколько конкретных вопросов, на которые Вы хотели бы получить ответ. Если повезет, Вы его получите.
Можно и конкретные вопросы, но все они будут связаны с содержанием стандарта и на них нельзя ответить, не читая его.

1. Какие квалификационные требования к выпускнику нуждаются в изменении? Особенно в части того, что должен знать и уметь выпускник.

2. Какие учебные дисциплины являются лишними в учебном процессе, а какие нужно добавить? Желательное содержание и объём новых дисциплин в часах.

3. Что из содержания учебных дисциплин можно сократить, а что добавить с конкретными формулировками? Как можно изменить количество выделенных на дисциплины учебных часов? Любая дисциплина не может иметь меньше 32 часов.

4. Что можно изменить в организации и проведении производственной (профессиональной) практики?

5. Как можно изменить примерный учебный план в части последовательности изучения дисциплин?

6. Какие другие разделы и положения стандарта нуждаются в корректировке? Конкретные предложения по их изменению.

Прекрасно понимаю, что общение на эти темы будет совсем не простым и потребует некоторых усилий мысли.

Для тех форумчан, которые хотели бы ознакомиться с содержанием обсуждения данной темы на форуме Avia.ru, привожу ссылку:

http://www.forumavia.ru/forum/1/1/6398412339500825114371186443111_1.shtml?topiccount=307

Надеюсь, что предстоящее обсуждение позволит получить и учесть в дальнейшем в новом стандарте требования эксплуатации, следовательно, приблизить подготовку специалистов к нуждам предприятий.

Спасибо за внимание к теме. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
 
Последнее редактирование:
поскольку я когда-то имел непосредственное отношение к образовательному процессу, разработке и переработке образовательных стандартов, самому процессу преподавания по своей-же, довольно близкой, специальности (КиТ РЭС), то думаю, что могу принять участие. чуть попозже скачаю стандарт, прочитаю внимательно и постараюсь ответить прямо по вашим пунктам.
но пока могу и так предположить, что у нас в итоге выйдет - примерно то же, что и с "дедами" с моей кафедры - кардинально разный (споры, ссоры и чуть ли не до драки) подход к квалификации. очень кратко говоря, моя точка зрения:
современный специалист-эксплуатационник (и техник, и инженер!) должен обращаться с техникой как с "черным ящиком" - подключил, настроил, включил - и все. сломалось - вытащил, включил новый, старый отправил в сервис. внутрь лезть не надо.



(почитал вашу ссылку на другой форум - ну вам там, собственно, так и отвечали, так что ничего нового я вам не сказал...)
 
Последнее редактирование:
m сказал(а):
моя точка зрения:
современный специалист-эксплуатационник (и техник, и инженер!) должен обращаться с техникой как с "черным ящиком" - подключил, настроил, включил - и все. сломалось - вытащил, включил новый, старый отправил в сервис. внутрь лезть не надо.
Согласен. А вот теперь эту точку зрения необходимо как-то внедрить в образовательный стандарт, чтобы она получила реальное воплощение. Иначе останется только разговор, а специалистов будут готовить по-старому.

Сможем внедрить, на выходе получим нужного специалиста. Не сможем, сразу после получения диплома его нужно будет отправлять куда-то переучиваться.
 
Здравствуйте, дорогие коллеги, которых волнует этот непростой вопрос - чему учить радиотехников-эксплуатационников.

Здорово, что в нашу жизнь вошёл Интернет, и есть возможность поздравить таких далёких, но на самом деле таких близких родных, близких и друзей без учёта разделяющих расстояний и границ.

Всех с Первомаем, всем наилучшие пожелания. Будьте здоровы, веселы и счастливы не только в этот прекрасный день, но и в остальные. :pivo:
 
Дорогие коллеги.

Поздравляю всех с Днём Радио. Всю свою жизнь посвятили мы этому нашему Богу, а жизнь у каждого одна. :pivo:
 
Уважаемый Алексей Павлович!
Поздравляю Вас с профессиональным праздником!
Я ознакомился с предложенным к обсуждению документом. И хочу поделиться некоторыми соображениями по теме.
На мой взгляд, надо включить в программу подготовки принципы взаимодействия систем бортового РЭО с другими системами. В частности, с системами автоматического управления полетом. Причем не только на теоретическом уровне, а на уровне схемотехнических решений. Конечно, для этого придется включить в программу изучение работы "смежных" систем - потребителей радиоинформации (САУ, автопилоты и пр.).
Кстати, данный пробел, из моей практики, четко просматривается у военных авиарадиоспециалистов, где АО и РЭО строго разделены. Радисты, порой, "страшно оторваны от народа", как говорил классик. Специалисты - техники, подготовки Гражданской авиации АиРЭО - ресосники, с которыми я тоже достаточно долго работал, в этом отношении подготовлены гораздо лучше.
Большее внимание я бы уделил практической подготовке, с выполнением работ по обслуживанию и поиску неисправностей и их устранению на "живой" технике, пусть даже в ущерб различным экологиям и менеджментам.
 
Дорогие коллеги.

Поздравляю вас всех с великим праздником нашей страны - Днём Победы, без которого, вероятно, и нас бы никого не было, и вся история на Земле пошла бы совсем по другому сценарию.

Здоровья вам, успехов во всех делах, душевного спокойства и равновесия.
-----


Уважаемый RAV,

Спасибо за внимание к теме и предложения. Хорошо, когда идёт конкретный и предметный разговор, а не общие рассуждения типа, вот сейчас плохо, а надо улучшить, расширить и углубить. Вы правы, на стыке различных систем всегда возникают проблемы и непонимание между специалистами. Согласен с Вами, что знание "смежных" систем необходимо.

Правы Вы и в том, что практическая работа на "живой" технике не должна заменяться разговорами. В нашем колледже, кстати, очень хорошая учебно-производственная база, которую по привычке все называют полигоном. Там есть всё оборудование, для обслуживания которого мы готовим специалистов, причём всё оборудование действующее.

К сожалению, мы начинаем отставать в оснащении от аэропортов, но у меня есть надежды, что с присоединением колледжа к Московскому Государственному техническому университету гражданской авиации в качестве филиала эта проблема начнёт решаться быстрее, чем сейчас. Новое оборудование стоит больших денег, но, думаю, есть ещё умные люди в государстве, способные заглянуть вперёд. А перспективы таковы, что совсем скоро возникнет большой дефицит в специалистах нашего профиля, и придётся ставить в общежитиях койки в три этажа.

Но меня лично такая перспектива на пугает, а только радует. Наконец-то вспомнят вышестоящие организации о том, что есть ещё в стране учебные заведения, способные вести подготовку нужных авиации технических специалистов, и обратят внимание на их проблемы и нужды.
 
Здравствуйте Алексей Павлович,

Вспоминая применявшуюся методику в нашем училище, могу сказать, что практически поэлементное изучение каждого блока конкретных, действующих систем и агрегатов (особенно электронных), пусть даже устаревших, тренирует логику мышления курсантов, помогая в будущем осваивать новые современные системы. На практических занятиях, по большим самодельным плакатам - схемам блоков и систем, небольшими группами мы изучали их работу. Причем, преподаватель на зачете мог теоретически, на схеме, "ввести" отказ любого элемента, а нам надо было, опять же чисто умозрительно разобрать работу схемы при этом отказе. Это было, так называемое, проблемное обучение.
Классический пример тому: "Зачем возить железо на самолете, давайте делать сердечники трансформаторов из пенопласта". И надо было рассчетами показать, почему это невыгодно и неоправдано.

По себе могу сказать, увидев впервые вблизи вертолет уже работая на заводе в должности инженера (учили меня на истребители и бомбардировщики), его АОшную"начинку" изучить мне не составило большого труда. Пригодилось глубокое знание технической электроники, а главное - владение методикой изучения работы систем. Спасибо преподавателям, вдолбившим в нас-курсантов эти знания.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Уважаемый RAV,

К сожалению, в современных условиях микроминиатюризации и повсеместного использования микросхем, гибридных сборок и других неремонтируемых элементов, имеющих очень сложную структуру, поэлементное изучение каждого блока уже невозможно, да практически и не нужно. Техник должнен хорошо представлять логику работы и основные функциональные связи элементов, показываемых на схемах прямоугольничками, этакими "чёрными ящиками", знание внутреннего строения которых уже не имеет особого значения, важно знать как это устройство реагирует на входные сигналы и что должно выдавать на выходе при исправной работе.

Основная задача - найти неисправный элемент уже не на уровне микросхемы, а на уровне платы или другого устройства, которое может быть заменено из комплекта ЗИП. Конечно, в идеале, в дальнейшем и эта функция может быть возложена на автоматику, что уже сделано в некоторых узлах аппаратуры с автоматическим резервированием. Но на данном уровне от техника всё-таки требуется знание основных принципов и внутренних связей, чтобы ориентироваться в функциональных схемах и уметь отличать исправное устройство от неисправного.

Тем не менее, на начальном этапе обучения при изучении основ радиоэлектроники, хоть и поверхностно, но рассматривается и внутреннее содержание основных логических элементов и других устройств. К сожалению, надо признать, что существует некоторое отставание. Продолжают изучаться элементы, которые уже сходят с арены, а новейшие приборы, в которых используются новые открытия и изобретения, не сразу становятся предметом рассмотрения в учебном процессе.

Но с внедрением в учебный процесс Интернета возможности использования новейших знаний значительно расширяются. Не все преподаватели пока имеют доступ к Интернету, низкая зарплата не позволяет им приобрести компьютеры для домашнего использования, а цены подключения к Интернету, по крайней мере, у нас в Рыльске, для преподавателей являются неподъёмными.

Я работаю в Интернете с 2002 года со своего домашнего компьютера, а на моё рабочее место мне подключили Интернет только 28 февраля текущего года. Но за это время нормально он работал не больше двух недель, а потом возникли сначала технические, а потом финансовые проблемы. И сегодня я веду с Вами этот разговор с моего домашнего компьютера, не имея возможности обсуждать эти чисто профессиональные для меня, методиста, темы в рабочее время.

Надеюсь, что со временем цивилизация дойдёт, наконец и до нас, и любой преподаватель сможет пополнить свои знания и ознакомиться с новейшими тенденциями и учебной литературой со своего рабочего места.

А насчёт "вдалбливания", уважаемый RAV, Вы совершенно правы. И сейчас приходится делать это, но контингент учащихся уже таков, что не всегда получается. В результате отсев идёт громадный.
 
Алексей Павлович,
Вы совершенно правы насчет микроминиатюризации и прочей современности, во время моих "университетов" это уже входило в практику в полный рост, достаточно сказать, что последними самолетами, чью начинку мы изучали в училище были Су-27 и Миг-29. И их схемотехнические решения изучали по принципу "черных ящиков" с заданными входными и выходными параметрами.
Я работаю главным технологом авиаремонтного завода ВВС в Питере (вертолеты Ми-24, Ми-8, Ка-27, Ка-32), к нам на практику приезжают курсанты 5 - го курса Академии им. Жуковского и пр. инженерных ВУЗов ВВС. Провожу занятия с ними по темам практики и по их индивидуальным заданиям, чаще всего - это дипломное проектирование. Могу сказать, уровень их подготовки весьма высок, и что главное - есть "огонек в глазах".
Но, все-таки живую технику побаиваются. Как впрочем, в свое время и я сам, есть психологический барьер. Порой не верят, что их теоретические знания в полной мере работают и на практике. И что все это достаточно просто и познаваемо.
Сейчас у нас работают 15 человек Выборгского училища ГА (первый раз из гражданской авиации). Толковые ребята, поскольку это техники и приехали на достаточно долгий срок - около 1,5 месяцев - внедрили их учениками в производство. Ребята довольны, что им еще и зарплату платят, ну и отзывы мастеров - только положительные.
 
Уважаемый RAV,
как бы мы хотели этого "огонька в глазах" у наших курсантов!

Когда они проходят практику на нашем полигоне, могут не только попрактивоваться на "живом" оборудовании, но и своими руками потрогать различные элементы, долгие годы собираемые инженерами и техниками в результате разборки списанного оборудования. Будучи заведующим отделением технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования, я проводил практические занятия с курсантами третьего курса и решил заглянуть в соседнюю аудиторию, где занимались первокурсники моего отделения, которые впервые в жизни видели оборудование, которое они будут изучать в колледже и на котором потом работать в аэропортах. И каково же было моё удивление, когда я застал там буквально заснувших курсантов.

И решил я показать первокурсникам, как работают на оборудовании третьекурсники, с которыми я проводил занятия. Завожу их в свою аудиторию, где был установлен действующий диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7СМ и что же вижу! Мои хвалёные третьекурсники, получившие от меня задание на самостоятельную работу с оборудованием, за время моего кратковременного отсутствия уже успели уснуть, положив головы на конспекты. Да, показал на примере, что уж и говорить!

И в то же время вспоминаю, как мы проходили практику на полигоне РКИИГА в своё время. Да никогда такого не было, чтобы кто-то склонил голову на занятиях с действующим оборудованием. Старались во всём разобраться, так как знали, что завтра придём в аэропорты и будем работать самостоятельно, без всякой помощи. Так оно в дальнейшем и происходило. Не успел я начать работу в должности инженера РСП в Уфимском аэропорту, как через пять месяцев уже был назначен на должность старшего инженера, и стали с меня спрашивать за работу объекта без всяких скидок на молодость. А сейчас очень мало наших выпускников попадает в аэропорты и работает по специальности. Вот и пропал у них "огонёк в глазах".

Поддерживаю связь с некоторыми моими выпускниками, работающими по специальности. Они благодарят за ту подготовку, которую получили, дают дельные советы, на что обратить внимание, что убрать, что добавить. А тем, кто пошёл по другой дороге, содержание обучения совершенно безразлично.
 
Последнее редактирование:
Алексей Павлович,
Преклоняюсь перед Вашим благородным трудом, и хочу вселить в Вас надежду на то, что "черная полоса" пофигизма нашей молодежи пройдет. На мой взгляд это недостаток воспитания еще школьной поры. Ведь в наше время было как, - кружки, заинтересованность в изучении техники, престижность в молодежной среде умения обращаться с техникой вообще, а с радиоэлектроникой в частности. Помню, как меня родители учили музыке, а я почти тайком начал заниматься радиоэлектроникой в 12 лет. В 14 - собрал свой первый магнитофон (на лампах), как про мое увлечение узнали в школе, и классный руководитель на уроке, при всех рассказала о том, чем я занимаюсь (видимо мои друзья ей об этом рассказали). Как ко мне домой ходили одноклассники посмотреть на это "чудо". И никого не волновало, что параметры самоделки значительно уступают "Маякам" и "Ростовам". Это теперь я понимаю, что они не только мной восхищались, они гордились своей причастностью к возможностям своего сверстника - одноклассника. Кстати, многие потом тоже стали "рукодельничать паяльником" и трое моих друзей пошли впоследствии по радиоэлектронной стезе. Один из них, как и Вы, закончил радиотехнический факультет РКИИГА.
А нынешние мальчишки кроме компьютерных игр ничего не знают, и, что обидно, и знать не хотят. Нынешняя доступность радиоаппаратуры отбила стимулы к самодельному конструированию, полностью исчезли кружки и различные секции. ДОСААФ выродился в коммерческую организацию.
Грустно, но толкового молодого инженера сейчас найти очень трудно. Кстати, как не парадоксально, к нам на работу стали приходить молодые девушки - инженеры, с тем самым "огоньком в глазах" Они, как правило, не имеют авиаиционного образования (мужская работа) но показывают устойчивые знания, а главное - тягу к технике. Наш завод начал практику оплаты обучения таких специалистов в авиационных ВУЗах по приобретению именно "авиационной" специальности. Я сейчас оформляю свою сотрудницу инженера-технолога в питерскую Академию ГА. на специальность "эксплуатация ВС и авиадвигателей", принимают ее сразу на 3-й курс, причем она согласна даже на "кабальные" условия договора с заводом о последующей пятилетней отработке, либо выплате заводу стоимости обучения.
Кстати мои обе дочери, пошли по моей стезе, одна уже закончила и работает в Пулково, вторая еще учится в СпбГУАПе (бывший ЛИАП), работает у нас на заводе. Обе, как и я - АОшницы.
У нас, рядом с заводом находится военное училище радиоэлектроники ПВО (бывшее Вильнюсское). С преподавателями я довольно плотно контактирую, проводят у нас на заводе свои НИРы, причем с обоюдной выгодой. Разрабатывают и изготавливают для завода различные устройства на основе компьютеров для автоматического съема и обработки информации с испытательных стендов, ну и прочие интересые затеи. Так вот курсанты, почему-то в этом не участвуют.
В свое время, у нас в училище были, так называемые "заказные" работы и дипломы. Т.е. разработки не шли на полку в архив, а делались непосредственно под нужды промышленности и ВВС. Я, например, в своем дипломном проекте разрабатывал алгоритм математического расчета системы предупреждения попадания самолета в зону поражения осколков собственных боеприпасов. Ну и, конечно, изготовил действующую модель этого вычислителя на основе аналоговых микросхем (инженер, все-таки). А сам алгоритм ныне "зашит" в бортовые ЭВМ бомбардировщиков и штурмовиков. Об этом нам рассказал в прошлом году бывший мой руководитель дипломного проекта, начальник кафедры электроники, ныне преподаватель Академии им. Жуковского на нашей встрече выпускников по случаю 25-летия выпуска. Как он сказал, это был эксперимент, проводимый на базе нашего училища, который оказался весьма удачным. И многие курсантские разработки ныне работают на самолетах и даже в космосе.
А на нынешних курсантов, преподаватели соседнего с заводом училища, еще лет пять назад очень жаловались, что подготовка у них крайне низкая, к третьему курсу диод от резистора отличить не могут, но вот вроде сейчвс дело сдвинулось, появился интерес у ребят, начали стремиться к познаниям.
Извините, за столь многословное "излияние", но, что я хочу этим сказать, может стоит в учебную программу включить работу курсантов в научно-технических кружках, т.е. внепрограммные занятия по углубленному изучению, усовершенствованию техники. Может быть это поможет пробудить интерес к своей будущей работе у них.
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги, неравнодушные к будущему нашей любимой авиации.

Вот и на нашей улице праздник.

Поздравляю всех с Днём Воздушного флота, которому мы отдадим, отдаём и почти уже отдали всю свою жизнь! Будьте все здоровы и счастливы, летайте, как птицы.

:pivo:
 
Назад