Ну и на следующий день, по принципу "семь верст не крюк" я отправился в Косфорд, чтобы осмотреть Royal Air Force Museum Cosford и заодно закрыть тему "больших английских авимузеев" (единственный, оставшийся неосмотренным - Fleet Air Arm museum в Соммерсете, но добираться туда из Лондона без машины очень уж долго, да и чем преодолевать последние 10 миль - непонятно).
Музей находится в десяти минутах ходьбы от ж/д станции Cosford (дорога до которой заняла около 2,5 часов из Лондона - полтора часа на поезде и около получаса на электричке + ожидание). Лучший вариант "добирания" из Лондона, имхо - поездом до Бирмингема и на электричке до Косфорда, причем по возможности лучше выбирать поезда Virgin Trains, а не London Midland - они идут полтора часа (против двух с небольшим) и даже во втором классе можно заказать место у розетки, что в моем случае было довольно актуальным. Опять же, следует иметь в виду, что электрички по направлению "Косфорд-Бирмингем" ходят не очень часто, днем - чуть ли не раз в час, так что осторожнее с планированием стыковок.
По дороге к музею на заборе можно увидеть таблички с предупреждениями "осторожно, может быть громко, тут вообще-то стрельбище", что, собственно, удалось оценить по дороге обратно - стрельбище таки действующее и, судя по доносящимся из-за забора звукам, стреляют там "патронов не жалея".
Экспозиция музея размещена в нескольких ангарах и немного - на открытой местности. "На улице" можно увидеть всего несколько бортов - в частности, "Нимрод":
Первый зал посвящен опытной и экспериментальной технике. Тут находятся такие интереснейшие машины, как исследовательский самолет Bristol 188, который был построен для изучения эффектов от нагревания на высоких скоростях
Двухкабинный "Метеор"
Один из двух построенных Fairey Delta 2 (сохранивший оригинальное крыло):
И ещё более полудесятка опытных машин британской разработки.
Второй зал посвящен "военным самолетам", причем не только британским - тут можно увидеть такие необычные для европейских музеев машины, как японскую пилотируемую бомбу Ohka:
Единственный сохранившийся в мире Ki-46
Единственный европейский Me-410 (второй находится в Smithsonian, но не выставляется, т.к. находится в процессе восстановления)
Опять же - единственный европейский Avro Lincoln (ещё два есть в Аргентине и один - в Австралии)
Рядом с "Линкольном" стоит Folland Gnat - почему-то мне казалось, что он должен был быть больше
Следующий, самый большой зал посвящен Холодной Войне. Сразу у входа нас встречает троица английских V-бомбардировщиков - Косфорд является единственным местом, где есть все три машины, т.к. является обладателем последнего комплектного Вэлианта.
На нижнем этаже стоят Avro York
Handley Page Hastings
грустная опытная ракета для подводных лодок Icara
и баллистическая ракета средней дальности Thor
На стендах, рассказывающих об истории Холодной Войны была замечана отлично-клюквенная настольная игра "Комиссар":
В этом же ангаре находится музейный магазин (сравнительно скромный, по сравнению с Хэндонским), найти его можно по весьма приметному указателю
Самое примечательное в нем - большой выбор старых журналов по авиатематике стоимостью то ли в 60, то ли в 80 пенсов за штуку.
Четвертый ангар посвящен с одной стороны, пассажирским, транспортным и учебным машинам, а с другой - управляемому вооружению. По первой тематике можно увидеть, например, тетушку Ю
Или "Комету" первых серий
А вот по второй здесь можно увидеть одно из самых полных собраний на тему "немецкое управляемое ракетное вооружение конца Второй Мировой". Тут есть, например, ракета "земля-воздух" Enzian - попытка сделать ракету с модифицированным двигателем от Ме-163 и бортовым радаром
Двухступенчатая твердотопливная зенитная ракета Rheintochter и множество других занятных изделий
Ещё на территории музея в отдельном павильноне отмокает от налипшего за полвека в море Dornier 17, который не так давно был поднят со дна и перевезен в музей
Осмотр всей экспозиции занял у меня примерно часа четыре - и это в довольно беглом темпе. Так что если планировать более "вдумчивый осмотр" - лучше задумываться о раннем приезде или ночевке в окрестностях музея.
Все фотографии, отснятые в Cosford, находятся тут:
https://plus.google.com/u/0/photos/116780747777857571181/albums/5900488157245707105 (в т.ч. и многих самолетов, которые в тексте я не упомянул).