Что касается г. Исаева, то посмотрите фото с его комментариями по поводу антенны. Ну и что теперь скажете о его суперкомпетентности?
Экзот, с таким подходом как у Вас спорить трудно – ну приведу я цифры, что у нас радиостанций было завались, а Вы уже ответили, что в частях РККА малограмотное … на них работать не умело.
Докажу я, что уровень специалистов был высок, Вы скажете, что в Вермахте выше.
Вот что у меня есть по рациям на самолете (комментарии без кавычек мои).
Кстати, нигде не могу найти информации по оборудованию р/ст самолетов Люфтваффе по состоянию на 1941 год. Может поищем вместе?
Давайте послушаем А.А. Туржанского "Во главе Советской авиации" в сборнике "Реввоенсовет нас в бой зовет" - М., Воениздат, 1967, с. 186-187.
"В 1931 г. меня назначили командиром авиабригады Научно-испытательного института ВВС. В середине июня 1931 главком ВВС П.И. Баранов сообщил мне, что в ближайшие дни Центральный аэродром посетят члены Политбюро во главе со Сталиным и будут знакомиться с авиационной техникой.
Самолеты я выставил на юго-восточной окраине аэродрома: истребители И-4, И-5, французский "Потез", чешский "Авиа", далее разведчики, легкие бомбардировщики Р-5, тяжелый бомбардировщик ТБ-1.
Около полудня на аэродром въехала вереница автомашин. Гости пешком двинулись к самолетам. Ворошилов приказал сопровождать всех и давать необходимые пояснения.
Я предложил осмотреть сначала самолет И-5. Сталин по стремянке поднялся в кабину, выслушал мои пояснения и вдруг спросил:
- А где здесь радио?
- На истребителях его еще нет.
- Как же вы управляете воздушным боем?
- Эволюциями самолета.
- Это никуда не годится!
На выручку поспешил инженер по радиооборудованию. Он доложил, что опытный экземпляр рации имеется, но проходит пока лабораторные испытания. Сталин сердито взглянул на Орджоникидзе и Баранова, потом повернулся ко мне.
- Показывайте дальше!
Следующим был французский самолет "Потез".
- А у французов есть радио? - поинтересовался Сталин.
Мой ответ был отрицательным.
- Вот как! - удивился он. - Но нам все равно нужно иметь радио на истребителях. И раньше их.
Затем мы подошли к самолету Р-5. Сталин опять спросил:
- Здесь тоже нет радио?
Я отвечал, что на этом самолете имеется рация. Если угодно, то можно поднять самолет в воздух, и тогда гости могут с земли вести разговор с экипажем.
Настроение Сталина несколько поднялось. Он вроде бы даже пошутил:
- А вы не обманываете? Покажите мне радиостанцию..."
Заметьте год - 1931!
http://www.duel.ru/199924/?24_4_1
Походил т.Сталин по аэродрому и через 10 лет ничего не сдвинулось с мертвой точки?
Кстати, про бомбардировщики историки забывают, но 'В 1936 г. была принята к производству коротковолновая радиостанция РСБ
(радиостанция самолета-бомбардировщика).
РСБ имела мощность в антенне 50 Вт и обеспечивала связь телефоном на 350 км,
а телеграфом - на 1500 км.' Похоже все бомбардировщики имели радиостанции.
А завод в Горьком: 'В период с 1933 -1937 годы радио-производство уже составило 82% объема выпускаемых изделий. Были освоены самолетные радиостанции: 15-СК ( С - самолетная, К- коротковолновая), 15-СК-1, 5-СУ (У- ультракоротковолновая), РСВС, РСВС-1 v ближнего действия; РТБ, РТБ-К (Р- радиостанция, Т- транспортных, Б- тяжелых бомбардировщиков), РСБ v коротковолновая для бомбардировщиков, РСБ-М, РСД, РСД-М (Д- для дальних бомбардировщиков с комбинированным диапазоном "СВ" и "КВ") v дальнего действия; наземные радиостанции средней мощности v 3А, II-АК (А- автомобильная); из радиоприводных v АПР-3 (А - авиационная, П - приводная); пеленгационных v 54ДП, а также РУК v радиоузел для высших войсковых соединений и другие. Выпуск радиостанций увеличился в 8,2 раза (!).'
Ситуация аналогична радиооборудованию танков. Рации у командиров для двухсторонней связи. А ПРИЕМНИКИ у всех!
Почему? Ну еще одной из причин являлась цена, народную копеечку при том социализме иногда считали: '"Все истребители должны были оснащаться приемниками РСИ-4 (в этом случае цена самолета с мотором и оборудованием определялась равной 236 тыс. рублей), а каждый третий (!) - еще и передатчиком РСИ-4 (цена самолета - 238 тыс. руб.).'
'Еще в процессе госиспытаний И-200 в сен-тябре 1940 г. проверялась работа станции РСИ -3 ( РСИ - радиостанция истребителя) с приемником РСИ-4 'Малютка' на дальность 70 км, при этом были получены удовлетворительные результаты. В феврале 1941 г. в HИИ ВВС была оценена максимальная дальность уверенного приема радиостанции РСИ -3, которая составила 150 км. Кроме того, РСИ-3 имела всего шесть фиксированных частот для связи, а РСИ -4 - уже 90. Hачиная с 51-го самолета 6-й серии каждый третий истребитель МиГ-3 выпускался с радиопере-датчиком РСИ -4 [3].
Приемниками РСИ -3 или РСИ -4 оснащались все (!) серийные МиГи.
http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Mig3/11.htm
'В 1940 году было выпущено 2362 истребителей И-153. Из них радиостанция "Сокол" была установлена на 1009, передатчик РСИ -3 "Орел" - на 211, приемник РСИ -4 "Малютка" - на 18.'