Что есть ТЭС?

Ученый

Ученый

Старожил
На каком языке наши Эксплуатанты пишут свою часть ЭД (MP и т. д.)? Существует ли в наших авиакомпаниях «традиция» переводить зарубежную ЭД от Разработчика на русский? Или даже самый последний техник должен знать английский и читать всё с листа в оригинале?
На эту тему мы в свое время здоровенную ветку отрастили :)
http://aviaforum.ru/threads/14316
 
Реклама
MsKos

MsKos

Местный
Я бы сказал "безремонтная", поскольку ресурс объективно есть у любой железки (см. мой пост где-то выше) и он обусловлен "толщиной мяса" :) Вопрос в том, ограничиваем мы его (для безопасности, экономики и пр.), либо - нет (ждем когда железка развалится, в том случае, когда это ничем нам не угрожает)
"Безремонтная" эксплуатация вряд ли возможна. Устранение (локализация) усталостных и коррозионных повреждений, возникающих в процессе жизни ВС, неизбежно. Если имеются в виду традиционные отечественные "плановые" ремонты, то - согласен.
У любой железки конечно есть предел ее жизни, физический либо экономический.
Если продлевать ей жизнь путем восстановительных ремонтов, по результатам плановых осмотров (инспекций), не дожидаясь пока она окончательно развалится, вплоть до переклепывания целых сегментов каркаса, то срок ее жизни может быть весьма велик. Есть правда, говорят, такое свойство как "старение металла", но вроде оно до конца так и не изучено.
Окончательно судьбу конструкции может решить цена вопроса, что станет дороже для эксплуатанта, цена поддержания летной годности ВС или прибыль от продолжения эксплуатации ВС.
 
Последнее редактирование:
Plivet

Plivet

скиф
MsKos,

"Ремонт" на сегодняшний день отличается от "восстановления исправности" изменением ресурса.

И всё-таки, господа, кто такие ПЗ? Чем предусмотрено их участие? Какого заказчика они представители? Почему восстановление исправности ПКИ зависит от решения ПЗ?
 
Ученый

Ученый

Старожил
кто такие ПЗ? Чем предусмотрено их участие?
Если для сертифицированной АТ, то есть некое соглашение МО с МАК по поводу роли ПЗ (я не видел сам, увы). А по прочей технике, думаю это сплошные "понятия" (по привычке :))
 
Plivet

Plivet

скиф
Да всё бы ничего, но они вмешиваются в процесс, а завод кивает на них - мол, и готовы под контролем ОТК, но ПЗ не пускает! А он КТО?
 
Y

Yuha

Мамонт
"Безремонтная" эксплуатация вряд ли возможна. Устранение (локализация) усталостных и коррозионных повреждений, возникающих в процессе жизни ВС, неизбежно. Если имеются в виду традиционные отечественные "плановые" ремонты, то - согласен.
У любой железки конечно есть предел ее жизни, физический либо экономический.
Если продлевать ей жизнь путем восстановительных ремонтов, по результатам плановых осмотров (инспекций), не дожидаясь пока она окончательно развалится, вплоть до переклепывания целых сегментов каркаса, то срок ее жизни может быть весьма велик. Есть правда, говорят, такое свойство как "старение металла", но вроде оно до конца так и не изучено.
Окончательно судьбу конструкции может решить цена вопроса, что станет дороже для эксплуатанта, цена поддержания летной годности ВС или прибыль от продолжения эксплуатации ВС.
За бугром считается, что ежели цена капремонта превышает 70% стоимости нового изделия, такой ремонт не имеет экономического смысла...
 
Y

Yuha

Мамонт
Дык это то я видел ;) Но это и все (и может неоднозначно трактоваться). А интересуется вопросом "наш советский человек" :), ему, как я понял, хочется понять физический и юридический смысл ТЭС по отношению к традиционной "ресурсной" эксплуатации
ХЕЗ. Мот это поможет "нашему советскому человеку". Цитирую:

Эксплуатация - Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт. ГОСТ 25866-83

Техническое обслуживание - Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ГОСТ 18322-78

Ремонт - Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия и восстановлению ресурса изделий или их составных частей ГОСТ 18322-78

Регламентированное ТО - ТО, предусмотренное в нормативной или эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала ТО ГОСТ 18322-78

ТО с периодическим контролем - ТО, при котором контроль технического состояния выполняется в объеме и с периодичностью, установленными в нормативной или эксплуатационной документации, а объем остальных операций определяется техническим состоянием изделия в момент начала ТО ГОСТ 18322-78

ТО с непрерывным контролем - ТО, предусмотренное в нормативной или эксплуатационной документации и выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния изделия ГОСТ 18322-78

Регламентированный ремонт - Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта ГОСТ 18322-78

Ремонт по техническому состоянию - Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме установленными в нормативной документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием изделия ГОСТ 18322-78

Техническое состояние - Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект. ГОСТ 19919-74

Вид технического состояния - Категория технического состояния, характеризуемая соответствием или несоответствием качества объекта определенным техническим требованиям, установленным технической документацией на этот объект. ГОСТ 34.003-90

Исправное состояние (исправность) - Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации. ГОСТ 27.002-89

Неисправное состояние (неисправность) - Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации. ГОСТ 27.002-89

Работоспособное состояние (работоспособность) - Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации ГОСТ 27.002-89

Неработоспособное состояние (неработоспособность) - Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации. ГОСТ 27.002-89

Предельное состояние - Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. ГОСТ 27.002-89

Критерий предельного состояния - Признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией ГОСТ 27.002-89

Наработка - Продолжительность или объем работы объекта. ГОСТ 27,002-89

Наработка до отказа - Наработка объекта от начала эксплуатации до возникновения первого отказа ГОСТ 27.002-89

Наработка между отказами - Наработка объекта от окончания восстановления его работоспособного состояния после отказа до возникновения следующего отказа ГОСТ 27.002-89

Ресурс - Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние ГОСТ 27.002-89

Срок службы - Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до его перехода в предельное состояние. ГОСТ 27.002-89

Остаточный ресурс - Суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода объекта в предельное состояние ГОСТ 27.002-89

Назначенный ресурс - Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния ГОСТ 27.002-89

Назначенный срок службы - Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния ГОСТ 27.002-89
___________________________________________________________________________________________
А вот шо заклятые друзья "нашего советского человека" пишут об за ТЭС:
http://www.lifetime-reliability.com/condition_based_maintenance.html
 
Последнее редактирование:
B

Black Cat

Старожил
За бугром считается, что ежели цена капремонта превышает 70% стоимости нового изделия, такой ремонт не имеет экономического смысла...
70% это что-то слишком оптимистично. Реальные сомнения в экономическом смысле начинаются уже с 50%
 
Реклама
T

Ty-204

Местный
Повторю вопрос: на каком языке наши Эксплуатанты пишут свою часть ЭД (MP и т. д.)? К примеру, в "Сибри" MP на каком языке пишут?
 
Ученый

Ученый

Старожил
Для интересующихся прикрепляю свежую редакцию Положения по ТЭС ЛА ВН (без компромиссов конечно не обошлось, с трудом породили его с люберчанами, сложновато с ними согласовывать некоторые вещи)
 

Вложения

zl-day

zl-day

Электронно Ваш
Спасибо огромное!!! Я думаю мало кто ещё видел это положение. (И когда ещё увидит)
В чём были разногласия с люберчанами?
 
Ученый

Ученый

Старожил
Да там тонкости всякие :) Вот КоВР они придумали довольно странный вид работ (особенно "в смычке" с КВО). Сказывается влияние двигателистов и их последователей, кто насаждает идею о том, что ТЭС начинается после некоторого периода "нормальной" :) эксплуатации, да еще желательно, чтобы и ресурс сохранился (ну уж это мы вроде отбили)... В общем лень все вспоминать и переписывать сюда. Сделали и сделали, жизнь поправит, если что :)
 
Последнее редактирование:
zl-day

zl-day

Электронно Ваш
Соглашусь с Вами в части странности КоВРов применительно к двигателям.
Что можно восстановить в его исправности (работоспособности, в том числе ресурсов и сроков службы) - [цитирую приведённое Вами "Положение..."] в условиях эксплуатации? Про ПКИ всё понятно, их и без КоВРов меняли при отказе.

Не понял про "...ресурс мы вроде отбили...". Какой именно ресурс Вы отбили?

p.s. На счёт влияния двигателистов, не увидел я в списке составителей люберецких представителей этой специальности :)
 
Ученый

Ученый

Старожил
2 zl-day
Экий Вы дотошный :) Я ж говорю, лень вспоминать все перипетии...
Про ПКИ всё понятно, их и без КоВРов меняли при отказе
Вовсе не факт, меняли (и меняют) и по ресурсу

Не понял про "...ресурс мы вроде отбили...". Какой именно ресурс Вы отбили?
В п. 4.2 прямо написано, что при ТЭС нет назначенных ресурсов и планового ремонта, кроме (как вариант в отдельных случаях) поэтапно продлеваемого назначенного ресурса для ЛА в целом
На счёт влияния двигателистов, не увидел я в списке составителей люберецких представителей этой специальности
Я говорил о ЦИАМе. Это они придумали ТЭС при сохранении назначенного межремонтного ресурса двигателя
 
MsKos

MsKos

Местный
Для интересующихся прикрепляю свежую редакцию Положения по ТЭС ЛА ВН
Спс, еще тепленькое...
Но, по контенту имеется одно главное недопонимание (имхо) или "злой" (меркантильный) умысел:
В п. 4.2 прямо написано, что при ТЭС нет назначенных ресурсов и планового ремонта, кроме (как вариант в отдельных случаях) поэтапно продлеваемого назначенного ресурса для ЛА в целом
У братьев по разуму из области ГА в оч. старом (но до сих пор "радикальном") ОСТ 54 30044-85 в п. 3.2 четко сказано, что при ТЭС никакие ресурсы/сроки службы не устанавливаются.
Правда, МО это не то что другое "государство" - это другая "планета", другая "цивилизация"...
 
Ученый

Ученый

Старожил
"радикальном") ОСТ 54 30044-85 в п. 3.2 четко сказано, что при ТЭС никакие ресурсы/сроки службы не устанавливаются.
Это действительно элемент радикализма (хоть я его и сам писал со товарищи :)). Во первых, могут быть средние или гамма-процентные ресурсы, как показатели долговечности (в 1985 г. в "революционном угаре" про это забыли). Во вторых, я теперь более спокойно смотрю на общий назначенный ресурс для планера в целом, поскольку проектная его величина объективно должна быть, а уж этапы отработки это дело договорное. Например, можно сказать, что будет этап отработки ресурса 6000 ч / 1200 полетов, а можно - форма С с такой же периодичностью, в которой будет тот же объем работ по планеру, который бы сделали при продлении назначенного ресурса планера до 12000 ч / 2400 пол. В общем, не очень чисто теоретически, зато отражает правду жизни, ИМХО.
Главное, чтобы не было планового ремонта с выводом из эксплуатации.
 
Реклама
zl-day

zl-day

Электронно Ваш
Ученый, а двигатели как планируется эксплуатировать?
С контролем параметров (которых раз и обчёлся) или до безопасного отказа (например полное выключение как следствие заклинивания межроторного подшипника это безопасно для двухдвигательного ЛА?).

p.s. А почему в названии Положения написали ЛА, а не АТ? в редакции 1993 года тоже так было?