Что такое - навигационная линейка?

avro

avro

Модератор
Что считалось с ее помощью и есть ли у кого фото сабжа? ))))
 
Реклама
avro

avro

Модератор
Ого, какая она ))))

Супер! Помоглиии!!! )))

Где она щас применяется кроме Туполевых и Антоновых? И кроме ВВС?
 
Последнее редактирование:
Topper

Topper

Старожил
Глеб, на командных пунктах она завсегда применялась на ура, применяется и будет применяться вечно, аминь.
Делаемые время от времени попытки заменить russian wooden computer чем-то электронным уходят в свисток, т.к. рассчитать, скажем, радиус разворота самолёта по скорости и крену - на НЛ-10м займёт две секунды с вполне приемлемой точностью, а на компе за это время только кнопки разве что сумеешь найти (густой полумрак индикаторной комнаты КП делает своё дело).
За доброе слово в адрес НЛ-10м - могу научить на ей считать :D
 
avro

avro

Модератор
Topper, Игорь, ну почему ты не поэт? )))))))))))))))))))))

Респект за пример!!! ))))))
 
Моргун

Моргун

Местный
avro,
Извините, вставлю и я свои "пять копеек". Я по молодости летал (и сейчас работаю) в ДОСААФе (хотя теперь называется по другому и суть изменилась), и 27 лет отработал пилотом вертолёта в Аэрофлоте.

До 90-тых годов считали на НЛ-10М (НЛ-10, ветрочете и др.) все навигационные расчеты полета, причем, по участкам, ежедневно. А в полёте ещё и по фактической перерасчитываешь. Затем появились разные помощники, которые в полете выдают данные относительно фактической погоде. Теперь есть GPS, без которой никто и не попытается подняться в воздух, а тем более летать по маршруту. Но всё же, я бы не сбрасывал со счетов НЛ-10М (да ею и поныне пользуются при расчетах - быстро и удобно).

И ещё. Нам, в своё время, показывали, как расчитать по НЛ-10М сколько грамм перепадет если разливать бутылку 0,5 (0,7 и т.д.) на двоих, троих, четверых и по сколько надо сбросится (двум, трем, четверым и т.д.), если покупать водку за 2.87 руб, 3.12, 4.07 или коньяк, или любое вино...

У меня две дочери (77-го и 84-го года рождения), которые родились 23-го февраля, на вопрос как этого удалось достичь, я отвечаю:"Глубокие знания НЛ-10М и умение применять их на практике!"
 
Topper

Topper

Старожил
Глеб, вот тебе моя "энэлка" Вид "спереди" и "сзади" (фотографий большого размера не оставил, если понадобятся - пересниму и вышлю).

НЛ-10м_аверс.JPG


НЛ-10м_реверс.JPG


НЛ-10м_лейба.JPG
 
Реклама
Topper

Topper

Старожил
Простейшее применение (хмм, сложное применение я ужо забыл, надо блокнотики свои искать) - определение пути по скорости и времени полёта.
Пусть задана скорость полёта самолёта 900 км/ч. Под значение "900" подводим красный треугольник, - и созерцаем то, что не даст компьютер - всю гамму значений пути по времени. Для напримера - смотрим время - 20 минут, 30 минут, 50 минут - а над этими значениями видим значения пройденного пути, соответственно: 300 км, 450 км, 750 км. Обратная задача решается без каких-либо сложностей - смотрим на верхней шкале путь в километрах, а под ним видим время в минутах.
Если нужно просчитать по карте время полёта по маршруту при постоянной скорости - один раз подгоняем красный треугольник под значение скорости - и, измеряя длину этапов маршрута той же НЛ-кой - смотрим, сколько минут будет выполняться каждый этап полёта по маршруту. Просто и удобно. ;)

НЛ_время по скорости.JPG
 
Topper

Topper

Старожил
Можно быстро пересчитать скорость из километров в час в метры в секунду:
Пусть задана скорость 800 км/ч. Под значение "800" подводим красный кругляшок, - над "единичкой" шкалы будет показана скорость в метрах в секунду - около 223 м/с в нашем примере. Помним, что линейка - логарифмическая, поэтому вместо единички можно использовать "10" в рамке (лучше видно при мизерном освещении) - а значение скорости корректируем с учётом жызненнава опыта - если в голову вбито, что 900 км/ч это 250 м/с, то моск быстро понимает, что 800 км/ч - это именно 223 м/с, а не 22,3 м/с или 2230 м/с. 8-)

НЛ_метры в сек.JPG
 
Topper

Topper

Старожил
Упомянутый радиус разворота (на самом деле - виража без скольжения, т.е. без использования руля направления, "только креном") считается легко и, главное - быстро.
Пусть задана скорость 900 км/ч. Используя "ползунок", выставляем значение крена 30 градусов (для примера) - и под красной буквой "R" (в красном кругляшке, как зарегистрированная торговая марка с виду) видим значение радиуса - около 11,2 км. Быстро передвинув под полоску ползунка другое значение крена - быстро же получаем новый радиус. "Типовое" значение крена 45 градусов выделено черным треугольником (справа почти на обрезе фотографии) - очень удобно в темноте.

НЛ_радиус разворота.JPG
 
Последнее редактирование:
Topper

Topper

Старожил
Ну и можно использовать НЛ-ку как обычную логарифмическую линейку, например, помножить число "пи" на три. Под символ числа "пи" подводим единицу - и над вторым множителем (в нашем примере это три) видим ответ - 9,4 (вполне приемлемая точность для практики).
В опчем, гениальная в своей гениальности штука - навигационная линейка НЛ-10м, теперь - со вкусом ментола и фсё такое. :D
Спасибо за внимание.

НЛ_умножение на пи.JPG
 
Topper

Topper

Старожил
Бурундук, вот это - настоящий раритет! Я кроме НЛ-10м видел только НЛ-10 без "м" - отличие от "м" в том, что нет какой-то шкалы. Видел и использовал (не помню название) круглый вариант НЛ-ки, похожий на линейку с фото уважаемого Kwispel'я, но для командного пункта - именно для работы с картой и нарисованным на ней маршрутом (особенно с картой - "десятикилометровкой", где в милиметре километр) - удобна не "круглая", а "длинная" линейка. Нашёл на карте заданные поворотные пункты, по офицерской линейке накрутил на них кружочки, по НЛ-ке, выставив заданную скорость, чертишь маршрут между ППМ, сразу "скорость-высоту-время" пишешь: время как раз с линейки и берёшь, ещё и линейное упреждение поворота отметишь, если нужно. Удобнейшая вещь.
------------------
Ещё маленькое пояснение для Глеба:
Обратная сторона НЛ-10м - это "лёччиская" сторона: там можно посчитать всевозможные пересчёты и поправки в приборные скорости-высоты, снос и прочие дела, в которых я толком не разбираюсь. Я для своих КП-шных дел использовал только лицевую сторону. Про обратную - это надоть к пилотам обращаться. ;)
 
Последнее редактирование:
B

brab

Старожил
смотрю дискаверивский фильм "рождение самолета" - там с помощью чего-то похожего (правда с каким-то кругом) рассчитывают курс легкого самолета с учетом бокового ветра. никто не расскажет подробнее - как это делается?
 
Topper

Topper

Старожил
brab, эта штука называется "ветрочёт" - но как ею работать, я не знаю.
На НЛ-10м угол сноса и поправку в курс тоже можно посчитать, но, опять же, я забыл за давностью лет, как это делается.
 
Реклама
avro

avro

Модератор
А я Ее уже видел и даже держал в руках )))) Вчера ))) Игорь, зырь следучую нашу газету ))) Там правда, не скока про линейку, но вообче... ))))))