CRM в российских реалиях


Правильно. Нужна не кучка индивидуальностей, а слаженный экипаж.
Чтобы даже если один из не прокричал по какой-то причине "интерцепторы!", а другой со всей дури тянет рур при невключившемся реверсе, третий не думал о том, кто и как его обложит после остановки, а сделал бы всё сам - и интерцепторы, и по рукам второму, а рур на малый.
Вместо этого - 30 секунд ступора трёх хороших парней и пять трупов за 300 метров от торца впп.
 
Добавили б уж сразу четвёртого, что "со свечкой стоял"... Ну в общем ваша мысль понятна - каждому по няньке в кабину.
 
Позвольте влезть: весь мир почему-то обходится без закрепленных экипажей - и французы, и китайцы, и бразильцы, и Б-г знает кто ещё, в Эмиратах вообще полный интернационал летает. Чем россияне не люди?

Или дело не в СРМ?
 
но это - работа для инструкторов, проверяющих и прочих "отцов-командиров"
 

А четвёртый сидит на земле и СОК расшифровывает. И напоминает кто, что и когда должен сделать и сказать.
То, что я написал, - это не "нянька каждому", а взаимодействие в экипаже, где каждый выполняет свою функцию и контроллирует выполнение остальными и техникой. Тогда ни отказ техники, ни инфаркт или внезапное сумасшествие одного из членов экипажа не будут приводить к катастрофе.
 
Это бесконечная тема к обсуждению, и ее можно мусолить до посинения, но....Я сейчас очень крамольную штуку скажу, и половина "авиаторов от авиации" в меня начнут кидать портянками, но конечным мерилом является всегда результат. CRM родился и стал внедряться не просто от нечего делать, а когда было наглядно показано, что в компаниях, имеющих такую практику, кол-во инцидентов, предпосылок и пр. много меньше, а подход к подготовке к полету много выше
поэтому менеджмент АК из этой цепочки надо исключить
пардон, а кто тогда будет организовывать работу этих самых летчиков? Они сами себя? - в замкнутых системах энтропия только возрастает, что в переводе на человеческий зык означает, что в летном отряде, предоставленному самому себе, бардак ни в коем случае не имеет тЫнденций к самоорганизации, а напротив, будет лишь возрастать.
 
Дело не в CRM, а в вот таких вот огульных заявлениях.
В том, что отлаженную годами систему пытаются подменить на кусочки, произвольно вырванные из этой системы. И делают это люди, не знакомые ни с западной системой, ни с советской (ни в чём по результату не уступавшей), а полуграмотные, новоиспечённые "хозяева жизни". Табуреткины и им подобные, с подачи прямых конкурентов.
 

Давайте всё по-порядку. Отбор кандидатов для обучения у той-же Люфтганзы есть, причём жесточайший, вернее - высокий конкурс! Но если кто-то скажем не прошёл этот отбор по конкурсу из-за того, что мало набрал баллов на английском это не значит, что ему не быть хорошим пилотом. Это значит просто, что он либо будет пробовать снова, либо будет обучаться на коммерческой основе например в какой-нибудь коммерческой лётной школе и потом выйдет с полученной лицензией на рынок пилотов. Курсантом Люфтганзы трудоостройство в компании гарантируется, но ждать обычно приходится от года до двух. Психологические моменты учитываются не ""фактором CRM", нет такого термина, это Вы сами придумали, а другим специальным инструментом отбора кандидатов, называется он "assessment center". Там как раз и оценивается уровень профессиональных и например лидерских качеств будущих пилотов, их способность рабоотать в составе экипажа. Кандидаты, набравшие рейтинговые пункты по различным критериям "assessment center".ниже определённой "планки", отсеиваются так-же как и те, что продимонстрировали плохие базовые знания техники, способности к пространственной ориентации или знания английского. Про медицину я вообще молчу, потому что речь идёт только о тех, кто медециной допущен без вопросов. CRM - это программа тренировки действующих пилотов и членов экипажа пассажирской кабины. Потом взаимодействие это не единственный аспект этой программы, есть например и другие, не менее важные, например - принятие авиационного решения. CRM это кроме того программа, позволяющая научить и развить у лётного персонала способности применять правильные механизмы мышления в любой ситуации, для того чтобы принять и реализовать правильное решение в любой ситуации. Есть и возможность выставлять рейтинг, попросту оценивать действия экипажа в смоделлированных ситуациях - для этого, как часть CRM, существует "LOFT - Line Oriented Flight Training". В каком составе пилоты проходят этот тренинг абсолютно неважно, они должны быть готовы эффективно работать в любом составе, особенно капитан - в его задачу как раз и входит эффективное использование ресурсов экипажа для стоящих перед экипажем задач, будь то рутинный полёт или чрезвычайная ситуация.
 
Последнее редактирование:
Верно. Но он именно родился, в условиях, когда готов был родиться.
CRM - это "крыша здания", имеющего фундамент и стены.
А попытки бездарей натянуть именно такую крышу на совершенно другое здание приводят не к тому, что получается клон красивого здания с красивой крышей, а рассыпающееся и текущее где можно и где нельзя убожество.
 
до тех пор, пока они все здоровы, ни один из них не вздумал что-то поменять в жизни (сменить АК, профессию, город работы и пр) - вот тогда АК вдруг понимает, что в экипаже дыра, к работе экипаж не готов, и если на один-другой рейс дыру еще можно заткнуть кем-то подменным, то в долгосрочном плане надо озадачиваться привязкой к "осиротевшей" группе кого-то постоянного, адаптацией их друг-другу, совместимостью конкретных индивидуумов и т.д.
 
Т.е., отбор, всёже, есть. И жесточайший, да ещё и многоступенчатый, включая и психологический.
О том и речь.
Это оспаривать больше не будете?
И на рынке полно пилотов, не прошедших этот отбор, но тем не менее успешно летающих в других ак. Так?
Пойдите и отберите из курсантов лётных у нас, при том, что конкурса и в лётное нет.
Когда молодняк на 80% стремится пить пиво и колбаситься - нафиг ему проблемы отбора.
На нижнем уровне (бывшая ДОСААФ) - вообще голяк - максимум "повёрнутые" по сегодняшним меркам спортсмены, да старики, мечтавшие с детства летать и получившие эту возможность когда бабок заработали.
Старое поколение практически уходит из авиации, новое не идёт, а кто идёт, тем обучаться уже не у кого. Прогони весь ЛС через сито люфтганзовское - вообще весь парк на земле встанет.
Так какого фига тогда эти грабли под себя подкладывать?
 
так, пардон, прошу уточнить. Если сейчас некая компания (где-то высоко-высоко в горах, и, конечно, не в нашем районе - скажем, в Штатах) вздумает начать авиабизнес с ноля, как, по Вашему, им нужно организовывать работу экипажей? - с CRM или без?
Если с CRM, то чем это будет отличаться от практики российских АК, которым "еще рано, не дозрели"? и каковы критерии "созревания ситуации"?
 
Надо озадачиваться. А как же? И не тогда, когда жаренный петух клюнул, а заранее.
Это если ты менеджер (руководитель), а не "оператор логистической программы". Т.е., и среди менеджмента не должно быть случайных людей и "недопилотов", забракованных по медицине, а должны быть руководители, знающие и понимающие систему подготовки, умеющие работать с людьми, и сами являющиеся людьми, а не "стандартной гаечкой".
 
При чем здесь менеджеры? Какой золотой менеджер бы ни был, при фиксированных экипажах заболевшего члена все равно будет не кем заменить. Он что его родит?
 

CRM это не прихоть авиакомпании. Периодичность и темы CRM регламентированы нормативными документами, обязательными для выполнения всеми! Это обязательное условие, о желании никто не спрашивает.
 
заранее озадачиваться чем? Если нужен просто подменный член экипажа (к примеру, БИ), то это одно. А если нужен БИ, который будет совместим и слетан с конкретным экипажем, в случае, если из того экипажа их "штатный" БИ по какой-либо причине не выйдет на рейс - совсем другое, ведь "закрепленных экипажей" в АК десятки, если не сотни, и каждый экипаж становится при такой системе индивидуальным, со своими особенностями - и никогда не угадаешь, в каком из экипажей, когда и, главное, где потребуется замена


---------- Добавлено в 20:08 ----------


я-то знаю, но интересно было даже не это, а сам принципиальный подход к организации летной работы
 
Если под CRM Вы подразумеваете организацию взаимодействия в экипаже и в кампании вообще, то естественно с ней, родной - это было, есть, и будет всегда, не зависимо от того какими буквами это обозначить.
А если подразумевается конкретная модель, то врядли "с нуля" Вам удастся повторить люфтганзовскую модель.
А в маленькой ак с нуля, скорее всего и будет складываться маленький коллектив, с пилотами с рынка, которые либо сработаются, либо не сработаются и разбегутся. Бумажками и аббревиатурами этого не исправишь.
Критерии Вы и сами понимаете. Модель этого самого CRM должна соответствовать реальности и выдавать наилучший результат именно в конкретных условиях.
 

Люфтганза отбирает тех, кому она 50% обучения оплатит и на работу к себе возьмёт. Сама подготовка у других не хуже. У нас в училищах гражданской авиации обучение вроде до сих пор бесплатное. И даже если брать всех до одного, ничто не мешает их качественно готовить. Вы что, предлагаете снизить требования и упростить обучение, чтобы "было кому летать"? Так это мы уже проходили - в 41-ом, с лёгкой руки товарища Сталина. 6 взлётов и посадок и в бой...
 
Ну так, это же очевидно, что экипажи - это не "замкнутые на себя единицы" - так же, как и члены экипажа. Это просто следующий уровень коллективной работы. Уровень ЛО и АК.
Не дробить до мельчайших "кирпичиков-индивидуальностей", а собирать единый коллектив, наилучшим образом выполняющий свои функции. Для этого не обязательно отбирать "стандартные кирпичи" - просто, каждый нестандартный должен быть на своём месте.
И ротация экипажей - это тоже собирание такого коллектива.
Но ещё раз, ротация и случайный сбор в кучу на каждый рейс - это разные вещи.
 

Считаю неуместным муссировать тему "привязки" экипажа к определённому самолёту, хотя по лётным характеристикам однотипные самолёты от производителей, ремонтников, эксплуатационников могут до 3% отличаться друг от друга. Вот здесь экипаж должен знать их через различные каналы. Главное профессионализм, "слётанность" и постоянные прохождения "тренировок" (тренировочные полёты, тренажёры, проработка полёта на земле при подготовке, контроль - в чём я сомневаюсь в достаточных условиях, предоставляемые менеджментом). Ротация нужна, но она сама придёт, когда подготовленные кадры будут в ожидании "поджимать" своих коллег, т.е. думать о достаточности подготовки кадров смолоду, но не за 18 меяцев, а как минимум 4 года. И ещё, привлечением иностранных пилотов проблему в ГА не решишь, а только усугубишь. Ранее, предложения комментаторов на 90%, я считаю уместными и их надо учитывать.